на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России


этого ядра порождает удивительное бессилие даже в условиях изобилия

материальных ресурсов. Это в высшей степени актуально для России периода

начала реформ, ценностное ядро которой пытались разрушить внутренние и

внешние вестернизаторы, раздраженные сопротивляемостью российского

«менталитета»[111].

2. Второй этап демократизации начался с подписания главами республик —

Белоруссии, России и Украины — договора о создании Союза Независимых

Государств, который практически ознаменовал распад СССР. Этот период

характеризуется созданием поста Президента России, выбираемым прямым тайным

всеобщим голосованием. Первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Наиболее

ярким выражением нового демократических преобразований явился «парад

суверенитетов», сигнал для которых прозвучал в словах Ельцина: «Берите

суверенитета столько, сколько сможете взять».

В 1993 году была принята новая Конституция РФ. Начался интенсивный процесс

сепаратизации Российской Федерации, — в почти каждом национальном

образовании возник пост президента, принималась своя Конституция. Стали

разрушаться привычные экономические связи. Процесс политической и

экономической дезинтеграции привел к существенному падению экономического

производства и значительному снижению уровня жизни, обнищанию населения.

В тоже время активно продвигалась демократизация российского общества, чьим

формальным принципом стал принцип «разумного сокращения всего того, что

«нельзя» и разумное расширение всего того, что «можно», расширено в

интересах личности и общества»[112]. Благодаря этим процессам люди начинают

привыкать к своим гражданским правам, осваивать политическую культуру. В

результате демократизации общества происходит изживание последствий

авторитарного правления коммунистического типа, господствовавшего в России

в течение десятилетий[113], что подразумевает создание государственных и

негосударственных организаций, рост политических партий, появление

независимых СМИ.

К главным характеристикам этапа можно отнести: распад СССР; введение поста

Президента России, выбираемого прямым тайным всеобщим голосованием;

принятие новой Конституции (1993) с гарантиями основных прав человека и

гражданина; провозглашение демократического правового принципа "все, что не

запрещено – разрешено".

В силу разрушения прежнего политического устройства и отсутствия конкретных

политических программ по выходу из сложившегося политического и

экономического результаты второго периода можно свести к следующему:

Усиление центробежных тенденций и сепаратизма; рост количества партий и

общественно-политических движений, но в основном носящих характер "партий

власти"; радикальные идеологические конфликты между противоборствующими

политическими группировками.

3. Третий период демократического реформирования политического устройства

РФ начинается со времени наведения конституционного порядка, инициатором

которого выступил назначенный Ельциным премьер-министр В.В. Путин,

принципом руководства стала «диктатура закона». Российская Федерация была

разделена на 8 территориально-административных округов, которые возглавили

представители президента. Эта мера была направлена на сплочение РФ вокруг

властной вертикали федерального центра. Создан Государственный Совет РФ.

Ведется работа по расширению полномочий местных муниципальных образований.

Таким образом, нынешняя власть, укрепляя, с одной стороны, вертикаль

центральной власти, с другой стороны, стремится к усилению периферийной

горизонтали власти на местах, за счет разбавления власти губернаторов,

среди которых сильны настроения сепаратизации и регионализации.

б). Основной тенденцией преобразований в российской экономике стал переход

к рыночной экономике.

1. Первый этап по принятой нами классификации периода перестройки

характеризовался введением «хозрасчета», «госприемки», созданием

всевозможных форм подряда и экономического хозяйствования. Однако

«ошибочность политики реформ в последний период существования СССР все

более усугублялось, все более остро давали о себе знать инфляция и

бюджетной дефицит»[114].

2. При Ельцине экономическое реформирование России значительно

интенсифицировалось. Основными тенденциями стали — приватизация,

акционирование, либерализация цен. В российскую экономику был допущен

иностранный капитал. Была создана коммерческая система банковских

организаций с функциями кредитования частной инициативы и инвестирования.

Не отрицая объективной необходимости реформирования плановой экономической

системы и внедрения рыночных механизмов в России в связи с тем, что прежняя

система сковывала развитие производительных сил, китайские эксперты

связывают неудачи России в переходе к рыночной экономике с ошибочно

выбранным направлением и неадекватными методами осуществления этого

перехода.

Во-первых, «приватизация была проведена практически без предварительной

подготовки и потому повлекла за собой «колоссальные разрушительные

последствия», так как государственная собственность передавалась в частные

руки, в том числе иностранцам, почти без компенсации»[115]. В результате

приватизация не дала государству существенных финансовых поступлений,

поскольку госсобственность лишь по виду продавалась, а на самом деле

раздаривалась людям, состоящим у власти или обладающим влиянием[116].

Во-вторых, либерализация цен вызвала рост инфляции, паралич инвестирования,

спекулятивную лихорадку, лишение населения накоплений. Однако либерализация

позволила предприятиям самим назначать цену на свой товар и продавать его

на товарных биржах, самостоятельно распоряжаясь своей прибылью. Благодаря

либерализации цен и эмансипации торговли начал формироваться конъюнктурный

рынок товаров с рыночными ценами как результат баланса спроса и

предложения.

К сожалению, в этот период в экономических планах руководства России,

настроенного откровенно прозападнически, возобладали идеи «чикагской

школы», с ее принципами «монетаризма», «концентрации капитала, ухода

государства из экономики», что привело в торжеству «компрадорско —

номенклатурного капитализма»[117].

С другой стороны, благодаря приватизации в стране появились первые

собственники, люди с рыночным сознанием. Именно эти люди первыми стали

осваивать новые либеральные ценности, которые ориентируются в основном на

«узкофракционные интересы»[118]. Очевидно, что среди них должно было быть

много молодежи, и значительно части первых собственников, было не более 30

лет. Как правило, это были люди с высшим образованием, — а значит, они

непосредственно в ходе социальной практики вырабатывали новую систему

ценностей, которая становилась предпочтительной для нового российского

студенчества[119].

3. Третий этап начался с частичного пересмотра результатов приватизации и

предотвращения власти олигархии. Уже потом был провозглашен принцип

равноудаленности олигархов от власти (2000).

Экономические реформы 1998-2001 года с самого начала приобрели черты

социальной направленности, и если перестроечный период реформирования можно

определить как политический, а младореформаторский — как экономический, то

реставрационные реформы являются социальными. С 1998 года реформы

характеризуется повышенным вниманием к социально незащищенным слоям

населения — пенсионерам, работникам бюджетной сферы, молодежи,

студенчеству. Насущной задачей, поставленной перед правительством, стало

приближение пенсии к прожиточному минимуму. Также до 13% был снижен

подоходный налог[120]. Реставрационная составляющая этих реформ выражалась,

прежде всего, в возрождении самого духа сильного государства, возвращения

ему прежнего авторитета, укреплении «диктатуры закона» (В.В. Путин), в

усилении механизмов государственной защиты социальных гарантий для

малоимущих слоев населения.

в) Социальный план реформирования российского общества определяет смена

идеологического диктата диктатом экономическим, — и если раньше

идеологическое определяло экономическое, то сейчас экономическое бытие

целиком определяет социальное сознание. Эти тенденции вызвали существенные

трансформации как в коллективной психологии общества, так в психологии

отдельных индивидов, за которыми стояли смена одной общественной парадигмы

другой, а именно азиатской — европейской.

Понадобилось перестроить экономику страны радикально, чтобы понять, что

рыночные отношения в чистом виде в России не вполне подходящие, что и

сегодня в российском хозяйстве есть возможности нормального развития, но на

своей исторической базе, возможно, общей экономической теории (исследующей

экономическую подсистему как часть общественной системы), пришедшей в

рамках евразийства к новому уровню интеграции.

Но, прежде всего, следует отметить, что проблемы России не являются только

ее внутренними проблемами и возникли они не только по причине расхождения

теории и практики советского общества. Они органически слиты с процессами,

происходящими во всем мире. Они есть проявление общечеловеческого кризиса,

обусловленного тотальным господством экономического детерминизма и

группового эгоизма. К феноменам данного кризиса следует отнести истощение

углеводородных ресурсов, вызванного колоссальным расходованием их в странах

цивилизованного Запада, рост социальной напряженности в странах «третьего

мира», обусловленного большой разностью экономических потенциалов и уровней

жизни в странах «золотого миллиарда» и отсталыми странами, рост

антиглобалистских настроений, мировые эпидемии (СПИД) и т.д[121].

Вследствие этого применяется насилие над теми сторонами общественной жизни,

социальной системы в целом, которые не зависят от воли и желания людей и

составляют ее объективную сторону. Именно таким волюнтаристским решением

можно назвать ведение экономической системы России к рынку западного

образца, в то время как она больше тяготеет к единству всех зарождавшихся

когда-либо форм хозяйственной деятельности, основанных на многообразии форм

собственности.

Россия, как страна, находящаяся между Европой и Азией, призвана соединить в

себе на принципе равновесного состояния индивидуальное и коллективное,

сознательное и стихийное, их образы жизни и хозяйствования. На такой основе

она развивалась тысячелетия своей истории. Инструментом такого соединения

должно стать сформировавшееся на протяжении всей истории «идеократическое

государство»[122], которое в разные исторические периоды формировалось

вокруг общественно значимой национальной идеи - сначала патриотизма, затем

коммунизма. Сегодня такой целью российского государства может стать идея

совершенствования и развития человека как существа разумного, способного

объединить в рамках евразийства, являлось сторонами единого целого.

Помимо прочего, одним из направлений геополитического скачка России,

становится критика «цивилизации заменителей», культ натуральных продуктов и

естественных образцов. Миф новой натуральной экономики стнановится основой

воссоздания мощного сибирского мифа русской культуры. Сибирский мог бы

сыграть роль идейной основы для поворота России к союзу с Китаем. Экономика

натуральных продуктов требует изобилия не только сырья, но и рабочих рук.

На этой базе складывается экономический и геостратегический симбиоз России

и Китая, в рамках которого эти страны дополняют друг друга[123], что

подтвердила пекинская встреча на высшем уровне Президента РФ Б.Н. Ельцина и

Председателя Госсовета Китая Чжана Цземиня в 1999 г.

II. Курс на реформирование или модернизацию был взят Китаем с 1978 года

на 3-ем Пленуме КПК, которую возглавлял тогда Дэн Сяопин. а) С самого

начала было решено сохранить социалистический строй, но совместить его с

рыночной экономикой. Этот фантастический конгломерат был назван

«социализмом с китайской спецификой»[124]. Факт социалистичности

общественного развития Китая в годы реформ, возможно наиболее труден для

оценки. Отказ от социализма в странах Восточной Европы, особенно на

постсоветском пространстве, как бы повесил в воздухе стержневую для КНР

концепцию строительства социализма с китайской спецификой. Обозначение фазы

общественного развития, переживаемой Китаем, как начального этапа

социализма, сняло вопрос об «идеологической» легитимности практически любых

форм хозяйственного, показало, что в сфере экономики в КНР нет таких

«священных социалистических коров, которые в принципе не могут быть

принесены интересам развития производительных сил»[125]. Сегодня

социалистичность Китая выступает, во-первых, определенной гарантией

политической стабильности в стране на всем этапе рыночной трансформации; во-

вторых, условием, и инструментом сильного государственного воздействия на

экономические процессы, в-третьих, охраняя ориентиры преобразований и

снижая социальную цену реформ.

Глубокие изменения, которые произошли в КНР за два десятилетия, можно

разделить на три основных этапа развития хода реформ:

1. Первый период (конец 70-х — начало 80-х годов)

2. Второй период относится к концу 80-х — началу 90 –х годов.

3. Третий начинается примерно с середины 90-х годов.

1. Выдающаяся роль в организации и в проведении реформ в Китае принадлежит

руководителю КПК товарищу Дэн Сяопину, который, будучи главным теоретиком и

руководителем китайских реформ указывал: «В процессе реформ нужно всегда

поддерживать два основных принципа: 1) главной частью является общественная

собственность, 2) совместное обогащение» (перевод автора)[126]. Поддержка

общественной собственности и является главной частью экономики. Остальные

элементы собственности являются только дополнениями. 1) Общественная

собственность является главной, основной частью. Как указал Дэн Сяопин:

«Общественная собственность включает государственную и коллективную

собственность. Сейчас это является основой китайской собственности. Но

одновременно развитие частной и совместной собственности является полезным

дополнением для социалистической экономики»[127]. Основными тенденциями

китайской модернизации стало создание «многоукладной экономики при

главенстве экономики общественной собственности и упрочение народной

демократической диктатуры при руководящей роли партии»[128].

Модернизация в Китае - это социалистическая модернизация. Она направлена на

совершенствование, обновление социализма с китайской спецификой.

Поддерживать общественную собственность одновременно помогает зарубежный

капитал, чтобы она служила социалистической экономике. Считая абсолютно

неприемлемым для Китая чисто западный путь развития и западный вариант

рыночный экономики, Дэн Сяопин отмечал: «Основной элемент собственности

должен быть социалистическим. Но в стране, в некоторых регионах существует

капиталистическое устройство, например, в Гонконге и Тайване. Это полезно

для развития производительных сил социализма». Это философское обоснование

идей «одна страна - два устройства» и «свободная экономическая зона». В

сущности, главным должно быть социалистическое устройство, а

капиталистическое - дополнением. Иначе будет потеряно главное направление

развития»[129]. В эти годы китайскому руководству удалось добиться

выдающихся результатов, особенно в аграрном секторе экономики.

2. Специфика модернизационных процессов на втором этапе, в конечном

счете, определяется концептуальными положениями теории и практики

социализма с китайской спецификой, который, в свою очередь, характеризуется

следующими моментами: в политическом отношении это система многопартийного

сотрудничества под руководством КПК; в экономической сфере -

социалистическая рыночная экономика с развивающимися элементами

многоукладности, с общественной собственностью в качестве стержня; в

идеологии и культуре - система идей марксизма в качестве главной и

определяющей доктрины. Теорию социализма с китайской спецификой первым

изложил Дэн Сяопин. Ее содержание разделено на четыре направления: а)

сущность китайской модернизации - это социалистическая модернизация,

которая отличается от западной модернизации, конечная цель социалистической

модернизации - совместное обогащение, а не разрыв между классами; б)

модернизация с китайской спецификой - это значит, что китайская

модернизация отличается от западной модели модернизации и, в то же время,

отличается от модернизации других социалистических стран; в) теория

социализма с китайской спецификой - это конкретизация модернизации

социализма[130]. Как пишут российские политологи, «опыт стран Азиатско —

Тихоокеанского региона убедительно свидетельствует, что творческое

прочтение западного опыта, его использование с учетов социокультурной

специфики намного продуктивнее пассивного эпигонства. Отсюда важнейшей

парадигмой политологической мысли руководства этих стран является

культурологическая оценка политических перемен эпохи в горизонте

социокультурного опыта, свидетельствующего о неискоренимом многообразии

человечества»[131].

Социалистический характер модернизационных процессов в Китае, в свою

очередь, определил ряд других особенностей:

— максимальный учет базовой специфики страны (исторической,

демографической, ресурсной и т.п.) при определении стратегии

модернизации;

— соединение сильных сторон, унаследованных от прежней

стратегии развития (относительно развитая нефтедобывающая и

черная металлургия, солидная промышленная база во внутренних

районах страны), с новой стратегией развития;

— умелое сочетание приоритета производства и экспорта трудоемкой продукции

с постепенным повышением доли и масштабов производства капиталоемкой и

наукоемкой продукции, позволяющее использовать сравнительные преимущества

Китая на мировом рынке и учитывать сдвиги в международном разделении труда;

— одновременное использование как внутренних, так и внешних

источников финансовых средств, как внутреннего, так и внешнего

рынков;

— неизменная забота руководства страны о поддержании

определенного баланса между экономическим ростом, реформой

хозяйственной системы и социально-политической стабильностью;

— гибкая модификация идейно-политических основ общественного развития,

позволившая сохранить прежние эффективные инструменты экономического роста,

например, долгосрочные народнохозяйственные планы, отчасти - директивное

планирование, твердые государственные цены, и в то же время относительно

безболезненно начать использование новых инструментов, более адекватных

рыночным принципам хозяйствования;

— сохранение весомой роли неэкономических факторов в целевой модели

социально-экономического развития, позволившее своевременно

подкрепить поколебленные социалистические устои общества надежными

подпорками в виде этических, социально-исторических и морально-нравственных

традиций конфуцианского толка, обеспечить благодаря этому общественную

стабильность и устойчивую национальную самоидентификацию перед напором

реформ, несущих потенциально сильную угрозу «вестернизации»[132].

3. Еще одним достижением явился реализованный в Китае поэтапный,

постепенный переход от административно-централизованной системы

хозяйствования к преимущественно рыночной

экономике. Осуществлявшийся при сильной макроконтролирующей роли

государства на базе всестороннего учета национальных особенностей и

бремени преобразований для населения, он обеспечил как удовлетворительное

проведение самих реформ, так и динамичное

наращивание производительных сил и приемлемый уровень социальной

стабильности в стране[133]. Реформирование административно — командной

системы привело к превращению Китая в одну из ведущих в экономическом

отношении стран мира и создала благоприятные возможности для подъема

китайской экономики и укрепления ее международных позиций.

В новых условиях перед правительством были поставлены три задачи, «которые

кратко формулировались как «китаизация» (бэньтухуа — букв.:

«отуземливание»), «стандартизация» (гуйфаньхуа) и «интернационализация»

(гоцзихуа)»[134].

Так называемая «китаизация» означает, прежде всего, обращение к собственной

китайской проблематике и сосредоточение усилий на изучение особенностей

перехода страны от плановой экономики к рыночной. Поскольку ход

экономической реформы вызывает повышенный интерес на Западе, «китаизация»

объекта исследование рассматривается как важная мера, позволяющая привлечь

внимание зарубежной общественности к собственным разработкам. Необходимость

«стандартизации» обусловлена тем, что полученные результаты должны быть

восприняты за рубежом. Для этого требуется привести их в соответствие с

международными стандартами и изложить на профессиональном языке современной

теории. «Интернационализация» имеет целью «состыковку» (цзегуй) китайской

экономики с мировой и вхождение китайских экономистов в международное

научное сообщество.

Все эти меры были призваны повысить теоретический уровень ведущихся в КНР

экономических преобразований и поднять авторитет китайской экономики[135].

б) 1. Первый этап (конец 70-х — начало 80-х годов) экономических реформ был

связан c пересмотром теоретических представлений, господствовавших в

китайской экономической мысли в дореформенный период. Главное внимание

правительства было сосредоточено на критике «традиционной социалистической

политэкономии» (так называемой «советской парадигмы»), которая оказалась

неспособной объяснить новые явления хозяйственной практики современного

Китая. Речь шла о дополнении марксизма с учетом новой экономической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.