на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: ЦНС


ватной методики для устранения данного расстройства.

     Выработка у больного  новых  навыков  с  использованием

сохранных функций  способствует повышению общей активности ,


                          - 577 -

практической самостоятельности и тем самым более полноценной

общей реабилитации.  Выбор  определенных методов восстанови-

тельно-компенсаторного лечения на каждом этапе  определяется

клиническим  течением травматической болезни .  Для удобства

конкретного рассмотрения этих методов при черепно - мозговой

травме  целесообразно их описание в рамках принятых пяти пе-

риодов травматической болезни головного мозга :  начального,

раннего,   промежуточного   ,  позднего  и  резидуального  (

Л.И.Смирнов, 1947 ).

     Методы реабилитации  различных  функций ( психическая ,

речевая и двигательная ),  проводимой разными  специалистами

под руководством невропатолога и нейрохирурга , тесно связа-

ны между собой ,  дополняют друг друга и тем самым обеспечи-

вают взаимный успех.

     РАННИЙ ПЕРИОД.  Уже в раннем периоде ,  являющемся про-

должением острого ,  начального периода травмы , применяются

специальные дыхательные упражнения , а также лечение положе-

нием.

      2Дыхательные упражнения. 0 Дыхательные упражнения не отно-

сятся к восстановлению двигательных функций , а являются од-

ним из важнейших методов общей реабилитации,  средством про-

филактики и борьбы с легочными осложнениями во всех периодах

черепно - мозговой травмы и ,  особенно ,  в остром периоде.

При гипостатических и аспирационных пневмониях , ателектезах

легких ,  тяжелейших последствиях общей гипоксии  ,  которые

являются  следствием  травматического  нарушения центральных

механизмов дыхания, необходимо широко использовать дыхатель-

ные упражнения .  Особенно это относится к лечению больных с


                          - 578 -

парезами и параличами дыхательной мускулатуры ,  бульбарными

расстройствами  ,  тяжелыми  степенями  нарушения сознания (

ступор , патологический сон , коматозное состояние и др .)

     В зависимости  от  состояния больного мспользуются раз-

личные методы дыхательных упражнений .  Однако общим для них

правилом является  активизация выдоха ,  что позволяет целе-

направленно вмешиваться в дыхательный цикл.

     Спрецифика проведения  дыхательных  упражнений в раннем

периоде травматической болезни во многом определяется состо-

янием сознания больного .  В тех случаях , когда больной на-

ходится без сознания или активность его недостаточна  ,  ис-

пользуют пассивные дыхательные упражнения , которые осущест-

вляет инструктор лечебной физкультуры.

     Инструктор ,  стоя сбоку от больного и расположив  свои

руки на его грудной клетке , вначале следует пассивно за ды-

хательными экскурсиями , как бы " подстраиваясь под ритм ды-

хания больного . Заетм во время выдоха начинает вибрирующими

движениями сдавливать грудную клетку , активизируя тем самым

выдох и вначале прилагая минимальное усилие.  С каждым выдо-

хом степень воздействия на грудную клетку больного усислива-

ется .

     Место приложения рук меняется через каждые 2 - 3  дыха-

тельных движения, что позволяет усилить рецепцию дыхательно-

го аппарата. руки можно попеременно располагать на различных

участках грудной клетки и живота . Во время вдоха инструктор

оказывает незначительное сопротивление расширяющейся грудной

клетки больного ,  что также усиливает рецепцию.  Количество

форсированных дыхательных упражнений в среднем составляет  6


                          - 579 -

- 7 ,  затем больной совершает 4 - 5 обычных циклов ,  после

чего вновь повторяют указанное дыхательное упражнение .  За-

нятия продолжжаются 10 - 12 минут .

     В тех случаях ,  когда сознание сохранено ,  больной по

команде увеличивает амплитуду дыхания , а также преодолевает

некоторое сопротивление на вдохе.  В этом периоде рекоменду-

ется легкий массаж грудной клетки , что также усиливает ре-

цепцию дыхательного аппарата .  При наличии кашля с отхожде-

нием мокторы в комплекс дыхательных упражнений включают осо-

бые приемы ( поколачивание по грудине , вибрирующий массаж и

др .)  ,  способствующие  откашливанию.

      2Лечение положением 0. Лечение положением , т.е. специаль-

ная укладка  больного ,  предупреждает развитие контрактур и

тугоподвижности суставов, улучшает периферическое кровообра-

щение , препятствуя тем самым образованию пролежней и трофи-

ческих язв ,  способствует более раннему восстановлению  ак-

тивных движений.  Помимо  общепринятых  в различных клиниках

способов лечения положением, в раннем периоде травматической

болезни мспользуют  специальные  методики .

     В конце  раннего  периода  становится  более отчетливая

очаговая картина поражения мозга.  например , при спастичес-

ком гемипарезе  с  характерным  распределением гипертонуса в

определенных мышечных группах ( большая грудная ,  двуглавая

, пронаторы ,  сгибатели кисти и пальцев на руке , аддукторы

, наружные ротаторы ,  четырехглавая , икроножная на ноге ),

специфическое лечение  положением необходимо проводить таким

образом , чтобы мыщцы , склонные к спастическим контрактурам,

были по возможности растянуты, а точки прикрепления их анта-


                          - 580 -

гонистов сближены ( Foerster , 1936 ) .

    Лечение положением  осуществляют следующим образом.  Ра-

зогнутую в локтевом суставе руку постепенно отводят от туло-

вища до угла 90 градусов , ротируя плечо кнаружи и супинируя

предплечье ( т.е. ладонью вверх ), пальцы выпрямляют и удер-

живают в таком положении с помощью валика или мешочка с пес-

ком ,  которые помещают на ладонь , устанавливая большой па-

лец в отведении и оппозиции к остальным .  В таком положении

всю руку укладывают на специальную плоскость или стул  стоя-

щий  рядом с кроватью .  при укладке нижней конечности вдоль

её наружной стороны располагают длинный мешок с  песком  или

специальную  противоротационную шину ,  чтобы ограничить на-

ружную ротацию бедра.  В подколенную ямку помещают маленький

валик  ,  предупреждающий переразгибание коленного сустава .

Для всей стопы ,  включая пальцы,  создают упор.  Стопу нес-

колько пронируют и устанавливают под углом 90 град.  к голе-

ни.

     Подобное лечение положением может применяться в различ-

ных вариантах .  Так ,  в случае преобладания в  клинической

картине пареза зкстрапирамидных компонентов с элементами ри-

гидности ,  частым проявлением чего бывают , например , сги-

бательные контрактуры в коленных суставах ,  фиксация разги-

бательного положения в коденных суставах осуществляется  бо-

лее жёстко ( лонгетами ) ,  с некоторой редрессацией. Если в

случае пирамидного гемипареза сеанс лечения положением может

быть достаточно длительным ( до 3 - 4 ч ) , то при экстрапи-

рамидных нарушениях жесткая фиксация допустима на  продолжи-

тельный срок .


                          - 581 -

     Время лечения положением подбирается эмпирически: после

снятия фиксации  определяется  состояние растянутых мышечных

групп .  Увеличение спастичности или ригидности мыщц по

сравнению с исходными укащывает на чрезмерное растяжение или

передозировку его по времени.  Таким образом  ,  оптимальный

режим лечения положением зависит от состояния больного и его

опорно - двигательного аппарата.

     Особое значение  и ярко выраженный эффект имеет лечение

положением при травматическом периферическом поражении лице-

вого нерва .  В этом случае лечение положением здесь основы-

вается на следующей концепции. Специфика действия мимических

мыщц в норме заключается в том , что большинство мыщц правой

и левой половины лица являются одновременно антагонистами по

направлению движения и синергистами по содружественному соз-

данию смыслового эмоционального действия на лице ( улыбка  ,

смех , печаль и т.П.) Одностороннее нарушение функции исклю-

чает смысловую синергию и резко усиливает  антагонистические

действия  мыщц  здоровой стороны .  Возникающий при этом так

называемый перекос лица со временем усугубляется все возрас-

тающим  изометрическим напряжением и укорочением мыщц здоро-

вой стороны ( вследствии отсутствия антагонизма  мыщц  пора-

женной стороны ) и , соответственно , постоянным растяжением

и дальнейшим ослаблением паретических мыщц.  В этих условиях

целесообразно такое положение ,  когда основные мыщцы здоро-

вой сторолны были бы не только фиксированы ,  но и растянуты

в сторону паретичных мыщц и точки прикрепления последних тем

самым были бы сближены. Подобное лечение положением достига-

ется лейкопластырным натяжением .  При этом осуществляют не-


                          - 582 -

которую гиперкоррекцию положения  здоровых  мыщц.  Свободные

концы лейкопластыря прочно фиксируют к специальному шлему, а

в остром периоде травмы к повязке.

     При подобном  лейкопластырном   натяжении   значительно

уменьшается антагонистическое действие мыщц здоровой стороны

, особенно при возникновении различных мимических ситуаций ,

то позволяет паретичным мыщцам достаточно адекватно спонтан-

но включаться в эту ситуацию.  Кроме того ,  лейкопластырная

коррекция мыщц  лица в более позднем периоде облегчает жева-

ние пищи ,  предупреждает вытекание жидкости из угла  рта  ,

улучшает речевую артикуляцию .

     Лечение положением ля круговой мыщцы  глаза  проводится

со стороны пареза.  Раздвоенную на конце ленту лейкопластыря

накладывают на середину верхнего и нижнего века и подтягива-

ют кнаружи ,  закрепляя на шлеме .  Умеренное натяжением су-

щественно сужает глазную щель и облегчает смыкание  век  при

моргании. Длительность сеанса лечения положением при травма-

тическом поражении лицевого нерва в среднем равняется 2,5  -

5 часов в день ( начинать следует с 1 - 1,5 ч ) .  Проводить

лечение желательно в период бодрствования больного.

     Регулярное , систематическое и патогенетически адекват-

ное лечение положением уже на ранних стадиях  травматической

болезни болезни  активно способствует спонтанному и целенап-

равленному восстановлению ,  а также компенсации  нарушенных

двигательных функций.

     В случаях благоприятного течения травматической болезни

уже в конце раннего периода могут быть начаты занятия специ-

альной лечебной гимнастикой .  используются главным  образом


                          - 583 -

пассивные и  полупассивные упражнения ,  о которых сказано в

следующих разделах.

      3ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД 0  При  благоприятном  течении этого

периода наблюдается уменьшение как общемозговых , так и оча-

говых неврологических  симптомов.  однако  стойкие поражения

мозговых функций приобратают специфические для данной  лока-

лизации травмы черты . В двигательной сфере - это гемипарезы

или гемиплегии ( в некоторых случаях крайне тяжелой  черепно

- мозговой травмы тетрапарезы ) , нарушение координации дви-

жений ( атаксии ) определенного типа ( мозжечковые ,  вести-

булярные , теменные и др . ).

     Программа восстановительно  -  компенсаторного  лечения

строится соответственно  особенностям протекания промежуточ-

ного периода.  В отношении кинезотерапии это означает расши-

рение занятий дыхательными упражнениями ,  продолжение лече-

ния положением ,  введение общеукрепляющей и специальной ле-

чебной гимнастики.  Расширение  программы  лечебного дыхания

заключается в том ,  что больной активно принимает необходи-

мые исходные  положения  и выполняет дыхательные упражнения.

больной обучается так называемому диафрагмальному , грудному

и смешанному типам дыхания . кроме того , дыхательные упраж-

нения сочетаются с  некоторыми  полупассивными  и  активными

движениями рук  и  ног  .  Лечение положением в этом периоде

также проводится более активно ,  с большей степенью ротации

конечностей (  при спастических формах ) и чередуется с раз-

личными формами лечебной гимнастики .

     При отсутствии или незначительном проявлении двигатель-

ных нарушений в этом периоде можно проводить общеукрепляющий


                          - 584 -

массаж и  гимнастические  упражнения общеукрепляющего типа ,

которые дозируются в зависимости от неврологического и сома-

тического состояния больного .  Однако наличие сколько - ни-

будь значительных двигательных расстройств , главным образом

спастических  парезов и атаксий ,  в сочетании с нарушениями

функции равновесия требует  применения  методов  специальной

лечебной гимнастики и избирательного массажа . Так при спас-

тических параличах и парезах лечебная гимнастика  направлена

на три основных проявления двигательных нарушений : параличи

и парезы , повышенный мышечный тонус , непроизвольные содру-

жественные движения - синкенизии.  В качестве методов лечеб-

ной гимнастики используются в основном пассивные движения  и

активные упражнения.  Пассивные движения являются непосредс-

твенным продолжением лечения  положением  и  играют  большую

роль в общем лечебно - восстановительном комплексе. При бла-

гоприятном течении травматической болезни они могут быть на-

чаты уже в конце раннего периода и максимально использовать-

ся в промежуточном периоде. Пассивные движения помогают сох-

ранить  нормальную подвижность суставов ,  уменьшают спасти-

чески повышенный мышечный тонус , восстанавливают и сохраня-

ют у больного представления о нормально совершаемых движени-

ях .

