на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 90 вопросов


Процесс производства по мнению основоположника теории предпринимательства Шумпетера — «есть осуществление но­вых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение но­вого рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стиму­лом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инно­ваций».

Основные формы предпринимательской деятельности: производственная и посредническая. Производственная связана с выпуском товаров. Посредническая предпринимательская деятельность осуществляется во многих формах. Например, быть по­средником между собственником товара и его потребителями (челночный бизнес в России); осуществлять кредитно-финансовые операции и т.д.

Развитие предпринимательства и его активизации предполагает наличие ряда условий:

1.   предпринимательство означает наличие определенной совокупности свобод и прав по выбору вида хоз-ой деятельности, по формированию произв-ой программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установ­лении на нее цен, распоряжению прибылью.

2.   предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

3.   необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали сво­боду хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря шире - необходим рынок капиталов, рабочей силы, ресурсов и  конкурентный режим хозяйствования.

4.   свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвое­ния (Коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической обстановки, политической ситуации, правовой среды, физи­ческой географической среды, институциональной организационно-технической среды, включая всю совокупность институтов от рекламных агентств до банков.

Наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:

1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;

2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализа­ции;

Предпринимательский бизнес исторически и логически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. С индивидуальной частной собственностью, как собственностью одного лица связан мелкий бизнес, а в крупном биз­несе - она явление довольно редкое и основывается на акционерной, кооперативной и др. формах собственности - коллективных. В связи с этим в крупном бизнесе имеет место разграничение предпринимательской экономической власти и управления. Управление в форме менеджмента. Менеджмент - текущее управление и координация операций предприятия, осуществляемых в соответствии с поставленными предпринимателями-собственниками целями. Функции менеджеров выполняют наемные специалисты, а предпри­ниматели- собственники сохраняют за собой лишь ограниченный круг судьбоносных обязанностей и принятие окончательных реше­ний. Менеджмент призван доводить в конкретизированной форме замыслы предпринимателей-собственников до непосредственных исполнителей. Дух предпринимательства, исходящий от высшего руководства должен пронизывать всю производственно-хозяйст­венную атмосферу и способствовать высокой результативности работы предприятия. В целях создания подобной атмосферы в ак­ционерных обществах практикуется наделение менеджеров и др. работников известным количеством акций, тем самым: 1) мобили­зуются их личные доходы в качестве предпринимательского капитала и 2) достигается социальное партнерство, т.е. известное единство интересов и собственников, и менеджеров, и работников.

30. Государственное предпринимательство

Предпринимательство исторически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. В 18 в. это понятие ассоциировалось с понятием "частный собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами про-ва. Позднее понятие "предпринимательства" трактуется гораздо шире. Современная за­падная литература рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное проявление инициативы, нова­торства, готовности к риску ради получения прибыли. Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно и присвоения (коллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоратив­ная). В современном понятии предпринимательство — это такой вид целесообразной деятельности ради получения прибыли, кото­рый отличается рисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью. Государственное предпринима­тельство всегда гарантируется со стороны государства.

Наиболее эффективной формой реализации собственности, в том числе и государственной, является предприниматель­ский бизнес, как производственно-хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:

1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;

2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализа­ции;

Процесс производства по мнению основоположника теории предпринимательства Шумпетера — «есть осуществление но­вых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение но­вого рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стиму­лом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инно­ваций». Все это справедливо и для государственного предпринимательства.

Государственное предприятие - обособленная хозяйственная  единица, которая функционирует на основе общегосударст­венной собственности (федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности административно-территориальных единиц (государственное коммунальное предприятие).

Государственное предприятие для своего существования должно иметь: самостоятельный баланс; расчетный счет и другие счета в банках;  печать со своим наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию). Государственное предприятие может существовать в следующих формах: автономное предприятие; ассоциация - договорное объединение, созданное с целью коорди­нации хозяйственной деятельности; корпорация - договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, на­учных, коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий одному центру управления; консорциум - временное ус­тавное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели; концерн — уставное объединение пред­приятий промышленности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей. Государственное предприятие создается по решению собственника имущества или уполномочен­ного им органа. Функционируют на основе устава, который утверждается собственником при участии трудового коллектива.

Государственное предприятие хозяйствует на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как метод хозяйствования осно­ван на следующих принципах:

-    хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально  их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на  основе государственного заказа);

-    самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

-    самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение со­циальных вопросов;

-    материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;

-    экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и до­говоров  с  партнерами.

31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка

В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка: Рынок - это есть совокупность экономиче­ских отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потреби­телей продукции.

В общем виде, рынок — это специфический способ организации экономической  деятельности в масштабе всей экономической сис­темы, при которой индивидуальные производители и потребители заимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-это механизм реализации ры­ночной экономики.

Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. С разделением  труда появилась необхо­димость обмена деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользо­вать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специали­зация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три ос­новные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод ша­рикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например, прядильная фабрика).

Характерными чертами и условием существования современного рынка являются:

1.   Свободный доступ и свободный выход. Число участников рынка ничем не ограничивается. Чем больше участников, тем за­метнее проявляются рыночные законы.

2.   Цена, назначаемая отдельным производителем оказывает незначительое влияние на общую рыночную цены, т.к. на рынке действует множество производителей.

3.   Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов.

4.   Равные шансы для всех, признается полное право всех на всю информацию о предложении и спросе, о ценах, прибыли и т.д.

5.   Исключаются какие-либо привелегии.

Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурен­тоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, про­давцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государст­во. Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственнос­ти — на субъекты, функционирующие в рамках общественной собственности (государ­ственной собственности, коллективной и групповой собственности), и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, част­ной собственности.

В состав субъектов входят: предприниматели, работни­ки ( продающие свой труд), потребители, владельцы ссудного капитала, соб­ственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство:

-    Домашние хозяйства являются собственниками и по­ставщиками факторов производства в рыночной экономи­ке. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяй­ства потребляются конечные продукты сферы материаль­ного производства и сферы услуг.

-    Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполага­ет вложе­ние в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.

-    Правительство представлено главным образом раз­личными бюджетными организациями, которые реализуют функции госу­дарственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности госу­дарства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного уч­реждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительствен­ной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домаш­него хозяйства.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематери­альные блага и ус­луги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), техничес­кие новшества и идеи.

В итоге можно сделать вывод: Рынок-это механизм реализации рыночной экономики, обладающий в обобщенном виде следующими признаками:

-    многообразие форм собственности (частной, коллективной, государств.);

-    полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

-    свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;

-    отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;

-    прогрессивная налоговая политика.

32. Конкуренция и структура рынка. Последствия несовершенной конкуренции

Конкуренция (от лат. сталкиваться) - состязание между субъектами рынка за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы: все субъекты обособлены друг от друга; зависимость субъектов рынка от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен); несогласованность интересов покупате­лей и продавцов.

Одновременно конкуренция выступает как:

-    весьма действен­ный механизм стихийного регулирования об­щественного производства;

-    способствует обеспечению общего экономического равновесия (эк. равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре

Функции конкуренции: выявление и установление рыночной стоимости товара; выравнивание индивидуальных стоимостей и рас­пределение прибыли в зависимости от различных затрат труда: регулирование перелива средств. Конкурентная борьба является внутренним источником развития рыночной эк-ки, т.к. конкурентная борьба стимулирует экономический рост ( увеличение объема, повышение качества продукции, снижение затрат ).

Структуру рынка упрощенно (без учета финансового и внешнего рынков) можно представить таследующим образом. В ценре внимания рынка 3 вопроса (что, как и для кого производить):

1.   На рынке потребительских товаров в зависимости от спроса и предложения определяется ответ на вопрос «что производить». Но рыночный спрос — это оплаченный спрос, значит здесь действует механизм цен — в условиях конкуренции при избытке то­вара цена падает, при дифеците — растет. Рыночный спрос информирует производителя в каких товарах нуждается рынок и с помощью механизма цен согласовывает производство и оплпаченный спрос.

2.   На вопрос «как производить» ответ зависит от эффективности производства. Очевидно, чем меньше издержки (выше произво­дительность, совершенней технология и техника, меньше производительные и непроизводительные расходы и т.д.) и чем больше объем выпускаемой продукции, тем меньшую цену можно назначить в конкурентной борьбе за спрос на товарном рынке. Кроме того большую роль играют все факторы производства и цены на них, которые устанавливаются конкуренцией на рыке труда, капитала, средств производства и всего остального задействованного в процессе производства. Одним словом ры­нок диктует производителю как эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и получить доходы.

3.   На вопрос «для кого производить» — рынок отвечает — для тех кто в состоянии покупать, т.е. располагает деньгами. Упро­щенно — это те, кто на рынке труда в конкурентной борьбе смог победить и обеспечить себя.

Конечно это упрощенная и идеальная модель, в которой конкуренция по словам Смита выступает в роли «невидимой руки» по регу­лированию рыночных цен и создает спонтанный порядок в рыночной экономике.

Но с другой стороны она приводит к повышению концентрации пр-ва, создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличе­ние риска), приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от предпринимателя (например при диктате моно­полий).

Совершенная конкуренция предполагает: многочисленность предприятий; масштабы предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на рынке; развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны; такое кол-во покупателей, что весь товар реализуется; мгновенное получение информации о конъюнктуре рынка; мгновенная реакция на эту инф.; нет ограни­чений на конкуренцию.

Но современная свободная конкуренция отличается тем, что эти условия не соблюдаются; при концетрации производства склады­ваются монополии и алигополия (господство немногих), которые имеют преимущества в конкурентной борьбе с более слабыми. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совер­шенной она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции. Одна из моделей — монополия, для которой характер­ны: Единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным про­изводителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив); Диктуе­мая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Методы конкурентной борьбыпри несовершенной конкуренции:

а) ценовая - воздействие на рынок осущ. через изменение цены, использование демпинговых цен с целью разорения конкурента;

б) неценовая — связана с достижением научно-тех. прогресса, повышение качества, применение модификаций данного товара, усиление рекламы, послепродажный сервис ит.д. Ограничение доступа к технич. достижения путем коммерческой тайны. В со­временных усло­виях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как ли­ше­ние конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и моно­польно низких цен, метод ценовой дискри­минации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).  Появляются и методы неценовой конкурентной борь­бы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и кон­куренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем вы­пуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США прода­ется од­новременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы. Конкуренция по условиям про­даж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для посто­янных покупателей. Особыми методами неценовой конкуренции явля­ются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения (в отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи).

Итак последствиями несовершенной конкуренции являются: установление монопольных цен не соответствующих средним издерж­кам, диктат монополиста на рынке товаров, нерациональное распределение ресурсов, отсутствие у монополиста стремления к со­вершенствованию производства или ограничение для остальных доступа к технич. достижения путем коммерческой тайны. В со­временных усло­виях используется экономическая власть монополий для влияния на политику в своих интересах. В современном мире во всех развитых странах проводиться антимонопольная политика с целью ограничения искуственных монополия и контроля над естественными монополиями (т.е. монополий которые нельзя дробить — энергетика, железные дороги, трубопроводы, средства связи)

                Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конку­рентного и организующего, монопольного. Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества са­мостоятель­ных, независимых товаропроизводителей с разными усло­виями производства, индивидуальными характеристиками товара. Они конкурируют для обеспечения собственных интересов. Организованность, монопольное начало предполагают наличие узкой группы производителей конкретного това­ра, элементы сговора, определенное единообразие требо­ваний, стандарты каче­ства; упорядоченные, согласован­ные, предвиденные действия. Сочетание между конкурентным и монопольным нача­лами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкурен­ции при минимуме монополии. Отклонения от этого опти­мума чреваты для общества большими потерями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.