на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Совершенствование рыночных механизмов госзакупок в России



Таблица 7 Расчет сокращения бюджетных средств за счет проведения конкурсов тыс. руб

Вид конкурса Стоимость предложений заказчика, Сп Стоимость заключенных контрактов, Ск Затраты заказчика на организацию и проведение конкурсов, 3 Сокращение расхода бюджетных средств
С=Сп-Ск-3 С"=— xlOO Сп
Вариант 1 2 064,9 1 923,7 22,8 118,4 5,7
Вариант 2 2 064,9 1 928,4 12,5 124,0 6,0

Таким образом, по нашим расчетам, применение данной методики позволяет значительно снизить затраты госзаказчика и время на проведение конкурсов за счет осуществления оптимального выбора способов закупки для всех наименований продукции, а также сократить расходы бюджетных средств, в среднем, на 0,3-0,5%.

В то же время использование данного метода представляет собой эффективный способ проведения классификации объектов закупки, который позволяет принимать оптимальное решение об осуществлении закупок на основе открытых или закрытых торгов, или, в исключительных случаях, путем запроса предложений либо закупок у единственного источника. Кроме того применения Парето - анализа возможно при проведение повторного анализа значительно укрупненных групп номенклатуры, что позволит более точно выделить наиболее значимые в общем плане позиции. Единственным ограничением в сфере применения данного метода является закупка одинаковых, в стоимостном выражении, объемов продукции. Однако в этом случае для проведения анализа можно выбрать другую характеристику продукции: стоимость транспортировки, хранения, срок доставки и др. или предварительно сгруппировать продукцию по какому либо признаку, например по степени срочности ее приобретения или иным параметрам.

Другим механизмом повышения эффективности госзакупок, предлагаемым по результат проведенного в предыдущих главах анализа является частичная поставка. Достаточно часто государственный заказ на закупку товаров содержит несколько десятков наименований закупаемой продукции, в том числе и разнородной (канцелярские товары и принадлежности, вещевое имущество, продовольствие). При размещении подобного заказа государственный заказчик должен решить, можно ли и нужно ли делить заказ на части и размещать каждую часть отдельно или же передать выполнение всего заказа одному поставщику.

Если госзаказчик делит заказ на части по наименованиям или группам однородных наименований (лотам), и размер конкурсной заявки по любому из наименований (лотов) не ограничен или ограничения носят достаточно гибкий характер, то имеет место частичная поставка.

В этом случае, в конкурсной заявке допустимо по одной из позиций предусматривать поставку 30% требуемо-го количества, по другой - 100%, по третьей - 65% и т.д.

Сферой применения частичной поставки является закупка больших партий любого стандартизованного товара или широкой номенклатуры товаров. Однако эффективное использование данного механизма возможно лишь при выполнении следующих условий: наличие достаточного для результативной конкуренции количества поставщиков; высокая степень взаимозаменяемости товаров разных производителей; существование общепринятых стандартов качества и функционирования закупаемых товаров; отсутствие явных монополистов на рынке данной продукции.

Преимущества использования частичной поставки при закупках для госнужд заключаются в повышении эффективности расходования бюджетных средств посредством:

S увеличения конкуренции, за счет привлечения большего числа поставщиков;

S привлечения представителей малого и среднего предпринимательства;

S предотвращения сговора поставщиков и недобросовестной конкуренции, в случае, когда на рынке всего два или три поставщика, способных выполнить государственный заказ в полном объеме;

S предоставления возможности сохранить рыночную структуру или поддержать нестабильно работающих поставщиков, если это является элементом государственной экономической политики;

S диверсификации рисков заказчика, связанных, со срывом поставок продукции (заключается несколько контрактов на поставку продукции, и при срыве одного или двух из них поставки по остальным контрактам продолжаются, и потребность в продукции удовлетворяется, пусть и не полностью).

На следующей странице представлена разработанная автором данной работы схема организации и проведения госзаказчиком закупки продукции на открытых конкурсных торгах с использованием метода частичной поставки (см. Схема 2).

На первом этапе госзаказчик должен решить вопрос о целесообразности использования частичной поставки для закупки продукции. Для упрощения приятия решения на схеме представлен алгоритм его осуществления. Первыми и наиболее существенными являются условия наличия большого объема закупаемой продукции, а также делимость заказа - это необходимые и достаточные условия для возможности применения данного способа закупок. В случае невыполнения хотя бы одного из них частичную поставку применять нецелесообразно. Далее идут дополнительные условия (однородность и конкурентность рынка, отсутствие значительных-скидок за объем, необходимость диверсификации рисков, привлечения МП и поддержки важных для государства поставщиков), при выполнении хотя бы одного из которых применение частичной поставки в данном случае является целесообразным.


Схема 2 Организация и проведение госзаказчиком конкурсных торгах с использованием закупки продукции на открытых метода частичной поставки


Затем госзаказчик должен провести разбиение заказа на части, опубликовать в официальном издании уполномоченного органа (в данный момент в "Конкурсных торгах") извещение о проведении конкурсов. По желанию заказчика возможно осуществление предварительного отбора поставщиков, после подведения итогов которого, проводится разработка и рассылка конкурсной документации. Далее осуществляется работа по разъяснению положений конкурсной документации и приему конкурсных заявок, которая завершается в назначенный день вскрытием конвертов с конкурсными заявками, и составлением протокола проведения открытого конкурса. По результатам рассмотрения и оценки конкурсных заявок происходит присуждение контрактов отдельно по каждому наименованию (каждому лоту). Завершаются торги публикацией результатов и подписанием госконтрактов.

Применение частичной поставки значительно усложняет организацию и проведение конкурса, что требует от госзаказчика более высокой квалификации и знания специфики данного вопроса. Особенно важно учесть все особенно частичной поставки при составлении конкурсной документации, в которой необходимо установить следующие требования и условия:

1.       По объемам продоле аналогичной продукции поставщиками, но не в денежном, а в процентном выражении к сумме конкурсной заявки каждого поставщика (т.е. объем продаж поставщика за последний год (два, три) должен составлять не менее N процентов от цены его конкурсной заявки).

2. По обеспечению конкурсной заявки:

а)       сумма обеспечения конкурсной заявки должна задаваться в процентах от цены конкурсной заявки;

б)      вид обеспечения: банковская гарантия и денежный залога (его применение позволит упростить подготовку конкурсной заявки мелким поставщикам);

в)       необходимо четкое указание порядка расчета и удержания суммы обеспечения при нарушении обязательств поставщиком.

3.  Размер минимальной партии продукции (в процентном или в денежном выражении; должен быть достаточно велик, чтобы заинтересовать возможных поставщиков и обеспечить удобство расчета госзаказчику);

4.  О порядке оценки предложений и присуждения контрактов (производится отдельно по каждому наименованию продукции);

Для простых конкурсов, где важнейшим фактором является цена: по каждому наименованию определяется конкурсная заявка с наименьшей ценой; если по одному наименованию поступило несколько заявок с одинаковой наименьшей ценой, то контракт распределяется между ними в той пропорции, в какой находятся предлагаемые поставщиком объемы поставки (если не используются дополнительные критерии оценки: общая сумма конкурсной заявки, показатели качества продукции, квалификация поставщика и т.п.); если в результате вышеуказанных действий, суммарный объем поставки составил менее 100% требуемого, то последовательно определяются (тем же способом, что и предыдущие) конкурсные заявки со следующей наименьшей ценой, до тех пор, пока суммарный объем поставки не составит 100% или конкурсные заявки поданному наименованию не закончатся.

Пример 1. По наименованию N поступило два предложения: одно из них предусматривает поставку 30% от требуемого количества продукции по цене 100 руб. за единицу, второе - поставку 100% по цене 125 руб. за единицу.

В этом случае первому поставщику присуждается контракт на 30% от общей суммы по цене 100 руб. за единицу, а второму — оставшиеся 70% по цене 125 руб. за единицу.

Пример 2. По наименованию Р поступило два предложения по цене 75 руб. за единицу. Первое предусматривает поставку 65%, второе — 100%.

Распределение объемов поставки между поставщиками должно быть пропорциональным доле каждого предложения в суммарном объеме поставки (165%), т. е. первому присуждается 65% / 165% = 40 %, а второму 100% / 165% = 60% от общего объема поставки по цене 75 руб. за единицу. Пример 3. По наименованию S поступило четыре предложения:

1.  цена 100 руб. за единицу, объем — 20%;

2.  цена 105 руб. за единицу, объем — 25%;

3.  цена 120 руб. за единицу, объем — 35%; 4.цена 120 руб. за единицу, объем — 100%.