     Для достижения этих задач выполнение пассивных движений

должно отвечать следующим требованиям : а) инструктор должен

производить движения медленно,  ритмично ,  многократно ; б)

каждую серию движений в одном или нескольких суставах  необ-

ходимо делать  строго в одной плоскости ( для создания одно-

родности проприоцептивных раздражений ); в) увеличивать амп-


                          - 585 -

литуду движений постепенно ; г) необходимы активное внимание

и зрительный контроль со стороны больного .

     Соблюдение этих правил необходимо для постепенного вос-

создания у больного адекватной проприоцептивной  инфоормации

в паретичных конечностях с целью дальнейшего обеспечения ак-

тивных двигательных актов.

     Особенно недопустимы резкие пассивные движения в первый

момент растяжения спастических мыщц , так как они могут выз-

вать ответное рефлекторное их сокращение.  перед выполнением

пассивного движения проводится " разучивание " его на здоро-

вой стороне , а затем активные движения здоровой конечностью

совершаются одновременно или попеременно с пассивными движе-

ниями в паретичных конечностях.

     При спастических гемипарезах особое внимание  уделяется

следующим пассивным движениям :  сгибанию и наружной ротации

плеча, разгибанию кисти и пальцев ,  отведению и противопос-

тавлению большого пальца руки ,  сгибанию и ротации бедра  ,

сгибанию голени ( при разогнутом бедре ) ; тыльному сгибанию

и пронации стопы .

     Все эти  упражнения выполняются в исходном положении на

спине ,  животе ( особенно сгибание голени при фиксации  та-

за), на  боку ( разгибание бедра ,  ротации плеча и т.д.  ).

Позднее , когда больному будет разрешено сидеть , можно про-

изводить пассивные движения для плечевого пояса : поднимание

лопаток и надплечий , полное их опускание , отведение и при-

ведение лопаток к позвоночнику .

     При выполнении пассивных движений в двух и более суста-

вах паретичной конечности по возможности предупреждают неже-


                          - 586 -

лательные синкенизии , которые в период дальнейшей активиза-

ции могут существенно препятствовать восстановлению нормаль-

ных движений . Например , синкенизия так называемого тройно-

го укорочения  ( затрудняющая впоследствии обучение ходьбе )

может предупреждаться   противосодружественными   пассивными

движениями - сгибанием бедра с одновременным разгибанием го-

лени и тыльным сгибанием стопы или разгибанием бедра со сги-

банием голени и подошвенным сгибанием стопы.  Это же методи-

ческое условие  применимо и против развития и закрепления па-

тологических шейно - тонических рефлексов. Все эти пассивные

движения чередуются  со  специальным  избирательным массажем

расслабляющего характера в области спастических групп мыщц и

тонизирующего , укрепляющего характера для мыщц с низким то-

нусом и ослабленных .

     Проведение пассивных движений следует заканчивать лече-

нием положением ,  а впоследствии переводить в полупассивные

и активные упражнения.

     При благоприятном течении травматической болезни в кон-

це промежуточного  периода начинают применять активные - об-

щеукрепляющие и специальные упражнения .  Вначале они  носят

полупассивный характер  ,  т.е.  выполняются со значительной

помощью инструктора лечебной физкультуры , а затем становят-

ся всё более активными.

      3ПОЗДНИЙ ПЕРИОД 0 В позднем восстановительном периоде про-

должают проводить дыхательные упражнения , лечение положени-

ем и некоторые пассивные движения. Однако все эти методы яв-

ляются дополнительными по отношению к лечению активными дви-

жениями.


                          - 587 -

     Специфика течения позднего периода  травматической  бо-

лезни обусловливает  некоторые особенности проведенеия восс-

тановительных мероприятий . Так , при выполнении дыхательных

упражнений не  допускается  гипервентиляция ,  которая может

провоцировать эпилептоидные приступы . Стабилизация крово- и

ликворообращения позволяет значительно увеличить общую физи-

ческую нагрузку.  Выявление четкой клинической картины пост-

травматических нарушений движений ,  чувствительности и выс-

ших корковых функций делает возможным применение  конкретных

активных упражнений  ,  которые направлены на восстановление

временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию

утраченных функций .

