на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 90 вопросов


Эта разность для ведущих стран Запада - +- 1% от ВВП. В нашей стране ВНП и ВВП -начался с 1988г.

Произведенная продукция включает промежуточный и конечный продукт (двойной учет). Промежуточный продукт - та часть ВОП (валовой общественный продукт), который используется на протяжении года на текущие материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, п/фабрикаты и т.д.), т.е. такие предметы труда, которые не выходят из производственного цикла. Конечный продукт - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи.

Методы подсчета: Каждая страна решает по расчетам и методам СНС.

ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

-    добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

-    всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

-    всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом.

ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в фиксированных ценах), Упц - индекс цен.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

НД - это чистый «Заработный доход» общества (з/плата, доходы населения, прибыль).

Различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД - это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных потерь, ущерба и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

Фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.).

Фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В развитых странах ФП - 90% от НД; ФН - 10%. В 90 гг. Россия ФП - 80% ФП>ФН.

81. Сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции. Измерение инфляции. Антиинфляционная политика

С лат. Инфляция – вздутие (т.е. вздувается денежная масса и цены). Инфляция — это переполнение денежного обращения избыточным количеством денег, покупательная способность которых падает. Формы проявления инфляции:

1.   неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности.

2.   понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным.

3.   увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Существует три основных направления в теории инфляции:

1.   Кейнсианская теория (теории инфляции спроса) утверждает, что она вызвана избыточным спросом, и исходит из анализа расходов и доходов со стороны государства. Кейнс считал, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей  ведет к росту производства и занятости, тогда как увеличение спроса населения — ведет к инфляции. Поэтому необходимо стимулировать инвестиции в производство, но ограничивать заработную плату. На основе этой теории инфляции спроса возникла «кривая Филипса» — график зависимости между ростом цен и занятостью. По которой с помощью инфляции можно преодолеть спад производства и увеличить занятость (инфляция не должна превышать 5%). Однако экономические кризисы 70-80-х гг. опровергли эти выводы из кривых Филипса. Они выявили новый феномен — стагфляцию — инфляция, при которой возможен не только рост цен, но и сокращение производства и занятости.

2.   Теория инфляции (теория инфляции издержек), связывающая рост цен с увеличением издержек производства. Когда растут материальные и трудовые издержки производства, но при этом снижается производительность труда, рост заработной платы приводит к раскручиванию «инфляционной спирали». Приверженцы этой теории — Торн, Самуэлссон.

3.   Монетаристская теория инфляции. Фридмен рассматривал инфляцию как денежный феномен, т.е. как результат избыточных денег в обращении. Инфляция возникает за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой для покрытия бюджетного дефицита. Монетаристы считают, что деньги играют активную роль, т.е. денежная масса порождает спрос. Отсюда вывод — поскольку инфляция вызывает подъем производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах. Согласно правилу Фридмена, увеличение денежной массы М2 необходимо проводить систематически, но постепенно, исходя из роста ВНП и скорости обращения денег. Оптимальная величина прироста денежной массы (при 3% росте ВНП в год) составляет 4%

Инфляция связана с «заболеванием» денег, но причины инфляции очень глубинные. Внешними причинами инфляции могут явиться: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых и т.д. Внутренними причинами могут быть: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег, ошибочный курс экономической политики гос-ва.

С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между спросом и предложением, поэтому можно выделить типы инфляции:

1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к взлету цен.

2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.). В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляцию весьма сложно. Инфляцию можно подразделить на: скрытая – предполагает ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне; открытая – резкий рост цен. По темпам инфляции различают:

-      Ползучая– постепенное обесценение дензнаков, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно от 5% до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.

-      Галопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение денежных знаков. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста 10-15%

-      Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 50%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.

Измеряется инфляция с помощью показателя среднегодового прироста цен в процентах — темп инфляции. Темп инфляции за год находится как частное от деления среднего значения цен в этом году на значение в предыдущем году и умноженное на 100%. Кроме того, в результате инфляции население как бы платит инфляционный налог — потери реальных доходов, рассчитывающиеся по формуле:

                t = (С х p) + D х (i - p), где С - наличность, D - депозиты, i - номинальная ставка процента, p -темп инфляции.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. Социально-экономические последствия инфляции охватывают все аспекты: темпы и пропорции эк. роста, денежно-кредитный, финансовый и валютный механизм, и т.д.

1. Ухудшается экономическое положение:

-    снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития;

-    перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения;

-    рост спекуляции в результате резкого изменения цен;

-    уменьшение кредитных операций;

-    обесценивание финансовых ресурсов государства.

2. Возникает социальная напряженность:

-    снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода).

-    перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев;

-    особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы, могут и выиграть от инфляции;

-    обесценивание сбережений.

-    непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов. Получатель ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает - «дешевые».

последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои номинальные доходы.

Государственная антиинфляционная политика: Антиинфляционная политика: Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика занятости

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется отношением численности безработных к численности экономически активного населения в процентах. Экономически активное население (рабочая сила)— часть населения трудоспособного возраста. Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь. Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную (например, связанную с пищевой промышленностью и с/х), региональную (например, высокая безработица в связи с отсутствием рабочих мест для мужчин), молодежную, скрытая (официально не признанная, искусственно создаваемая занятость — сокращенный рабочий день или неделя, вынужденный отпуск) и т.д. Ожидается, что к 2000г. проблемы безработицы еще более обострятся, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции. Причины безработицы в России:

-    структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития;

-    закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;

-    высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

-    внедрение в производство новой техники и технологии;

-    структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;

-    ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения, открытых дверей и т.д.

Особенности безработицы на современном этапе:

-    Большой удел. вес в ней квалифицир. рабочих, в том числе и управляющих.

-    Большой уд. вес молодежи

-    Длительность ее превышает период, в течение которого выплачивается пособие.

-    Главная причина - это НТР.

Меры по сокращению безработицы следующие:

-    Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

-    Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);

-    Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

-    Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

-    Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

-    Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней

Каждая страна заинтересована в полной занятости. Если материальн. ресурсов не достает, то часть трудовых ресурсов не занято в эк-ке, что влечет безработицу => при централизованном управлении эк-кой всегда кол-во дополнит мест учитывалось в зависимости от прироста населения, => обеспечивалась полная занятость, то она относительна (около 7% лишних рабочих по предприятиям на 3 млн. свободных мест). Предприятия строились там, где не было недостатка в раб. силе. За рубежом полная занятость - занятость, при естественном % безработицы. Потери трудовых ресурсов невосполнимы, т.к. они связаны с потерей потенциальн. объема ВНП. Если безработица увелич на 1%, страна недополучает 69 млрд. $ => каждая страна старается сократить число незанятого населения.

В Законе РФ «О занятости населения в РФ» определена политика госуд-ва в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения.

Закон определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с учетом норм Конституции России и международного права. В международную организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы занятости предусматривают:

-    Увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;

-    Меры содействия занятости населения в сельской местности;

-    Обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;

-    Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

-    Создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;

-    Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и научно-методической базы;

-    Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Для реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях, областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро, агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация безработных; выплата пособий и т.д.

83. Государственное регулирование в различных макроэкономических школах

Во все времена не существовало единого рецепта успешного функционирования экономики и единого мнения по поводу государственного регулирования среди пред­ставителей различных школ.

В процессе развития экономической теории  сформировались два принципиально разные подходы к проблеме государственного регулирования в экономике.

1.Первый обстоятельно изложил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получила название «экономического либерализма». На ранней стадии развития либерализма считалось, что самым главным условием процветания государства является невмешательство его в экономику. Суть идеологии либеральной экономической политики сформулировал в свое время Адам Смит: «Для того чтобы поднять го­сударство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени бла­госостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управле­нии, все остальное сделает естественный ход вещей».

С этой же точки зрения исходил традици­онный либерализма 18-19 веков, его идеология во многом основыва­лась на смешанной экономике с весомым государственным участием. Либеральная экономическая политика второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориенти­роваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Либерализм – это, прежде всего экономическая свобода. Эконо­миче­ская свобода означает свободу предпринимательства, освобожде­ние от любых феодальных, корпоративно-цеховых и административно-командных ограничений. Это свобода, прежде всего от государствен­ного дик­тата. Государственный диктат может осуществляться по-раз­ному, и фискальная его форма (повышение налогового бремени и бюд­жетного перераспределения для финансирования государственных обя­зательств) наиболее безобидная. Но есть формы государственного диктата го­раздо более опасные для экономической свободы. Это раз­личные формы государственной монополии (на внешнюю торговлю, ва­лютные операции, собственность и др.). Также на лицензирование и регламентацию раз­личных видов деятельности, искажение основных рыночных критериев и параметров (цены, курс валюты, критерии эф­фективности и др.). Важно обратить внимание на терпимость в управлении. То есть государство должно быть нейтрально относи­тельно бизнеса и иных форм частной жизни, если только одна форма частной жизни не начинает подавлять другую. В этом случае государ­ство должно вмешиваться для обеспечения равенства правил игры для всех. Смит в своих работах показал, что во главу угла надо поста­вить индивидуальные интересы, т.е. «естественное стремление каж­дого человека к улучшению своего положения». Рост общественного богатства и приоритет общественных ценностей установится тогда сам собой (рыночная саморегуляция экономики).

Неолибераль­ная концепция базируется на принципе саморегулирова­ния рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Не­олибера­лы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяй­ства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вто­рых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономиче­ской деятельности. Государство должно обеспечить условия для кон­куренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. Неолиберальная экономическая концепция начала формироваться в 30-е годы одновременно с кейнсианством. В рамках неолиберального экономического направления существовало несколько центров в Герма­нии, США, Англии: Фрейбурская школа, ярким представителем которой является Л. Эрхард; Чикагская школа (или монетарная школа) - М. Фридман; Лондонская школа - Ф. Хайек. [10, с.293]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.