Первый поставщик получает 20% по цене 100 руб., второй — 25% по цене 105 руб. за единицу. Оставшиеся 55% = 100 % — (20% + 25%) делятся пропорционально объемам поставки, т. е. третий получает 55%х(35/135)=14%, а четвертый 55%х(100/135)=41%.

5.  Право заказчика изменить объем поставки при присуждении контракта (величина такого изменения).

6.  Право поставщиков указывать предел уменьшения или увеличения объема поставки по сравнению с предлагаемым (следует внести соответствующие указания в инструкции для поставщиков, а также предусмотреть специальную графу в таблице цен).

На заседаниях "Круглого стола" не раз подчеркивались проблемы, связанные с поставкой нефтепродуктов на внутренний рынок РФ для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и функционирования экономики [125,128]. Государству необходим большой объем нефтепродуктов, а ни одна нефтяная компания не может выполнить такой заказ в полном объеме. Для решения данной проблемы целесообразно применить предложенный в данной работе метод частичной поставки, в этом случае каждый поставщик получит возможность предложить тот объем поставки, который он сможет реально выполнить, даст возможность государству закупить необходимый объем продукции по минимальным ценам. Порядок оценки предложений и присуждения контрактов в этом случае будет производиться по схеме, описанной в примере 3.

Частичная поставка, безусловно, является более сложным, по сравнению с используемыми сейчас в России, способом осуществления госзакупок на конкурсной основе. Именно это, ввиду отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, отмеченного в первой главе, и является в данный момент препятствием для ее широкого применения в России. Однако приведенные выше преимущества ее проведения, с учетом протяженность нашей страны, необходимостью закупок большого числа однородных товаров на достаточно конкурентных ранках, обосновывают целесообразность применения данного механизма для повышения эффективности использования бюджетных средств, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и местных органов власти.

Для широкого внедрения в России метода частичной поставки необходимо осуществить:

S подготовку квалифицированных кадров,

S разработку типовых форм конкурсной документации,

S введение эффективных методов досудебного разрешения споров,

•S разрешить применение разнообразных видов обеспечения заявки,

S внедрение компьютерных программ для оптимизации процесса приема

и обработки конкурсных предложений поставщиков, S использование подходящих методов для оценки предложений, выбора победителей и распределения между ними объемов поставки.

6. Пресечение злоупотреблений

Под данной формулировкой подразумевается не только борьба с коррупцией, но и пресечение недобросовестных действий поставщиков и попыток чьего-либо воздействия на проведение конкурсов.

К сожалению, в действующем Законе ФЗ-97 никак не были определены ни мошенничество, ни злоупотребления, ни коррупция, несмотря на очевидную важность и необходимость этих определений в законодательных актах, регулирующих госзакупки. На данный момент есть лишь весьма пространное и запутанное определение "недобросовестных действий поставщиков" в Положении №305. Анализ мирового опыта, проведенный во второй главе данного диссертационного исследования, показал, что развитые страны и международные организации четко определяют данные понятия, а также процедуры, связанные с предотвращением, и наказанием за различные злоупотребления при закупках.

Так, в "Принципах и правилах закупок товаров и услуг для проектов, финансируемых ЕБРР" под коррупцией понимается [87]: предложение, передача, получение или вымогательство любых ценностей для оказания влияния на действия государственного должностного лица или причинение вреда личности, имуществу или репутации в связи с процессом закупок товаров и услуг или исполнении договоров для получения или сохранения заказов или иного недобросовестного преимущества ведения дел. А мошенничество означает [87]: искажение фактов для оказания воздействия на процесс закупок товаров и услуг или исполнения договора в ущерб клиенту, и включает сговор участников торгов (до и после представления заявок) с целью установить заявочные цены на искусственных неконкурсных уровнях и лишить клиента преимуществ свободной и открытой конкуренции.

В связи с вышесказанным, в первую очередь, необходимо ввести в закон, регулирующий закупки для государственных нужд, четкие определения злоупотреблений: мошенничества, коррупции и др.

В то же время, целесообразно осуществить ряд мер, способствующих ликвидации коррупции в экономических отношениях в целом. Так, по данным "Transparency International", ежегодные потери России от коррупции оцениваются суммой порядка 15 млрд. долл. США, в то же время в российском законодательстве до сих пор нет определения коррупции, а на Закон о коррупции трижды накладывалось вето. [126] Поэтому, несомненно, следует принять закон о коррупции, снизить налоговое бремя для экономических субъектов, а также создать государственный механизм контроля (единого банка данных) за деятельностью экономических субъектов на основе сопоставления отчетности в налоговых органах с официальной информацией об их деятельности в других органах (таможенная, транспортная, кредитно-финансовая и другие).

Затем, следует осуществить следующие меры:

S активно внедрять информационные технологии на всех этапах проведения торгов, и использование электронно - лотовых торгов;

S готовить квалифицированных специалистов в области госзакупок;

S подробнее описать все процедуры и этапы проведения госзакупок в соответствующем законе;

S при установлении фактов участия той или иной фирмы - поставщика в коррупции или мошенничестве при конкуренции за контракт или во время его исполнения, заносить ее в "черный список" неблагонадежных фирм, который может вести контролирующий госзакупки исполнительный орган. Этот документ должен регулярно печататься в средствах массовой информации, в журнале "Конкурсные торги", а также быть в свободном доступе в Интернет;

S установить обязательность отсылки в электронном виде, например, в Минэкономики отчетов установленной формы о всех госзакупках и создать на их основе банк данных по госзакупкам;

S использовать специальные информационно-аналитические компьютерные технологии извлечения и обработки мнений в системах поддержки принятия решений;

S разработать комплекс мер, обеспечивающих обезличенное подведение итогов конкурса;

S обеспечить прозрачность системы конкурсных госзакупок и анализ результативности принятых чиновниками решений;

S создать кодекс этических правил для "госзакупщиков".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1.  Конкурсные торги в России имеют богатую историю. Их развитие, начавшееся в XVII в. было бурным и прогрессивным, что позволило в начале XX в. разработать Инструкцию о порядке публичных торгов на государственные подряды и поставки, которая вполне соответствовала современным принципам прокьюремента. Однако последовавший за тем период плановой экономики, отрицающей все атрибуты рыночных отношений, в том числе и систему конкурсных закупок, далеко откинул нашу страну в этом вопросе. Поэтому 90-е годы XX в. справедливо можно считать началом нового этапа развития цивилизованных закупок для госнужд в России.

2.  Законодательная и нормативно - методическая база конкурсных торгов на закупку продукции для госнужд в современной России, к сожалению, формируется путем учебы на собственных ошибках без учета существующего на данный момент мирового опыта, а также характеризуется использованием только самых простых международных конкурсных процедур. Отсутствие квалифицированных кадров в этой сфере, а также низкий уровень профессионализма отечественных законодателей привел к изданию двух основополагающих документов, регулирующих госзакупки (Указ №305 и Закон ФЗ - 97), с огромным количеством недочетов и двусмысленностей, которые негативно сказываются на развитии закупок в России.

3.  Помимо несовершенной нормативно-правовой базы, отечественная практика внедрения торгов выявила целый ряд проблем, которые не позволяют в полной мере реализовывать в России преимущества системы конкурсного размещения заказов на поставки продукции для госнужд:

• отсутствие квалифицированных кадров, S монополизм крупных предприятий.

S отсутствие специализированного программного обеспечения, •S упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, S несвоевременность финансирования контрактов, S отсутствие гласности и транспарентности рынка госзакупок, S крайне низкая дисциплина соблюдения контрактов, S коррупция, мошенничество и грубые ошибки в процедуре проведения торгов со стороны организаторов торгов, председателей и членов конкурсных комиссий и разного рода чиновников,

S отсутствие баз данных по ценам, поставщикам, выполненным контрактам и другие.

4.  В связи с тем, что долгие годы в эпоху "строительства коммунизма", конкурсные торги на закупку не применялись, до 1997г. у нас в стране практически отсутствовали специалисты и какие - либо учебные пособия в этой области. До сих пор научной литературы и доступной информации в этой области на русском языке ничтожно мало (вышло всего 2 книги).

5.  Несмотря на все проблемы система конкурсных закупок для государственных нужд в России, они развиваются и всесторонне поддерживаются Правительством РФ. Поэтому можно говорить о том, что в нашей стране накопился небольшой, как положительный, так и негативный, опыт в этой сфере. В связи актуальностью данного вопроса для современного этапа развития экономики России, необходим тщательный анализ мирового опыта, который должен стать основой для разработки научного подхода к выработке наиболее эффективной и продуманной процедуры закупок на конкурсной основе. Основная идея, которой необходимо руководствоваться, заключается в выработке универсальных, эффективных и в то же время достаточно простых механизмов, предусматривающих минимум затрат средств, усилий, времени госзаказчика и максимум эффекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.