на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Анализ системы управления качеством и разработка организационных мероприятий по повышению ее эффективности на ООО "Фрегат"


Кружки качества первоначально возникли в США, однако существенный импульс этому движению дали японские фирмы, где произошел и качественный, и количественный рост кружков. Затем они охватили страны Европы, Америки и Азии.

Кружки качества помогают предприятиям решать как технико-экономические, так и социально-психологические задачи предприятия.

Пример: «Три-четыре человека, обслуживающие тот или иной технологический процесс или часть этого процесса, остаются после работы и обсуждают так называемые «узкие места»: повышение качества, рост эффективности, снижение затрат. Они могут собираться и обсуждать проблемы (от 1-ой до 3-х) 1-2 раза в месяц и обсуждать от 1 до 3 тем».

Кружки качества распространены во всем мире. Они представляют собой важный элемент общественного участия в управлении качеством наряду с обществами потребителей.

Главными регламентирующими условиями в управлении системой качества, являются международные стандарты. Международные стандарты семейства ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на удовлетворении потребителя. Семейство международных стандартов ИСО 9000 делает различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции – требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции. Стандарты семейства ИСО 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предприятию предстоит выполнить. Данные международные стандарты не описывают, как достичь решения этих задач, но представляют такой выбор руководству предприятия.

В ИСО 9000 выделяется четыре общие категории продукции:

-  оборудование (технические средства);

-  интеллектуальная продукция (средства), под которым понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий в себя информацию, выраженную через средства поддержки; интеллектуальная продукция может быть как в форме программ для компьютера, так и в форме концепций, протоколов или методик;

-  перерабатываемые материалы, под которыми понимается материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние; перерабатываемые материалы могут представлять собой жидкость, газ, специфические материалы, слитки, прутки или листы; перерабатываемые материалы поставляются обычно в барабанах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;

-  услуги.

Концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами в сети, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть «владелец» – лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот «владелец» должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.

Ситуации, в которых применяются нормы ИСО 9000. В основном, нормы ИСО 9000 применяются в следующих четырех ситуациях:

-  как методический материал при построении системы качества на предприятии; при этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности;

-  как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем; в этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии – поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;

-  при оценке потребителем системы качества предприятия – поставщика; в этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту;

-  при регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации; при этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; как правило, для потребителя это является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.

Важным моментом в доказательстве поставщиком способности к качеству является документация системы качества. Стандарты ИСО 9000 рассматривают ряд типов документов, которые должны быть разработаны предприятием поставщиком и использоваться в системе доказательства способности к качеству. Эти типы документов приведены в таблице 1.1:

Таблица 1.1

Типовая документация по качеству

Охватывает Распределение Документы СОК Описание
В открытой части – все работники и возможные клиенты. В закрытой части – высшее руководство ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы по выполнению политики качества. Содержит маркетинговое ноу-хау фирмы
Все предприятие ВНУТРЕННЕЕ: Руководство предприятия, начальники подразделений; ВНЕШНЕЕ: При абсолютной необходимости РУКОВОДСТВО (СПРАВОЧНИК) ПО КАЧЕСТВУ Принципы обеспечения качества, оргструктура и порядок работы, обязанности, компетенции. Содержит организационное ноу-хау предприятия, указания на методологические и рабочие инструкции.
Подразделения, отделы Исключительно внутреннее по отделам МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК Подробное описание частичных областей СОК. Содержит организационное и техническое ноу-хау предприятия
Отдельные виды деятельности Исключительно по рабочим местам РАБОЧИЕ ИНСТРУКЦИИ СОК Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах. Содержит техническое ноу-хау предприятия
ТИПОВЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ СПЕЦИФИКАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ Передается исполнителю заказа. Содержит техническое ноу-хау предприятия

1.2  Показатели и методы оценки качества

Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимые для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и стандартизации продукции, планирования повышения её качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях ЖЦП.

Показатели качества – количественно или качественно установленные конкретные требование к характеристикам объекта, дающие возможность их реализации их реализации и проверки (таблица 1.2).

Показатели назначения определяют функциональные основные свойства продукции и обуславливают диапазон её применяемости.

Показатели надёжности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определённых условий эксплуатации и технического обслуживания.

Таблица 1.2

Основные типы показателей качества

                                            

Признак классификации Типы показателей
1 Отношение к свойствам продукции.

1.1.  Назначения

1.2.  Надёжности

1.3.  Технологичности

1.4.  Эргономические

1.5.  Стандартизации

1.6. Экономические

2 Количество отражаемых свойств.

2.1. Единичные.

2.2. Комплексные.

3 Метод определения

3.1. Инструментальные

3.2. Расчётные

3.3. Статистические

3.4. Экспертные

3.4. Социологические

3.5. Комбинированные

4 Стадия определения

4.1. Проектные

4.2. Производственные

4.3. Прогнозируемые

5 Размерность ожидаемых величин.

5.1. Абсолютные.

5.2. Приведённые.

5.3. Безмерные.

6 Значимость при оценке качества.

6.1. Основные.

6.2. Дополнительные.

Показатели назначения определяют функциональные основные свойства продукции и обуславливают диапазон её применяемости.

Показатели надёжности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определённых условий эксплуатации и технического обслуживания.

Показатели технологичности связаны совершенством конструктивно – технологических решений продукции, обеспечивающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизическим, свойствам потребителя, проявляющимся в системе <человек- изделие – окружающая среда>.

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно – чувственной форме.

Показатели стандартизации характеризуют продукции стандартам.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Номенклатура показателей качества продукции – совокупность показателей её качества по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня качества продукции. Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах.

Качество продукции – понятие, неразрывно связанное с экономической эффективностью промышленного производства. Оно характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, сертификации и унификации, надежность и долговечность. Принято различать обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

-  удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;

-  удельный вес продукции высшей категории качества;

-  средневзвешенный балл продукции;

-  средний коэффициент сортности;

-  удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции в общем, объеме выпуска;

-  удельный вес сертифицированной продукции в общем, объеме выпуска;

-  удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, в общем, объеме выпуска;

-  удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, в общем, объеме выпуска;

Индивидуальные (единичные) показатели – качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

-  полезность (жирность молока, зольность угля, содержание полезного ископаемого в руде, содержание белка в продуктах питания);

-  надежность (долговечность, безотказность в работе, срок работы без капитального ремонта);

-  технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

-  эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, экономические потери от брака и др.

При технико-экономическом анализе хозяйственной деятельности любого предприятия обязательно изучают динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дают оценку выполнения плана по уровню качества продукции и предоставляемых услуг.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (ф.1)

Ксорт = [∑(VВПi * Цi)] / (VВПобщ * ЦIс). (1)

Другой задачей экономического анализа, касающегося качества продукции, является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П).

Расчет производится следующим образом (Ф.2)

∆ТП = (Ц1 – Ц0) * VВП1;

∆В = (Ц1 – Ц0) * VРП1;                                 (2 )

∆П = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1];

где: Ц1 и Ц0 – соответственно цена изделия после и до изменения качества; С1 и С0 – соответственно уровень себестоимости изделия после и до изменения качества; VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 – объем реализации произведенной продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом (Ф.3)

Цср.пл. = ∑(VВПi пл. * Цi пл.) / ∑VВПi пл. ; (3)

Цср.ф. = ∑(VВПi ф. * Цi пл.) / ∑VВПi ф. ;

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, которые применяются при анализе структуры производства продукции:

-  способом цепной подстановки;

-  способом процентных разниц;

-  способом абсолютных разниц;

-  способом средневзвешенных цен.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости выпускаемой продукции, уменьшению объемов товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности производства.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем, объеме выпуска товарной продукции и определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения качества выпускаемой продукции являются:

-  плохое качество сырья;

-  низкий уровень производственной технологии;

-  неудовлетворительный уровень организации производства;

-  недостаточная квалификация производственных рабочих;

-  аритмичность производства и др.

Для определения качества продукции, необходимо сравнить значение показателей качества нескольких видов продукции. На основании сравнения можно будет сделать заключение о том, качество какой продукции будет выше (рис. 1.3).

Измерительный метод – основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств.

Расчётный метод – базируется на использовании информации, получаемой с помощью технических или эмпирических зависимостей. Этим пользуются при проектировании продукции, когда последняя ещё не может быть объектом экспериментальных исследований.

Органолептический метод – строится на использовании информации, получаемой в результате восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений на основе имеющегося опыта, и выражается в баллах. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.


Рис. 1.3 Классификация методов определения показателей качества продукции

Регистрационный метод – основывается на использовании информации, получаемой путём расчёта числа определённых событий, предметов или затрат, например при отказе изделия при испытаниях. Этим методом определяют показатели унификации, патентно-правовые показатели и другие.

В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Традиционный метод – осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчётных подразделений предприятий, учреждений.

Экспертный метод – оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов – экспертов. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении некоторых эргонометрических и эстетических показателей.

Социологический метод – определения показателей качества продукции используется фактическими и потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путём опросов или с помощью специальных анкет – вопросников, выставок, конференций.

Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть дифференциальным, комплексным, смешанным.

Дифференциальный метод – оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, то есть показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.