на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономика 90 вопросов


Мальтус рассматривал проблему бедности в своих работах в связи с увеличением народонаселения. Он считал, что экономический рост ограничен опасностью более быстрого роста народонаселения, опережающего рост предметов потребления – в этом заключается проблема. Он повторял, что не является противником роста населения, он противник нищеты. Для борьбы с нищетой между населением и продовольствием было установлено экономическое равновесие. Поскольку народонаселение растет быстрее производства предметов потребления, необходимо чтобы размножение задерживалось. В примитивных обществах это происходит через болезни, голод и войны. В современном обществе – через заработную плату. Чрезмерный рост населения уменьшает зарплату и тем самым ограничивает рост населения в следующем периоде. Напротив, рост зарплаты приводит к росту населения и тем самым к бедности в следующий период. Экономически значение имеет не номинальная (денежная), а реальная зарплата, определяемая ценой потребляемой пищи. Поэтому бедность нельзя преодолеть раздачей денег, поэтому он был против государственных субсидий и частной благотворительности., они могут только ограничить главный ограничитель роста населения – необходимость самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Мальтус выступал против уравнивания доходов, бедный человек не должен посягать на частную собственность богатого, т.к. она необходима для производства потребительских товаров и тем самым для улучшения его же положения. Рост нищеты в результате превышения роста народонаселения над ростом производства предметов потребления социально опасен, т.к. вызывает мятеж. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство не возможно, а разделение общества на очень богатых и очень бедных – нежелательно, то основу здорового роста населения (т.е. роста населения без бедности) составляет рост производства и среднего класса. Средний класс составляет основу общества, но в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) богатые и бедные. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое представляется главным двигателем общественного благосостояния».

75. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования в смешанной экономике

Экономические функции, которые выполняет государство, со временем изменяются. В годы I Мировой войны гос-во распределяло продукт, производственные ресурсы, заботилось об обеспечении армии. После войны организует денежно-финансовую систему, начинает заниматься перераспределением продукта и дифференциацией доходов. В годы II мировой войны - управление производством в военных отраслях. Во второй половине ХХ века функции гос-ва меняются. Государство управляет государственным сектором производства, оказывает регулирующее воздействие на рынок, поддерживает мелкий и средний бизнес, определяет законы, регулирует цены и ценообразование. Гос-во становится хозяйствующим субъектом - вкладывает определенные деньги из госбюджета в развитие экономики. . В распространенной сегодня смешанной экономике деятельность государства представляет собой сложное сочетание различных функций: распределительных, защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих.

1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства. Виды распределения доходов:

-    Функциональное — распределение связано с использованием части первичных дохода (от производства) на расширение производства. Эти распределение первичное.

-    Персональное — распределение связано с использованием части первичных дохода (от производства) на перераспределение в пользу отдельных индивидуумов, соц. групп и классов.

Перераспределение осуществляется через госбюджет несколькими путями:

-    За счет налогов, которые уменьшают дифференциацию доходов (с больших доходов налоги взимаются по более высокой ставке);

-    Часть населения, имеющая небольшие доходы получает выплаты (пособия, стипендии, льготы);

-    Оплата за счет первичных доходов различных услуг непроизводственной сферы (он дает возможность получать доходы работникам).

Итак, гос-во стремится распределительной функцией уменьшить разницу доходов различных слоев населения. Зарубежные экономисты считают, что сглаживание дифф-ции доходов не всегда дает нужный эффект. Повышение налога на прибыль => заинтересованность падает => падает пр-во продукции.

2.Аллокационная функция. Сущность: государственное перераспределение производственных ресурсов в интересах более прогрессивных отраслей пр-ва. Сначала, когда только разворачивают новое производство, нет доступа к достаточному кол-ву ресурсов, гос-во распределят туда => повышается эффективность пр-ва.

Далее, гос-во распределяет ресурсы, если пр-во какого-то продукта недостаточно. Также роль гос-ва связано с военным пр-вом.

3.Формирование конкурентной среды и оказание помощи для этого мелкому и среднему бизнесу. Эта функция гос-во особенно важна. Гос-во - сила, которая уравновешивает силу монополий и ограничивает их деятельность с помощью антимонопольного законодательства (в любой стране), усиливаются возможности для конкуренции. Антимонопольное законодательство служит этим целям. Запрещается нефинансовым компаниям покупать больше 5% акций какой-нибудь компании, любой компании запрещается покупать больше 10% акций в конкурирующих компаниях, члены правления не имеют права занимать место в конкурирующих компаниях, запрещен холдинг. Поддержка гос-ва малому и среднему бизнесу выражается в: налоговых льготах; льготном кредите; оказание тех. помощи.

4.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Осуществляется через все формы внешнеэкономических связей гос-ва. Прежде всего, гос-во стремится, чтобы валюта была конвертируемой и устойчивой. Гос-во накапливает резервную валюту и использует, стремиться к тому, чтобы торговый и платежный баланс были активными. Помощь корпорациям в завоевании внешнего рынка (протекционализм), для этого выделяется специальная форма кредита, гарантия кредита иностранным покупателям и т.д.

             Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях смешанной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Формы воздействия гос-ва на эк. процесс — к ним относятся правовое законодательство, госконтроль над биржами, аудиторская деятельность:

1.   Правовое законодательство. Формирование законов регулирующих функционирование предприятий различных форм собственности, их взаимоотношения и отношения с государством. Включает в себя антимоноп. Законодательство, налоговое и т.д. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Говорят — государство «устанавливает правила игры»

2.   Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осущ-е биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.

3.   Аудиторская деятельность. С целью контроля за выполнением предприятиями законов

Методами называются способы воздействия гос-ва на эк. процесс:

-    Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т.д.

-    Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю эк-ку. Связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную, налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую гос-во оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот.

Среди косвенных методов различают следующие:

А).Фискальная политикой — это политика по регулированию с помощью налогов и расходов госбюджета. Рассматривают 2 вида:

-    Дискретная - применение гос-вом решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением.

-    Внутренние стабилизаторы. Без применения каких-то решений стабилизаторы сами оказывают регулирующее воздействие на эк-ку. Например, если доходы растут => налоги растут => падает пр-во => падают доходы => падает сумма налоговых поступлений (все это автоматически). Или: чем более полная занятость, тем больше поступления от зарплаты, тем больше отчислений в фонд безработных.

Б).Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет расширить пр-во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег, т.к. денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем расширение производства.

Методы прямого регулирования пр-ва.

1.   прямая поддержка дотациями;

2.   поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование НТП;

3.   финансирование эк. программ;

4.   финансирование соц. сферы;

5.   введение стандартов, за невыполнение - санкции;

6.   госзаказы на конкурентной основе.

Формы гос. регулирования эк-ки. Под формами нужно понимать основные направления гос. воздействия на эк-ку:

1.   Стимулирование НТП и НИОКР и формирование прогрессивных структур эк-ки. Формирование и развитие новых прогрессивных отраслей зависит от государственного финансирования НТП и НИОКР, Это требует больших затрат, от 60-70% затрат берет на себя гос-во, гос-во проводит координацию научно-исследовательских работ, поддержку отраслей.

2.   Регулирование инвестиционного процесса и обеспечение эк. роста. За счет средств госбюджета в госсекторе, субсидий для развития частного сектора, за счет удешевления кредита и льгот.

3.   Экономическое программирование и индикативное регулирование эк-ки. Развивается во всех странах Зап. Европы, есть только в США. Суть в том, что разрабатываются программы развития эк-ки на определенный период времени, определяются: направления; цели разв.; источники финансирования. Программы обязательны для госсектора эк-ки. Он не охватывает развитие малого и среднего бизнеса. Виды эк. программ: конъюнктурные (характерны для развивающихся стран); частично структурные (на 3 года); стратегические (на длительный период).

4.   Гос. воздействие на занятость. Обеспечение максимальной занятости населения, создание новых рабочих мест, стимулирование их создания в частном секторе.

5.   Гос. помощь (в том числе и с/х). Оказание помощи проведения тех или иных научные разработок, предоставление льгот с/х и т.д. Гос-во дает специальные дотации для поддержания гарантированных цен на с/х продукцию.

Эффективность гос. регулирования эк-ки.

Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процессов в национальной экономике, ускоряя экономический рост, снижая последствия кризиса и безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации цен, повышение уровня жизни населения. Государственное регулирование эффективно, когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования выше затрат на это регулирование. Если эффект меньше, отдельные направления гос. регулирования свертываются. Ограниченность гос. регулирования заключается в том, что гос. рег. эк-ки не обеспечивает планомерного характера эк-ки и не может преодолеть циклический хар-р общественного воспроизводства.

76. Повышение роли экономической политики государства в переходной экономике

В процессе перехода от командно-административной системы экономики к рыночной происходит трансформация в сфере экономической политики государства: командные методы и диктат государства постепенно заменяются функциями государственного регулирования, которые соответствуют смешанной экономике. В распространенной сегодня смешанной экономике деятельность государства представляет собой сложное сочетание различных функций: защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих. Вместе с тем происходит повышение роли экономической политики государства, что обусловлено рядом объективных причин, присущих любой переходной экономике. Это связано, прежде всего, с необходимость макроэкономической стабилизации. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике — это преодоление кредитно-денежной и бюджетно-налоговой разбалансированности, выражающейся в высокой инфляции, т.е. предусматривает снижение темпов инфляции до низкого предсказуемого уровня. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике предполагает осуществление активной экономической и социальной политики государства. В связи с чем, возрастает роль этой политики. Особенностью и основной чертой  переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности  не является доминирующим: централизованное планирова­ние уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е. для нее характерным явля­ется нестабильность. Задачи государственной политики заключается в разработке и проведении стабилизирующей экономической политики, перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. Различаются и методы и способы либерализации экономики, разгосударствления и приватизации, степень влияния государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в переход­ной экономике любого типа командно-административные функции постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого-то времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований. За­дачи: необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либера­лизации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической стабилизации экономики.

Для Российской экономики государственная экономическая политика тем более играет решающую роль по нескольким причинам:

1.   т.к. еще на момент начала пере­хода состояние ее системы характеризовалось как экономический кризис, представляющий собой резкое нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и сложившегося предложения. В Рос­сии имелась макроэкономическая несбалансированность: глубоко деформированной оказалась структура экономики, неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства, неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и отраслей. Все это привело к следующим негативным тенденциям эк. развития России: неуклонное снижение темпов эк. развития; нарастание инфляционных процессов; увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы; массовый износ осн. произ. фон­дов

2.    Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и ста­новление рыночных механизмов. А в России, где существовал преимущественно государственный сектор экономки, отсутствовали традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение, эти задачи особенно трудны для реализации.

3.    Это кризис переход­ной экономики. Т.е. этот кризис является фазой цикла, и выход из кризисной ситуации предполагает одновременное решение про­блем порождающих эти обстоятельства: преобразование форм собственности и становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки в сочетании с технико-технологическим обновлением всего действующего производства. При этом "вытас­кивать" нац. экономику из кризиса невозможно без активной активизации государственной экономической и социальной политики.

Основными целями экономической государственной политики являются:

1.   Стабилизация экономики и экономический рост. Под стабилизацией понимается относительно полную занятость ресурсов и относительно стабильный уровень цен.  Главное задача государства здесь скоординировать уровень производства и объем расходов (чем выше уровень производства, тем выше расходы ресурсов).

2.   Максимальная занятость населения. Это избавляет от потерь , связанных с недоиспользованием трудовых ресурсов и сокращением расходов на пособия по безработице. Кроме того, это необходимо для социальной стабилизации.

3.   Относительная стабильность цен. Это важнейший показатель антиинфляционной политики государства.

4.   Внешнеэкономическое равновесие. Баланс внешнеэкономических связей оказывает положительное влияние на решение внутригосударственных социально-экономических проблем

Практическая реализация этих целей ведется по двум направлениям. Первое — непосредственное управление государственным сектором. Второе — косвенное регулирование объектами и субъектами экономики. Непосредственное государственное регулирование (полностью или частично) применяется к таким общественно важным сферам и объектам как: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и т.д. К наиболее распространенным косвенным методам относятся: законодательное регулирование, в том числе антимонопольное, перераспределение доходов с целью социальной защиты отдельных слоев населения, кредитно-денежная и финансово-фискальная политика.

В экономической теории существует два альтернативных мнения на роль экономической политики государства. Одно основано на прин­ципе невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Другое базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло­виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, система­тическое вмешательство государства в экономику. Они утверждают, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва. Выход из кризиса - вмешательство гос-ва в эк-ку. Кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают фискальную политику, поскольку государственные расходы на товары и услуги непосредственно влияют на изменение уровня производства, налоги прямо влияют на доходы, которые в свою очередь влияют на уровень производства. Монетаристы, напротив, полагают, что фискальная политика не может служить надежным способом стабилизации экономики. Они считают, что увеличение расходов государства приводит к дефициту бюджета, увеличению спроса на деньги, в результате чего увеличивается процентная ставка, что ведет к уменьшению спроса на деньги для инвестиций, в результате — снижается уровень производства. Монетаристы считают главным условием макроэкономической стабилизации — проведение правильной денежно-кредитной политики. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного стимулирования производства.

Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процессов в национальной экономике, ускоряя экономический рост, снижая последствия кризиса и безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации цен, повышение уровня жизни населения. Но при этом возникает вопрос эффективность гос. регулирования эк-ки Государственное регулирование эффективно, когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования выше затрат на это регулирование. Если эффект меньше, отдельные направления гос. регулирования свертываются.

77. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Виды экономических циклов

Особенность рыночной экономики, проявлявшаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена экономистами еще в первой половине прошлого века. В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владель­цы капиталистических предприятий периодически сталки­вались с перепроизводством товаров. Сущность перепро­изводства проявляется в перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей не остается даже нормальной, не говоря уже об экономической прибыли. Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономи­сты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объе­мов производства или его застой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений и макроэкономической нестабильности. Фазы: Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень произ­водства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом кризиса. Сохраня­ется высокий уровень безработицы. Но падение цен при­останавливается, падает ссудный процент, стабилизируют­ся товарные запасы. Фаза оживление—сопровождается незначи­тельным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повы­шаться цены, и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Наметившееся оживление охватывает все большее коли­чество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем зачастую приобретает ажиотажный ха­рактер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновремен­ном существенном росте заработной платы. Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, опреде­ляющих тенденции в движении научно-технического про­гресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживле­ния. Экономика подходит к следующему циклу. Таким образом, наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом. Термин “цикл” употребляется в биологии и других науках для обозначения таких событий, которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковой степени. Поэтому есть все основания полагать, что движения деловой жизни общества протекает в форме циклов, сущность которых заключается в наличии повторяющейся последовательности изменений. Деловой цикл предполагает движение трёх величин: объёма занятости, объёма продукции и уровня цен. В процессе непрерывного экономического роста экономическая система проходит четыре фазы, которые называются фазами делового цикла. Это пик (процветание), сжатие (рецессия), дно (депрессия), и расширение (восстановление). Зарождение теории циклов и кризисов моно отнести к началу 19 века. Эта проблема освещалась в работах К.Родбертуса и Т.Мальтуса. В наше время, преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства. Предметом исследования является весь цикл, а не отдельные его фазы.

В настоящее время обнаружено 1380 типов экономического цикла. Выделяются различные виды циклов. Циклы, исходя из времени их протекания, можно разделить на три группы, и, соответственно, можно определить три вида экономических цикла:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.