на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 90 вопросов


18. Роль государственной собственности на современном этапе

Государственная собственность является коллективной формой собственности. Если во времена  СССР государственная собствен­ность на средства производства преобладала, то в настоящее время она не превышает 10%. В состав госсобственности входят важнейшие объекты производственной и социальной инфраструктуры. Эти объекты составляют национальное богатство страны (природные объекты, ресурсы земельные и минеральные, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и т.д.). Госу­дарственная собственность обеспечивает:

-       функционирование федеральных органов власти и управление. Это имущество обеспечивающее деятельность Федераль­ного Собрания, Президентских структур, Правительства и др. создаваемых ими государственных органов.

-       решение общероссийских задач. Имущество вооруженных сил, органов безопасности, пограничных и внутренних дел, обо­ронные объекты и т.д.

-       экономическое и социальное развитие отраслей обеспечивающих жизнедеятельность экономики России. Единая энергети­ческая система страны, система транспорта общего пользования, связи и информации общегосударственного значения, сред­ства государственного бюджета и казны, имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений, имуще­ство государственных предприятий и т.д.

В сфере управления государственной собственностью от имени государства действуют федеральные органы, органы субъектов федерации, и органы, созданные ими с целью управления имуществом. Собственность функционирует и реализуется в процессах: 1) владения или фактического обладания ее субъектами; 2) пользования или извлечения из объектов полезных свойств; 3) распо­ряжения или определения судьбы ее объектов. Часть имущества из федеральной собственности передается в собственность субъ­ектов федерации. Это как правило крупнейшие предприятия, занимающие доминирующее положение на уровне этого субъекта. За годы реформ около 80% сельхозугодий перешли в собственность частных лиц и коллективов. Была приватизирована и значитель­ная часть остальной государственной собственности. К особенностям приватизации следует отнести то, что значительная часть акций приватизированных  предприятий сохранены в государственной собственности. Наличие в собственности этих пакетов акций дает государству возможность использования различных форм регулирования и государственного контроля за значительным сек­тором экономики. Государство обладает правом собственности в отношение такого специфического объекта, как государственная казна, т.е. все централизованно управляемые доходы государства и иные средства приобретаемые от имени государства. Государ­ство выступает кредитором и должником в случаях принятия государственных обязательств. Государство осуществляет инвестиро­вание отдельных отраслей и территорий, но тяжелое экономическое положение страны не позволяет в полной мере обеспечить необходимое инвестирование

19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности

В соответствии с марксистским подходом собственность занимает основное место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности. Частная собственность – зло, ведет к эксплуата­ции, необходимо заменить ее общей.

Идеальная модель социализма предполагала:

-       все права собственности принадлежат государству, это так называемая общенародная собственность, частная собствен­ность ликвидируется.

-       производство управляется из единого Центра, который решает Что, Как и Для кого производить,

-       рыночный механизм как децентрализованная система уничтожается

-       доля каждого участника процесса производства определяется на основе трудовых затрат.

Такой порядок по мнению теоретиков уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию, устраняет все дефекты рынка. Результатом обобществления производства должно явиться

Реализация такого подхода на практике привела к тотальному огосударствлению собственности и обобществлению производства. В сфере государственного административного управления находились не только основная масса госпредприятий, но (фактически) и колхозы и потребительские кооперации и т.п. Исходя из социалистической теории, обобществление собственности и производства должно было привести к росту эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повы­шение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Важными факторами успешной реализации соб­ственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйст­вования. В условиях административно-командной экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою.  На практике идеальная модель социалистической эконо­мики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрокра­тический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. На практике, право использования и распоряжения собственностью принадлежало даже не большинству народа, а лишь немногим представителям административно-командной системы. Поэтому присвоение результатов производства, потребление и распределе­ние общественного богатства находилось в руках административной элиты.

Все это поставило на повестку дня вопрос о возрождении в каждом гражданине действительного субъекта собственности на сред­ства производства, их действительного хозяина, а следовательно возрождение частной, индивидуальной и коллективной собствен­ности. Только на этой основе может быть приведен в эффективное функционирование механизм экономической заинтересованно­сти и высокой ответственности каждого труженика - собственника за результаты производства. Основным направлением этого яв­ляется приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов.

20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности

Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении про­блем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной экономики явл. разгосу­дарствление и приватизация госсобственности.

Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно-дерективного регулирования производства к его ры­ночному регулированию. Т.е. представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы гос­предприятий на основе приватизации, а также огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и потребитель­ской кооперации Приватизация — это составная часть разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике ин­дивидуальных и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые ак­цион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерче­скому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий.

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сер­тификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции

Независимо от метода приватизация:

-       закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяй­ствования.

-       экономически соединяют работников со средствами производства с целью производительного функционирования.

-       возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производст­венно- хозяйственной деятельности.

-       обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.

По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенк­латурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает уча­стие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в раз­государствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие воз­можности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (ино­странные теневые капиталы, новые коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности при­водит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не неза­висимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и последствия российской приватизации

В условиях административно-командной экономики России существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производитель­ности труда, экономическому застою. Это поставило на повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллектив­ной собственности, формирование, возрождение эффективного собственника, привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собст­венность граждан и их коллективов.

                Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. — безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам в виде ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации определяла объекты привати­зации, туда не входили недра, земельные и водные ресурсы, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого национального достояния. К объектам немедленной приватизации относились : торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с правом выкупа. В первый этап было вовлечено все население, но отдачу от него получили немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в приватизацию земля. Для ускорения процесса приватизации было решено проводить ее при оценке основного капитала по остаточной стоимости без учета инфляции (за бесценок). Но ваучерная приватизация не обеспечила решение главной задачи — передача собственности в руки собственника, обеспечившего повышение эффективности производства, и обеспечение инвестиций.

                Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был обеспечить переход собственности, приобретен­ной во время первого этапа, в руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций. Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:

1.   сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы повысить их интерес в долгосрочных инве­стициях.

2.   Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки.

3.   Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов государства).

Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями предприятий (остав­шихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов отказываются вкладывать в предпри­ятия деньги пока не смениться руководство.

                В 1997 году в государственной собственности осталось лишь 9,3%, в муниципальной — 7,3%, в собственности обществен­ных организаций — 5,2%, в частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 модели приватизации (но­менклатурная, демократическая, малая). При  первом варианте предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закре­плялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существен­ные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В боль­шинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания акц. обществ, скрывающих корпоративную систему от­ношений собственности, когда госбюджет, банки и администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей гос­собственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального эко­номического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной от­ветственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначи­тельных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобствен­ности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственно­сти для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. струк­туры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

В конечном счете приватизация стимулировала трансформацию экономики России. Достаточно высока степень либерализации и открытости экономики, демонтирована планово-распределительная система. Активизировалось предпринимательство, негосудар­ственный сектор занял доминирующее положение в экономике.

22. Экономические интересы. Противоречие и сочетание экономических интересов

Экономический интерес - это объективный побудительный мотив деятельности людей, стимул деятельности. Экономические отно­шения проявляются прежде всего как интересы. Экономические интересы, побуждая людей к деятельности в различных сферах экономики, являются движущей силой экономического развития

Различают 5 групп экономических интересов:

1.   по субъектам - общенародные; коллективные; индивидуальные (личные).

2.   по важности - коренные; второстепенные.

3.   по времени - текущие; перспективные.

4.   по объекту - имущественные; финансовые; трудовые; морально-нравственные.

5.   по степени осознания - подлинные (истинные); ложно понятые.

Все вышеперечисленные группы интересов функционируют во взаимосвязи и взаимодействии и их несовпадение свидетельствует о неполной реализации интереса и порождает необходимость мер и действий, разрешающих противоречия в конкретных ситуациях. Т.е. противоречие и сочетание экономических интересов влечет за собой развитие экономических отношений.