     Осторожная ортостатическая  нагрузка способствует адек-

ватной тренировке сердечной мыщцы, нормализует центральный и

периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение наг-

рузки на нижние конечности и позвоночник повышает их  готов-

ность к предстоящей деятельности - вставанию и ходьбе.

     В восстановительном лечении  позднего  периода  ведущая

роль принадлежит активным специальным упражнениям ,  которые

должны быть строго дозированными , целенаправленными и адек-

ватными локальному неврологическому статусу.  Последнее осо-

бенно важно,  потому что использование физических упражнений

, не соответствующих силе мыщц, состоянию мышечного тонуса и

координационным возможностям ,  не бывает эффективным ,  за-

частую даже  затрудняет спонтанное восстановление нарушенных

функций .  Характер ,  количесвто и  очередность  упражнений

подбирают для больного индивидуально. В случае лечения вялых

парезов и параличей подобный  выбор  упражнений  облегчается


                          - 588 -

предварительной оценкой  мышечной системы больного по общеп-

ринятой пятибальной системе .

     Одним из первых специальных упражнений при спастических

парезах следует   считать  обучение  активному  расслаблению

мыщц. Вначале больного обучают расслаблению мыщц здоровой  ,

а затем паретичной конечности . После овладения расслаблени-

ем всей конечности можно обучать расслаблению отдельных  мы-

шечных групп .  Для этого , помимо активного волевого усилия

больного ,  используют специальные упражнения : направленные

напряжения мыщц  -  антагонистов  ,  локальный расслабляющий

массаж и т.д.  В дальнейшем способность к активному расслаб-

лению мыщц проверяют перед каждым занятием.

     Активное уменьшение парезов мыщц достигается сочетанным

применением различных методов лечебной гимнастики.  Мышечная

реедукация , чередование изотонических и изометрических нап-

ряжений мыщц в различных исходных положениях , использование

шейно-тонических рефлекторных связей ,  методические  приемы

усиления проприоцепции ,  упражнение мыщц в адекватно облег-

ченных условиях ( снятие силы трения ,  тяги антагонистов  и

т.д.) направленное  применение этих систем активных упражне-

ний являются важнейшими методами восстановительно -  компен-

саторной терапии.

     Следует особо  отметить группу специальных активных уп-

ражнений , направленных на дифференцированное овладение всей

гаммой мышечной деятельности Сюда относится  обучение  мини-

мальным мышечным напряжениям , восстановление умения дозиро-

вать мышечное напряжение ,  скорость  движения  ,  амплитуду

движения  ,  время переключения и другие физические величины


                          - 589 -

движения .  Большое значение уделяют активному зрительному ,

проприоцептивному  ,  слуховому  и  другим видам контроля со

стороны больного.

     Одной из основной групп упражнений является обучение  и

переобучение целенаправленным двигательным актам .  Если вы-

полнение какого - либо действия затруднено из - за непреодо-

лимых очаговых поражений мозга , то выявляют , анализируют и

предлагают  больному движения и действия компенсаторного ти-

па, направленно замещающие утраченный двигательный акт.

     Большое внимание  следует уделять предупреждению и уст-

ранению непроизвольных содружественных  движений  ,  которые

часто возникают у больных с центральными параличами . Борьбу

с этим дефектом ведут с помощью фиксации ( пассивной ) нера-

ботающей конечности  ,  активным волевым противодействием со

стороны больного , специальными противосудорожными движения-

ми в разных исходных положениях и ,  наконец ,  воссозданием

нормальных содружественных движений.

     Особое место занимает обучение стоянию и ходьбе .  Обу-

чение ходьбе - сложный процесс , успешность которого во мно-

гом зависит от правильного поятапного подбора подбора упраж-

нений ,  сторого специфичных  для  клинической  двигательной

картины у каждого конкретного больного.

     Помимо упражнений ,  направленных на лечение парезов  и

параличей ,  применяется  большое количесвто специальных уп-

ражнений для ликвидации  нарушений  координации  движений  -

атаксий различного генеза.  К ним относятся тренировка соче-

танных действий в различных суставах конечностей  ,  восста-

новление естественных  содружественных движений рук ,  ног и


                          - 590 -

туловища при выполнении таких важных  двигательных  актов  ,

как ходьба ,  повороты на месте и в движении ,  передвижение

по пересеченной плоскости ( неровность опоры , спуск и подъ-

ем по лестнице ,  уменьшенная плоскость опоры и т.д.) выпол-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.