на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне


-     особенности формирования спроса на бытовые услуги в районах, прилегающих к крупным промышленным и куль­турным центрам, в курортных зонах;

-     затраты времени населения на получение бытовых услуг;

-     региональные различия в объеме и структуре потребления бытовых услуг;

-     структурные различия в потреблении бытовых услуг по общественным группам населения и т. п.[14]

        На основании опроса проводится расчет количественных показателей и прогнозирование величины неудовлетворенного спроса. Подробно эту часть этапа можно представить в виде  следующей последовательности действий:

-     определение доли неудовлетворенных потребителей;

-     определение  значимости причин, влияющих на неудовлетворенность спроса;

-     определение существующего частотного распределения пользования данной услугой;

-     определение одномерных функций отклика частотного распределения на изменение  конкретного параметра влияния  (т.е. как  изменяется распределение частоты пользования услугой при изменении  одного из условий предоставления услуги);

-     расчет возможного частотного распределения при благоприятном изменении параметра влияния;

-     расчет коэффициентов эластичности спроса конкретной услуги по фактору влияния (цене, доступности и т.д.). Расчеты выполняются с учетом существующего и возможного частотного распределения пользования услугой;

-     расчет увеличения платежеспособного спроса при изменении цены на заданную величину;

-     оценка удовлетворенности спроса на услуги по качеству;

        На этом этапе целесообразно провести интервью с производителями с целью получить информацию для количественной оценки предложения и факторов, влияющих на него. В частности, выявляются наиболее важные сдерживающие факторы и причины, мешающие удовлетворять спрос. В связи со сложностью формализации факторов, влияющих на предложение  и частичной необъективности интервьюируемых, возможно проводить прогнозирование предложения на основе экспертных оценок.

        Этап 5. Формирование вариантов управленческих решений на основе прогнозирования уровня неудовлетворенного спроса и анализа территориального размещения предприятий.

        Основной  целью этого этапа является выработка стратегии и тактики управляющих воздействий  на выбранный объект (объекты)  на основании  соотношения прогноза предложения, прогноза неудовлетворенного спроса  и комплекса  критериев, выбранных для оценки эффективности принятых решений.

        Учитывая итерационный (циклический) характер процесса воздействия (см. выше),  на данном этапе при последующих итерациях выполняется корректировка объектов воздействия, уточнение критериев и показателей, формирование дополнительных информационных блоков для использования в последующих периодических обследованиях с целью получения новых и дополнения старых показателей. Кроме того, здесь определяются сроки (периодичность) сбора информации и согласовываются применяемые методы анализа получаемой информации.

        Этап 6 . Организация проведения периодических обследований рынка бытовых услуг.

        Целью данного этапа является разработка единой методики подготовки и проведения  периодических обследований рынка путем интервью с производителями и анкетного опроса потребителей и интервью с производителями,  анализа полученной информации и подготовки данных для оценки эффективности принятых ранее управляющих воздействий (см. предыдущий этап).

        Методика включает рекомендации по подготовке необходимой документации, инструкции для интервьюеров, указания по технологии обработки и анализа информации.

        Целями собственно периодических обследований являются:

-     сбор информации для оценки  общего состояния рынка и тенденций его развития;

-     подготовка информации для оценки последствий принятых решений и проведенных мероприятий по управлению объектами воздействия;

-     сбор информации для подготовки технико-экономических обоснований, тендеров, конкурсов.

        Проведение опросов и интервью, первичная обработка данных осуществляется организацией, проводящей мониторинг. Возможны несколько вариантов организации работ, в зависимости от целей и финансовых возможностей заказчика, в частности:

-     выделение специальной группы сотрудников муниципалитета и их добровольных помощников; при этом руководитель группы должен иметь соответствующую квалификацию;

-     привлечение маркетинговой фирмы;

-     использование студентов, обучающихся маркетингу и экономике, в рамках  их профессиональной практики; руководителем группы может быть преподаватель учебного заведения или сотрудник муниципалитета, имеющий соответствующую квалификацию.

        Для обработки полученной информации можно использовать методики, разработанные студентами СПбГИСЭ под руководством автора или разработать специальные, адаптированные под особенности конкретной территории.

        Этапы 4,5,6 предлагаемого алгоритма, повторяющиеся до получения показателей, удовлетворяющих  ранее поставленным целям (см. 3 этап), являются вторым контуром, текущим мониторингом рынка  бытовых услуг. При изменении целей и  задач управления, необходимо вернуться на этап 3.

        Необходимо отметить, что опрос потребителей является одним из основных видов работ. Опросы выполняются многократно на различных этапах и являются критичными как по сложности, так и по затратам. От правильности подготовки и проведения опросов зависит практически вся информационная база мониторинга.  На разных этапах опрос преследует различные цели, однако принципы его подготовки и проведения являются общими. В связи со сложностью и важностью данного вопроса ниже приводится более подробное изложение методики этой работы. 

3.2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению опроса населения и анализу его результатов.

        Подготовка к любому опросу должна начинаться с разработки его программы и основных документов. Для ус­пешной организации опроса большое значение имеет разра­ботка плана его проведения. План опроса отражает полный круг мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение намеченных задач. Последовательность выполнения этих мероприятий и их содержание и представляют из себя методику подготовки и проведения опроса. Рассмотрим необходимые мероприятия в порядке их выполнения.

        Формулировка главной цели (целей) опроса - это определение круга за­дач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета опыта предыдущих исследова­ний. Во многих случаях цель опроса выражается в виде гене­рального вопроса, который всесторонне освещается с помощью ответов опрашиваемых на включенные в анкету вопросы. Правильному формулированию цели анкетного опроса помогает анализ отчетности о реализации бытовых услуг,  информация специалистов пред­приятий службы быта, и т. д. Корректность формулировки цели, ее полнота определяются уровнем подготовки специалистов,  привлеченных для разработки опроса.

        Разработка рабочих гипотез опроса это выдвижение предположений, изучение которых позволит решить задачи обследования. Они обеспечивают облегчение формулировок, точность и последовательность вопросов анкеты.   Конкретная гипотеза позволяет определить организационную ос­нову опроса. Например, она дает право считать, что опрос пользователей парикмахерскими и ремонтом обуви нужно проводить по месту предоставления услуг, а опрос по ремонту крупной бытовой техники – по месту жительства. Это позволяет, с одной стороны, определить круг задаваемых вопросов,  методы формулирования вопросов анкет и опросных листов и принципы их формирования, а с другой - использовать специфический опыт общения с потребителями услуг, условиями производства и потребления этих услуг.

        Дальнейшие шаги включают составление образца анкеты, ее апробацию и окончатель­ную доработку, а также определение объема выборки.

        Разработка опросной анкеты— один из наиболее ответственных эта­пов работы. Анкета представляет собой специальный бланк, в котором в форме обращения к опрашиваемым лицам дано краткое описание целей и задач опроса, порядка заполнения анкеты, указывается учреждение, проводящее опрос, и содержатся вопросы, составляющие его основу.

        Структурно анкета включает три части:

-     вводную часть;

-     комплекс вопросов, раскрывающих предмет исследования;

-     общие и специальные сведения об опрашиваемом.

        Вводная часть анкеты носит характер обращения проводящей опрос организации к опрашиваемому контингенту. Здесь сообщается полное название организации, проводящей опрос, содержится краткое описание задач исследования, подчеркивается его значение для улучшения условий обслуживания опрашиваемых и всего населения. Основное содержание анкеты заключено в ее второй части, т.е. в вопросах, характеризующих цель и предмет исследования.      Формулировки вопросов должны быть понятными и краткими. Не следует употреблять специальные термины, использовать иностранные слова и выражения. Располагая вопросы в анкете, нужно соблюдать определенный порядок. Так, более простые вопросы обычно располагают первыми, за ними следует более сложные вопросы. При  разработке вопросов следует стремиться к тому, чтобы последующий вопрос как бы вытекал из предыдущего, подготавливая тем самым опрашиваемого к развитию собеседования. В них не рекомендуется включать слова, имеющие многозначный смысл, так как такая формулировка вопросов может привести к искажению существа вопроса и не позволит получить достоверного представления об изучаемом  процессе.

        Вопросы по степени свободы ответа разделяются на следующие типы:

-     закрытые (да, нет, затрудняюсь ответить);

-     альтернативные (опрашиваемым лицам предлагается выбрать из ряда возможных ответов один или несколько вариантов);

-     вопросы, требующие ранжирования;

-     открытые (ответ на вопрос без каких-либо ограничений в свободной форме вписывает в анкету сам  опрашиваемый или с его слов регистратор, проводящий опрос).

        Открытый тип вопросов по­зволяет получить ответы на них в произвольной форме, более откровенно и содержательно высказаться по существу иссле­дуемой проблемы, что в итоге лучше раскроет цель опроса.   Однако проводить анализ таких ответов более сложно в силу трудности их формализации.  Сформированный перечень вопросов дол­жен полностью отвечать целям и задачам намечаемого иссле­дования. Для уточнения программы опросной анкеты, про­верки ее соответствия целям опроса, выявления доступности (в смысле понимания) отдельных вопросов целесообразно использовать пробный опрос опрашиваемого контингента, т. е. апробацию анкеты. Пробный опрос организуется в обстановке, прибли­женной к реальным условиям. Однако массив выборки зна­чительно снижается по сравнению с намеченной для опроса совокупностью. Для пробного опроса достаточно выборки 20—30 человек. При этом вскрываются недостатки проект­ного варианта анкеты, делаются добавления и уточнения. На­пример, из анкеты исключаются вопросы, которые не имеют существенного значения для освещения анализируемой проблемы, а также те, что раскрываются итоговыми резуль­татами анкетного опроса. Пробный опрос в ряде случаев позволяет обосновать объем выборки, подлежащей изучению.

        Основным условием определения объема выборки служит ее репрезентативность. Например, при ана­лизе мнений населения относительно качества, ассортимента услуг или для выявления недостатков в работе предприятий службы быта необязательно опрашивать большую совокуп­ность лиц и пользоваться при ее отборе специальными стати­стическими методами. Если в ответах на пробную анкету бу­дут фигурировать одинаковые, близко совпадающие или повторяющиеся причины, то массив опрашивае­мых может быть оценен экспертно. Результаты пробного анализа должны обязательно исполь­зоваться при массовом инструктаже регистраторов. В ча­стности, их необходимо ознакомить с реакцией населения на от­дельные вопросы, с возникшими разночтениями некоторых вопросов и т. д. Регистраторы должны знать, на какие во­просы опрашиваемые могут дать неоднозначные ответы, как нацелить опрашиваемых лиц на точное и объективное отра­жение тех или иных изучаемых сторон потребления услуг.

        Решение организационных вопросов: подбор и инструктаж регистраторов, прове­дение опроса. Опросы обязательно проводятся с привлечением анкетеров (регистраторов), подбор которых необходимо увязывать с целями и задачами опросов. Комплексные опросы, проводимые по сложным программам с использованием блока анкет, лучше всего поручать специально подготовленным работникам из числа специалистов научно-исследовательских учреждений, экономических   служб, а также студентов, обучающихся в вузах и техникумах. При всех опросах обязательна дополнительная подготовка реги­страторов, включающая подробный инструктаж, на котором всесто­ронне освещаются цель и задача опроса, объект изучения, типы вопросов, порядок заполнения анкет, формы работы с опрашиваемым контингентом, метод и сроки проведения опроса, пути повышения достоверности результатов опроса и т. д. Инструктаж  должен  включать  самые разнообразные формы контроля подготовленности регистраторов к проведе­нию опроса. Необходимо проверять, правильно ли ими усвоены методические, организационные и другие моменты предстоя­щего исследования. С этой целью рекомендуется использо­вать контрольные опросы по утвержденной анкете среди при­влекаемых к опросу регистраторов. Такие вопросы должны поочередно   проводиться   непосредственно регистраторами в присутствии всех членов их группы. Контроль подготовки регистраторов можно проводить и путем поручения им запол­нения опросной анкеты на себя. Итоги таких контрольных проверок следует довести до сведения всех регистраторов не­зависимо от того, были ли допущенные ошибки общими или носили единичный характер.

        Регистратор не должен менять формулировки вопросов, нарушать их последователь­ность, навязывать опрашиваемым свою точку зрения по тому или иному вопросу, оставлять без ответа вопросы, которые не поняты населением. В последнем случае он обязан повто­рить вопрос и разъяснить заложенный в нем смысл, не под­сказывая, естественно, возможных на него ответов.

        Место и время проведения опроса, выбор опрашиваемого контингента следует определять исходя из его целей и задач. Сбор информации с помощью анкет можно проводить в ателье, мастерских и их приемных пунктах, на дому, на предприятиях, в местах отдыха, в учреждениях и организациях.

        Разработка программы обработки поступивших анкет. Программа обработки материалов анкетного опроса должна быть ориентирована на автоматизированную (компьютерную) обработку. Опросная анкета должна быть специально приспособлена для этих целей. Необходимо шифровать (кодировать) все во­просы и варианты ответов, т. е. давать им условные обозначения. Система кодирования выступает связующим звеном между качественной и количественной формами информации.   Обычно шифровка анкет производится цифрами. Каж­дая цифра кода обозначает только один элемент анкеты. Применяется несколько типов шифровки анкет. Например, можно предусматривать шифровку в самой анкете (порядковая система кодирования). Для этого в опросной анкете против каждого ответа в специально пре­дусмотренном квадрате проставляется цифра шифра. При ответе на вопросы предлагается перечеркнуть соответствующий квадрат.

        Кодирование анкет должно увязываться с теми счетными средствами, которые планируется использовать для обработки материалов опроса. Поэтому к этой работе следует привле­кать квалифицированных специалистов из числа работников вычислительных центров, где в последующем будет прово­диться счетно-аналитическая обработка материалов опроса. Необходимо стремиться к тому, чтобы электронная техника свела  до минимума ручную обработку анкет. Программа должна быть нацелена на получение материалов в виде таблиц, включающих как количественные, так и каче­ственные характеристики изучаемого явления. В частности, необходимо предусмотреть исчисление процентов (доля опра­шиваемых разного пола, возраста, структура услуг, распреде­ление вариантов ответов к общему числу опрошенных), а также средних показателей (на одну семью, на 100 семей, на одного жителя, на 100 владельцев, на одного трудоспособ­ного и т. д.). Необходимо предусмотреть расчеты, которые связаны с сопоставлением результатов оп­роса с материалами сплошной статистики, данными за про­шлый период, с нормативами и др. Разработка такой программы не сложна и может быть выполнена силами студентов или любых квалифицированных пользователей ЭВМ с помощью средств EXEL  или ACCESS.

        Проверка анкет, их обработка и анализ результатов оп­роса. Анализ результатов опросов населения является одним из ответственных этапов анкетного метода изучения спроса. На этой основе обеспечивается возможность повышения досто­верности получаемой информации и, как следствие, гаран­тия разработки более обоснованной системы мер по совер­шенствованию организации бытового обслуживания в том или ином регионе. Важность углубленного изучения материалов анкетных опросов возрастает в связи с расширением прак­тики их использования в прогнозировании потребления услуг.

Первый этап анализа результатов опросов - проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения. Уста­навливаются случайно пропущенные, несовместимые и непо­нятные ответы, вносятся поправки и уточнения в единицы из­мерения.

        После завершения процесса ввода и анализа результатов на ЭВМ, формируется отчет, в котором в систематической  и наглядной форме излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации.

Отчет должен содержать следующие данные:

-     цель исследования,

-     для кого и как проводилось исследование,

-     характеристику выборки обследования, время проведения, метод сбора информации;

-     форму анкеты;

-     сведения об исполнителях и консультантах;

-     источники получения информации;

-     общие выводы и рекомендации.

К отчету прикладываются методологические и методические документы исследования (программа, план, инструментарий, инструкции, таблицы, графики и др.) Эти документы могут быть в дальнейшем использованы при разработке нового исследования.

При проведении опросов потребителей должны строго со­блюдаться требования к формированию выборочной совокуп­ности опрашиваемых лиц. Главное условие отбора выбороч­ной совокупности— обеспечение репрезентативности  (пред­ставительности) выборки.

3.2.4.Методика формирования выборки при проведении опроса населения1

        Тип и способы выборки зависят от целей исследования. Но во всех случаях выборка должна быть строго репрезентативной. Требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям генеральной совокупности. Репрезентацию необходимо соблюдать по главному направлению анализа данных. Прежде всего, надо ответить на вопрос: какие из имеющихся сведений о генеральной совокупности существенны для целей исследования. Чаще всего это половозрастной, социально-профессиональный,    имущественный    состав    обследуемых,    их пространственная локализация. При правильном сочетании этих параметров можно быть уверенным, что выборка будет представительной.

        Существует следующая приблизительная оценка надежности результатов выборочного исследования. Повышенная надежность допускает ошибку выборки 3%, обыкновенная 3-10% (доверительный интервал 0,03-0,1), приближенная 10-20%, ориентировочная 20-40%, прикидочная — более 40%.

        Для большей уверенности в том, что выборка отразит структуру генеральной совокупности, последняя подразделяется на типы (страты), и проводится случайный или механический сбор из каждого типа. Общее число единиц, отобранных из разных типов, должно соответствовать объему выборки.

        Каждая выборка имеет свою ошибку репрезентативности. Следовательно, можно построить ряды распределения выборок по величине ошибки репрезентативности. В таких распределениях существует тенденция к концентрации ошибок около центрального значения. Число выборок с той или иной величиной репрезентативности может быть симметрично или асимметрично относительно центрального значения. При бесконечно большом числе выборок получается кривая выборочного распределения. Свойства таких распределений используют для получения статистических заключений, установления вероятности той или иной величины ошибки репрезентативности.

Теорема Чебышева, применительно к выборочному наблюдению, утверждает, что ошибка репрезентативности (разность между выборочной средней и генеральной средней) при достаточно большом числе наблюдений может быть сделана сколь угодно малой1, т.е.:

                                             Р [ ( х -х )< m ] > (1 - 1/I2) , где                    (10)

(х -х) — абсолютная величина расхождения между генеральной средней и выборочной средней, составляющая ошибку репрезентативности;

m —  среднеквадратичное отклонение вариантов выборочной средней от генеральной средней, зависит от колебаний признака в генеральной совокупности s и от числа отобранных единиц π :

                                                  m=s/π                                                         (11)

I - коэффициент доверия.

О величине расхождения можно судить лишь с определенной долей вероятности, которая зависит от коэффициента доверия I. Если выбрать I = 2, то вероятность того, что это расхождение не превысит 2 m, будет не менее 0,75; при I=3 — вероятность превысит 0,89. Доверительное число I указывает, что расхождение не превысит кратную ему среднюю ошибку выборки 

В.И.Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативности выборки с допущением 5% ошибки[15] (табл.5):

Таблица 5.

Численность репрезентативной выборки с допущением ошибки в 5%

Объем генеральной совокупности 1000 2000 3000 5000 10000 100000
Объем выборки 286 333 350 370 385 358

        Для генеральной совокупности численностью свыше 5 тысяч, по расчетам того же автора, можно указать величины фактической ошибки выборки в зависимости от ее объема (табл. 6).

                                Таблица  6.

Величина ошибки выборки

Объем выборки, при величине генеральной совокупности более 5000 25 45 100 123 156 204 400 625
Фактическая ошибка, при данном объеме выборки, % 20 15 10 9 8 7 5 4

    Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой. Основными признаками отбора выберем демографические характеристики: пол, возраст и образование. Таким образом, мы получим выборку, которая по своим характеристикам отражает структуру населения округа.  При описательном исследовании допускают ошибку выборки от 3 до 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.