на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 90 вопросов


2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе та­кие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает новая концепция - кейнсианство. Теоре­тически обосновал необходимость государственного регулирования ры­ночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает эко­номику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возни­кающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с по­мощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, ко­торые ныне в основном представлены частной инициативе... Государ­ство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, час­тично фиксированием нормы процента и, возможно, другими спосо­бами».

Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либе­ралы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допусти­мости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев при­знают государственное регулирование не в форме госзаказов, регули­рования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия эконо­мической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безрабо­тицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпоч­тение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и на­ступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-эко­номического регулирования

На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных направления представлены в различных школах и направлениях:

1.   В основу неоклассического направления положен прин­цип невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо­ду частного предпринимательства, рыночных сил (пред­ставители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты “(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк-ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов => увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения.

2.   Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло­виям. Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости. Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, система­тическое вмешательство государства в экономику (предста­вители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

3.   Представители институционально-социологического на­правления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко­номику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и со­циально-психологических факторов. Объектом их исследо­вания являются "институты", под которыми подразумевают­ся корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле­ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци­альных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

4.   В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в соче­тании государственного и рыночного регулирования эконо­мики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

5.   Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сто­ронники которого отстаивают принцип саморегулирова­ния, свободного от излишней регламентации. Неолибера­лы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.

6.   Монетаризм — экономичес­кая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавли­вающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейн­са и попытался доказать, что рыночному хозяйству прису­ща особая устойчивость, делающая ненужным вмешатель­ство государства в хозяйственный процесс.

84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике

Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева (перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике. В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации.

Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный). Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-разному:

-    Сокращением номинального предложения денег

-    Либерализацией цен

-    Увеличением реального объема производства

-    Снижением скорости обращения денег.

Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее:

-    Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров

-    Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику

-    Система исчисления должна быть технически простой

-    Налоги должны уплачиваться неукоснительно.

Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика «дорогих денег»

Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике.

Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине. Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении.

Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее 3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания обменного курса до 15%.

Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня.

74. Общественный товар и его особенности. Политический товар

                Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный статус: например, статус дипломата или высокий административный пост, которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал — это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные случаи встречи спроса и предложения политического товара.

                Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет спрос.

                В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано с административным регулированием. Стремление к получению административной ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии.

                Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт (это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных показателях измерения объема национального производства. Для этого существует ряд показа­телей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар не учитывался и не отражался в официальных показателях.

85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз.

Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1.   Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

2.   Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.

3.   Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Мировое хозяйство имеет свою специфику: составляет целостную систему; целостность мирового хоз-ния сочетается с  национальными интересами стран; способствует развитию разных стран в едином целостном мире; мировые отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества.

Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран друг от друга. Только в целостной системе возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе. Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос. связей и общей заинтересованностью всех стран в решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) Следует отметить сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права. Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий. В современном мир. хоз-ве входят различные гос-ва с разными экономическими системами (неоднородность). Существовали различные представления мировой системы. Одна из них делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра. Мир. эк-ка включ. в себя разные интеграц. группировки с разной степенью интегрирования. (Между группировками сущ. сотрудничество, но и противоречие). Мир. хоз-во хар-ся 3 полюсами развития: США, ЕЭС, Япония. Между ними сотрудничество в обл. НТП, кооперирования пр-ва, но и противоречия (реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 — центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран.

                Мировое хоз-во — это прежде всего совокупность межгос. отношений. Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

-    международная торговля;

-    международная специализация производства и научно-технических работ;

-    обмен научно-техническими результатами;

-    информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

-    движение капиталов и рабочей силы;

-    деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают:

-    множественность их объектов и субъектов;

-    определяющее воздействие спроса и предложения;

-    их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

-    конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства.

Геополитическое положение России и ее роль в мировом хозяйстве значительно ослабли после распада СССР. СССР обладал сильными позициями благодаря не только уровню развития национальной экономики, но и участию в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) ее влиянию на страны Восточной Европы и многие страны в других регионах мира. Позиции России ослабли с появлением новых независимых государств дрейфующих в сторону Западной Европы. Россия лишилась половины морских портов, значительной части морского флота, железных и шоссейных дорог. Трубопроводы ее оказались на территории соседних государств. Значительно сократился экономический потенциал. К концу 90-х он составлял всего лишь четвертую часть экономического потенциала СССР (до распада составляла 60%) глубочайший экономически кризис сократил ВВП России вполовину. В мировом списке стран по величине ВВП на душу населения Россия занимает место в четвертом десятке стран. За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России. Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-8%.

В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной экономике. Доля России на мировых рынках  экспорта ничтожно мала — 1,3%; импорта — 0,8%.

Сегодня международные экономические отношения России можно представить в виде 4 колец. Первое кольцо Россия — страны ближнего зарубежья, т.е. республики бывшего СССР. Распад привел к ослаблению хозяйственных связей, доля этих стран в общем объеме российского товарооборота составляет около 25%. Ведущее место занимают Украина, Казахстан, Белоруссия. Второе кольцо: Россия – страны бывшие участники СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). После распада СЭВ резко сократились экономические связи со странами Восточной и Центральной Европы, доля составляет около 10% . третье кольцо: Россия — промышленно развитые страны. В экономическом сотрудничестве с этой группой стран Россия отдает явное предпочтение Европейскому Союзу (ЕС). На долю европейских стран сейчас приходится около 40% всего российского внешнеэкономического оборота. Наиболее активные экономические партнеры России — Германия (9%), Италия (4%), Великобритания и Нидерланды (по 3%) в настоящее время Россия занимает важное место в поставках нефти и газа в европейские страны. В российском импорте из этих стран основное место занимают машины и оборудование, а также продовольствие. Доля США в общем объеме внешнеторгового оборота России составляет 5%, Япония — 3%. Четвертое кольцо: Россия — страны периферийной экономики. В этой сфере наблюдается упадок из-за стратегических просчетов внешнеэкономической политики. Хотя до распада СССР эти страны Азии и Африки были рынком сбыта промышленной продукции (оружие, энергетическое оборудование, машины, строительные материалы. Потеряв эти рынки сейчас с трудом Россия пытается их вернуть.

86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.