на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России


социальной дуальности в виде одновременной совмещенности его субъектности и

объектности, необходимо обуславливает субъект — объектную расщепленность

ценностных ориентаций.

Необходимо также сказать несколько слов о методике стратификации

ценностных ориентаций. В процедуре дифференцирующей селекции и

комплиментарной (дополняющей) комбинации конкретных ценностей мы обращаемся

в основнос к методу «диарных контрарных суждений» Лапина Н.И[67]. На наш

взгляд это наиболее оптимальная схема структуризации ценностных ориентаций,

определяющая их не только по принципу радиальной контрарности, но и по

принципу линейной совместимости. Правда некоторые исследова тели отмечают

то, что ограниченность этой методики заключается в том, «что учитываются

лишь крайние мнения (ценности -антиценности) и выпадает средняя,

нейтральная позиция»[68].

1.Материально — экономические ценностные ориентации студенческой

молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям —

«приватность — социальность» и «материализм — постматериализм».

Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества

и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне

заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии

государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны

государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику.

Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским

настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных

усилий»[69].

Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно –

реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития

рыночных отношений[70], чьи принципы неотделимы от принципов экономической

самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа

политической независимости и гарантия политических свобод, студенты

наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая

часть малообеспеченного студенчества отдает приоритет знаний и образования

перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального

вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям.

На современном уровне развития общественного сознания, причем и в

России, и в Китае преобладание «материалистических ценностей» над

«постматериалистическими»[71], достигло своей «критической массы». И,

конечно, студенчество не свободно от экономической заангажированности своих

социальных предпочтений, поскольку одной из важнейших жизненных ориентаций

студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой

стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь

материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага

создавать»[72].

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место

раздвоение, — «наблюдается явное противоречие в жизненных установках

студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны,

прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но

одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи

влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики

российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух

разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной

экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей»,

определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных,

профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных

результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет

зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно

реализующуюся тенденцию»[73].

Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами

социально — экономического реформирования общества, всегда связанных с

падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания

этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в

норму[74].

Микроэкономические

ценностные ориентации

аскетизм

экономическая

пассивность

предприимчивость

гедонизм

Схема 1

Таблица 1

| |Гедонизм |Аскетизм |

|1 |Богатство как цель |Достаток как средство |

|2 |Стремление к экономическому |Стремление к экономической |

| |избытку |норме |

|3 |Желание выделяться |Желание «быть как все» |

|4 |Работа в частном секторе |Работа в госсекторе |

Таблица 2

| |Экономическая пассивность |Предприимчивость |

|1 |Взаимопомощь |Состязательность |

|2 |Нежелание иметь свой бизнес |Иметь свой бизнес |

|3 |Стабильность |Риск |

|4 |Законопослушность |Криминальность |

В целом и общем экономические реформы приветствуются молодежью,

поскольку она видит в них перспективы для своей карьеры в будущем, и она

надеется легко адаптироваться к новым экономическим условиям. Молодежь

считает, что «...рыночные отношения расширили возможности личности в плане

культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть

традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных

ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ...

напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов»[75]. Большинство

студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере,

устроиться в частный сектор экономики[76].

В тоже время осуществление этих возможностей для подавляющей части

молодежи как бы далеко не простирались ее амбиции, являются весьма

проблематичными.

Макроэкономическиеценностные ориентации

Рыночная экономика

государственный

частный

сектор

сектор

плановая

экономика

Схема 2

Таблица 3

| |Плановая экономика |Рыночная экономика |

|1 |Плановая экономика |Рыночная экономика |

|2 |Государственное регулирование цен |Либеральная ценовая |

| | |Политика |

|3 |Высокий прогрессивный налог |Низкие налоги |

|4 |Бесплатное образование и медицина |Платное образование и медицина |

Таблица 4

| |Государственный сектор |Частный сектор |

|1 |Социально ориентированная |Либерально ориентированная |

| |экономика |экономика |

|2 |Бюджетная здавоохранение | Страховая медицина |

|3 |Государственная |Частная собственность |

| |Собственность на землю |на землю |

|4 |Государственное образование |Частное образование |

2.Общественно — политические ориентации студенчества[77], с одной

стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве

как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне

правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый

либерализм — правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм –

национализм».

В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также

с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями

высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства

студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной

идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология

основывается на принципах государственности и патриотизма[78].

С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества

обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих

социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая

направленность»[79].

Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в

полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ,

когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле

характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм —

национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды

борцов с фашизмом[80].

Микрополитические

ценностные ориентации

воля к власти

политическая

участие в

пассивность

политической жизни

отсутствие властолюбия

Рисунок 3

Таблица 5

| |Отсутствие властолюбия |Воля к власти |

|1 |Подчиненность |Лидерство |

|2 | Скромность |Амбициозность |

|3 |Исполнительность |Желание руководить |

|4 |Демократичность |Автократичность |

Таблица 6

| |Политическая пассивность |Политическая активность |

|1 |Неучастие в выборах |Участие в выборах |

|2 |Беспартийность |Членство в партии |

|3 |Неучастие в общественной жизни |Общественная деятельность |

|4 |Политический конформизм |Политический нонконформизм |

Макрополитические

ценностные ориентации

консерватизм

интернационализм

национализм

либерализм

Схема 4

Таблица 7

| |Либерализм |Консерватизм |

|1 |Развитое гражданское общество |Сильное государство |

|2 | Свобода слова, печати и |Цензура |

| |т.д. | |

|3 |Демократизм |Авторитаризм |

|4 |Конституционная законность |Законность, основанная на |

| | |харизме лидера |

Таблица 8

| |Интернационализм |Национализм |

|1 |Неприятие национализма |Патриотизм |

|2 |Интеграция в мировое сообщество |Сохранение культурной |

| | |идентичности |

|3 |Мультикультурализм |Монокультурность |

|4 |Федерализм |Суверенность |

3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на

индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или

политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности

распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и

горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими

факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими

тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и

«падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок

массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании

мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на

самоидентификацию молодежи»[81].

С другой стороны, универсальность получаемого образования,

возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания,

вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.

И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная

духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой

ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус

студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и

интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять

прагматизму общества и напору массовой культуры»[82].

Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом

студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью

коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается

элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и

уникальностью[83].

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо

выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы

религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии

имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной

психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога)

и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной

религиозности»[84].

Система этических ценностных координат

духовность

коллективизм

индивидуализм

утилитаризм

Рисунок 2

Таблица 9

| |Коллективизм |Индивидуализм |

|1 |Коммуникация |Стремление к самостоятельности |

|2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» |

|3 |Главное — интеграция |Главное — самовыражение |

|4 |Быть полезным, нужным для |Быть свободным |

| |окружающих | |

Таблица 10

| |Утилитаризм |Духовность |

|1 |Интерес к массовому искусству |Интерес к классическому |

| | |искусству |

|2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» |

|3 |Культурная интеграция |Культурная изоляция |

|4 |Атеизм |Религиозность |

Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном

определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если

материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации

устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально —

общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и

общественнозначимых символов, то рационально —ценностные ориентации

конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и

предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и

мышления.

Рационально — ценностные ориентации делятся на субъективно —

рациональные и объективно — рациональные ориентации.

Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде

индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама

способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим

социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи

коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей

нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм

студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

Схема рациональных — ценностных

ориентаций студенчества

идеализм

объективизм

субъективизм

материализм

Рисунок 4

Таблица 11

| |Материализм |Идеализм |

|1 |Коммуникация |Стремление к самостоятельности |

|2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» |

|3 |Культурная интеграция |Культурная изоляция |

|4 |Экстраверсия |Интроверсия |

Таблица 12

| |Объективизм |Субъективизм |

|1 |Приоритет бытия над сознанием |Приоритет сознания над бытием |

|2 |Вера в бесконечность человеческого| Вера в бессмертие |

| |рода |Человеческой души |

|3 |Сознание — высшая форма материи |Действительность— |

| | |Иллюзия сознания |

|4 |Конечность человеческого разума |Бесконечность человеческого |

| | |разума |

Сводя все представленные координаты ценностных ориентаций воедино, мы

получаем схему общих тенденций трансформаций ценностных ориентаций, которую

структурируют две оси — социальная ось «интеграция — идентификация» и

личностная ось «объективация — субъективация». Причем эта схема

функционирует парадоксальным образом, поскольку интенсификация

идентификация не только не исключает, но, наоборот, предполагает

экстенсификацию интеграции. Так, например, рост гражданского самосознания

оборачивается универсализацией международного права, становящегося основой

всемирно — гражданского устройства.

Схема общих тенденций изменения

ценностных ориентаций

субъективация

интеграция

идентификация

объективация

Рисунок 5

В годы радикальных перемен процессы трансформации ценностных

ориентаций существенно динамизируются, что связано с возрастанием

центробежных и центростремительных тенденций в обществе, сопровождающихся

существенным, коренным дисбалансом духовных и материальных установок.

Причины и формы этого дисбаланса будут рассмотрены ниже.

В заключение необходимо сказать о соотношении китайских и российских

ценностных ориентаций. При всем различии российской и китайской социальных

систем существуют ряд связанных с традиционной, «базовой» ментальностью

факторов, которые сближают ценностные схемы студенческой молодежи России и

Китая, и их необходимо учитывать при анализе ценностных ориентаций. К

духовно — ментальным следует отнести:

1. Патернализм;

2. Коллективизм— теократическо — христианский тип общежития в России, и

родовой коллективизм конфуцианского толка в Китае.

К географическому фактору относится:

3. Обширность территории.

4. Климатическое сходство и географическое соседство

К экономическому фактору относится:

5. Традиционная аграрная экономика.

Имеются также исторические факторы, которые оказали огромное влияние на

экономическое и культурное сближение народов России и Китая:

6. Общее коммунистическое прошлое. Сюда же относятся и все те проблемы,

которые были связаны с экономическим и политическим кризисом социализма,

потребовавших значительного реформирования и модернизации.

Эти и другие факторы имеют большое значение для дальнейшего

политического сотрудничества и экономического сближения наших народов на

основе выработки общих ценностей и идеалов.

1.4. Особенности динамики ценностных ориентаций

в период реформирования общества

Проблема динамики ценностных ориентаций связана с обширным кругом

политических, экономических, правовых и других вопросов, поскольку эта

динамика напрямую связана с экономическими и политическими аспектами

реформирования, — поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на

него факторов. Литература по этому вопросу обширна, однако, по причине

постоянного изменения данных по этой проблеме, соответствующая литература

непрерывно устаревает. [85]

В период радикальных социально — экономических реформ ослабляют свое

сдерживающее воздействие, либо совсем исчезают культурные рамки, которые

определяли своими границами стихию общества, кристаллизовали паритет

идентификационных и интеграционных тенденций, оформляет равновесие прав,

свобод и обязанностей, ограничений, определяет солидарность общества и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.