на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Учет операций с ценными бумагами


Обработка сделок легко поддается автоматизации, так как изо дня в день приходится выполнять одни и те же процедуры, меняя лишь некоторые параметры, например ставку комиссионных.

После калькуляции сделки  ее "оприходуют", т.е. заносят денежные суммы в книги фирмы, фиксируя тем самым доходы и расходы будущих периодов: сколько перечислить продавцу ценных бумаг, сколько комиссионных причитается фирме, сколько налогов - государству и.т.д. На этом работа отдела заканчивается.

3.1.4.Касса

Можно насчитать до десятка взаимосвязанных функций, выполняемых этим отделом. Здесь происходит улаживание сделки - приём денег и выдача ценных бумаг или, наоборот, выдача денег и приём ценных бумаг. Эти две функции касса выполняет по инструкциям других отделов и внешних организаций. Из отдела покупок и продаж она получает окончательный «блоттер», из клиринговых центров - балансовые ордера («приходные» и «расходные»), служащие основанием для улаживания сделки. Например, на основании «расходного» ордера касса отпускает нужное количество ценных бумаг контрброкеру. Сверяясь с «блоттером», касса может напечатать платёжное поручение или выдать клиенту наличные за проданные ценные бумаги (если у него нет долгов фирме). Этот сектор кассового отдела делится на две части: одна работает с контрброкерами, другая - с клиентами.

Иногда поставка ценных бумаг является «плохой» - у сертификата оторван угол или выписка из реестра напечатана неразборчиво. В этом случае фирма может вернуть их поставщику, и касса должна вести учёт «плохих» поставок.

Следующая функция - хранение чужих и фирменных ценностей. Что принимать на хранение, касса сама не знает. Нужные указания поступают из других отделов. Различают «ящик» и фирменный сейф. «Ящик» (стальной контейнер) - это центральное депо для транзитных ценных бумаг (которые нужно поскорее получить и поскорее поставить). Они группируются здесь по счётам или, когда их много, по выпускам в алфавитном порядке. Получив инструкцию, клерк (он может отвечать за весь «ящик» или за часть алфавита) извлекает сертификат из контейнера и отправляет его куда надо или, наоборот, получает сертификат от кассира и помещает в контейнер.

В сейфе фирмы хранятся ценные бумаги:

 полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя фирмы;

  полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя клиентов.

Открывая счёт в фирме, клиент должен проинструктировать фирму, как быть с сертификатами (или выписками). Возможны четыре варианта:

 поставить сертификат в банк клиента против определённой суммы денег;

 зарегистрировать на имя клиента и поставить клиенту;

 зарегистрировать ни имя клиента и хранить в сейфе фирмы;

 зарегистрировать на имя фирмы и хранить в сейфе фирмы.

В соответствии с первой инструкцией сертификат направляется кассиру «на выдачу». В соответствии со второй и третьей инструкциями сертификат направляется фирменному трансфер-агенту (который тоже работает в кассовом отделе). В соответствии с четвёртой инструкцией сертификат остаётся на «уличной» стороне до тех пор, пока не определится окончательный владелец ценных бумаг, и затем также направляется фирменному трансфер-агенту.

Выполнение третьей и четвёртой инструкций создаёт кастодиальную ответственность для фирмы. Заключается она в том, что ценные бумаги, полностью оплаченные клиентами и зарегистрированные на имя клиента или фирмы, подлежат сегрегации от операционной рутины и не могут быть использованы для брокерских целей. Контроль за сегрегацией - ещё одна функция кассового отдела.

Существует два метода такого контроля - индивидуализированное и обезличенное хранение. В первом случае сегрегированные бумаги либо хранятся в конвертах, либо имеют ярлыки, на которых поименован их реальный владелец. Во втором, более распространённом случае бумаги хранятся в алфавитном порядке по выпускам без каких-либо «опознавательных знаков», а контроль осуществляется путём сопоставления их количества в сейфе с суммарным количеством на счётах. Если в сейфе бумаг меньше, чем на счёта, то брокер обязан одолжить недостающее количество у коллег, «отозвать» бумаги из залога банку или из ссуды другим брокерам или купить их за счёт брокера, сорвавшего поставку. Если в сейфе бумаг больше, чем должно быть на счёта (такое случается при кредитовании клиентских сделок), то брокер может использовать этот излишек для поставок по «коротким» продажам или одолжить его коллегам.

Алфавитный перечень бумаг с разбивкой по счетам - ценные аналитический документ. Помимо его ценности с точки зрения контроля за сегрегацией он, наряду с картой клиента и справкой о клиентском портфеле, входит в «джентльменский набор» менеджеров счетов. Если с эмитентом что-то случилось, то этот документ подскажет менеджеру, кого надо информировать о случившемся.

Кстати, клиент должен распорядиться и в отношении свободного кредитового остатка на своём счёте. Это могут быть распоряжения «сохранять остаток на счёте (обычный случай) било «выплачивать остаток клиенту». Выплата - тоже дело кассы.

Касса должна быть в курсе клиентский инструкций.

Следующая функция кассового отдела - обеспечение перевода собственности на ценные бумаги. Раньше российским фирмам не запрещалось переводить собственность, теперь это - монополия реестродержателей. В таком случае трансфер-агент фирмы должен подготовить передаточное распоряжение для реестродержателя и получить от него выписку из реестра или новый сертификат взамен прежнего. Очевидно, споры с реестродержателями будут основным занятием штатного трансфер-агента. Он должен знать не только клиентские инструкции относительного перевода собственности, но и законодательство, регулирующее ведение реестра  отношения между эмитентами, регистраторами и владельцами ценных бумаг.

Кроме этого, мало что можно сказать о работе фирменного трансфер-агента у нас. Ведь в отличие от своего американского коллеги он редко имеет дело с таким «капризным» документом, как сертификат ценных бумаг. Как известно, приватизируемые предприятия выпускали свои акции в безбумажной форме (даже после того как им было разрешено включать расходы на изготовление сертификатов в себестоимость). Также поступили некоторые коммерческие банки и венчурные компании. А именно сертификат порождает в бэк-офисе массу проблем, в том числе и для штатного трансфер-агента.

Ещё одна функция кассового отдела - управление денежными средствами фирмы. Эта функция настолько специфична, что заслуживает собственной организации. С кассовым отделом её прочно связывает то, что кассиры принимают и выдают деньги.

Управление денежными средствами распадается на три части:

·     приём денег и осуществление платежей;

·     получение банковских ссуд (например, для финансирования дилерских операций или клиентских сделок);

·     одалживание или заимствование ценных бумаг (например, в порядке контроля за сегрегацией или для покрытия коротких продаж).

Соответственно возникают три проблемы, образующие предмет управления денежными средствами:

·     как ускорить приток денег в фирму и замедлить их отток;

·     как минимизировать стоимость кредита;

·     как меньше и дешевле заимствовать ценные бумаги и больше и дороже их одалживать.

Управление денежными средствами приобретает всё большее значение, поскольку через руки российских брокеров проходят все большие суммы денег. Рациональное их использование - один из важных факторов финансового здоровья фирмы.

Выше говорилось, что касса действует по инструкциям других отделов. Главный источник инструкций и «нервный» центр всего бэк-офиса -кредитный отдел.

3.1.5 Кредитный отдел

Кредитный отдел (отдел клиентского кредита, маржевый отдел) выполняет следующие функции:

·     внутренний учёт клиентских операций;

·     соблюдение фирмой многочисленных нормативов;

·     подготовку инструкций для кассового отдела;

·     контроль за кредитованием клиентских сделок.

Клиентам, желающим пользоваться фирменным кредитом или совершать короткие продажи, открывается особый кредитный счёт. С помощью этого счёта контролируется уровень клиентской задолженности фирме и другие параметры позиции клиента на рынке.

Чрезмерное кредитование клиентских сделок стало одной их причин довоенного биржевого краха в США. «Великая депрессия», в свою очередь, побудила конгресс принять в 1934 г. «Закон о биржах ценных бумаг». По этому закону Совет Федеральной резервной системы (ФРС) регулирует кредитование брокерскими фирмами клиентских сделок и кредитование банками брокерских фирм. Со своей стороной фондовые биржи США указывают своим членам, как нужно вести кредитные счета и осуществлять короткие продажи. Политика фирм в этой области ещё круче, чем биржевые директивы. Так что повторение кредитного беспредела сейчас невозможно.

В России покупка клиентами ценных бумаг в кредит - большая редкость, а короткие продажи совершаются без покрытия, т.е. без заимствования ценных бумаг для их поставки покупателю. Любопытно, что если старое, минфиновское законодательство о ценных бумагах допускало предоставление ссуды в размере до 50% стоимости покупки, то в федеральном законе «О рынке ценных бумаг» об этом не ни слова.

Хотя отдел и называется кредитным, он контролирует и те счета, которые открываются для покупки ценных бумаг целиком и сразу за счёт клиента (наличные счета). Поэтому он делится на две части: одни сотрудники занимаются наличными счетами, другие - кредитными.

Первая группа:

·     вносит сведения о сделках в клиентские счета;

·     проверяет дебетовые остатки (долги клиентов фирме) и «короткие» позиции (предстоит «откуп» и возврат заимствованных ценных бумаг);

·     кредитует клиентские счета процентами и дивидендами, полученными фирмой в роли номинального владельца;

·     обеспечивает точность записей в счётах;

·     выдаёт инструкции кассовому отделу о получении или поставке ценных бумаг;

·     информирует брокеров фирмы о состоянии счётов.

Вторая группа помимо аналогичных действий в отношении кредитных счётов принимает на себя финансовую ответственность: она регулирует пропорцию фирменного кредита, руководствуясь жёсткими правилами Совета ФРС, бирж и самой фирмы (отступление от этих правил невозможно).

Если объединить действия двух групп, то получится следующая картина ежедневных забот кредитного отдела:

·     расчёт избытка в кредитных счётах (разности между брокерской ссудой и дебетовым остатком на счёте);

·     расчёт покупательной способности клиентов (стоимости ценных бумаг, которые могут быть куплены клиентом без дополнительных вложений на кредитный счёт);

·     коррекция специальных мемо-счётов (куда заносится выручка от продажи ценных бумаг, чтобы знать, сколько денег можно выдать клиенту, если он вдруг того пожелает);

·     подготовка уведомления клиенту о необходимости довложить деньги на кредитный счёт (чтобы поднять маржу до нужного процента);

·     подготовка списка клиентских долгов (для региональных офисов, откуда какие-то суммы ещё не перечислены или какие-то ценные бумаги ещё не получены);

·     получение отсрочек для клиентов, не укладывающихся с оплатой или поставкой в обычный срок;

·     в случае отказа в отсрочке - вынужденная продажа ценных бумаг клиента (если он вовремя их не поставил);

·     подготовка распоряжений о поставке или получении ценных бумаг (у нас это означало бы, например, что передаточное распоряжение должно визироваться в кредитном отделе);

·     контроль за денежными расчётами (у нас это означало бы, что без согласия кредитного отдела нельзя отнести платежное поручение в банк или выдать деньги из кассы);

·     ответы на запросы  брокеров (отдел является центральной справочной для всей фирмы);

·     ввод данных в клиентские счета.

Раньше счета велись на карточках, из которых складывалась их история. Все расчёты и записи делались вручную. Сейчас сотрудники отдела получают компьютерные выписки, именуемые отчётом о статусе, или дневником активности счёта. Этот документ содержит всю информацию, необходимую для выполнения отделом его функций.

Производительность кредитного отдела напрямую зависит от степени автоматизации. Чем больше ручной работы, тем меньше счетов может обработать каждый сотрудник и тем медленнее решаются проблемы, созданные нерадивыми клиентами или сотрудниками. Кредитный отдел - это последний рубеж, где можно перехватить и исправить ошибку. Дальше - только клиент.

3.1.6 Отдел учёта движения ценных бумаг

Если в одном организме может быть два нервных центра, то вторым центром в бэк-офисе является отдел учёта движения ценных бумаг. Иметь сбалансированный и достоверный stock-record (так по-английски именуется журнал учёта движения ценных бумаг) - значит, иметь порядок на фирме. Может быть, наилучшая аналогия учёту движения ценных бумаг - это обычный складской учёт, объектами которого являются товары, поступающие на склад, находящиеся там и покидающие его. Торговая организация, не знающая, что творится на её складе, рано или поздно понесёт убытки и разорится. То же самое произойдёт с брокерской фирмой, не ведающей, где и в каком количестве находятся  ценные бумаги в данный момент времени.

Возможна ситуация, что какая-либо фирма существует три-четыре года без сток-рекорда и разоряться не собирается. Единственная причина этого - мизерное количество сделок. Российским брокерам просто не знакомы сколько-нибудь серьёзные объёмы. Без сток-рекорда фирма почувствует лёгкое недомогание при десяти сделках в день, удушье - при 50, а при 100 она может испустить дух.

Необходимость держать свой склад в порядке служит важнейшей причиной использования брокерскими фирмами весьма сложной системы счётов. Эта система состоит из трёх частей. Во первых, счета открываются каждому клиенту и контрагенту. Во-вторых, счета присваиваются тем местам, где могут находиться ценные бумаги («ящик», сейф фирмы, депозитарий и др.), и даже тем состояниям, в которых они могут находиться (в пути, не получены, не поставлены, потеряны). В-третьих, счета открываются для учёта движения ценных бумаг, купленных и проданных самой фирмой (торговые счета).

Как и при кодировании выпусков ценных бумаг, при разработке этих счетов необходимо учитывать специфику фирмы. Например, весьма недальновидно определить для клиентов  бухгалтерский счёт 76 и придать им порядковые номера (76.1, 76.2, 76.3 и т.д.). Счёт как набор символов должен нести смысловую нагрузку, облегчающую контроль за работой брокеров и соблюдением нормативов.

Вот как выглядит один из клиентских счетов крупнейшей канадской инвестиционной фирмы RBC Dominion Securities:

·     первые три разряда - для кода регионального офиса фирмы;

·     следующие пять разрядов - для числового идентификатора клиента;

·     последние три разряда - для кода менеджера счёта;

·     специальный разряд - для типа счёта (наличный, наличный управляемый, наличный дискреционный, кредитный и т.д.).

Толковая всеохватывающая система счётов очень важна для эффективного учёта и фиксации ответственности отделов и сотрудников. В отличие от «блоттера» (являющегося амбарной книгой) журнал учёта движения ценных бумаг ведётся в соответствии с принципом двойной записи и по смыслу аналогичен бухгалтерскому балансу. Вместо денег здесь фигурируют количества ценных бумаг. В этом журнале итог подводится ежедневно в виде книги ценных бумаг. Каждый дебет должен иметь равноценный кредит, и наоборот. В противном случае появляется "брейк", дисбаланс. Обнаружив брейк, операционнист обязан как можно скорее «поднять» первичные документы и найти его причину. Чем старее ошибка, тем труднее её исправить. Когда причина ясна, баланс восстанавливается путём корректирующей записи в журнале. Чаще других имеют место следующие ошибки:

·      неверная запись по дебету или кредиту;

·      запись делается не на том счёте;

·      не та ценная бумага поставлена.

Сразу после заключения сделки в журнале учёта движения ценных бумаг открываются позиции сторонам сделки. Количество ценных бумаг заносится в дебет счёта покупателя и в кредит счёта продавца. Эта запись означает, что покупатель должен получить, а продавец - поставить данное количество. Первый имеет дебетовое сальдо (ему должны), второй - кредитовое (он должен). После оплаты и поставки ценных бумаг журнал корректируется: то же количество заносится в кредит счёта покупателя и в дебет счёта продавца. Счета обнуляются, позиции закрываются, никто никому ничего не должен.

На практике такое обнуление скорее исключение, чем правило. Ценные бумаги могут принадлежать клиенту и годами храниться в сейфе фирмы. В счёте клиента будет фигурировать открытая позиция по дебету, а в счёте сейфа - по кредиту до тех пор, пока клиент не распорядится о передаче ему ценных бумаг.

Между конечными пунктами движения ценных бумаг может быть несколько станций и состояний.

Например:

·     продавец не поставил сертификат в срок (дебет счёта продавца, кредит счёта «Не получено»);

·     сертификат наконец-то получен и отправлен в «ящик» (дебет счёта «Не получено», кредит счёта «ящика);

·     сертификат отправлен из «ящика» в центральный депозитарий (дебет счёта «ящика», кредит счёта депозитария).

  Вот перечень «дебетовых» и «кредитовых» позиций под фирменным углом зрения:

дебетовый остаток;

не поставлено (фирма своевременно не поставила ценные бумаги);

клиринговая компания;

заём (фирма одолжила ценные бумаги у своего клиента или другой организации);

кредитовый остаток;

сейф;

«ящик»;

хранение;

депозитарий;

регистратор;

замена (замена сертификатов при реорганизации эмитента);

не получено (фирма не получила в срок ценные бумаги);

клиринговая компания;

ссуда (фирма одолжила ценные бумаги своему клиенту или другой организации);

банковская ссуда (получена ссуда под залог ценных бумаг);

потеряно (ценные бумаги потеряны);

в пути.

  Если, например, счёт депозитария показывает дебетовый остаток, то произошла ошибка: получается, что фирма забрала оттуда больше ценных бумаг, чем поместила.

  В маленькой фирме, где весь бэк-офис может размещаться в одном углу комнаты, нет нужды присваивать счёта всем возможным звеньям операционного процесса. Например, достаточно одного счёта для всех кассовых функций. Вообще, как и в бухгалтерском учёте, в учёте движения ценных бумаг следует учитывать особенности организации и пристрастия работников. Главное, чтобы не терялась цель -изо дня в день держать в равновесии журнал учёта движения ценных бумаг.

  В маленькой фирме этот журнал может вести один сотрудник с помощью одного компьютера, а то и вручную. В большой фирме, имеющей операционные отделы, возможна локальная вычислительная сеть, а то и центр электронной обработки информации со своим менеджером. Сеть должна охватывать те участки бэк-офиса, которые имеют счета в журнале учёта движения ценных бумаг. Получил кассир сертификат от продавца и тут же ввёл запись; вложил «боксмэн» сертификат в «ящик» и тут же записал операцию и т.д. Весь рабочий день журнал пополняется записями, а вечером трудится центр электронной обработки информации, чтобы на следующее утро были готовы все необходимые отчёты: «блоттеры», калькуляции, извещения о сделках, сверочные ноты, дневники активности счётов, книги ценных бумаг и денежных средств и т.д.

3.1.7 Отдел дивидендов

  Журнал учёта движения ценных бумаг используется и для других целей, например для ведения инвестиционных портфелей и начисления дохода. Если ценная бумага попала в портфель, то клиенту причитается доход (проценты, дивиденды). Заглядывать в каждый портфель, чтобы узнать это, неудобно. Поэтому при начислении дохода клиентам (если он поступает на фирму в силу номинальной регистрации) используется алфавитный перечень выпусков с разбивкой по счетам. Этот перечень - побочный продукт журнала учёта движения ценных бумаг. Указанные в нём количества должны совпадать с итогом инвентаризации сейфа перед начислением дохода. Если расхождений нет, то доход отражается по кредиту клиентских счетов, фигурирующих в перечне.

  Стоит ли создавать отдел дивидендов? Ответ зависит от того, насколько активно фирма выступает номинальным владельцем ценных бумаг. Если велик груз обязанностей, связанных с номинальным владением, то можно создать целый отдел проблем номинального владения. Он может делать такую тяжёлую и неблагодарную работу, как сбор и пересылка эмитенту доверенностей на голосование от клиентов, не желающих участвовать в собрании акционеров.

3.1.8 Бухгалтерия

  Как уже говорилось, после совершения сделки её надо оприходовать. Генерируемые сделкой денежные суммы разносятся по счетам, фиксирующим доходы и расходы будущих периодов. После улаживания эти счета тоже «обнуляются», показывая, что фирма свои комиссионные получила, с клиентами рассчиталась, налог на операции с ценными бумагами удержан и т.д. Ежедневно приходится учитывать и другие денежные операции: получение дохода, вложение клиентом денег на его счёт, изъятие со счёта, перевод денег с одного счёта на другой.

  Для учёта движения денег требуется своя система счетов. Она состоит из обычных бухгалтерских счетов и счетов клиента. Последние выступают как субсчёта первых. Это уже знакомая бухгалтерам область.

  Записи в журнале учёта денежных потоков прямолинейны: когда клиент вносит деньги на покупку ценных бумаг, его счёт кредитуется; оплата ценных бумаг отражается по дебету, получение дивидендов и выручки от продажи ценных бумаг - по кредиту, изъятие денег со счёта - по дебету. Как и в журнале учёта движения ценных бумаг, в этом журнале итог подводится каждый день в виде книги денежных средств.

  Теперь, когда операции с ценными бумагами учтены с обеих сторон - количественной и стоимостной, можно подготовить ещё один важный документ - справку об активности клиентского счёта. В этом документе перечислены все операции за отчётный период в количественном и стоимостном разрезах, а также приводятся балансовые показатели (портфель ценных бумаг) и некоторые другие полезные для клиента сведения . С принятием «Стандартов внутреннего учёта...» фирмы будут обязаны регулярно отчитываться перед  клиентами. Это способствует нормализации отношений с клиентами.

3.2 Общие положения принципов организации бэк-офиса в соответствии с требованиями ФКЦБ и стандартами НАУФОР

3.2.1.   Структура внутреннего учета

Внутренний учет брокера или дилера может осуществляться работником компании, самостоятельным подразделением или может быть поручен специализированной организации или специалисту на договорных началах. При этом ответственность за точность, полноту, адекватность и своевременность ведения ведомостей внутреннего учета полностью возлагается на брокера или дилера.

Ответственность за организацию внутреннего учета брокера и дилера несет руководитель компании. Руководитель компании обязан обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями компании, имеющими отношение к внутреннему учету, требований по его организации, предоставлению должным образом задокументированных сведений для надлежащей организации учета, а также формированию необходимой внутренней отчетности и отчетности перед клиентами.

Брокеры и дилеры, осуществляя организацию внутреннего учета, самостоятельно устанавливают количество и конкретную форму внутренних учетных регистров с соблюдением настоящих стандартов и с учетом технологических условий и возможностей обработки учетной информации, имеющихся в компании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.