![]() |
|
|
Реферат: Экономика 90 вопросовЭта разность для ведущих стран Запада - +- 1% от ВВП. В нашей стране ВНП и ВВП -начался с 1988г. Произведенная продукция включает промежуточный и конечный продукт (двойной учет). Промежуточный продукт - та часть ВОП (валовой общественный продукт), который используется на протяжении года на текущие материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, п/фабрикаты и т.д.), т.е. такие предметы труда, которые не выходят из производственного цикла. Конечный продукт - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Методы подсчета: Каждая страна решает по расчетам и методам СНС. ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования: - добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям); - всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам); - всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам). На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом. ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в фиксированных ценах), Упц - индекс цен. Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий. НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения, прибыль). Различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо. Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.). Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства. В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80% ФП>ФН. 81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция — это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег, покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции: 1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности. 2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным. 3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице. Существует три основных направления в теории инфляции: 1. Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей ведет к росту производства и занятости, тогда как увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» — график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость (инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен — стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и сокращение производства и занятости. 2. Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые издержки производства, но при этом снижается производительность труда, рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали». Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон. 3. Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении. Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод — поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4% Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс экономической политики гос-ва. С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции: 1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к взлету цен. 2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне; открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают: - Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%. - Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15% - Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет. Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по формуле: t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i - номинальная ставка процента, p -темп инфляции. Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и валютный механизм, и т.д. 1. Ухудшается экономическое положение: - снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития; - перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения; - рост спекуляции в результате резкого изменения цен; - уменьшение кредитных операций; - обесценивание финансовых ресурсов государства. 2. Возникает социальная напряженность: - снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода). - перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев; - особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и выиграть от инфляции; - обесценивание сбережений. - непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов. Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает - «дешевые». последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои номинальные доходы. Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики. 82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика занятости Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности безработных к численности экономически активного населения в процентах. Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России: - структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития; - закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий; - высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия; - внедрение в производство новой техники и технологии; - структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности; - ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения. Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения, открытых дверей и т.д. Особенности безработицы на современном этапе: - Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих. - Большой уд. вес молодежи - Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается пособие. - Главная причина - это НТР. Меры по сокращению безработицы следующие: - Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); - Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); - Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); - Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям - Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя); - Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, => обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость - занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна старается сократить число незанятого населения. В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения. Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают: - Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения; - Меры содействия занятости населения в сельской местности; - Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста; - Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; - Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства; - Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы; - Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д. 83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди представителей различных школ. В процессе развития экономической теории сформировались два принципиально разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике. 1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». С этой же точки зрения исходил традиционный либерализма 18-19 веков, его идеология во многом основывалась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Экономическая свобода означает свободу предпринимательства, освобождение от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государственного диктата. Государственный диктат может осуществляться по-разному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюджетного перераспределения для финансирования государственных обязательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата гораздо более опасные для экономической свободы. Это различные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, валютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию различных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эффективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относительно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поставить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики). Неолиберальная концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Германии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек. [10, с.293] Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |