на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России


обитания и прогрессирующее истощение природных ресурсов; доминирование

аграрного сектора экономики.

Идеологические принципы царской России во многом были в конечном итоге

адаптированы с советской идеологической системе в виде триады: советская

власть как вертикально — интегрированная система, охватывающая всю

территорию Советского Союза; коммунистическая идеология, утверждающая

равенство всех, и постулирующая необходимость построения бесклассового

коммунистического общества при руководящей роли КПСС; социалистичность,

которая выражала принципы превалирования общества над государством,

социальной коллективной интегрированности всего общества, вовлеченности

всех членов общества в политическую и экономическую активность,

демократичности и т.д.

Мы видим, что социалистическая политическая и идеологическая система много

позаимствовала от системы царской России. В наше время эта триада выглядит

так: президентская республика с федеративным устройством; конституционный

либерализм; демократия.

В советские годы ценностные ориентации были укоренены в социалистическую

систему ценностей. В.Т. Лисовский на основании исследований 60-х - 70-х

годов заключает, что советскому студенчеству «была присуща

целеустремленность, трудолюбие, самосовершенствование, жажда знаний,

стремление принести пользу Родине»[210]. В основу советской системы

ценностных ориентаций студенчества изначально был положен «коммунистический

общественный идеал», который характеризовался как «бесклассовый

общественной строй с единой общенародной собственностью на средства

производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе

с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе

постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного

богатства польются полным потоком»[211].

Система ценностных ориентаций советского студенчества базировалась на

принципах проработки учения марксизма — ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс

«показали, что общественные идеалы имеют материальное происхождение, …

Люди, — заявляли они, — являются производителем своих представлений, идей и

т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных

определенным развитием их производительных сил и соответствуют этапам

развития бытия, вплоть до его отдаленных форм»[212]. В полном соответствии

с этими принципами формировались ядро и периферия ценностных ориентаций

студенчества.

Основу базовой системы ценностных ориентаций студенчества советской России

составляли не «личностно-персоналистический» тип ценности, а ее

«общественно — коллективистская» форма, поскольку «социалистической

культуре общения противостоит трагическая по своему существу человеческая

разобщенность — родовой признак буржуазного общества»[213]. Центральными

для этой системы были ценности честности, порядочности, ответственности,

взаимовыручки т.д.

Мир советского студенчества складывался из многих интересов и преференций —

образовательных, культурных, социальных, спортивных. Большое значение

уделялось различных формам самодеятельности, к которым относятся такие

способы проведения досуга как КВН, студенческий театр, хор, камерные

ансамбли, которые значительно поднимали культурный уровень советского

студента и способствовали дальнейшему развитию его способностей. Известно,

что из этих «первичных организаций» культуры и спорта вышли многие

выдающиеся деятели культуры, искусства и спорта. Большое внимание в сфере

ценностных ориентаций студентов уделялось занятиям спортом, физкультурой,

туризмом, культурно-массовыми мероприятиями, призванных помимо расширения

культурно-интеллектуального кругозора, развития способностей и укрепления

здоровья, служить большему сплочению студенческого коллектива.

Все это многообразие форм и способов реализации ценностных ориентаций

студенчества показывает, что при отсутствии политических и экономических

ценностных ориентиров российского студенчество видело свой главный идеал в

совершенствовании духовных, умственных, интеллектуальных, музыкальных,

спортивных качеств, в гармонизации своей личности и ее развития. К

сожалению, в настоящее время в погоне за экономическими и политическими

целями и ценностями российский студент во многом утратил эту вот

направленность к самосовершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отсутствие внешних

экономических (богатство) и политических (власть) ориентиров, к тому же при

отсутствии у большинства студентов семьи в силу возраста и работы в силу

образовательной занятости, обуславливали направленность энергетических

затрат студенчества к идеалам духовного и физического обогащения. Советское

государство в своей Конституции первыми пунктами закрепляла основные права

советского человека на труд, на отдых, на здравоохранение, на образование,

что еще в большей степени стимулировало советское студенчество реализовать

свой творческий потенциал.

Поводя итог, можно констатировать незыблемость базовых ценностных

ориентаций российского студенчества, ядром которых были и остаются ценности

счастливой семьи, любимой и высокооплачиваемой работы,

самосовершенствования, принципы общественного коллективизма и социальной

стабильности, справедливого социального строя, основанного на принципах

демократии, идея счастливого и богатого общества.

2. На формирование «базовых» (дореформенных) ценностных ориентаций

китайского студенчества влиял ряд факторов традиционной политики и

экономики, который определялся веками складывавшейся культурно-

политической системы государства и общества.

К числу важных и актуальных ценностных ориентаций традиционной политической

культуры Китая относятся поддержание порядка и стабильности в обществе,

потребность в гармоническом единстве противоположностей, ориентации на

традиции и опыт прошлого.

На основании этих ценностных ориентаций, «порядок в государстве

поддерживается, согласно традиционным взглядам, эффективным внешним

наблюдением за выполнением законов (легисты) и внутренним контролем —

регулированием, как формой публичного принуждения (конфуцианцы)»[214].

Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных

принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом

первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй —

отношения в сферах, находящихся в сферах над родственно — семейными

связями. Отсюда следует весьма важная мысль о том, что «одним из основных

элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей

и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате

продолжительного и трудного процесса учебы и воспитания, в соответствии с

такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего

общества должно происходить, начиная с отдельного человека и конкретной

семьи»[215].

Согласно традиционным представлениям о государстве, «политическая

«лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней

почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а

наоборот — производной от «сяо»»[216]. В результате указанные принципы

находятся в гармоническом сочетании, дополняя друг друга и соединяя

традиции даосизма и конфуцианства. Здесь трудно не заметить, что

«лояльность», имея персоналистическую составляющую, укоренено в учении

даосизма, а «сыновья почтительность» с ее семейственностью и социальной

трансиндивидуальностью, имеет свой исток в конфуцианстве.

Именно благоустроенное и сильное государство способно обеспечить такие

отношения в нем, при которых частный интерес граждан на деле соединяется с

общей целью государства, в результате чего обе стороны выступают гарантами

реализации этой цели. Отсутствие баланса между «сяо» и «чжун», а по

существу — между массовой и официальной политическими культурами, и

смещение приоритета, например, в сторону «сыновней почтительности» может

свидетельствовать о том, что «значительная часть населения не считает в

сложившейся ситуации в полной мере «своим» данный режим правления»[217].

Резюмируя можно сказать, что базовые ценностные ориентации китайского

студенчества неизменны на протяжении многих лет, включая в себя идеалы

сильного и богатого государства, справедливо устроенного общества, любимой

семьи, интересной работы, гармонично развитой личности, уважение к закону,

ценность образования и самосовершенствования и т.д.

Таким образом, к основным принципам, повлиявшим на влияние на формирование

«базовых» ценностных ориентаций студенчества России и Китая относятся: 1)

превалирование государственности над гражданской общественностью, 2)

незначительное развитие личностного самосознания, 3) государственная

собственность — главная форма собственности, 4) преобладание натуральной

экономики в пику товарно-денежной экономике; 5) зависимость личности от

власти, а не от собственности; 6) слабое развитие или отсутствие

демократических институтов[218].

В то же время различие в принципах «базовых» ценностных ориентаций

студенчества объясняется полиэтничностью и поликонфессиональностью России и

моноэтничностью и моноконфессиональностью Китая, что сказывается на

определенной универсальности получаемого образования, а также большей

эмансипированностью росийского студенчества от государства, его в некоторой

степени предоставленностью самому себе, и большей зависимостью китайского

студенчества от государства.

2.2.2. Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате

реформирования общества

Политическое, экономическое, социальное реформирование оказывает

значительное влияние на трансформации ценностных ориентаций студенчества.

Во всех сферах системы ценностных ориентаций российского и китайского

студенчества ее трансформация подчиняется двум основополагающим тенденциям,

как собственно, вся система ценностных ориентаций общества в целом, а

именно центростремительной интенсификации «интегрирующего ядра», интеграция

вокруг которого консолидирует все общество в единое целое, и в то же время

идет процесс экстенсификации «дифференцирующей периферии», на которой

распределяются локально индивидуализирующиеся участники общественной жизни.

1. В сфере макрополитических ценностных ориентаций и у китайского и

российского студенчества наблюдаются интеграционные, коммуникативные и

глобализационные тенденции.

В изменении макрополитических ценностных ориентаций российского

студенчества две ярко выраженные тенденции. Первая связана с общемировой

тенденцией глобализации, интернационализации, открытости мира с целью

политического, экономического, информационного взаимодействия. Помимо всего

прочего, это обуславливается унификацией экономического пространства путем

введения единых экономических валют доллара и евро, а также беспрецедентным

развитием СМИ, и созданием единого информационного пространства INTERNET, —

можно предположить, что «интернетизация» скоро охватит все мировое

студенчество, способствуя его максимальной консолидации.

Что касается второй тенденции, то она связана с возрастанием чувства и

сознания национально-этнической принадлежности. После десятилетий

патриотического «аскетизма» и пропаганды формального интернационализма, у

российского студента появляется законное чувство здоровой национальной

гордости[219]. Хотя зачастую чувство национальной гордости российскому

студенту приходится делить с чувством стыда за свою Родину.

Тем не менее, чувство здорового патриотизма — это необходимое следствие

осознания места России в составе «семьи народов», в котором Россия занимает

далеко не последнее место. Российское студенчество принимает деятельное

участие в том, чтобы России было чем гордиться — это и информационные

технологии, и космическая техника, и научно-технический прогресс в целом.

Динамика макрополитических ценностных ориентаций студенчества России [220]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Консерватизм |12,5 |8,0 |7,0 |

|Либерализм |45,8 |51,2 |56,9 |

|Патриотизм |67,2 |72,5 |76,7 |

|Глобализм |67,7 |75,3 |68,6 |

Как показывают данные социологических исследований консервативные и

патриотические ориентации не вступают в конфликт с ориентациями на

либерализм и глобализм, то есть одно вовсе не исключает другое, и может

даже дополнять. Это говорит о том, что интеграция в мировое сообщество не

исключает, а, наоборот, предполагает усиление идентификационных факторов.

Другими словами, мировое сообщество уважает и принимает в свои ряды тех,

кто, прежде всего, уважает сам себя.

2. Микрополитические ориентации российского студенчества также подвергаются

двоякой трансформации. С одной стороны, происходит наращивание амбиций и

притязаний на политическую активность со стороны наиболее политизированного

студенчества, особенно среди приверженцев таких партий как «Яблоко», СПС.

Растет количество сторонников радикально-политических образований. В

отношении политических пристрастий студенчество выбирает наиболее крайние

формы политического радикализма. Причем в студенческой среде много и

леворадикалов, и праворадикалов, и фашистов, и либералов прозападного

толка, и нацистов, и глобалистов. Такого рода политический экстремизм

отчасти объясняется свойственным для этого возраста максимализмом.

Впоследствии представители и правой, и левой идеологии мигрируют в сторону

центра[221].

Политический радикализм одной части студенчества с лихвой компенсируется

политической апатией и гражданской пассивностью другой ее части.

Динамика микрополитических ценностных ориентаций

студенчества России [222]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Стремление к власти |15,8 |17,7 |16,4 |

|Отсутствие властолюбия |65,8 |75,2 |82,0 |

|Гражданская активность |25,6 |26,8 |14,8 |

|Гражданская апатия |56,1 |61,0 |75,0 |

3. Что касается изменений макроэкономических ценностных ориентаций, то они

подвержены одной доминирующей тенденции — безоговорочном склонении к

рыночной модели развития экономики.

Закономерным является тот факт, что молодым проще и легче адаптироваться к

политическим и экономическим преобразованиям в обществе, в силу их высокой

социальной мобильности и инновационной толерантности. Студенчество здесь не

исключение, — оно очень быстро находит себе применение в условиях

меняющихся социума.

Выпускники вузов пользуются спросом на рынке труда, и через несколько лет

оказываются уже менеджерами среднего звена с высоким уровнем оплаты. Многие

из выпускников, работая, одновременно получают дополнительное или второе

высшее образование, будучи уверены в том, что рабочее место будет им

гарантировано, поскольку дефицит высококвалифицированных кадров на

современном российском рынке труда непрерывно растет[223]. Все это

положительным образом сказывается на упрочении предпочтения рыночных

механизмов хозяйствования. Как правило, среди выпускников вузов, а значит и

среди их недавних сокурсников, меньше всего недовольных нынешней

экономической ситуацией в стране. Это также связано с традиционным

оптимизмом присущим молодежи, когда «все лучшее впереди».

В большинстве своем российское студенчество желало бы работать в частном

секторе экономике, принимая то, что это сопряжено с риском и максимальной

ответственностью. Однако многие студенты хотят работать только в

государственном секторе экономики, поскольку это дает больше гарантий

социальной защищенности.

Социологи НИИКСИ при СПбГУ отмечают, что свои профессиональные планы,

трудовую карьеру уже большинство студентов, учащихся школ и ПТУ связывают с

работой в новых экономических структурах. Каждый третий хотел бы открыть

собственное дело. Большинство тех, кто ищет работу, стремится найти ее в

негосударственном секторе экономики: на совместных предприятиях, в частных

предприятиях, кооперативах. Характеризуя общую ситуацию на российском рынке

труда и поведение на нем молодежи, можно отметить как типичную черту отток

в сферу неконтролируемой самозанятости — в сферу малого частного бизнеса,

посреднических услуг и сбыта товаров народного потребления.

Петербургские социологи полагают, что возраст оказывается значимым

фактором макроэкономических ориентаций. Из число лиц моложе 20 лет хотели

бы стать владельцами частных предприятий 24%, из числа лиц в возрасте 20-29

лет — 38%. 23% учащихся хотели бы работать на государственном предприятии,

причем об этом заявили 62% студентов — экономистов. В целом же основная

масса студентов — 41% выразили желание работать на частном предприятии по

найму.

Основная масса учащихся стремится изучать такие дисциплины, как

организация малого бизнеса (71%), финансы, банковсое дело, фондовые

операции (48%), маркетинг (40%), менеджмент (32%).

Было выявлено несколько тенденций в трудоустройстве студентов нам

дополнительные заработки. Первая — профессионально - ориентированная

тенденция. Если прибыльность подработок по профессии перестает устраивать

студента, он переключается на непрофессиональный вид деятельности,

связанный прежде всего с малоквалифицированным физическим видом

деятельности. (Высококвалифицированные «рыночные» профессии чаще всего

остаются во власти будущих юристов, экономистов, коммерсантов). И в этом

суть второй тенденции. Третья тенденция заключается в том, что в любом вузе

существуют группы людей, которые могут помочь понять «азы» челночной

торговли, обменных операций с валютой, у кого есть связи, которые помогут

устроиться в коммерческий ларек.

Закономерности экономического поведения студентов российских вузов в 90

–е гг. в XX в. показывают, что именно сегодня в полной мере начинает

реализоваться самобытная российская традиция воспроизводства и

видоизменения экономических капиталов студентов, которая характеризуется

вовлечением в среднем каждого второго студента в самостоятельную

экономическую деятельность, увеличением их числа в соответствии с

продолжительностью обучения, места проживания, наличия семьи, детей,

дифференциации видов вторичной занятости студентов, обусловленной типом

вуза, факультета, специальностью обучения, временем года[224].

Динамика макроэкономических ценностных ориентаций

студенчества России [225]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 |1995 |2000 |

|опрошенных) | | | |

|Рыночная экономика |78,9 |72,6 |66,6 |

|Плановая экономика |23,6 |21,4 |12,8 |

|Частный сектор |78,9 |55,9 |52,1 |

|Государственный сектор |34,8 |37,8 |38,6 |

Надо заметить, что в последнее время возрождается интерес к

государственному сектору экономики, в особенности к сектору Военно —

промышленного комплекса, что связано с тем, что в последнее время пошли

госзаказы и ситуация заметно улучшилась. К тому же на государственных

предприятиях имеется сильный «социальный пакет» — оплачиваемые отпуск,

больничные, отчисления в пенсионный фонд, путевки на санаторное лечение и

т.д.

4. В своих микроэкономических ориентациях российское студенчество явно

отдает предпочтению материального над духовным, однако для большинства

российских студентов деньги не цель, но средство для материального

обеспечения духовного обогащения, возможность покупать книги, посещать

кинотеатры, театры, музеи.

Динамика микроэкономических ценностных ориентаций студенчества России[226]

|(в % - ом отношении к общему количеству |1990 | | |

|опрошенных) | |1995 |2000 |

|Аскетизм |13,5 |6,0 |2,5 |

|Гедонизм |53,8 |64,5 |67,5 |

|Предприимчивость |13,9 |23,4 |21,8 |

|Экономическая пассивность |58,5 |67,5 |78,5 |

5. В сфере этических ценностных ориентаций российского студенчества

происходит рост прагматизма и гедонистических устремлений, с одной стороны,

а, с другой стороны, идет падение альтруистических настроений, возрастает

индивидуализма.

Дело в том, что идеология рыночных механизмов хозяйствования диктует

свою этику — этику индивидуализма и личной ответственности, которой

динамичные события последних лет требуют от каждого молодого человека. В

«модели личного развития» российских юношей и девушек наиболее значимыми

компонентами личностного роста, самореализации и удовлетворения всех

потребностей, совершенствующих человека, являются нравственные и

профессиональные качества.

Высокий уровень профессионализма можно считать эталонной

интернациональной характеристикой, так как он максимально оценивается во

всем мире, вследствие унификации этических принципов.

Место современного человека в общественно-политической, нравственно-

культурной и других сферах «во многом определяется уровнем его

профессионализма и нравственности. Среди личностных факторов самореализации

современных молодых людей в формировании их жизненной позиции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.