С понятием эк интересов тесно связано понятие собственности. Эк интересы это объективные мотивы хоз-ой деятельности людей. В сфере эк  отношений эк интерес заключается в удовлетворении определенных потребностей и это  становится целью производ­ственной деятельности людей. Причина возникновения собственности — разделение и кооперация труда, побуждающая людей об­мениваться результатами деятельности и вступать в отношения присвоения и отчуждения собственности. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения: 1) пользование — (это простейшая форма присвоения, использование полезного эффекта блага.), 2) распоряжение (это опред-ие порядка использ-ия вещи), 3) владение (фактическое обладание вещью, право исключ-го контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной возможности использования и распоряжения вещью, включая право пе­редачи ее др. субъектам)

В целом сис-ма отн-ий собственности характеризует эк. жизнь общества с точки зрения того:

А) кто обладает реальной эк. властью

Б) какую часть рабочего времени работник трудится на себя, а какую на другого члена общества

В) кто и в чьих интересах происходит перераспределение результатов пр-ва

Две основные исторические формы собственности (общественная и частная) концентрируют в себе различные экономические ин­тересы:

-     Общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. Такая форма собственности подразумевает согласованность экономических интересов всех участников. Конечно при этом возникают трения, противоречия и конфликты, но именно благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно в ко­нечном счете преодолеть. Такое преодоление не означает подавление экономических интересов и целей отдельных участников или групп, а требует их учета и выработки решения  наиболее полно согласующего все экономические интересы участников.

-     Частная собственность представляет собой такой вид присвоения средств и результатов производства, при котором экономи­ческие интересы собственника доминируют над интересами других и общества в целом.

Две основных формы имеют множество видов и типов в различных сочетаниях. С развитием общества формы собственности ме­няются, они становятся более разнообразными. Поэтому все разнообразнее проявляются экономические интересы индивидов, групп, слоев и классов.

23. Процесс производства на макро и микроуровнях. Основные факторы производства и их комбинация

Сырьевые, трудовые ресурсы и потребители естественно рассредоточены по территории страны. Соответственно этому и все об­щественное пр-во рассредоточено по многим предприятиям и фирмам.

В связи с этим различается два уровня производства:

1)   пр-во как процесс труда, протекающий непосредственно на предприятиях (микроуровень);

2)   пр-во как процесс данной страны, нации в целом (макроуровень).

На втором или на макроуровне люди выступают как хозяева, наемные рабочие или организаторы пр-ва, между людьми складыва­ются социально-экономические отношения. На первом же или на микроуровне люди выступают как непосредственные работники. На нем между людьми складываются непосредственно трудовые отношения или организационно-экономические. Эти отношения носят разрозненный характер, они локальны. Они функционируют непосредственно на рабочих местах и только в самих трудовых процессах. Объектами произв. отношений людей явл. не производимые продукты, а лишь процессы их создания, вопросы взаимо­действия работников в технолог. процессах, вопросы психологической совместимости работников и т.д.

Факторы производства (ФП). В процессе целесообразной деятельности людей взаимодействуют основные факторы произ­водства, т.е. ресурсы, используемые в процессе производства для создания материальных ценностей. ФП - это параметры, опре­деляющие характер и результативность протекания экономических процессов, предопределяющие количество и качество произво­димого экономического продукта. Факторы не столько производственные ресурсы, сколько производственный потенциал экономики. Существует 2 подхода в классификации факторов производства:

1.   в зап. экономической теории выделяют следующие факторы: земля, капитал, труд(рабочая сила) и предпринимательский фак­тор. Земля - естественный фактор, она не является результатом человеческой деятельности. Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которой являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Капитал - любые материальные блага, которые используются для производства др. благ и услуг. Различают основной и оборотный капи­тал. Основной - это здания, сооружения, оборудование. Оборотный - сырьё, материалы, энергия и т.д. Предпринимательский фактор - особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производ­ства с целью максимизации дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.