![]() |
|
|
Программа по Технологиитехнической задачи, определение, требований и выявление недостатков, поиск оптимального варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка эскизов нового технического решения. Работа над проектом и его защита (6 ч) Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации объекта техники, выбор и назначение средств технологического назначения. Оформление технического описания, изготовление, испытание и защита объекта техники. ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному. Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить, их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала. Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Х класс Учащиеся должны знать: общие сведения о народных ремеслах; о единстве красивого и функциональною в народном искусстве; историю зарождения и развития дизайна; принципы формообразования и композиции; роль цвета. Учащиеся должны уметь: составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов; выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму; использовать цветовое оформление изделий. Тематический план |№ |Тема |Количество | |п./| |учебных часов | |п. | | | | |X класс (20 ч) | | |1 |Развитие материальной | | | |культуры и прикладного |2 | |2 |искусства. |1 | |3 |Зарождение и становление |2 | |4 |дизайна. |2 | |5 |Дизайн в России. |2 | |6 |Формообразование. |2 | |7 |Практическая работа. |4 | |8 |Композиция. |1 | |9 |Практическая работа. |4 | | |Цвет. |20 | | |Практическая работа | | | |Всего | | | |XI класс (20 ч) | | |1 |Последовательность выполнения|2 | |2 |проекта. |2 | |3 |Техника выполнения проектной |4 | |4 |графики. |2 | |5 |Практическая работа. |10 | | |Объемное проектирование |20 | | |(макетирование). Практическая| | | |работа | | | |Всего | | XI класс Учащиеся должны знать: последовательность выполнения проекта; технику выполнения проекта; принципы объемного проектирования (макетирования). Учащиеся должны уметь: выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских. изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного конструирования. ПРОГРАММА X класс Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч) Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и т.д. Зарождение и становление дизайна (1 ч) Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза. Дизайн в России (2 ч) Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др. Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность. Формообразование (2 ч) Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления. Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие. Практическая работа (2 ч) Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа. Композиция (2ч) Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры. Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле. Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно- пространственная. Членение и группировка элементов композиции. Практическая работа (4 ч) Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму. Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др. Цвет (1 ч) Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема. Практическая работа (4 ч) Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися. XI класс Последовательность выполнения проекта (2 ч) Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов. Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде фор-эскизов. Выбор масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения. Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета). Линейное изображение, монохромное или полихромное. Техника выполнения проектной графики (2 ч) Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью, темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком, набрызгом, использование трафаретов и кальки. Аппликация. Практическая работа (4 ч) Выполнение графического проекта изделия из древесины, металла, ткани или других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения инструмента, игрушки и др. Объемное проектирование (макетирование) (2 ч) Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно- конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина, газонаполненные пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло. Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т. п. – с целью приближения их внешнего вида к реальному изделию. Практическая работа (10 ч) Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр. ОТРАСЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи: обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитывать уважение к рабочему человеку. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры; значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств. Учащиеся должны уметь: осуществлять самоанализ развития своей личности, проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями. ПРОГРАММА Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч) Сущность концепции «я» Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности Методика определения уровня самооценки. Тематический план |№ |Тема |Количест| |п/| |во | |п | |учебных | | | |часов | |1 |Внутренний мир человека и система |2 | |2 |представлений о себе. |2 | | |Профессиональные интересы и |2 | |3 |склонности. |2 | |4 |Способности, условия их проявления и| | |5 |развития. Природные свойства нервной|2 | | |системы. | | |6 |Психические процессы и их роль в |2 | | |профессиональной деятельности. | | |7 |Мотивы, ценностные ориентации и их |2 | | |роль в профессиональном |2 | |8 |самоопределении. | | |9 |Профессиональные и жизненные планы. |2 | | |Профессиональная пригодность. |2 | |10|Здоровье и выбор профессии. | | | |Отрасли общественного производства. | | | |Профессии, специальности, должности.| | | | | | | |Профессиональная проба | | Профессиональные интересы и склонности (2 ч) Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и опенка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных организаторских склонностей (КОС-1). Способности, условия их проявления и развития (2 ч) Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка. Природные свойства нервной системы (2 ч) Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2ч) Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно- черная таблица»), мышления (методики ШТУР. тесты Амтхауэра, Равена). Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч) Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Здоровье и выбор профессии (2 ч) Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра. Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность. Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии. Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Методики и оценки пространственного и линейного глазомера. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2ч) Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг Торговля. Жилищно- коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации, телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение, культура, медицинское обслуживание. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость Профессиограммы наиболее распространенных профессий. Профессиональная проба (2 ч) Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ). ПРОИЗВОДСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экологическая ситуация во всем мире и в нашей стране продолжает обостряться. Многие регионы России уже стали зонами экологического бедствия. Решение экологических проблем во многом зависит от состояния экологического просвещения среди широких слоев населения и эффективности экологического образования на различных уровнях, в первую очередь подрастающего поколения. Культура современного человека должна быть пронизана экологической этикой. Экологическое просвещение и воспитание учащихся должны осуществляться в различных дисциплинах, в первую очередь в биологии, географии, химии и физике. Важную роль должна сыграть и образовательная область «Технология». Экологические проблемы должны рассматриваться в различных разделах «Технологии», в частности «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». Информация о взаимоотношении быстро развивающегося современного производства (промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства) и природы как в масштабах планеты, так и в конкретном регионе составляет содержание раздела «Производство и окружающая среда». Этим разделом, который изучается в XI классе в течение одной четверти, завершается формирование экологической культуры и экологической морали учащихся. Цели экологического образования и воспитания можно сформулировать следующим образом: 1. Ответственность каждого человека как члена общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства (социальная экология). 2. Индивидуальная экологическая культура каждого человека во взаимоотношениях с природой. 3. Знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни (экология человека). 4. Любовь к природе как к источнику жизни и красоты. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: особенности научно-технической революции второй половины XX века; глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды; вредные воздействия на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий; виды загрязнения атмосферы. «Парниковый эффект», кислотные дожди, утоньшение озонного слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы; загрязнение гидросферы и методы борьбы с этими загрязнениями; причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель; законодательные и экономические меры по охране природы; принципы и виды мониторинга; принципы экологической экспертизы проектов; возможности переработки отходов; пути экономии энергии и материалов; возможности экологически устойчивого развития человечества; особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни. Учащиеся должны уметь: учитывать экологические соображения при решении технологических задач; учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач; измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность радиоактивного излучения в данном месте; измерять уровень шума в местах проживания и работы и оценивать опасность в случае его превышения; измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека; оценивать качество питьевой воды; оценивать кислотность дождя; оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность. ПРОГРАММА Биологические основы экологии (2 .ч) Экология как часть биологии. Социальная экология и экология человека. Биосфера. Поступление энергии от Солнца и круговорот веществ в природе. Пищевые цепи. Экосистемы. Ноосфера. Практическая работа. Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы. Тематический план |№ |Тема |Количест| |п./| |во | |п. | |учебных | | | |часов | |1 |Биологические основы экологии. |2 | |2 |Научно-техническая революция второй|2 | |3 |половины XX века. |2 | |4 |Глобальные проблемы человечества. |2 | |5 |Энергетика и экология. |2 | |6 |Загрязнение атмосферы. |2 | |7 |Загрязнение гидросферы. |2 | |8 |Уничтожение лесов и химизация |2 | |9 |сельского хозяйства. |2 | | |Природоохранная деятельность. | | | |Экологическое мышление и | | | |экологическая мораль. | | Научно-техническая революция второй половины XX века (2 ч) Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |