на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне


Построение прогноза с помощью нормативных показателей отнюдь не означала, что в расчетной перспективе эти нормы должны быть достигнуты. Степень их удовлетворения зависела от материальных ресурсов общества. Поэтому в ходе прогноза выявлялись возможности удовлетворения потребностей. На основе использования  рациональных нормативов потребления в СССР разрабатывались прогнозы потребностей населения в бытовых услугах и прогнозы ожидаемого платежеспособного спроса. Объем перспективных потребностей населения рассчитывался путем умножения конкретного норматива душевого или семейного потребления услуги на общую численность жителей (семей) в данном периоде. Прогнозирование спроса велось на основе сопоставления фактического уровня потребления бытовых услуг с рациональными нормативами. В ходе такого анализа устанавливались размеры фактического удовлетворения потребностей, выявлялись бытовые услуги, потребление которых приближается к рациональной норме, и те из них, уровень потребления которых далек от этого критерия. Затем проводилась работа по определению направлений развития отдельных отраслей бытового обслуживания в предстоящем плановом периоде. Возможный рост потребления соизмерялся с ресурсами сферы обслуживания, увязывался с настоятельностью тех или иных потребностей.

Проблемы потребностей населения в бытовых услугах стали разрабатываться в конце 50-х годов. Благодаря широко поставленной работе нормы рационального потребления бытовых услуг до 1990 года были определены более детально по видам услуг в каждой республике. Ознакомление с методологическими принципами конструирования норм потребления показало, что эти оценки характеризуют объем и структуру бытовых услуг, которые могут быть предоставлены населению (удовлетворяемые потребности), запланированными для данного периода производственными мощностями. Они не дают ответа на вопрос о размерах абсолютных и действительных потребностях населения в данных социально-экономических условиях и тем более о размерах платежеспособного спроса. Потребности являются исторически обусловленной категорией и, следовательно, изменяются по объему и составу по мере общественного развития. В условиях быстроизменяющейся обстановки и интенсивного развития промышленности в постиндустриальном обществе  они меняются весьма быстро. Например: разработанные нормативы по ремонту  бытовой техники определяются по традиционному, уже сформировавшемуся набору предметов. Однако этот парк существенно видоизменяется в течение нескольких лет. Т.е. прогнозные расчеты базируются на современных представлениях и сложившихся в настоящем функциях отдельных отраслей бытового обслуживания без учета возможностей их расширения.

Еще одной причиной, фактором, определяющим неполноту нормативов рациональных норм потребления, является то, что за основу фактического потребления услуг принят душевой объем их реализации через систему общественно организованного их обслуживания без учета самообслуживания и обслуживания у частных лиц.. А ведь, например, даже в эпоху тотального государственного контроля середины 70-х годов до 64% услуг на Украине осуществлялась по этим каналам1. Сейчас, в условиях существенного снижения жизненного уровня населения, эти каналы получили еще более широкое распространение.

Метод аналогии, или, как его еще называют, сравнительный метод, заключается в прогнозировании уровня и структуры потребления бытовых услуг путем принятия за эталон фактического потребления, сложившегося в районах, имеющих наивысшие показатели душевого потребления. В качестве аналогового объекта можно принять семьи с максимальными доходами и предположить, что к тому периоду, когда соответствующий уровень доходов будет достигнут в среднем по всем семьям, структура потребляемых ими бытовых услуг сравняется со структурой потребления услуг, которая сформировалась к настоящему моменту в высоко обеспеченных семьях.

Методом аналогии можно пользоваться для определения перспектив развития новых для данной страны видов бытового обслуживания, опираясь на динамику их потребления в тех странах, где они хорошо и сравнительно давно освоены. С помощью сопоставлений устанавливаются не только количественные границы потребления, но и организационные формы обслуживания населения. Однако из-за недостаточной изученности данного метода применительно к задачам прогнозирования потребления услуг и имеющихся недостатков в отчетной информационной базе он не нашел пока еще широкого использования, хотя в принципе его использование не исключается.

Следует отметить, что модели прогнозирования спроса и потребления,  до недавнего времени применяемые в России, не были ориентированы на рыночную экономику и поэтому в настоящее время во многом устарели, что связано не столько с математическим инструментарием, сколько с традиционно сложившейся системой информации, не отражающей структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. Изменение системы информации требует существенной доработки применяемых моделей прогнозирования. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать возможности адаптации западных рыночных моделей прогнозирования к условиям российского потребительского рынка.

Наибольшую распространенность за рубежом получили два типа моделей прогнозирования потребительского спроса1:

1) модели потребления и сбережений Стоуна и Луча, ориентированные на среднедушевые оценки доходов и расходов,

 2) модели Келли, Роджерс и др., основанные на группировке статистической информации по домашним хозяйствам в целом.

Модели Стоуна и Луча представляют собой системы линейных уравнений, что существенно снижает надежность прогнозных оценок, так как известно, что маркетинговые процессы в большинстве своем не являются линейными. Кроме того, обе модели предполагают использование фиксированных цен, поэтому применение их в условиях российской экономики, характеризующейся нестабильными темпами инфляции, представляется в ближайшем будущем нецелесообразным. В моделях Келли применяются не только линейные, но и мультипликативные и линейно-логарифмические функции, что повышает надежность результатов расчета. Они наиболее адаптируемы к условиям российского потребительского рынка. Потребление в них рассматривается как функция общих расходов домохозяйства и его размеров. Модель может быть построена на основе использования единовременных данных, что важно в связи с отсутствием в настоящее время необходимой информации в динамике. Требуемые данные можно получить из выборочных бюджетных обследований домохозяйств, которые содержат информацию о расходах на различные товары и услуги, количестве потребленных продуктов собственного производства, совокупных расходах. Несмотря на несомненную перспективность, применение данной модели для прогнозирования потребления бытовых услуг в России невозможно без ее существенной доработки. Это обусловлено тем, что современная структура доходов и потребления в России сильно отличается от сложившейся в странах Запада. В частности, необходимо существенным образом учитывать принцип остаточности потребления бытовых услуг в общей структуре расходов домохозяйства и сложность определения (и, соответственно, учета) уровня самообслуживания.

В настоящее время для рынка бытовых услуг возможно применять различные методы оценки конъюнктуры рынка. Выбор метода прогнозирования спроса и/или предложения зависит прежде всего от специфики объекта, задач и периода прогнозирования, а также от имеющейся информации по объекту. Имеет значение и степень разработанности самих методов. Применение в прогнозировании многофакторных моделей соответствует самой природе спроса, который отличается неравномерностью и носит во многом вероятностный характер.  Однако следует принимать во внимание, что требуемый объем информации  для определения коэффициентов модели напрямую связан с количеством учитываемых факторов и используемых уравнений. Сложные нелинейные многофакторные модели хорошо описывают развитие спроса, но требуют большого объема информации, который в данное время не обеспечивается существующими источниками. Целенаправленный сбор полного объема требуемой информации за короткое время  является довольно дорогостоящей задачей. Поэтому, например, для  уровня муниципальных образований первое время целесообразно использовать  однофакторные модели, например, модель прогнозирования спроса на основе коэффициентов эластичности. По мере накопления информации могут быть использованы  все более сложные многофакторные модели. Это обусловлено следующими достоинствами метода:

-     относительно небольшое количество данных, необходимых для определения коэффициентов эластичности;

-     относительная простота метода, в силу чего обработка данных может быть выполнена специалистами средней квалификации без использования математических расчетов на ЭВМ. Следствием является относительная дешевизна исследований.

По мере накопления информации могут быть использованы более сложные многофакторные модели, более полно описывающее нелинейное поведение спроса в зависимости от большого числа факторов. В данной работе предлагается к использованию итерационная модель уточняемого равновесия спроса и предложения, описанная ниже. В качестве дополнительных целесообразно использовать нормативный метод (для расчета минимальных социальных нормативов, гарантируемых каждому гражданину) и метод экспертных оценок ( в случае отсутствия объективной количественной информации). Степень использования вышеперечисленных методов определяется доступными финансовыми и временными ресурсами.

Прогнозирование спроса на основе коэффициентов эластичности осуществляется на основе анализа зависимости спроса от факторного признака (цены, дохода, доступности услуги и др.) в виде  уравнения от одной переменной. В уравнение входит  коэффициент эластичности спроса, который характеризует способность спроса изменяться под влиянием изменения факторного признака.

Коэффициент эластичности определяется как отношение процентного изменения  одного  (результативного) признака к заданному процентному изменению другого (факторного) признака:

Kэ.с.=(dY/dX)/(Y/X), где                         (1)

dX- прирост факторного признака,

X- базовое значение факторного признака,

dY- прирост результативного признака (спроса),

Y- базовое значение результативного признака (спроса).

Коэффициент эластичности имеет довольно прозрачный экономический смысл. При  К э.с.>1 товар называется эластичным или сильно эластичным. Применительно к зависимости спрос - цена  это означает, спрос сильно увеличивается при относительно слабом уменьшении цены. При К э.с.=1 товар - слабоэластичен, т.е. снижение цены не приводит к коммерческому эффекту. Положительное значение коэффициента эластичности означает, что при увеличении факторного признака спрос растет, т.е. связь прямая (обычно такой характер имеет зависимость спроса от дохода). Отрицательное значение показывает, что при увеличении факторного признака спрос сокращается,  такая зависимость спроса характерна при воздействии цены.

В тех случаях, когда данным методом определяется связь спроса не с одним, а с несколькими факторами, необходимо рассчитывать коэффициенты эластичности по каждому воздействующему на спрос фактору. Общее изменение спроса в прогнозируемом году на определенную услугу находится как произведение индексов изменения спроса под воздействием каждого из учитываемых факторов, а прогнозируемый спрос на эту услугу определяется путем умножения фактического спроса на нее в базисном году на рассчитанный таким образом индекс предполагаемого изменения спроса в прогнозируемом году.

Надо понимать, что использование такого подхода целесообразно только на первом этапе, для краткосрочного прогнозирования в случае несущественных изменений ситуации на рынке. В случае регулирования рыночных процессов, появления новых продавцов, изменения платежеспособности покупателей, фактическое состояние рынка может существенно отличаться от прогнозного.

Поэтому в процессе мониторинга необходимо собрать информацию для использования современных экономико-математических моделей, например предлагаемую в данной работе итерационную модель уточняемого равновесия. В ее основу закладываются представления, восходящие к австрийской экономической школе и концепции рынка, предложенной Фридрихом фон Хайеком: рынок рассматривается как информационный процесс, при котором  возможны неравновесные сделки, с помощью цен и других экономических сигналов рынок информирует о тенденции к равновесию, о преимуществах тех или иных видов коммерческой деятельности1.

         В отличие от крупного производства малое предпринимательство характеризуется следующими особенностями:

1.   Гибкость реагирования на условия неполноты и неопределенности рыночной информации. Поведение экономических агентов ориентировано на краткосрочную перспективу, являясь в болей степени тактическим, чем стратегическим, не связанным с текущей неравновесной рыночной информацией.

2.   Ориентация на узкие группы потребителей, постоянное уточнение не выявленного спроса, потребительских ожиданий.

3.   Неопределенность кривых спроса и предложения, уточнение рыночной информации путем неравновесных сделок: получение заказа на определенный объем выпуска продукции по первоначальной цене, заключение сделки, изменение цены и объема предложения в зависимости от притока поступающих заказов, заключение новой сделки.

4.   Возможность нескольких направлений деятельности, некоторые из которых становятся более выгодными в процессе уточнения рыночной информации, заключения неравновесных сделок. Выявление приоритетов и предпочтений во времени, по мере становления деятельности по нескольким направлениям одновременно.

5.   Гибкость и способность выживания благодаря тактике неравновесных сделок, ориентация на тенденции в динамике заключения сделок, притоке заказов, быстрое реагирование на изменение рыночных ситуаций.

        Теория неравновесных сделок может найти свое применение и в сфере бытового обслуживания, которая по своей природе – динамична и неравновесная, т.к. малые объемы и краткосрочная перспектива требуют информационно-динамической концепции поведения на рынке. Мелкие производители могут обладать частной информацией и знанием потребительских ожиданий отдельных сегментов рынка, которыми не обладают крупные производители, В условиях гибкого маневрирования и постоянного выявления неучтенных особенностей групп потребителей модели итерационного поиска равновесия являются наиболее приемлемыми имитационными моделями, если не единственно возможными с точки зрения теории. При исследовании рыночных процессов итерационные методы нахождения равновесных состояний перестают быть просто математическими процедурами в условиях полноты информации, абстрактным формализмом, определяющим равновесие системы, - они выступают в качестве имитации реальных процессов во времени, постепенного приближения к равновесию в условиях неполноты информации. Неравновесное состояние может рассматриваться при этом как состояние равновесия с некоторой неопределенностью, связанной с неполнотой информации для одной или всех рыночных сделок. По мере уточнения информации и симметричности ее перераспределения между сторонами рынка, система приближается к равновесию с нулевой неопределенностью.

        В силу этих особенностей функционирования бытового обслуживания (специфика услуг, ограниченность видов деятельности, неполноты информации о рынке, ограниченность капитальных вложений) анализ следует рассматривать не на уровне отдельных предприятий, а на уровне относительно самостоятельных видов деятельности. Общее число направлений может быть достаточно большим, если для этого имеется достаточная информационная база данных и такая размерность оправдана целью анализа. Существует комплекс имитационных моделей, которые описывают динамику достижения равновесия и позволяют проводить анализ направлений на основе коэффициентов влияния и отклика. Рассматриваются 2 ситуации: неопределенность распределения относительно цен и неопределенность распределения относительно конечного спроса.

            Модель итерационных сделок с итерационным уточнением состояния, предложенная в работе Светунькова  С.Г1. и рассмотренная ниже, обладает симметрией в том смысле, что может рассматриваться как с точки зрения процесса уточнения интересов производителя, так и с точки зрения уточнения интересов потребителя. В первом случае мы допускаем, что известна кривая предложения (кривая предельных затрат) и неизвестна кривая спроса (интересы потребителя), во втором – известна кривая спроса и неизвестна кривая предложения.

         Рассмотрим первый вариант уточнения интересов: со стороны производителя путем последовательных сделок с потребителем, кривая спроса которого имеет неопределенный вид (неизвестна для производителя). Предположим, что производитель предлагает объем Q0 по цене P0.  Цена P0 может оказаться выше кривой спроса потребителя (кривая D1 на рис.4) или  ниже кривой спроса (кривая D2) .


Рис. 4. Уточнение кривых спроса потребителя

путем заключения неравновесных сделок

В первом случае сделка будет иметь место, если производитель будет снижать цену или объем, двигаясь в сторону кривой D1 ( как показано на рис. 4) из точки P0 , Q0 пока не достигнет области на кривой D1 и ниже последней. Например, сделка может произойти в точке P1Q0 а при желании производителя увеличить объем до  Q'1 цена должна будет снижаться в сторону равновесной точки. Во втором случае ( кривая спроса проходит выше начальной точки ) сделка может состояться уже в точке P0 , Q0, но производитель может увеличивать объем или цену , двигаясь в области , заштрихованной на рис. 4, пока не упрется в кривую D2, после чего дальнейшее увеличение объема будет сопряжено с уменьшением цены вплоть до достижения равновесной точки . Совершая сделку, например в точке P0 , Q1 производитель сохраняет первоначальную цену P0, но вынужден уменьшить объем от Q0 до Q1. Благодаря факту заключения сделки, производитель выявляет точку P0 , Q1  как одну из точек кривой спроса потребителя. Варьируя затем цену или объем, производитель может обнаружить другие точки кривой  спроса, как границы той области, которая является допустимой для потребителя в отношении заключения сделок. Таким путем методом последовательных уточнений накапливается информация о кривой спроса и интересах потребителя. Собственные интересы производителя, - увеличение своего излишка и захват излишка потребителя, - будут вести  сделку в направлении точки пересечения кривых спроса и предложения.

         Аналогичные рассуждения проводятся и случае, когда сделки предлагает потребитель, а производитель выступает в качестве стороны, ответно предлагающей свой вариант значения для одного из двух параметров состояния (P,Q) этом случае потребителю известна его кривая спроса D, и в процессе итерационного уточнения и взаимодействия с производителем "нащупывает" кривую предложения S, определенные точки на этой кривой.   Логика итерационных уточнений может быть формализована на основе простого правила: если имеет место сделка в момент t, характеризуемая состоянием (Pt, Qt), то для последующих сделок в момент (t+1)

         (2)

Смысл этих условий состоит в том, что относительно совершенной сделки увеличение объема сопряжено с уменьшением цены, а увеличение цены – с уменьшением объема при последующей сделке (закон спроса  и предложения). Левые части условий выражают изменения объемов (цен) при фиксированных ценах (объемах). Каждая совершенная сделка является своего рода микроравновесием, точкой совпадения интересов покупателя (потребителя) и продавца (производителя) в реальный момент времени. На рис. 4 показаны две возможные кривые D1 и D2, отражающие две различные группы потребителей (с различной платежеспособностью) и одна кривая предложения S, соответствующая общему производителю или одной группе производителей. На рис. 5 показан случай двух кривых D1, D2 и двух кривых S1, S2 , которые моделируют взаимодействия по парных отношений между различными группами потребителей и производителей:

точка А является равновесной для D1  и S1

точка B – для кривых D2 и  S1;


точка C – для кривых D2 и S2;

точка D – для кривых D1 и S2.

Рис.5. Пилообразная траектория частичных равновесий (неравновесных сделок) между отдельными группами потребителей и производителей

Общие кривые спроса и предложения оказываются менее крутыми (см. рис.5) и соответствуют границам максимального предложения для отдельных производителей (точка  E для S1) и минимального спроса для отдельных потребителей ( точка F для D1 ).

Анализ рис.5 важен с точки зрения теории неравновесных сделок, допускающей сделки внутри квазитреугольника, соответствующего излишку потребителей и производителей. Например, траектория изменения состояния вдоль кривой ABE производителя  с кривой S1 будет соответствовать трем различным видам сделок: точка A- производитель имеет дело лишь с потребителем с кривой  D1; точка B  - производитель переадресовал свое производство на потребителя с кривой D2; точка E  - производитель уже ориентирует свое производство  на две группы потребителей – с кривыми D1 и D2 , т.е. на общего, в данном случае, потребителя, имеющегося на рынке.

Движение по кривой ECK отражает три точки частичного равновесия: при переходе из E   к C  производитель S1  и потребитель D1 уходят с рынка, оставшийся производитель   S2 более рентабельный, чем  S1 ,  взаимодействует с потребителем  D2 , более платежеспособным, чем  D1 . Дальнейший переход от  C  к  K  соответствует вступлению в рынок опять производителя  S1 при сохранении прежнего потребителя. Переход  от K  к L соответствует возвращению на рынок второго, менее платежеспособного, потребителя D1  , сопровождаемое захватом излишка потребителей со стороны производителей (точка М) и т.д.

         Различные траектории сделок, неравновесных с точки зрения общего равновесия, могут соответствовать равновесным состояниям между отдельными группами производителей и потребителей. При этом общие кривые спроса и предложения (пунктир на рис.5) допускают существование пилообразных кривых, например ECKLMO, отражающие реальные процессы неравновесных сделок. Движение вдоль пилообразных кривых соответствует уходу отдельных групп потребителей и производителей и появлению их снова вплоть до достижения полного равновесия (точка О). Состояния дисбаланса будут при этом отражать неэффективность рынка и потери излишков для потребителей или производителей. Динамика взаимодействия различных отдельных групп потребителей и производителей на данном рынке, следовательно, будет характеризоваться пилообразными кривыми достижения равновесия или выхода из него.

На рынке всегда присутствует неопределенность, недостаток информации (для некоторых сторон рыночных отношений), которая играет роль условия, обеспечивающего смысл функции и целесообразности предпринимательства, идущего на риск и получающего за это соответствующую прибыль. Неопределенность (неопределенный риск) может устраняться с помощью последовательных приближений, по мере уточнения кривых спроса и предложения, перевода неопределенного риска в определенный. Такая ситуация может моделироваться с помощью концепции динамического уточнения информации в процессе заключения неравновесных сделок. Общий вид модели уточняемого равновесия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.