на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России


ситуации в стране. В ходе различных дискуссий предлагались различные пути

пересмотра устоявшихся концепций: одни экономисты считали целесообразным

«вернуться к Марксу», восстановив подлинное содержание его теории, в то

время как другие — выступали за дополнение марксизма с учетом новой

экономической ситуации в стране».[136] В целом и общем китайские экономисты

не подвергали сомнению концептуальные основания китайской экономической

науки, сформировавшиеся в дореформенный период, и продолжали пользоваться в

своих исследованиях марксисткой методологией.

Характерная особенность второго этапа реформ (конец 80-х - начало 90-х)

заключалась в том, что «под влиянием практики реформы, с одной стороны, и

освоения зарубежной экономической мысли, с другой стороны, реформаторы

предприняли попытку выйти за рамки устоявшихся теоретических представлений

и обратились к поиску новой методологии экономической теории»[137]. В это

время теоретическое обоснование реформ все чаще стало обращаться к

«отличным от марксистской экономической теории исследовательским

программам, с которыми китайская научная общественность познакомилась в

80–е годы. В хронологически небольшой период в Китае получили известность

немарксистские теории — кейсианство, неоклассицизм, институционализм. В

условиях бюджетного дефицита и нарастающих инфляционных тенденций в научных

кругах активно обсуждался вопрос о возможности применения идей Дж. М.

Кейса для анализа китайской ситуации[138].

В конце 80-х — начале – 90-х годов особой интерес китайских экономистов

привлекли идеи институциональной экономической теории (Р. Кроуз, Дж.

Бьюкенен, Д. Норт), которая представлялась ученым КНР более приспособленной

к объяснению процессов, происходящих в переходной экономике современного

Китая, чем неоклассицизм, а также в большей степени совместимой с китайской

экономической традицией.

Характерной чертой экономического развития КНР в 1991-1995 гг. стало

динамичное и стабильное расширение ее внешне экономических связей.

Значительно возросли объемы внешней торговли и технико-экономического

сотрудничества с зарубежными партнерами, увеличились масштабы привлечения

иностранных инвестиций, укрепилась экспортная база страны и т.д. Китай все

более активно интегрируется в мировое хозяйство. Выдающимся является

показатель общего объема внешней торговли, которой в период с 1991 – 1995

гг. «увеличился со 115,4 млрд. долл. до 280,9 млрд. долл., то есть в 2,4

раза. Темпы роста внешнеторгового оборота в 1991 — 1995 гг. превышали темпы

экономического развития КНР в целом, что обусловило увеличение доли

внешнего торговли в ВВП страны с 31% в 1990 г. до 45% в 1995г»[139].

В целом в 1991-1995 количество зарегистрированных предприятий с участием

иностранного капитала и общий объем заявленных инвестиций в восемь раз, а

объем фактически вложенного капитала в шесть — превысили соответствующие

показатели предшествующих двенадцати лет осуществления экономических реформ

(1979-1990). Существенно повысилась доля предприятий с участием

иностранного капитала в китайской экономике, в частности их доля в

экспортных поставках страны выросла с 12,6% в 1990 г. до 31,5% в 1995

г[140].

Рост экспортных поступлений, увеличение прямых инвестиций, реформа системы

валютного регулирования, в частности обязательная продажа китайскими

предприятиями валютной выручки банкам, способствовали значительному росту

государственного валютного резерва, к концу 1995г. составившего 73,6 млрд.

долл.[141].

По мнению А. Илларионова в статье «Секрет китайского экономического чуда»,

«... успехи китайского экономики обусловлены прежде всего реализованной

моделью экономического реформирования. В отличие от России, где

осуществлялась, как утверждается, радикальные, либеральные реформы (так

называемые шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный

(градуалистский характер). Если в России государство, как считают, сразу же

«ушло» из экономики, то китайское государство сохраняло значительный

контроль за экономикой, его роль в экономическом развитии значительно

возросла»[142].

3. На третьем этапе китайскому руководству удалось найти и достаточно

успешно реализовать на практике тот путь, который позволил начать переход

от старого хозяйственного механизма к новому, а затем существенно

продвинуться вперед в утверждении главенства рыночных принципов

функционирования экономики. В узком смысле речь идет о

«двухколейности» - сочетании планирования и рыночного регулирования,

твердых государственных и свободных рыночных цен, централизованного

материально-технического снабжения и самостоятельного приобретения средств

производства.

В результате сопоставления конкретных шагов китайской реформы с

рекомендациями классиков было признано, что китайская практика, поставившая

под сомнение многие исходные посылки неоклассической школы, представляет

собой серьезный «вызов» этой теории. В отличие от периода конца 80-х -

начала 90-х годов они сосредоточились на всестороннем изучении китайского

опыта и выработке на этой основе собственной экономической концепции. Хотя

китайские экономисты и продолжали использовать в своих построениях «идеи

зарубежных экономистов (прежде всего представителей альтернативного

неоклассическому неоинституционального направления и в особенности взглядов

Д. Норта), значение западной экономической теории перестало

подчеркиваться»[143].

В широком смысле в понятие «китайский путь экономической реформы»,

несомненно, включается вся гамма проведенных в стране

преобразований: создание многоукладной структуры народного хозяйства,

радикальное изменение статуса низовых товаропроизводителей, формирование

системы рынка, более или менее удовлетворяющей требованиям современной

экономики, смена форм и методов макроэкономического регулирования.

Социалистическая экономика, основанная на общественной собственности на

средства производства, является планомерно развивающейся экономикой. Такое

ее развитие противостоит не рыночным отношениям, а стихийному или

анархическому состоянию производства, которое является главным признаком

экономики любого общества, основанного на частной собственности. А рыночные

отношения вовсе не являются специфической особенностью экономики общества

частной собственности. Рыночным отношениям противостоит натуральное, а не

плановое хозяйство. В натуральном хозяйстве не существует товарно-денежных

отношений, а только отношения натурального распределения, это и есть

основной признак экономики самообеспечивающегося закрытого общества.

Рыночная же экономика основана на общественном разделении труда и

взаимосотрудничестве. Она не всегда находится в стихийном и анархическом

состоянии. Это определяется тем, в условиях какой собственности существуют

рыночные отношения. В условиях социалистической общественной собственности

люди могут сознательно их контролировать, чтобы они служили

социалистической плановой экономике. Поскольку материальной предпосылкой

этих отношений является общественное разделение труда и обобществление

производства, то в этом смысле социалистическая плановая экономика,

основанная на крупном обобществленном производстве, не только не вступает в

конфликт с рыночными отношениями, но между ними даже имеется общее.

Социалистическая плановая экономика является такой плановой экономикой,

которая существует в условиях товарно-денежных отношений, она противостоит

только стихийной рыночной экономике и натуральному хозяйству, а не рыночным

отношениям, которые находятся под сознательным контролем людей.

Специфика модернизационных процессов в Китае показала, что Китай добился

огромных результатов за период проведения политики реформ и открытости,

начатой с 1978 года, подтверждая правильность выбранного пути. Достаточно

сказать, что за период 1978-1997 гг. среднегодовой прирост валового

внутреннего продукта составил 9,8%, а по валовым экономическим показателям

страна занимает 7-е место в мире. В 1997 г. общая сумма импорта и экспорта

составила 325,1 млрд. долл. США, по этому показателю Китай впервые вышел на

10-е место в мире[144].

По мнению Э. Пивоваровой, к основным факторам модернизации китайской

экономики следует отнести то, что:

«КНР не тратила много сил на разрушение и критику прошлого»;

«реформа в Китае с самого начала была повернута лицом к человеку, его

нуждам»;

«руководство страны, изучив имевшийся собственный и зарубежный опыт, пришло

к выводу и необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а

исходя из особенностей свой страны, решительно встав на путь «строительства

социализма с китайской спецификой»;

«в КНР не произошло обвальной либерализации экономики — главным методом ее

реформирования стало эволюционное поэтапное, с экспериментальными

проверками, продвижение к рынку»;

«практика уже первых лет реформы показала что, самый естественный путь к

рынку лежит на путь развития многообразных форм собственности:

коллективных, единоличных, частных, совместные (с иностранным

участием)»[145].

Стратегия реформы в Китае соединила два способа осуществления

преобразований: стихийный (снизу) и централизованный (сверху).

в) Социальный план реформирования китайского общества заключается в

создании новой национальной идеи в качестве цели, синтезирующей в себе

различные, на первый взгляд противоречащие друг другу идеи — план и рынок,

социализм и капитализм, конфуцианство и даосизм и т.д. Социальная

организация, формирующаяся вокруг такой цели, которая предполагает смену

приоритетов в политике с экономики на духовное производство, в рамках

которого предстоит выйти на новый уровень мировоззрения, внести серьезные

поправки в действующую классификацию наук, разработать другую парадигму

образования, учитывающую новый уровень интеграции человечества, определить

в качестве критериев оценки общественной жизни качество культуры в сфере

труда, материального производства, общения, управления и т.д.[146].

Заявленная задача синтезирования лучших достижений социализма и рыночной

экономики на территории Китая ставит на повестку дня сознательную работу,

направленную на развитие общественно-натурального хозяйства с элементами

рыночной экономики. В этих условиях становится реальностью многообразие

форм собственности при приоритете коллективных. Правление этим

многообразием, наряду с общественно значимыми связями из центра,

предполагает местное самоуправление, основу которого должна составить

хозяйственная деятельность, реализующая все имеющиеся на данной территории

ресурсы. Рыночные отношения возникнут здесь не через насилие и разрушение,

а естественным образом, как средство становления натурального хозяйства

регионов и как следствие этого развития.

Таким образом, сравнительный анализ политических и экономических

преобразований в итоге дает следующий результат:

В экономическом плане — успех китайских реформ был обусловлен тем, что

китайская экономика имела замкнутый характер и была аграрной, а неуспех

российских реформ был обусловлен тем, что ее экономика была интегрирована в

экономику Содружества экономической взаимопомощи (СЭВ), после развала,

которой экономика оказалась в кризисе, и в то же время индустриальный

характер российской экономики вызвал огромный дефицит продовольствия.

Помимо этого надо добавить, что все реформы в Китае проводятся при

предварительной теоретической проработке, с учетом всех требований в

отношении к специфике пути развития, под чутким руководством и всемерном

контроле со стороны правительства.

Сравнивая экономические реформы в России и КНР на их начальные этапах,

китайские ученые констатировали, что «первая создает теорию, а затем

педантично ей следует», тогда как вторая «учиться плавать, бросившись в

реку»[147].

В политическом плане — если в России была подвергнута реформирования вся

государственная и политическая система, то в Китае не было необходимости в

столь радикальном реформировании[148] и ее реформирование производилось

только с учетом требований объективной действительности.

В каждой сфере преобразования общественных систем России и Китая можно

выделить ряд существенных факторов, чье многообразие оказывает влияние на

динамику и определяет характер новых ценностей России и Китая. Среди

политических реформ в России следует назвать процессы демократизации,

признание принципа открытости, утверждения политических свобод. Среди

экономических наиболее существенное влияние оказывают процессы

приватизации и либерализации, которые обуславливают развитие у российского

человека чувств собственника, хозяина, предприимчивости, призывают его к

самостоятельности и индивидуализации. В сфере социальной такими факторами

оказываются как бы отделение человека от государства, необходимость в

основном полагаться на себя.

Политические реформы в Китае не в столь значительной мере, чем в России,

оказывают влияние на динамику ценностных ориентации, прежде всего, потому,

что изменения в политической сфере были не такими радикальными. Различие в

диверсификационном влиянии на динамику ценностных ориентаций студенчества

России и Китая сказывается на том, что, если российское студенчество

оказалось сильно политизированным, то китайское студенчество сразу

сосредоточилось на адаптации к новым экономическим условиям, что выразилось

в большем стремлении к обретению новых экономических знаний, которые могли

поспособствовать большему проникновению в суть экономических процессов.

Однако в экономике произошел ряд существенных трансформаций, который оказал

заметное влияние на переоценку прежних ценностных ориентаций и на

формирование новых, это — введение частной инициативы, интеграция в мировое

хозяйство, и связанной с этим необходимости уметь конкурировать и

соответствовать мировой конъюнктуре. Китайская экономика демонстрирует

высокую мобильность, чутко реагируя на новейшие тенденции в рыночной

конъюнктуре. Это качество — быть чутким к рыночной конъюнктуре —

современный китаец приобрел за последние двадцать лет.

С позиций сегодняшнего дня «китайский путь» реформы выглядит

предпочтительней российского варианта преобразований по таким компонентам,

как тщательная теоретическая, институциональная, экспериментальная

подготовка инноваций, более продуманная тактика перехода к рынку, внимание

правительства к социально-экономическим вопросам.

Важным преимуществом китайского варианта преобразований является сохранение

долгосрочных планов и целевых программ социально-экономического развития,

наращивания объема используемых на инвестиционные цели сбережений

населения.

В то же время Россия по ряду конкретных направлений сумела продвинуться

дальше Китая — по темпам создания различных видов рынка, в развитии

банковской системы, использовании таких рычагов макроэкономического

контроля, как налоги, процентная ставка, валютный курс.

Процесс перехода к рынку и в Китае, и в России далек от завершения.

Поэтому, сегодня было бы бессмысленным и преждевременно какую- либо из

стран объявить «победителем». Да цель рыночной трансформации и не состоит в

том, чтобы любой ценой придти к рынку раньше воображаемого соперника.

Гораздо важнее просто придти к нему с минимальными потерями и максимальными

приобретениями. Эта общая для обеих стран задача создает устойчивую основу

для постоянного изучения в России и Китае взаимного опыта и уроков

экономических реформ.

Основные итоги политических и экономических России в целом и общем можно

свести к следующим позициям:

в политическом плане – авторитаризм либерального типа, недостаточная

ясность в формулировании официальной идеологии, минимум кредита доверия к

правительству. К тому же Россия вопреки всем ожидания, основывавшимся на

перспективе вхождения в «общеевропейский дом», оказалась в стильной

политической, экономической и культурной изоляции, превратившись по сути в

страну — изгой, неудачницу мирового исторического процесса. В экономике —

падение валового внутреннего продукта (с 1998 – рост и возврат на уровень

1988г.), недоверие к финансовой системе, минимальные иностранные инвестиции

в экономику, слабая развитость среднего класса; в социальном плане — резкая

поляризация общества на богатых и бедных с подавляющим преобладанием

последних, региональная поляризация; в сфере культуры — заметное падение

общественных вкусов, засилье дешевого голливудского продукта с

преобладанием эротики, насилия, убийств на большом и малом экранах, вместе

происходит возвращение к досоветской идеологии, во — многом утраченных за

годы Советской власти.

Ключевые итоги политического и экономического реформирования Китая

выразились в следующих позициях: в политическом отношении – просвещенный

авторитаризм, наличие официальной идеологии, доверие правительству; в

экономике — рост валового внутреннего продукта, доверие к финансовой

системе, большие иностранные инвестиции в экономику; в социальной сфере —

формирование среднего класса; отсутствие резкой поляризации между бедными и

богатыми, но наличие региональная поляризация (приморские провинции –

глубинка); в культуре — более интенсивная конвергенция традиционной и

социалистической культур.

Общим элементом в перестройке ценностных ориентаций народа для России и

Китая является смещение базы с коллективистских ценностных ориентаций в

на индивидуалистские, но специфика преобразований в каждой стране

определяет их иерархию.

2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций

студенчества в России и КНР

Ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая за последнее

время поверглись значительной трансформации в режиме противостояния

традиции и инновации плюс в модусе возвращения к историческим ценностям,

которые прикровенно правят духом народа на протяжении всего времени его

существования и являются его неотъемлемой духовной собственностью. Вот

почему так актуален гуманитарный анализ состояния общества, специально

относящийся к состоянию её ценностной сферы и проблемам идентичности.

Особое внимание основным факторам, влияющим на изменение ценностных

ориентаций студенчества России и Китая, уделялось А.С. Панариным, В.В.

Ильиным в анализе структурных факторов[149], Л.П. Куксой, А.А. Булыгиной,

В.В. Козловским в анализе политико — идеологических факторов[150], Н. И.

Лапиным, А.А. Петровым в анализе экономических факторов[151], в анализе

духовных факторов — В.М. Фигуровской, В.Э Гельбрасом [152] (Россия), и

также для Китая в анализе структурных факторов — В.Я. Портяковым, М.Л.

Титаренко[153], в анализе политико — идеологических факторов — А.В.

Шитовым, Чжаном Фуцяном, Фень Луем[154], в анализе экономических факторов

— О.Н. Борохом, Е.В. Спрогисом, Чжаном Сянго[155], в анализе духовных

факторов — Б.Г. Дорониным, П.М. Кожиным, А.Е. Лукьяновым, М.Л.

Титаренко[156] (Китай).

Всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и

идеалы. Для создания таких образцов и идеалов мало чистого

профессионализма. Для того чтобы образец выполнял свое реальное назначение

— чтобы ему следовали, он должен обладать ценностным статусом. Современная

же цивилизация как раз и характеризуется дефицитом ценностей или ценностным

вакуумом при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что

между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами обществами

наблюдается рассоглассованность[157], которая вызывается дисбалансом между

двумя социальными инстанциями, каковыми являются информация как ресурса

интеграции и энергия как ресурса идентификации.

Дело в том, что на переработку информации, которую в избытке производит

западная цивилизация, в современном мире не хватает энергии, источником

которой традиционно является восточная цивилизация. Именно благодаря

информационному избытку западная цивилизация удерживает доминирование и

могущество, а при этом энергия, черпавшаяся с Востока все больше и больше

истощается. Поэтому основным фактором формирования новых ценностей

становится принцип баланса между энергией и информацией[158].

Очевидно, что традиционные ценности нации — это энергийные ценности, и

благоприобретаемые новые и новейшие ценности — это ценности информационного

плана. Поэтому к структурным факторам динамики ценностных ориентаций

студенчества России и Китая следует отнести принцип баланса между

традиционной ценностной сеткой и ее инновационной модуляцией, искомого на

оси «традиция — инновация». Наиболее значимым выражением этого баланса

является синтез всего лучшего, что было в прошлом и того, что может быть

взято из опыта развития современной цивилизации, упуская негативное и

оптимально ассимилируя то лучшее, что продуцирует современное общество.

Политико-идеологический фактор. Главным политико-идеологическим фактором

динамики ценностных ориентаций, выработанного в результате китайской

реформы в области политике, стал принцип перехода «от главенства личности —

к главенству закона». Движение политической реформы в КНР в этом

направлении, «по всей видимости, свидетельствует об отказе руководства КНР

от старой революционной риторики и старых командно-административных

принципов управления государством, ставших нежизнеспособными в условиях

построения основ рыночной экономики. Вместе с тем, речь идет о главенстве

«социалистического» закона, что означает в частности, стремление

руководства КНР сохранять руководящее положение и в новых экономических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.