![]() |
|
|
Программа по Технологиипростейшего геометрического тела (призма, цилиндр, шар, конус, тело вращения). Чертежи композиций простейших геометрических форм. Сечение. Определение, назначение и образование. Типы сечений. Правила их выполнения. Графические обозначения материалов в сечениях. Моделирование формы по сечениям. 12. Разрезы (3 ч) Образование разрезов, определение, назначение. Почему разрезы используют конструкторы, художники-дизайнеры, археологи, врачи, учителя, биологи, и другие специалисты? Классификация разрезов. Расположение и обозначение разрезов. Соединение вида с разрезом. Разрезы в аксонометрических проекциях. 13. Расширение сведений об изображениях (2 ч) Виды местные и их назначение. Виды дополнительные и их назначение. Условности и упрощения на чертежах. Моделирование предмета по его разрезам и видам. 14. Чертежи типовых деталей и их соединений (4 ч) Традиционные и новейшие виды соединений деталей. Резьба. Изображение и обозначение. Замер резьбы. Чертежи деталей резьбовых соединений – болт, винт, шпилька, гайка, шайба. Соединение болтом, шпилькой, винтом. Шпоночное соединение. Условности изображения и обозначения швов неразъемных соединений (сварных, клееных, паяных, сшивных). Зависимость вида соединений от вида материалов соединяемых деталей. 15. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж (7 ч) Общие сведения о чертежах общего вида и конструкторской документации. Основные понятия и термины. Сферы использования сборочных чертежей в быту и профессиональной деятельности человека. Что такое чтение и деталирование чертежа общего вида? Спецификация. Основные отличия в назначении и содержании чертежей общего вида и сборочного. Выполнение эскизов деталей сборочной единицы (с натуры). Размеры Сопрягаемых элементов деталей. Технологическое обоснование простановки размеров некоторых элементов технических деталей (фаски, проточки, лыски, пазы, отверстия и др.). Основные принципы выполнения чертежа общего вида по чертежам (эскизам), входящим в состав сборочной единицы. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры, условности и упрощения на сборочных чертежах. 16. Схемы. Графики: Диаграммы (4 ч) Схемы. Основные понятия. Виды и типы схем. Схемы использования. Схемы кинематические. Условные обозначения. Правила выполнения и чтения схем кинематических. Схемы электрические. Условные обозначения. Правила выполнения и чтения схем электрических. Графики и диаграммы. Основные понятия и правила выполнения. 17. Архитектурно-строительныё чертежи (3 ч) Общие сведения о здании и его частях. Особенности выполнения строительных чертежей. Масштабы. Размеры. Планы здания. Разрез и фасад здания. Пример выполнение плана и разреза здания. Условные обозначения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование. Чтение строительных чертежей. Интерьер жилого помещения. Общие сведения. Примеры выполнения интерьера. 18. Расширение сведений о графике (3 ч) Техническая иллюстрация – рисунок «прозрачного» изделия в сборе (примеры). Техническая иллюстрация – рисунок «разобранной» сборочной единицы (примеры). Эвристика и творчество в графике (примеры). Графика как средство и продукт технического и художественного проектирования (дизайна) и конструирования. 19. Контрольная работа (1 ч) 20. Обзор разновидностей графических изображений; особенности их применения в жизни человека и его профессиональной деятельности (1ч) 21. Выставка и обсуждение творческих работ – проектов учащихся по графике (1 ч) Примерный перечень индивидуальных графических работ. VIII класс 1. Примеры: использования графики в жизни и работе человека. Содержание работы: нa: листе любой бумаги наклейте иллюстрации (например, .вырезки из^ газет) использования графики в различных сферах деятельности человека (реклама, техника). 2. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная); Содержание работы: а) вычертите (в соответствии с правилами ЕСКД) все основные виды линий чертежа; б) выполните чертеж «плоской» детали, содержащий основные виды линий чертежа. Этой «плоской» деталью может быть стилизованная игрушка техническое изделие, произведение (несложное) декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и т. п.; в) смоделируйте из проволоки, контур «плоской» детали. 3. «Аксонометрия» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните косоугольную фронтальную диметрическую и прямоугольную изометрическую проекции изделия с натуры (с необходимым уменьшением в 5, 10, 15. 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В качестве изделий можно предложить стол, стул, шкаф и т. п. знакомые вещи (с упрощением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобразите круг (круглая салфетка на столе, рисунок круга на сидении стула и т. п.). 4. «Технический рисунок» (бумага чертежная). Содержание работы: а) закончите заданный технический рисунок изделия; б) выполните технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала (например, древесины); рисунки выполняйте на базе аксонометрических и перспективных проекций. 5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые геометрические построения и сопряжения. В качестве объектов изображений могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие инструменты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины, пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами учащегося. 6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная). Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным; б) постройте основные виды предмета по его аксонометрическому изображению; в) выполните технический рисунок предмета и его модель по комплексному чертежу; г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры. 7. «Эскизирование» (бумага в клетку). Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры; б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с указанными размерами) или по аксонометрическому изображению. 8. «Развертки». Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий' могут быть даны многогранники. Склейте изделие по швам (наиболее рационально), раскрасьте и назовите его. 9. «Занимательная графика». Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества (учебного), эвристики и изобретательства – на базе геометрических эффектов в несложных приборах и конструкциях (оптических, механических...). 10. «Проект на плакате». Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследовательского характера), предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например «Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме, как исходный объект – кубик (например, из древесины), преобразовать в требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий инструмент. Возможна разработка нескольких путей достижения цели, анализ этих путей и выбор оптимального варианта. IX класс 11. «Пересечение фигур» (бумага чертежная). Постройте линии пересечения поверхностей двух геометрических тел. 12. «Сечения» (бумага в клетку). Содержание работы. а) выполните эскиз детали с построением сечения (с натуры, по комплексному чертежу; по аксонометрической проекции); б) изготовьте модель формы изделия по заданным сечениям (детали типа ось, валик и т. п.). 13. «Разрезы» (бумага в клетку или чертежная). Выполните чертеж (эскиз) детали с натуры с построением необходимых (или полезных) разрезов. 14. «Чертеж (эскиз) резьбового соединения» (бумага чертежная или в клетку). Выберите тип резьбового соединения с натуры (откорректировав на чертеже все необходимые размеры по ГОСТу). Например, крепление ручки к двери. 15. «Эскиз технической детали» (бумага в клетку). Для эскизирования возьмите техническую.ддеталь с резьбой средней сложности. При простановке размеров учитывайте технологию изготовления этой детали. 16. «Чтение и деталирование чертежа общего вида» (бумага чертежная и в клетку). Выполните комплексные чертежи (эскизы) двух-трех деталей средней сложности, входящих в сборочную единицу «Кран газовый», «Тиски трубные», «Домкрат автомобильный», и т. п. Для одной детали выполните технический рисунок. 17. «Схемы» (бумага чертежная или в клетку). Вычертите кинематическую и электрическую принципиальную схему несложного изделия (типа электромеханической игрушки). 18. «Мой дом» (бумага чертежная, или в клетку). Выполните план своей комнаты (имеющийся или проектируемой) с расстановкой мебели (указав основные размеры). Используйте макеты (можно изготовить их самостоятельно) выберите наиболее оптимальный вариант интерьера. 19. Контрольная работа (бумага чертежная или в клетку). Выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида. 20. «Проект на плакате». Выполните плакат по теме проекта (учебно-творческого характера), выбранной учащимся. Примерные темы проекта: «Усовершенствование формы приспособления для инструмента для работы в школьной мастерской»; «Оформление малых архитектурных форм и конструирование их узлов» (лестница, фонтан, ограда...); «Проектирование детской площадки»; «Конструирование крепления для установки елки»; «Разработка фасада садового домика» (по известным размерам) и т. д. Желательно, чтобы тема проекта была выбрана в начале учебного года. В процессе работы над проектом рекомендуется активно использовать эскизы, схемы, символы, технический рисунок в цвете, техническую иллюстрацию и комплексные чертежи. Вариативная часть «Машинная графика» Тематический план (1 ч в неделю, всего 34 ч) |№ |Тема |Количест|Примечание | |п./| |во | | |п. | |учебных | | | | |часов | | |1 |Введение |2 |Основная задача – | | | | |приобщить (поддержать, | | | | |развить) интерес к | |2 |Технические |6 |компьютерной графике. | | |средства машинной| |На уровне знакомства | |3 |графики |12 | | |4 |Графические | |Один из наиболее | | |редакторы |12 |простейших редакторов. | | |Программное | |На базе простейших | |5 |обеспечение |2 |алгоритмических языков. | | |машинной графики | |Выставка работ учащихся | | | | |и их обсуждение. | | | | | | | |Обобщение знаний | | | ПРОГРАММА 1. Введение (2ч) Что такое машинная графика? Краткая история механизации и автоматизации графических операций. Применение машинной графики в технике, науке, искусстве, в учебном процессе – яркие, интересные примеры и иллюстрации. Перспективы использования машинной графики в различных сферах деятельности человека. 2. Технические средства машинной графики (6 ч) Графический вывод. Печатающее устройство, арифметическое печатающее устройство (АПУ). Графопостроители (плоттеры) – планшетные и барабанные. Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и скорость вычерчивания, четкость, контрастность и размер изображения. Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ). Графические дисплеи. Основные параметры дисплеев и их характеристики Оптические фотозаписывающие устройства. Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь», джойстик – основные принципы работы. Считывание информации на кодировочных планшетах. Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики 3. Графические редакторы (12 ч) Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки на диск. Выход из редактора. Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их копирование и Перемещение; запись и чтение. Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта. Работа с символами. Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и установка режимов работы редактора. Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цвета или узора. Запись палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и использование полутонов. Вывод картинки на принтер. Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного проектирования, (САПР). Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих и контролирующих программ, в системе АОС. 4. Программное обеспечение машинной графики (12 ч) Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Правила кодирования графической информации в системах машинной, графики. Графический вывод простейших геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды. Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий, прямоугольников. эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из них. Закрашивание областей. Построение обводов я контуров технических деталей и художественных изделий. Сопряжения и лекальные кривые. Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия. Построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и контуров различных изделий. 5. Обобщение знаний (2 ч) Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ учащихся на экранах дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Выставка работ учащихся, выведенных на твердый носитель; их анализ и оценка. Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике 1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием графического редактора. 2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического редактора. 3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов графического редактора; б) средствами псевдографики, в) программными средствами. 4. Линии чертежа. 5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.). 6. Условные графические обозначения на электрических схемах; электрические принципиальные схемы простейших изделий (например, электронных игрушек). 7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чертежей (например, фасад домика или его фрагмент – оформление оконного или дверного проема; деталь плана жилой комнаты). 8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника; строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.). Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн», Тематический план (1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах) |№ |Тема |Количест|Примечание | |п.| |во | | |/п| |учебных | | |. | |часов | | |1 |Введение |2 |На этом этапе особенно | | | | |велика роль ярких | |2 |Дизайн-техника |14 |увлекательных примеров. | | |графики | |Обратить особое внимание | | | | |на подбор и качество | |3 | |8 |индивидуального набора | | |Шрифты и | |инструмента каждого | | |шрифтовые | |учащегося. | |4 |работы |8 |Постараться, чтобы каждый | | | | |учащийся освоил написание | | |Перспектива | |хотя бы одного вида шрифта| |5 | |2 |на уровне навыка. | |6 | |8 |Наиболее просты в усвоении| | |Обобщение | |способы перспективной | | |знаний | |сетки и прием «делительных| | |Цветоведение | |масштабов». | | | | |Выставка работ учащихся и | | | | |их обсуждение. Желательно | | | | |сделать акцент на | | | | |выработке умения в подборе| | | | |гармоничного сочетания | | | | |цветов | |7 |Композиция |12 |Наиболее существенные темы| | | | |– свойства и средства | |8 |Форма и |6 |композиции. | | |формообразовани| |Необходимо опираться на | | |е | |знание базовых тем курса | |9 | |6 |графики – «Образование | | | | |поверхностей», «Понятие | | |Дизайн как | |формы» и т.д. | |10 |последовательно|2 |На примере художественных | | |развивающийся | |и технических изделий, | | |творческий | |изготовление которых | | |процесс | |посильно для учащегося. | | |проектирования | |Выставка работ учащихся и | | |Обобщение | |их обсуждение. | | |знаний | | | ПРОГРАММА 1. Введение (2 ч) Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека. 2. Дизайн-техника графики (14 ч) Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение. Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн-технике. Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация. 3. Шрифты и шрифтовые работы (8 ч) Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация. Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые, брусковые, чертежные и другие шрифты). Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов. Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций. 4. Перспектива (8 ч) Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в зависимости от вида объекта. Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия изображения и перспективные искажения. Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты, горизонта и ракурса. Общее знакомство со стереоскопическими изображениями. Обобщение знаний (2 ч) Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся (в том числе и творческих). 6. Цветоведение (8ч) Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду). Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности. 7. Композиция (12 ч) Основные понятия и определения Главные законы композиции. Свойства и качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |