![]() |
|
|
Реферат: Экономика 90 вопросов2.Однако после депрессии 30-х годов в США и Западной Европе такие взгляды находят все меньшее количество сторонников. В эти годы и возникает новая концепция - кейнсианство. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики английский экономист Джон Кейнс. Он считает экономику и рынок несаморегулирующимися системами. Поэтому его теории опираются на вмешательство государства, которое регулирует возникающие во время деловых циклов спады и подъемы, прежде всего с помощью фискальной политики Теория Кейнса «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном представлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Либералам взгляды Кейнса не близки, но со временем и взгляды либералов тоже изменялись. От первоначального отрицания государственного регулирования и вмешательства в экономику либералы, а затем и неолибералы начали переходить к признанию допустимости, даже необходимости вмешательства государства в социально-экономическую сферу. Но неолибералы в отличие от кейнсианцев признают государственное регулирование не в форме госзаказов, регулирования цен, государственного инвестирования и т.д., а в форме мягкого регулирования экономических процессов. Они поддерживают вмешательство правительства в экономику в целях содействия экономической стабильности, сдерживания инфляции, уменьшения безработицы, поддержки национального курса валюты, но они отдают предпочтение избирательному и прагматичному вмешательству. Неолибералы пришли к выводу, что стихийные рыночные силы не всегда в состоянии сами по себе обеспечить нормальный процесс воспроизводства, и наступает необходимость стабилизирующего вмешательства извне. Неолиберализм занял ведущую позицию в либерализме 80-90 гг. Это течение требует рационализации государственного социально-экономического регулирования На современном этапе развития экономической теории эти два альтернативных направления представлены в различных школах и направлениях: 1. В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.). Маржиналисты “(Теория общего эк. равновесия”, неоконсерваторы) считают, что эк-ка развивается на основе саморегулирования, отражают идеи А.Смита, что управляющее начало – это рынок и конкуренция => гос. вмешательство в эк-ку не нужно, вмешательство в эк-ку мешает рацион. распределению ресурсов => увеличивается дефицит бюджета => инфляция. Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорции, которые создают общее эк. равновесие. Последние представители считают, что гос-во должно охранять ОС, концентрировать рын. информацию, регулировать сферу денежного обращения. 2. Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Опирается на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва, не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Существует психологический з-н ликвидности (люди не полностью тратить доходы, часть сохраняют как сбережения => на потребление расходуется сумма = (доход – сбережения), на инвестиции в пр-во идет величина = (доход – сбережения), т.е. пр-во не полностью использует возможности, полной занятости. Результаты: рост безработицы, сокращение выпуска продукции, эк. кризисы. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Гос-во может не только увеличить производство, но и уменьшать рост пр-ва, когда это надо для сохранения равновесия в экономике. Принимает меры: повышает на рынке налоги, ставку процента (дорогой кредит). Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.). 3. Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объектом их исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.). 4. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику. 5. Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют. 6. Монетаризм — экономическая теория (в рамках неолиберального направления), приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер этой школы профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. 84. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике Перехода к рыночной экономике она не возможен без макроэкономической стабилизации. Под ней обычно понимается государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания совокупного спроса и предложения, не допускать глубокого спада экономики или перегрева (перепроизводства). Но все это относится к сложившейся рыночной экономике. В странах же с переходной экономикой под макроэкономической стабилизацией понимают, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое проявление этой диспропорции -–высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция) во всех без исключения странах с переходной экономикой наблюдалось сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценивание национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Инфляция может проявляться не только в открытом виде, но и в подавленном (Россия). В последнем случае она проявляется в дефиците товаров, очередях и ухудшении качества. Вследствие этого актуальной является финансовая стабилизация. Что требует сбалансированного государственного бюджета в ходе макроэкономической стабилизации. Существуют различные сценарии макроэкономической стабилизации. Наиболее распространенные — ортодоксальный и гетеродоксальный (неортодоксальный). Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (или сведение к минимуму) дефицита государственного бюджета, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы (как в России) или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводят быстро и жестко, то они называются «шоковая терапия». Т.е. проведение их требует короткого промежутка времени для успешного проведения макроэкономической стабилизации. В данном случае имеется в виду теоретическая концепция, когда борьба с инфляцией продолжается 1-2 года, а не постепенно шаг за шагом в течение многих лет. Это объясняется тем, что растянутая борьба может сформировать устойчивые инфляционные ожидания. В качестве номинального «якоря» — это экономический показатель, который фиксируется на определенном уровне, может выступать денежная масса или обменный курс валют. Эти показатели удерживают на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляцию. Все страны переходной экономики страдали от подавленной инфляции, что порождало «денежный навес». Или избыточную массу денег. Макроэкономическая стабилизация требовала ликвидацию этого навеса, как источника инфляции. Это можно сделать по-разному: - Сокращением номинального предложения денег - Либерализацией цен - Увеличением реального объема производства - Снижением скорости обращения денег. Итак, ортодоксальный сценарий устраняет денежный навес, но дальше необходима жесткая финансовая политика. Необходимо свести до минимума дефицит государственного бюджета. Это возможно сделать с помощью реформы налоговой системы. Важнейший принцип реформирования ее должно быть следующее: - Нейтральность налоговой системы. Это означает конец произвольным освобождениям от налогов отдельных групп производителей или потребителей товаров - Налоговые ставки должны стимулировать производство, а не загонять его в подпольную экономику - Система исчисления должна быть технически простой - Налоги должны уплачиваться неукоснительно. Кроме того необходима жесткая кредитно-денежная политика, т.е. политика «дорогих денег» Другой сценарий стабилизации характерен деиндексацией заработной платы — мероприятие , помогающее преодолеть инфляцию. Гетеродоксальный сценарий — это жесткая кредитно-денежная политика и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, он предполагает и сведение к минимуму бюджетного дефицита и ограничение предложения денег, и фиксацию обменного курса. — все что есть в ортодоксальном сценарии, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. используется в качестве «якоря» зарплата. Важным условием успеха такого сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и зарплатой.. необходимо доверие основных социальных групп по отношению к правительству и проводимой экономической политике. Ортодоксальный сценарий реализовывался в России, Казахстане, Украине. Неортодоксальный — в Латвии, Литве, Болгарии, Румынии, Словении. Макроэкономическая стабилизация считается достигнутой, когда достигнуты условия для возобновления устойчивого экономического роста. Для этого необходимо: инфляция не выше 4,5%; дефицит государственного бюджета менее 3% от ВНП; совокупный государственный долг не выше 60% от ВНП; колебания обменного курса до 15%. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня. 74. Общественный товар и его особенности. Политический товар Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный статус: например, статус дипломата или высокий административный пост, которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал — это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные случаи встречи спроса и предложения политического товара. Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет спрос. В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано с административным регулированием. Стремление к получению административной ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии. Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт (это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных показателях измерения объема национального производства. Для этого существует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар не учитывался и не отражался в официальных показателях. 85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз. Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства. 1. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями. 2. Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами. 3. Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы. Мировое хозяйство имеет свою специфику: составляет целостную систему; целостность мирового хоз-ния сочетается с национальными интересами стран; способствует развитию разных стран в едином целостном мире; мировые отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества. Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран друг от друга. Только в целостной системе возможна циркуляция продуктов в планетарном масштабе. Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос. связей и общей заинтересованностью всех стран в решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) Следует отметить сложность и иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права. Мировое хозяйство - историческая и политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в. Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий. В современном мир. хоз-ве входят различные гос-ва с разными экономическими системами (неоднородность). Существовали различные представления мировой системы. Одна из них делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра. Мир. эк-ка включ. в себя разные интеграц. группировки с разной степенью интегрирования. (Между группировками сущ. сотрудничество, но и противоречие). Мир. хоз-во хар-ся 3 полюсами развития: США, ЕЭС, Япония. Между ними сотрудничество в обл. НТП, кооперирования пр-ва, но и противоречия (реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 — центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран. Мировое хоз-во — это прежде всего совокупность межгос. отношений. Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности: - международная торговля; - международная специализация производства и научно-технических работ; - обмен научно-техническими результатами; - информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; - движение капиталов и рабочей силы; - деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают: - множественность их объектов и субъектов; - определяющее воздействие спроса и предложения; - их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних; - конкуренцию. Это дополняется свободой предпринимательства. Геополитическое положение России и ее роль в мировом хозяйстве значительно ослабли после распада СССР. СССР обладал сильными позициями благодаря не только уровню развития национальной экономики, но и участию в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) ее влиянию на страны Восточной Европы и многие страны в других регионах мира. Позиции России ослабли с появлением новых независимых государств дрейфующих в сторону Западной Европы. Россия лишилась половины морских портов, значительной части морского флота, железных и шоссейных дорог. Трубопроводы ее оказались на территории соседних государств. Значительно сократился экономический потенциал. К концу 90-х он составлял всего лишь четвертую часть экономического потенциала СССР (до распада составляла 60%) глубочайший экономически кризис сократил ВВП России вполовину. В мировом списке стран по величине ВВП на душу населения Россия занимает место в четвертом десятке стран. За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России. Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-8%. В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно мала — 1,3%; импорта — 0,8%. Сегодня международные экономические отношения России можно представить в виде 4 колец. Первое кольцо Россия — страны ближнего зарубежья, т.е. республики бывшего СССР. Распад привел к ослаблению хозяйственных связей, доля этих стран в общем объеме российского товарооборота составляет около 25%. Ведущее место занимают Украина, Казахстан, Белоруссия. Второе кольцо: Россия – страны бывшие участники СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). После распада СЭВ резко сократились экономические связи со странами Восточной и Центральной Европы, доля составляет около 10% . третье кольцо: Россия — промышленно развитые страны. В экономическом сотрудничестве с этой группой стран Россия отдает явное предпочтение Европейскому Союзу (ЕС). На долю европейских стран сейчас приходится около 40% всего российского внешнеэкономического оборота. Наиболее активные экономические партнеры России — Германия (9%), Италия (4%), Великобритания и Нидерланды (по 3%) в настоящее время Россия занимает важное место в поставках нефти и газа в европейские страны. В российском импорте из этих стран основное место занимают машины и оборудование, а также продовольствие. Доля США в общем объеме внешнеторгового оборота России составляет 5%, Япония — 3%. Четвертое кольцо: Россия — страны периферийной экономики. В этой сфере наблюдается упадок из-за стратегических просчетов внешнеэкономической политики. Хотя до распада СССР эти страны Азии и Африки были рынком сбыта промышленной продукции (оружие, энергетическое оборудование, машины, строительные материалы. Потеряв эти рынки сейчас с трудом Россия пытается их вернуть. 86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |