на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне


-     разного рода частные факторы можно оценить на основании данных аналитических изданий, которые широко практикуют опросы населения и экспертов по самым различным направлениям жизнедеятельности.

Наиболее распространенными и доступными для использования аналитическими материалами являются государственная статистическая отчетность и данные, содержащиеся в материалах бюджетной статистики.

Государственная статистическая отчетность представляет собой научно организованный учет, сводку и систематизацию массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни. Как уже выше сказано -  в современных условиях ценность этой информации весьма низка из-за несоответствия системы ее организации современным требованиям. Метод ее сбора – анализ документов.

Информация, содержащаяся в материалах бюджетной статистики, в отличие от статистики государственного учета, формируется на базе исследования выборочного массива потребителей. В состав информации входит довольно обширный круг показателей, характеризующих различные стороны уровня жизни потребителей, в том числе сведения об объемах и способах потребления бытовых услуг. Наличие в материалах бюджетного учета данных о доходах и расходах семей, их социальном положении, половозрастных характеристиках потребителей позволяет существенно расширить границы использования этого источника информации. В частности, на этой основе открывается возможность проведения анализа состояния потребления и его особенностей в различных доходных группах семей, выявления взаимосвязи потребления с формирующими его факторами.          В ряде случаев используются панельные исследования – повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. При интерпретации данных следует учитывать, что каждая панель должна быть специализирована для изучения определенного рынка. Панель специальных видов исследования потребностей в обслуживании и различных услугах называют сервисной. В частности, такую панель целесообразно использовать для оценки изменения потребностей населения, оценки ассортимента и качества предлагаемых бытовых услуг. При этом люди, составляющие сервисную панель, должны быть регулярными потребителями услуг данного вида. Недостатком метода является то, что построение и поддержание панели требует больших затрат, поэтому этот способ используют только крупные исследовательские фирмы.

Единовременные выборочные обследования и учеты имеют ряд сходных признаков с методами получения бюджетной статистики, но единовременные учеты проводятся по менее насыщенной программе. Они направлены на анализ конкретной группы потребностей, а не всей совокупности личного потребления. Период наблюдения при таких обследованиях минимальный (неделя, месяц, квартал), зона обследования обычно ограничена рамками района, города, области.          

Экспертные оценки - это оценки исследуемых процессов квалифицированными специалистами  (экспертами). Главная задача опроса экспертов - прогнозирование направлений развития спроса населения на бытовые услуги, оценка факторов и условий, которые будут способствовать тем или иным структурным сдвигам в их потреблении. Суждения экспертов интересны и относительно возможных в будущем изменений в области технологии, организации производства, методов и форм обследования развития новых видов бытовых услуг. В связи с этим в число экспертов должны включаться специалисты, обладающие высокими знаниями, большим опытом в области, которая является предметом исследования. Экспертные оценки особенно важны и необходимы в тех случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо процессе или явлении.

Наблюдение - это планомерное исследование реакций на объект исследования без воздействия на  источник этих реакций. С помощью наблюдения выявляется поведение покупателей. Можно выделить следующие преимущества наблюдения по сравнению с опросом:

-     независимость наблюдения от желания потребителей услуги сотрудничать;

-     более высокая объективность исследования; возможность восприятия неосознанного поведения потребителей;

-     возможность учета окружающей ситуации.

Недостатки метода:

-     трудно обеспечить репрезентативность;

-     поведение покупателей может отличаться от естественного, если наблюдение открытое;

-     нельзя выявить мнения, представления, знания людей.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически. Преимущества свободного интервью заключаются в создании атмосферы доверия, при индивидуальном подходе увеличивается возможность получения добавочной информации. Недостатки - плохая сравнимость информации, трудность при обработке, более высокие затраты, чем в случае анкетного опроса.

Анкетные опросы населения - удобный и гибкий источник информации, используя который можно получить достаточно полное представление о процессе потребления бытовых услуг населением. В том числе – качественную и количественную информацию об отдельных составляющих суммарного потребления услуг, а также о реализованном, неудовлетворенном и формирующемся спросе. Анкетные опросы населения достаточно широко распространены в практической и научно-исследовательской работе. С их помощью осуществляется около 90% исследований. Данный метод привлекателен тем, что является в значительной степени универсальным - он позволяет получить не менее надежную информацию, чем с помощью обследований или анализа документов. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно, наедине, либо в присутствии интервьюера. Проведение анкетных опросов возлагается чаще всего на привлеченных регистраторов-интервьюеров. Большое значение для успешного осуществления такой работы играет материальное вознаграждение привлеченных интервьюеров, качество их инструктажа, методы контроля за деятельностью привлеченного к опросу персонала.

Опросы потребителей бытовых услуг проводятся со следующими целями:

-     выявления объема потребностей в бытовых услугах, распределения их фактического объема по источникам реализации;

-     определения примерной структуры неудовлетворенного спроса на отдельные виды бытовых услуг;

-     выяснения мнения потребителей о качестве исполнения заказов, культуре обслуживания,  сроках исполнения работ, формах и методах организации обслуживания, соответствия набора бытовых услуг запросам на них;

-     изучения причин предпочтения обращения населения к услугам того или иного предприятия бытового обслуживания или частного лица;

-     исследования зависимости объема и структуры спроса от различных факторов и условий;

-     выяснения частоты посещения предприятий службы быта населением;

-     изучения предложений населения по совершенствованию работы предприятий бытового обслуживания;

-     изучения реакции потребителей на новые виды услуг;

-     определения мотивов обращения населения к услугам частных лиц и причины удовлетворения потребностей в бытовых услугах путем самообслуживания;

-     исследования дифференциации самообслуживания по причинам образования с целью оценки ориентировочного объема и перечня услуг, которые могут быть замещены предприятиями службы быта;

-     изучения сезонных колебаний и факторов сглаживания сезонности;

-     изучения состава гардероба одежды и обуви населения, обеспеченности предметами длительного пользования и сроков их службы и частоты выхода их из строя;

-     определение затрат времени населения на получение бытовых услуг;

-     исследование региональных различий в объеме и структуре потребления услуг;

-     определения структурных различий в потреблении бытовых услуг по группам населения.

Опросы подразделяются на сплошные и выборочные [13]. В первом случае опрос проводится с охватом всего круга лиц (например, опрашиваются все клиенты, обслуживаемые в данный момент в парикмахерской; все клиенты, ожидающие приема мастера; все владельцы автомобилей; все жители микрорайона, все  сотрудники учреждения и т. п.). Выборочный опрос ограничивается определенными количественными рамками опрашиваемых. Наиболее распространены выборочные опросы, что объясняется сравнительной простотой их организации, возможностью оперативного получения интересующих исследователя сведений и экономичностью. Однако, в некоторых случаях, проведение сплошных анкетных опросов оправдано и их замена выборочными менее эффективна.

Как говорилось выше, при проведении опросов потребителей должны строго со­блюдаться требования к формированию выборочной совокуп­ности опрашиваемых лиц. Главное условие отбора выбороч­ной совокупности— обеспечение репрезентативности  (пред­ставительности) выборки. Это означает, что структура отобранной для проведения опроса часть населения должна воспроизводить структуру населения рассматриваемой территории в целом. Данное требование следует тщательно соблюдать в первую очередь при изучении количественной стороны потребления: оценка уровня и струк­туры потребления по социальным группам семей; исследова­ние состава источников удовлетворения спроса и обеспечен­ности семей предметами длительного пользования и личного гардероба.

Проведенное  сопоставление различных методов сбора и обработки информации показывает, что метод анкетного опроса наиболее целесообразен при исследовании спроса на рынке услуг на муниципальном уровне. Однако работу по организации опросов нельзя слишком упрощенно представлять как нечто несложное, доступное любому человеку занятие. Для организации и руководства опросом необходим опытный исследователь,  имеющий практические навыки организации опросов населения по  проблемам потребления. Разработка методических подходов к проведению опросов должна базироваться на знаниях экономики, статистики, социологии, психологии. Учитывая, что грамотных специалистов разных отраслей собрать в группу для реализации подобного исследования сложно и дорого, становится очевидной  необходимость создания методических указаний по организации подобных опросов населения для изучении спроса на бытовые услуги в муниципальном округе.

2.3. Методы прогнозирования развития рынка бытовых услуг

Экономический прогноз – это вероятностная оценка протекания экономического процесса в будущем, выполненный на основе определенного метода прогнозирования.1 Методом прогнозирования  будем называть совокупность приемов мышления, позволяющих на основе анализа прошлых (ретроспективных) внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Современная наука располагает множеством методов разработки прогнозов. Практика большинства методов прогнозирования базируется на одном из двух противоположных подходах: генетическом и целевом (нормативном). При генетическом подходе к прогнозированию спроса, за базис принимается настоящий уровень его развития, т.е. будущее определяется на основе состояния спроса в отчетном периоде. Этому подходу в большей степени присущи инерционность и перенос недостатков, имевших место в прошлом.

Целевой, или нормативный подход к прогнозированию основан на определении ведущих целей и ориентиров и выработке путей перехода от сложившегося уровня развития к желаемому. Цель задается в виде научно- обоснованных норм. Они рассматриваются в качестве результата, который должен быть достигнут в перспективе. Разработка параметров прогноза для определенного этапа этой перспективы выступает как промежуточная цель будущего, как вариант экономической политики. Классификация методов по степени формализации представлена на рис.3.

Рис. 3. Классификация методов прогнозирования1

В большинстве исследований для прогнозирования спроса населения на  бытовые услуги используются методики, основанные на следующих методах:

-     методы экспертных оценок;

-     методы научной экстраполяции;

-     методы экономико-математического моделирования.

Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки основных методов.

Метод экспертных оценок  состоит в сборе и обобщении индивидуальных и коллективных мнений экспертов (специалистов той или иной отрасли знаний или деятельности) о перспективах развития. Мнение специалистов позволяет выявить возможные направления развития в тех или иных областях науки и техники в будущем, предугадать время наступления некоторых экономических событий, перемен в поведении потребителей, выяснить их реакцию на новые товары и услуги, методы обслуживания и т. д. Чаще всего экспертные методы используются для получения оценок тех параметров, по которым нет достаточно достоверной информации. К ним прибегают, когда проблема детально не исследована и нет четко обозначенных связей прогнозируемого явления с главными факторами его развития в перспективе, когда сведения об этих факторах приблизительны. В такой ситуации исключена возможность подхода к разработке прогноза на основе использования формальных методов прогнозирования, так как адекватно описать исследуемый процесс затруднительно.

Эффективное применение экспертного метода прогнозирования требует соблюдения определенных принципов:

а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях, в максимально систематизированной форме, дающей возможность их обобщения;

б) эксперта, оценивающего “истинность” той или иной гипотезы, можно принять в качестве  “черного ящика”, допуская, что мнение достаточно большого числа экспертов довольно точно характеризует исследуемый вопрос;

в) для получения суждений экспертов в максимально систематизированной форме необходимо ставить им четко определенную задачу;

г) для выбора экспертов, постановки им задач, обобщения их суждений необходима определенная методика;  в структуре органов, готовящих прогноз, должна быть  группа, реализующая эту методику.

Экспертные методы могут быть основаны на получении мнений как отдельных лиц (индивидуальные оценки экспертов), так и коллектива компетентных специалистов. При индивидуальных экспертных оценках широко используются ранжированные, балльные оценки, парные сравнения и др.

Наибольшее распространение получила коллективная форма экспертного опроса. Объясняется это возможностью выявить путем опроса группы экспертов наиболее устойчивые и поэтому близкие к истине точки зрения и, кроме того, трудностями подбора высокоэрудированного эксперта, одинаково хорошо знающего все тонкости какой-то, пусть даже узкой, научной проблемы.  Оперирование  коллективным  мнением  позволяет избежать ведомственного субъективизма и более независимо оценить явление или процесс.

Количественный состав группы экспертов зависит от прогностических задач. В большинстве случаев для оценки одной проблемы достаточно подобрать 20—30  высококомпетентных специалистов.  При комплектовании экспертных групп следует избегать включения в них только работников учреждения или ведомства, организующего исследование. Рекомендуется составлять смешанные группы экспертов, привлекая для работы представителей “своей” и “чужих” систем. Для выявления характера отклонений в оценках целесообразно наряду с обобщением средних результатов экспертизы обобщать и анализировать мнения специалистов обеих сторон. 

Экспертные опросы могут проводиться:

-     методом открытого обсуждения выдвинутых проблем;

-     опросом каждого эксперта, заполняющего анонимную анкету. Соблюдение взаимной анонимности экспертов является непременным условием метода Дельфи. В основе дельфийского метода лежит анонимный опрос экспертов в несколько туров и их ознакомление с итоговыми результатами экспертизы после каждого тура опроса. Такой порядок работы обеспечивает возможность эксперту подтвердить высказанную им ранее точку зрения или отказаться от нее и присоединиться к мнению большинства специалистов. Закрытый характер опросов исключает прямые контакты экспертов, а также дискуссии между ними и организаторами опросов. Таким образом,  уменьшается влияние некоторых психологических факторов на принятие окончательного решения, таких как авторитет коллег, служебное положение отдельных экспертов, боязнь высказать парадоксальную идею, нежелание в присутствии именитой аудитории отказаться от прежнего мнения и др.

Следует отметить, что использование метода экспертных оценок при прогнозировании спроса на бытовые услуги имеет ряд специфических особенностей. Основное назначение этого метода состоит не в оценке самой конечной величины спроса, а в определении некоторых  составляющих ее величин. Действительно, вряд ли найдутся специалисты, которые сумеют назвать точную сумму затрат семьи в будущем, например, на ремонт телевизора, холодильника, автомобиля или всей бытовой и другой техники. А вот попытаться оценить надежность этих предметов в перспективе на основе современных параметров, технических и технологических характеристик бытовой техники, которая будет выпускаться промышленностью в будущем, вполне реально. В свою очередь, на базе показателей надежности бытовых машин и приборов в дальнейшем рассчитываются совокупные объемы потребностей населения в ремонте бытовой техники, которой в перспективе будет располагать население.

Необходимо отметить, что качество экспертных оценок во многом зависит от отбора экспертов, обеспечения их разносторонней дополнительной информацией и не только о текущем состоянии потребления конкретных услуг, но и об уровне ожидаемых доходов населения, сложившейся структуре затрат и т.п. Эксперт должен обладать прежде всего высокими знаниями, большим практическим опытом в своей области деятельности и умением глубоко и всесторонне проанализировать данную проблему. Существуют специальные приемы и методы отбора экспертов, основанные на системе критериев, которым должен отвечать кандидат в эксперты.

Метод научной экстраполяции  основан на исследовании закономерностей и тенденций, имевших место в прошлом, а также современных тенденций и распространении их на ближайшее будущее. Экстраполяция — это определение уровней  динамического ряда за пределами его эмпирических значений, характеризующих процесс развития прогнозируемого явления в прошлом и настоящем периодах. Метод научной экстраполяции исходит из предположения о наличии определенной инерции в развитии экономических процессов.  Его применение вполне приемлемо при изучении спроса в рамках интегрированных групп обслуживания на уровне страны, региона. Гораздо меньшая степень инерционности присуща процессам формирования спроса на уровне отдельных районов, производственных объединений и предприятий.  На практике для обоснования возможности использования метода экстраполяции при разработке прогнозов необходимо предварительно тщательно проанализировать основные закономерности и тенденции, характерные для развития спроса в отчетном периоде, выявить те группы услуг, где экстраполяция допустима, т. е. где перенос тенденций прошлого в прогнозируемое будущее отражает истинное развитие спроса. Однако чем продолжительнее период прогнозирования, т.е. чем дальше будущее будет отодвинуто от прошлого и настоящего, тем меньше уверенность в устойчивости выявленных тенденций и тем, следовательно, выше вероятность неточности прогноза. Поэтому прогнозирование с использованием экстраполяции эффективно преимущественно при разработке текущих и краткосрочных прогнозов.

Чтобы получить объективное представление об изучаемом явлении, правильно оценить тенденции и закономерности, сложившиеся, например, в потреблении бытовых услуг, необходимо изучить поведение потребителей за сравнительно продолжительное время. Временной ряд, используемый для экстраполяции, должен примерно в 1,5—2 раза превышать прогнозируемый период. Важно установить истинные причины тех или иных зафиксированных в динамическом ряду сдвигов в потреблении услуг, предугадать развитие в перспективе новых тенденций и учесть их при определении размера потребления услуг. Такой углубленный анализ прогнозируемого процесса будет способствовать наибольшей точности окончательных результатов прогноза и наиболее полному удовлетворению потребностей населения в бытовых услугах. Особую осторожность следует проявлять, применяя метод экстраполяции для определения потребностей населения в отдельных видах бытовых услуг, т. е. при прогнозировании микроструктуры спроса. Дело в том, что надежная статистическая информация имеется не по всем отраслевым группам, что, естественно, исключает возможность проведения качественного детального анализа потребления видовой структуры услуг.

Недостаток этого метода прогнозирования состоит в том, что сложно избежать механического распространения современных тенденций на будущее, поэтому лучше использовать при прогнозировании спроса метод экономико - математического моделирования. Это более комплексный подход к моделированию спроса, с помощью которого можно оценить степень воздействия изменения отдельных факторов на его объем.

Метод экономико-математического моделирования состоит в описании экономических процессов в форме количественных взаимосвязей различного типа. С помощью моделирования можно установить и количественно отразить взаимосвязь потребления услуг с определяющими факторами и на основе информации о движении этих факторов в будущем произвести расчеты ожидаемого спроса в конкретном году планового периода, т. е. спрос представляется как функция различных (одного или нескольких) факторов — независимых переменных, определяющих его развитие.

Наибольшее распространение в математическом моделировании спроса получили методы, основанные на применении принципов корреляционного и регрессионного анализа. Для построения такого типа моделей выявляются важнейшие факторы формирования спроса, устанавливается степень их влияния на его изменение и форма связей отдельных факторов со спросом, а также находится форма математического выражения этих связей.

Чтобы определить, как количественное изменение каждого фактора влияет на размер спроса, производятся расчеты специальных показателей — коэффициентов эластичности спроса, параметров уравнений регрессии и т. п.

Достоинство  экономико - математического моделирования заключается также в том, что с его помощью, не имея оценок микроструктуры спроса, можно получить его макровеличину, т. е. общий спрос на все услуги. Остальными методами, как правило, можно оценить общий спрос только путем разработки и суммирования частных его характеристик. Данное качество экономико-математического моделирования помогает при решении задачи определения совокупного спроса по тем видам бытовых услуг, которые в силу своей неоднородности могут быть оценены только в разукрупненном виде. Качество прогнозирования, опирающегося на разработку эконометрических моделей, в значительной степени зависит от того, насколько правильно модель имитирует действительный процесс потребления. Это достигается путем глубокого анализа специфики формирования спроса, выявлением тех факторов, которые оказывают решающее воздействие на его размеры. Имеет значение также точность оценки факторов, принятых в расчет на перспективу.

Методы математического моделирования, использующие целевой (нормативный) поход, часто выделяют как отдельные методы – нормативный и аналогий.

Нормативный метод  прогнозирования применяется в тех случаях, когда отдельные характеристики или конечное состояние прогнозируемого объекта задаются в виде нормы, цели, которую намечено достигнуть в расчетной перспективе. По своему содержанию такие нормы характеризуют предел, к которому должно стремиться потребление. Они отражают уровень потребления, обеспечивающий полное по объему и структуре удовлетворение разумных потребностей человека.          Нормативные методы базируются на использовании четких физиологических, технологических, санитарных, гигиенических критериев потребления, расходования, пользования и т. п.  Особенность этого метода состоит в том, что для того или иного периода будущего применяется не показатель, исчисленный исходя из сложившегося уровня потребления бытовых услуг, который в связи с недостаточностью предложения не всегда может точно воспроизвести истинные потребности, а показатель, отражающий желаемый уровень потребления услуг, например, раньше устанавливался рациональный норматив потребления.          Такого рода нормы разрабатывались по всем элементам личного потребления. Связанные в единую систему, они составляют нормативный потребительский бюджет (он получил название рационального потребительского бюджета), с помощью которого производится оценка потребления. В сегодняшних условиях по аналогии с рациональным потребительским бюджетом имеет смысл определять минимальный потребительский бюджет, который государство должно гарантировать гражданам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.