![]() |
|
|
Дипломная работа: Совершенствование рыночных механизмов госзакупок в РоссииТаблица 7 Расчет сокращения бюджетных средств за счет проведения конкурсов тыс. руб
Таким образом, по нашим расчетам, применение данной методики позволяет значительно снизить затраты госзаказчика и время на проведение конкурсов за счет осуществления оптимального выбора способов закупки для всех наименований продукции, а также сократить расходы бюджетных средств, в среднем, на 0,3-0,5%. В то же время использование данного метода представляет собой эффективный способ проведения классификации объектов закупки, который позволяет принимать оптимальное решение об осуществлении закупок на основе открытых или закрытых торгов, или, в исключительных случаях, путем запроса предложений либо закупок у единственного источника. Кроме того применения Парето - анализа возможно при проведение повторного анализа значительно укрупненных групп номенклатуры, что позволит более точно выделить наиболее значимые в общем плане позиции. Единственным ограничением в сфере применения данного метода является закупка одинаковых, в стоимостном выражении, объемов продукции. Однако в этом случае для проведения анализа можно выбрать другую характеристику продукции: стоимость транспортировки, хранения, срок доставки и др. или предварительно сгруппировать продукцию по какому либо признаку, например по степени срочности ее приобретения или иным параметрам. Другим механизмом повышения эффективности госзакупок, предлагаемым по результат проведенного в предыдущих главах анализа является частичная поставка. Достаточно часто государственный заказ на закупку товаров содержит несколько десятков наименований закупаемой продукции, в том числе и разнородной (канцелярские товары и принадлежности, вещевое имущество, продовольствие). При размещении подобного заказа государственный заказчик должен решить, можно ли и нужно ли делить заказ на части и размещать каждую часть отдельно или же передать выполнение всего заказа одному поставщику. Если госзаказчик делит заказ на части по наименованиям или группам однородных наименований (лотам), и размер конкурсной заявки по любому из наименований (лотов) не ограничен или ограничения носят достаточно гибкий характер, то имеет место частичная поставка. В этом случае, в конкурсной заявке допустимо по одной из позиций предусматривать поставку 30% требуемо-го количества, по другой - 100%, по третьей - 65% и т.д. Сферой применения частичной поставки является закупка больших партий любого стандартизованного товара или широкой номенклатуры товаров. Однако эффективное использование данного механизма возможно лишь при выполнении следующих условий: наличие достаточного для результативной конкуренции количества поставщиков; высокая степень взаимозаменяемости товаров разных производителей; существование общепринятых стандартов качества и функционирования закупаемых товаров; отсутствие явных монополистов на рынке данной продукции. Преимущества использования частичной поставки при закупках для госнужд заключаются в повышении эффективности расходования бюджетных средств посредством: S увеличения конкуренции, за счет привлечения большего числа поставщиков; S привлечения представителей малого и среднего предпринимательства; S предотвращения сговора поставщиков и недобросовестной конкуренции, в случае, когда на рынке всего два или три поставщика, способных выполнить государственный заказ в полном объеме; S предоставления возможности сохранить рыночную структуру или поддержать нестабильно работающих поставщиков, если это является элементом государственной экономической политики; S диверсификации рисков заказчика, связанных, со срывом поставок продукции (заключается несколько контрактов на поставку продукции, и при срыве одного или двух из них поставки по остальным контрактам продолжаются, и потребность в продукции удовлетворяется, пусть и не полностью). На следующей странице представлена разработанная автором данной работы схема организации и проведения госзаказчиком закупки продукции на открытых конкурсных торгах с использованием метода частичной поставки (см. Схема 2). На первом этапе госзаказчик должен решить вопрос о целесообразности использования частичной поставки для закупки продукции. Для упрощения приятия решения на схеме представлен алгоритм его осуществления. Первыми и наиболее существенными являются условия наличия большого объема закупаемой продукции, а также делимость заказа - это необходимые и достаточные условия для возможности применения данного способа закупок. В случае невыполнения хотя бы одного из них частичную поставку применять нецелесообразно. Далее идут дополнительные условия (однородность и конкурентность рынка, отсутствие значительных-скидок за объем, необходимость диверсификации рисков, привлечения МП и поддержки важных для государства поставщиков), при выполнении хотя бы одного из которых применение частичной поставки в данном случае является целесообразным. Схема 2 Организация и проведение госзаказчиком конкурсных торгах с использованием закупки продукции на открытых метода частичной поставки Затем госзаказчик должен провести разбиение заказа на части, опубликовать в официальном издании уполномоченного органа (в данный момент в "Конкурсных торгах") извещение о проведении конкурсов. По желанию заказчика возможно осуществление предварительного отбора поставщиков, после подведения итогов которого, проводится разработка и рассылка конкурсной документации. Далее осуществляется работа по разъяснению положений конкурсной документации и приему конкурсных заявок, которая завершается в назначенный день вскрытием конвертов с конкурсными заявками, и составлением протокола проведения открытого конкурса. По результатам рассмотрения и оценки конкурсных заявок происходит присуждение контрактов отдельно по каждому наименованию (каждому лоту). Завершаются торги публикацией результатов и подписанием госконтрактов. Применение частичной поставки значительно усложняет организацию и проведение конкурса, что требует от госзаказчика более высокой квалификации и знания специфики данного вопроса. Особенно важно учесть все особенно частичной поставки при составлении конкурсной документации, в которой необходимо установить следующие требования и условия: 1. По объемам продоле аналогичной продукции поставщиками, но не в денежном, а в процентном выражении к сумме конкурсной заявки каждого поставщика (т.е. объем продаж поставщика за последний год (два, три) должен составлять не менее N процентов от цены его конкурсной заявки). 2. По обеспечению конкурсной заявки: а) сумма обеспечения конкурсной заявки должна задаваться в процентах от цены конкурсной заявки; б) вид обеспечения: банковская гарантия и денежный залога (его применение позволит упростить подготовку конкурсной заявки мелким поставщикам); в) необходимо четкое указание порядка расчета и удержания суммы обеспечения при нарушении обязательств поставщиком. 3. Размер минимальной партии продукции (в процентном или в денежном выражении; должен быть достаточно велик, чтобы заинтересовать возможных поставщиков и обеспечить удобство расчета госзаказчику); 4. О порядке оценки предложений и присуждения контрактов (производится отдельно по каждому наименованию продукции); Для простых конкурсов, где важнейшим фактором является цена: по каждому наименованию определяется конкурсная заявка с наименьшей ценой; если по одному наименованию поступило несколько заявок с одинаковой наименьшей ценой, то контракт распределяется между ними в той пропорции, в какой находятся предлагаемые поставщиком объемы поставки (если не используются дополнительные критерии оценки: общая сумма конкурсной заявки, показатели качества продукции, квалификация поставщика и т.п.); если в результате вышеуказанных действий, суммарный объем поставки составил менее 100% требуемого, то последовательно определяются (тем же способом, что и предыдущие) конкурсные заявки со следующей наименьшей ценой, до тех пор, пока суммарный объем поставки не составит 100% или конкурсные заявки поданному наименованию не закончатся. Пример 1. По наименованию N поступило два предложения: одно из них предусматривает поставку 30% от требуемого количества продукции по цене 100 руб. за единицу, второе - поставку 100% по цене 125 руб. за единицу. В этом случае первому поставщику присуждается контракт на 30% от общей суммы по цене 100 руб. за единицу, а второму — оставшиеся 70% по цене 125 руб. за единицу. Пример 2. По наименованию Р поступило два предложения по цене 75 руб. за единицу. Первое предусматривает поставку 65%, второе — 100%. Распределение объемов поставки между поставщиками должно быть пропорциональным доле каждого предложения в суммарном объеме поставки (165%), т. е. первому присуждается 65% / 165% = 40 %, а второму 100% / 165% = 60% от общего объема поставки по цене 75 руб. за единицу. Пример 3. По наименованию S поступило четыре предложения: 1. цена 100 руб. за единицу, объем — 20%; 2. цена 105 руб. за единицу, объем — 25%; 3. цена 120 руб. за единицу, объем — 35%; 4.цена 120 руб. за единицу, объем — 100%. Первый поставщик получает 20% по цене 100 руб., второй — 25% по цене 105 руб. за единицу. Оставшиеся 55% = 100 % — (20% + 25%) делятся пропорционально объемам поставки, т. е. третий получает 55%х(35/135)=14%, а четвертый 55%х(100/135)=41%. 5. Право заказчика изменить объем поставки при присуждении контракта (величина такого изменения). 6. Право поставщиков указывать предел уменьшения или увеличения объема поставки по сравнению с предлагаемым (следует внести соответствующие указания в инструкции для поставщиков, а также предусмотреть специальную графу в таблице цен). На заседаниях "Круглого стола" не раз подчеркивались проблемы, связанные с поставкой нефтепродуктов на внутренний рынок РФ для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и функционирования экономики [125,128]. Государству необходим большой объем нефтепродуктов, а ни одна нефтяная компания не может выполнить такой заказ в полном объеме. Для решения данной проблемы целесообразно применить предложенный в данной работе метод частичной поставки, в этом случае каждый поставщик получит возможность предложить тот объем поставки, который он сможет реально выполнить, даст возможность государству закупить необходимый объем продукции по минимальным ценам. Порядок оценки предложений и присуждения контрактов в этом случае будет производиться по схеме, описанной в примере 3. Частичная поставка, безусловно, является более сложным, по сравнению с используемыми сейчас в России, способом осуществления госзакупок на конкурсной основе. Именно это, ввиду отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, отмеченного в первой главе, и является в данный момент препятствием для ее широкого применения в России. Однако приведенные выше преимущества ее проведения, с учетом протяженность нашей страны, необходимостью закупок большого числа однородных товаров на достаточно конкурентных ранках, обосновывают целесообразность применения данного механизма для повышения эффективности использования бюджетных средств, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местных органов власти. Для широкого внедрения в России метода частичной поставки необходимо осуществить: S подготовку квалифицированных кадров, S разработку типовых форм конкурсной документации, S введение эффективных методов досудебного разрешения споров, •S разрешить применение разнообразных видов обеспечения заявки, S внедрение компьютерных программ для оптимизации процесса приема и обработки конкурсных предложений поставщиков, S использование подходящих методов для оценки предложений, выбора победителей и распределения между ними объемов поставки. 6. Пресечение злоупотреблений Под данной формулировкой подразумевается не только борьба с коррупцией, но и пресечение недобросовестных действий поставщиков и попыток чьего-либо воздействия на проведение конкурсов. К сожалению, в действующем Законе ФЗ-97 никак не были определены ни мошенничество, ни злоупотребления, ни коррупция, несмотря на очевидную важность и необходимость этих определений в законодательных актах, регулирующих госзакупки. На данный момент есть лишь весьма пространное и запутанное определение "недобросовестных действий поставщиков" в Положении №305. Анализ мирового опыта, проведенный во второй главе данного диссертационного исследования, показал, что развитые страны и международные организации четко определяют данные понятия, а также процедуры, связанные с предотвращением, и наказанием за различные злоупотребления при закупках. Так, в "Принципах и правилах закупок товаров и услуг для проектов, финансируемых ЕБРР" под коррупцией понимается [87]: предложение, передача, получение или вымогательство любых ценностей для оказания влияния на действия государственного должностного лица или причинение вреда личности, имуществу или репутации в связи с процессом закупок товаров и услуг или исполнении договоров для получения или сохранения заказов или иного недобросовестного преимущества ведения дел. А мошенничество означает [87]: искажение фактов для оказания воздействия на процесс закупок товаров и услуг или исполнения договора в ущерб клиенту, и включает сговор участников торгов (до и после представления заявок) с целью установить заявочные цены на искусственных неконкурсных уровнях и лишить клиента преимуществ свободной и открытой конкуренции. В связи с вышесказанным, в первую очередь, необходимо ввести в закон, регулирующий закупки для государственных нужд, четкие определения злоупотреблений: мошенничества, коррупции и др. В то же время, целесообразно осуществить ряд мер, способствующих ликвидации коррупции в экономических отношениях в целом. Так, по данным "Transparency International", ежегодные потери России от коррупции оцениваются суммой порядка 15 млрд. долл. США, в то же время в российском законодательстве до сих пор нет определения коррупции, а на Закон о коррупции трижды накладывалось вето. [126] Поэтому, несомненно, следует принять закон о коррупции, снизить налоговое бремя для экономических субъектов, а также создать государственный механизм контроля (единого банка данных) за деятельностью экономических субъектов на основе сопоставления отчетности в налоговых органах с официальной информацией об их деятельности в других органах (таможенная, транспортная, кредитно-финансовая и другие). Затем, следует осуществить следующие меры: S активно внедрять информационные технологии на всех этапах проведения торгов, и использование электронно - лотовых торгов; S готовить квалифицированных специалистов в области госзакупок; S подробнее описать все процедуры и этапы проведения госзакупок в соответствующем законе; S при установлении фактов участия той или иной фирмы - поставщика в коррупции или мошенничестве при конкуренции за контракт или во время его исполнения, заносить ее в "черный список" неблагонадежных фирм, который может вести контролирующий госзакупки исполнительный орган. Этот документ должен регулярно печататься в средствах массовой информации, в журнале "Конкурсные торги", а также быть в свободном доступе в Интернет; S установить обязательность отсылки в электронном виде, например, в Минэкономики отчетов установленной формы о всех госзакупках и создать на их основе банк данных по госзакупкам; S использовать специальные информационно-аналитические компьютерные технологии извлечения и обработки мнений в системах поддержки принятия решений; S разработать комплекс мер, обеспечивающих обезличенное подведение итогов конкурса; S обеспечить прозрачность системы конкурсных госзакупок и анализ результативности принятых чиновниками решений; S создать кодекс этических правил для "госзакупщиков". ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы и предложения: 1. Конкурсные торги в России имеют богатую историю. Их развитие, начавшееся в XVII в. было бурным и прогрессивным, что позволило в начале XX в. разработать Инструкцию о порядке публичных торгов на государственные подряды и поставки, которая вполне соответствовала современным принципам прокьюремента. Однако последовавший за тем период плановой экономики, отрицающей все атрибуты рыночных отношений, в том числе и систему конкурсных закупок, далеко откинул нашу страну в этом вопросе. Поэтому 90-е годы XX в. справедливо можно считать началом нового этапа развития цивилизованных закупок для госнужд в России. 2. Законодательная и нормативно - методическая база конкурсных торгов на закупку продукции для госнужд в современной России, к сожалению, формируется путем учебы на собственных ошибках без учета существующего на данный момент мирового опыта, а также характеризуется использованием только самых простых международных конкурсных процедур. Отсутствие квалифицированных кадров в этой сфере, а также низкий уровень профессионализма отечественных законодателей привел к изданию двух основополагающих документов, регулирующих госзакупки (Указ №305 и Закон ФЗ - 97), с огромным количеством недочетов и двусмысленностей, которые негативно сказываются на развитии закупок в России. 3. Помимо несовершенной нормативно-правовой базы, отечественная практика внедрения торгов выявила целый ряд проблем, которые не позволяют в полной мере реализовывать в России преимущества системы конкурсного размещения заказов на поставки продукции для госнужд: • отсутствие квалифицированных кадров, S монополизм крупных предприятий. S отсутствие специализированного программного обеспечения, •S упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, S несвоевременность финансирования контрактов, S отсутствие гласности и транспарентности рынка госзакупок, S крайне низкая дисциплина соблюдения контрактов, S коррупция, мошенничество и грубые ошибки в процедуре проведения торгов со стороны организаторов торгов, председателей и членов конкурсных комиссий и разного рода чиновников, S отсутствие баз данных по ценам, поставщикам, выполненным контрактам и другие. 4. В связи с тем, что долгие годы в эпоху "строительства коммунизма", конкурсные торги на закупку не применялись, до 1997г. у нас в стране практически отсутствовали специалисты и какие - либо учебные пособия в этой области. До сих пор научной литературы и доступной информации в этой области на русском языке ничтожно мало (вышло всего 2 книги). 5. Несмотря на все проблемы система конкурсных закупок для государственных нужд в России, они развиваются и всесторонне поддерживаются Правительством РФ. Поэтому можно говорить о том, что в нашей стране накопился небольшой, как положительный, так и негативный, опыт в этой сфере. В связи актуальностью данного вопроса для современного этапа развития экономики России, необходим тщательный анализ мирового опыта, который должен стать основой для разработки научного подхода к выработке наиболее эффективной и продуманной процедуры закупок на конкурсной основе. Основная идея, которой необходимо руководствоваться, заключается в выработке универсальных, эффективных и в то же время достаточно простых механизмов, предусматривающих минимум затрат средств, усилий, времени госзаказчика и максимум эффекта. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |