на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне


 Основой такой системы на региональном уровне может быть система регионального социально-экономического мониторинга[17], на основе данных которой можно принимать научно обоснованные решения по широкому кругу вопросов экономического и социального развития. Она строится на основе отдельных подсистем и может быть распространена на более низкие уровни управления, включая муниципальный. На муниципальном уровне аналогичная система должна иметь более простую структуру, способную работать при реализации только отдельных блоков с возможностью постепенного усложнения и расширения. Одной из ее функций станет передача обобщенной информации на верхний (местный, региональный) уровень управления. 

Цели местного самоуправления направлены на обеспечение социальных нормативов, однако большая часть услуг, определяемых этими нормативами, как говорилось выше, распределяется через общественный сектор (на данном уровне развития) и не может обеспечить свое развитие самостоятельно, без бюджетного финансирования. Наиболее эффективна для бюджета социально-бытовая инфраструктура, как элемент, обеспечивающий  необходимые социальные стандарты и приносящий доход. Бытовые услуги, вследствие своей специфики, локализуются и специализируются на удовлетворении социально-бытовых потребностей населения муниципального образования. Они дают возможность концентрировать в муниципальный бюджет определенную часть денежных средств, идущих на воспроизводство всей социальной инфраструктуры. Следовательно, наиболее целесообразно начать строительство мониторинга на муниципальном уровне с рынка бытовых услуг с целью обеспечения властей информационно-аналитической поддержкой для выработки управляющих решений.

Мониторинг позволит выявить резервы развития муниципального округа и сформировать оптимальные управленческие решения с максимальным экономическим эффектом. Возможна оптимизация бюджетных ресурсов муниципального образования  с помощью антикризисной автоматизированной системы оптимизации бюджетных ресурсов, разработанной для региона[34], которая может быть адаптирована и для муниципалитета. В качестве критериев могут быть выбраны: экономия бюджетных расходов и увеличение притока средств в бюджет, рост производительности труда и доходов хозяйствующих субъектов и населения, предотвращение финансово-экономических кризисов на территории, рост занятости населения, рост качества жизни населения, рост качества социальной инфраструктуры, предотвращение социальных кризисов и т.д.

Однако проведение расчетов по любому из критериев включает в себя: определение объема инвестиций, формирование состава объектов инвестирования (перечень хозяйственных объектов на территории муниципального округа), предоставление количественных данных по вариантам ожидаемых доходов бюджета от инвестирования, а также количественных данных по показателям, характеризующим выбранные социальные критерии. Надо отметить, что отсутствие большого количества объективных исходных данных не позволяет в данный момент проводить расчеты по таким сложным экономическим моделям.

Как уже отмечалось, строительство мониторинга целесообразней всего начинать с рынка бытовых услуг, поэтому в дальнейшем будем рассматривать муниципальный мониторинг рынка бытовых услуг как самостоятельную структуру, имеющую общий системный подход с муниципальным или региональным социально-экономическим мониторингом.

Под муниципальным мониторингом рынка бытовых услуг понимается организация постоянной системы наблюдений, оценки и прогноза экономической конъюнктуры рынка этих услуг, складывающейся на территориальном участке в условиях конкуренции. Он позволит на первом этапе изучить современное состояние рынка и оценить качественно несоответствия спроса и предложения,  сформировать  предложения по их устранению, а далее накапливать данные по изменению этого состояния и выявлять результаты произведенных действий по регулированию рынка. На основе анализа собранной информации появится возможность выявить закономерности, построить модель прогнозирования конъюнктуры рынка бытовых услуг и оценить количественно результаты того или иного изменения, что позволит оптимизировать выбор решения по реализации того или иного управляющего воздействия.

         Организация мониторинга предусматривает решение конкретных ситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источников информации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечню показателей.

         Задачами мониторинга рынка бытовых услуг являются:

–     организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии и изменении конъюнктуры рынка бытовых услуг, а  также об уровне жизни населения и удовлетворенности граждан качеством обслуживания различными видами услуг;

–     оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания наблюдаемых процессов;

–     обеспечение в установленном порядке полученной при осуществлении мониторинга информацией органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан;

–     разработка прогнозов развития рынка бытовых услуг в муниципальном округе;

–     подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведение  этой информации до соответствующих органов управления.

Информационная система управления (а мониторинг, по сути, и является ею) должна строиться на принципах системности, целенаправленности, своевременности и достоверности.

Системность, т.е. системный подход к организации мониторинга означает, что он должен делиться на отдельные подсистемы, которые могут работать как в комплексе, так и независимо друг от друга. Это позволит постепенно расширять возможности его использования. Системный подход ориентирует также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда  требований:

–     мониторинг отдельных направлений развития должен осуществляться  во взаимосвязи с другими направлениями;

–     не следует ограничиваться только сбором фактической информации, необходимо решать  совокупность задач мониторинга по каждому из направлений (наблюдение за ходом изучаемого процесса, анализ, разработка рекомендаций, направленных на улучшение тенденций изучаемого процесса, выявление и анализ результатов реализации принятых управляющих воздействий);

–     периодичность наблюдения за выбранными объектами и анализа происходящих изменений, стабильность и сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени;

–     постепенное развитие системы мониторинга (расширение числа изучаемых показателей, совершенствование используемого методического инструментария).

Принцип целенаправленности предполагает, что вся система мониторинга строится для решения конкретных управленческих задач, нельзя заниматься сбором и обработкой информации "на всякий случай". Это позволит  создать экономически эффективную систему, предохранит от избыточной информации, на сбор и анализ которой уйдет много безрезультатно потраченных сил, денег, времени.

Естественно необходимо соблюдение требований, предъявляемых к информации: своевременность, достоверность, полнота, репрезентативность.

Функционирование мониторинга должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Речь может идти о специальном положении,  в котором регламентируются: правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, пользователями  информации - организациями и частными лицами. С одной стороны, должны быть предусмотрены правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности (иначе сбор объективной информации будет практически невозможен). С другой – необходимо проработать  возможность коммерческого использования полученной информации, т.к. информационный фонд будет включать массу разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования (в частности, разработчикам бизнес-планов или организациям, проверяющим качество этих бизнес-планов для решения вопросов их финансирования).

На рисунке 1 показана последовательность действий по формированию системы муниципального мониторинга рынка бытовых услуг, разработанная аналогично порядку формирования типовой информационной системы, целью которой является анализ и регулирование какого-либо экономического  процесса.

 

Рис. 1. Алгоритм формирования мониторинга рынка бытовых услуг.

Прежде чем начать непосредственно строить систему мониторинга, необходимо провести подготовительную организационную работу, включающую следующие мероприятия:

-     утверждение генеральной и оперативных целей создания мониторинга;

-     определение формы полученных результатов и направлений их использования;

-     выбор методов реализации целей исследования;

-     разработка плана-графика организации мониторинга;

-     определение состава и задач персонала, участвующего в разработке;

-     организация административного контроля за ходом работ;

-     определение бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени;

-     подготовка формы и содержания окончательного документа - отчета или пояснительной записки.

2.2. Организация сбора и обработки информации в системе мониторинга рынка бытовых  услуг

2.2.1. Принципы формирования информационной поддержки мониторинга

С точки зрения экономической целесообразности при построении мониторинга наиболее важен принцип целенаправленности, т.е. определение конкретного круга экономических индикаторов, полно, но без избыточности описывающих сложившееся состояние объекта исследования и факторов, повлиявших на него. Необходимо отсечь лишнюю информацию, сбор и обработка которой экономически нецелесообразна. Для выявления состава индикаторов необходимо воспользоваться принципом системности изучения объекта исследования. Таким образом выявляются существенные связи между всеми его составляющими.

         Состояние системы "рынок бытовых услуг" характеризуется его конъюнктурой. Информационное обеспечение также должно строиться на изучении конъюнктуры рынка, что включает не только сбор информации о количественных оценках рынка (объеме и структуре реализации, распределении по территориям, источникам удовлетворения), но также получение  сопутствующей качественной информации:

-           сбор сведений о воздействии на спрос различных социально-экономических факторов;

-           анализ условий жизнедеятельности  различных групп потребителей;

-           изучение динамики развития спроса и предложения во взаимосвязи с основными тенденциями и закономерностями развития определяющих факторов.

Основные источники информации заслуживают подробного рассмотрения, так как они весьма существенны для целей анализа и прогнозирования рынка бытовых услуг, которые, в свою очередь, являются  важнейшей подготовительной стадией управления. Достаточно сложной представляется не только проблема сбора информации, но и проверка ее достоверности,  а также выбор методов корректировки и сопоставления.

2.2.2. Конъюнктура рынка бытовых услуг и система показателей его оценки

Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени (или в ограниченный отрезок времени)1. Понятие рыночной ситуации включает в себя:

-     степень сбалансированности рынка (соотношении спроса и предложения);

-     сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;

-     уровень устойчивости или колебания его основных параметров;

-     масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

-     уровень коммерческого риска;

-     силу и размах конкурентной борьбы;

-     положение рынка в определенной точке экономического цикла.

Существует и другое понимание рыночной конъюнктуры, как совокупности условий, определяющих рыночную ситуацию1. Обе формулировки не противоречат друг другу, если в качестве конъюнктуры понимать ситуацию, сложившуюся в результате действия соответствующих условий и факторов. Второе определение является уточняющим, направленным на выявление причинно-следственных связей в рыночной конъюнктуре. Оценка и анализ рыночной конъюнктуры, с одной стороны, представляют собой неотъемлемую часть коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления, а с другой стороны - необходимое  условие формирования государственной политики регулирования рынка с помощью разработки соответствующих законов, социально-экономического и налогового воздействия.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определение характера и степени его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Действие рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Конъюнктура - сложное и быстроизменяющееся явление, складывающееся из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам. Она измеряется рядом качественных и количественных признаков, в определенной степени поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры делают результативными использование статистических методов сбора и обработки информации о состоянии рынка.

Одним из факторов, определяющий состояние рынка, является его потенциал. Производственный потенциал – это способность оказать определенный объем услуг по определенной цене. Он определяется суммой потенциалов фирм, работающих на данном рынке. Потребительский потенциал – способность населения потребить определенный объем услуг по определенной цене.

Для принятия эффективных решений необходимо не только знать состояние экономической конъюнктуры на данный момент времени, но и спрогнозировать ее состояние в будущем с учетом возможных изменений как внешних факторов, так и внутренних, которые могут измениться под воздействием реализации принятых управленческих решений.

Основной целью прогнозирования экономической конъюнктуры является определение перспектив ее развития. Для этого необходимо решить ряд задач[23]:

-     выбор объекта прогнозирования;  это может быть как конъюнктура в целом, так и отдельные определяющие ее факторы и показатели;

-     анализ объекта прогнозирования; выработка основных представлений о характере будущей прогностической модели объекта, позволяющей посредством экспериментов с ней получать прогнозную информацию. Анализ объекта позволяет определить основные свойства объекта, закономерности его развития, определить тот набор методов и моделей, которые являются методологически совместимыми, собрать соответствующую статистику;

-     построение прогнозной модели;

-     выполнение прогноза;

После анализа прогноза и фактического состояния объекта выполняется верификация- оценка достоверности, точности, обоснованности прогноза. Если результаты оказываются неудовлетворительными, надо вернуться на предыдущие этапы.

Экономическая конъюнктура представляет собой сложную систему, определяющую эффективность предпринимательской деятельности, состояние которой, в каждый момент характеризуется совокупностью конъюнктурообразующих факторов и отражается состоянием совокупности показателей экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы предопределяют состояние экономической конъюнктуры, являются причиной этого состояния, но судить по их количественным и качественным характеристикам об этом состоянии практически невозможно. Для прогнозирования будущего состояния конъюнктуры наибольший интерес представляют экономические показатели, такие как цены, объемы спроса и предложения, объем продаж и т.д. С точки зрения математического моделирования экономические показатели являются функциями, значения которых необходимо рассчитать для определенного момента в будущем. Конъюнктурообразующие факторы выступают в роли аргументов (качественных и количественных) функций. Часто показатели экономической конъюнктуры одновременно являются конъюнктурообразующими факторами, что существенно усложняет анализ.

На первом этапе исследуются масштабы и типология экономической конъюнктуры, ее главные характеристики, пропорции, направления и скорость динамики. Далее выявляются конъюнктурообразующие факторы, степень и направленность причинно-следственных связей, их динамика и устойчивость. Осуществляется оценка состояния экономической конъюнктуры в целом и возможности ее устойчивого развития.

Конъюнктура является результатом  взаимодействия предложения и спроса. Поэтому все факторы и показатели естественным образом группируются в два информационных блока - блок спроса и блок предложения.

Прежде чем формировать данные по блокам показателей необходимо учесть специфику отрасли, понять принципы формирования спроса на услуги и влияющие на него факторы.

2.2.3.Оценка спроса и факторов, влияющих на него

Конечная цель изучения спроса - определение платежеспособного спроса населения в бытовых услугах, анализ степени удовлетворенности спроса, оценка возможного увеличения объема услуг за счет изменения факторов, влияющих на спрос. Потребление бытовых услуг во многом обусловлено действием объективного закона возвышения потребностей, который выражает изменение запросов людей в связи с изменением уровня общественного развития. Повышение жизненного и культурного уровня населения, подъем социальной активности людей ведет к дальнейшему росту их потребностей. Одни потребности в бытовых услугах возникают в ходе развития производства, другие появляются тогда, когда произведен тот или иной продукт.

Определим ряд понятий, используемых при анализе формирования потребностей и спроса в сфере бытовых услуг[10, с.61-75].

Потребность в бытовых услугах – это потребность в деятельности определенного рода, направленной на создание и сохранение для нормальной жизнедеятельности человека на данном этапе и осознанных им. Изучение потребностей населения в бытовых услугах должно опираться на исследование отдельных специфических особенностей бытового обслуживания и выполняемых им функций. Процесс удовлетворения потребности в определенных услугах тесно связан с производством. Потребитель услуги дает установку производству в форме заказа, становится активным участником всех его стадий и лично оценивает конечные результаты труда в области обслуживания. Это исключает организацию производства бытовых услуг по методу “опта” (потребности в изготовлении, а частично и в ремонте различных видов одежды, обуви, мебели, предметов кожгалантереи, металлоизделий и других) и свидетельствует о проявлении субъективной стороны потребностей, а также о важности значения субъективного фактора в развитии и формировании ряда потребностей населения в бытовых услугах.

Различают абсолютные, действительные и платежеспособные потребности. Абсолютные потребности выражают абстрактную возможность потребления населением известной совокупности благ, порожденной развитием производства и культуры. Они существенно опережают достигнутый уровень производственных возможностей их удовлетворения и могут рассматриваться в качестве желаемого уровня потребления, определенного на перспективу с учетом современных представлений о той или иной группе потребностей. Абсолютные потребности в силу того, что они выражают желаемый уровень потребления, часто называют идеальными потребностями. Однако по мере развития и совершенствования общественного производства эти нормативы изменяются, что постоянно количественно расширяет размеры абсолютных потребностей. Действительные потребности по объему меньше абсолютных, они испытывают непосредственное влияние господствующих производственных отношений и так же, как абсолютные потребности, опережают возможности их удовлетворения.

Действительные потребности можно охарактеризовать как фактически сложившиеся на данном этапе развития общества потребности. Реализованные потребности – это действительные потребности, которые реализованы либо в обмен на денежный эквивалент, либо путем самообслуживания. Платежеспособные потребности – это часть действительных потребностей населения, которая обеспечена денежным эквивалентом. Они проявляются в форме спроса. Таким образом, если потребность выражает круг материальных и духовных благ, которые необходимо иметь людям для нормального при данных общественных условиях существования и развития, то спрос – только те из них, которые население считает нужным удовлетворить, исходя из своих платежеспособных возможностей.

 Выступая как форма проявления потребностей, спрос характеризует только определенную их часть. Многие потребности, помимо спроса, проявляются и в других формах, не связанных с товарно-денежными отношениями. Они удовлетворяются минуя рынок, следовательно, минуя спрос. Значительный объем потребностей этой группы удовлетворяется населением за счет бытовых услуг, создаваемых в рамках домашнего хозяйства. Следовательно, потребность, как по объему, так и по структуре является более широким понятием, чем спрос. Спрос отличается от потребности также тем, что он всегда конкретен и характеризуется количественной определенностью. Спрос зависит от наличия денежных средств населения, что подчеркивается термином “платежеспособный спрос населения”. Введение этого термина позволяет более полно раскрыть содержание данной экономической категории и более четко показать ее связь с потребностями и потреблением.

Уровень развития сферы бытовых услуг не во всех случаях позволяет полностью удовлетворить спрос. В результате часть его остается нереализованной. Причины, приводящие к этому, могут быть самые разнообразные: отсутствие в местах проживания населения предприятий бытовых услуг, неполнота ассортимента предоставляемых услуг,  их высокая стоимость, низкое качество работ и тому подобное. В научном процессе и в практике планирования при определении степени удовлетворения спроса весь возможный объем спроса, который потребители способны оплатить (то есть платежеспособный спрос), принято называть действительным платежеспособным спросом. Использование этого термина необходимо для оценки реального состояния предложения товаров и услуг и характеристики течения процесса реализации спроса. Однако не весь действительный платежеспособный спрос может быть реализован рыночным путем. Поэтому в зависимости от степени удовлетворения спроса его подразделяют на реализованный, или фактически удовлетворенный, и на неудовлетворенный. Реализованный спрос представляет собой часть действительного платежеспособного спроса. В количественном отношении его размеры определяются суммой денежных средств, затраченных на оплату купленных товаров и услуг. В настоящее время население реализует спрос на бытовые услуги в двух  направлениях – на предприятиях и у частных лиц.  Следовательно, показателем реализованного спроса является сумма расходов населения на оплату бытовых услуг по этим двум каналам.

К отложенному спросу относится предъявленный, но не реализованный населением спрос ввиду ограниченности денежными средствами или  несоответствия предложения совокупности определенных требований потребителей.  Он представляет собой разницу между действительным платежеспособным спросом и реализованным спросом. Следовательно, чтобы измерить величину отложенного спроса, необходимо иметь сведения о размерах действительного и реализованного спроса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.