на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне


В аналитическом виде состав действительного платежеспособного спроса с учетом реальной ситуации процесса потребления бытовых услуг (сложившихся форм и способов удовлетворения спроса) выглядит следующим образом: Сд = Спр +Сч +Со, где

Сд - действительный платежеспособный спрос;

Спр - спрос, реализованный на предприятиях;

Сч  - спрос, удовлетворенный населением у частных лиц;

Со - отложенный спрос.

Между реализованными платежеспособными потребностями населения на услуги и реализованным спросом на них существует определенное различие. Оно заключается в том, что по своей величине реализованные платежеспособные потребности, как правило, выше реализованного спроса. Пределы, в которых количественно отклоняются данные категории, неодинаковы по отдельным видам обслуживания и зависят от природы бытовых услуг.

Часть потребностей в бытовых услугах, и прежде всего те, для выполнения которых не требуется специальной профессиональной подготовки и обязательного применения определенных технологических режимов, удовлетворяются населением в порядке так называемого самообслуживания. В общий объем самообслуживания входит определенная часть потребностей, способных быть оплаченными.

К самообслуживанию относятся1:

-     услуги, выполняемые только членами семьи;

-     услуги, выполняемые членами семьи с помощью родственников и знакомых без оплаты привлеченного труда;

-     услуги, выполняемые членами семьи с помощью родственников и знакомых с оплатой их труда деньгами, продовольственными или промышленными товарами;

-     услуги, выполняемые членами семьи с привлечением частных лиц с оплатой их труда и материальных затрат по взаимной договоренности. 

Часть потребностей удовлетворяются собственными силами по следующим причинам:

-     нехватка денег на оплату услуг предприятий сферы быта,

-     недостатки в производстве бытовых услуг и организации обслуживания населения на предприятиях ;

-     выполнение данной работы является увлечением.

Здесь может возникать ситуация, характерная только для процесса потребления бытовых  услуг – существование неудовлетворенного спроса при одновременном удовлетворении потребности. Эту особенность необходимо учитывать при оценке общего объема фактического потребления услуг, степени удовлетворения потребности и для расчетов, выполняемых при прогнозировании платежеспособного спроса.

В сфере потребления бытовых услуг движение потребности имеет несколько отличный от товаров характер: в случае несоответствия предложения услуг по объему, стоимости, набору и качеству предъявленному на них спросу часть представленных на рынке потребностей не принимает неудовлетворенной формы, а  завершается их реализацией посредством самообслуживания. Эти платежеспособные потребности близки по смыслу понятию реализованного спроса, но только с позиции совершения самого факта потребления. Однако они не соответствуют другому условию отнесения удовлетворенных потребностей в разряд реализованного спроса – оплате их стоимости, несмотря на то, что они совершенно реальны в части обеспеченности потребителя необходимыми денежными средствами. В области потребления товаров такая ситуация приводит, как правило, к расхождению, и нередко существенному, между размерами платежеспособных потребностей и реализованным спросом. В сфере бытового обслуживания этот разрыв будет всегда меньше на величину платежеспособных потребностей, удовлетворенных за счет самообслуживания.

Графически все вышеизложенное  можно изобразить в виде схемы, представленной на рис. 2

 

Рис. 2 Структура потребностей населения в бытовых услугах.

 

2.2.4.Классификация факторов, влияющих на  спрос.

         Многообразие и характер факторов, воздействующих  на спрос, их разнонаправленность по результатам действия, всеобщий или конкретный характер воздействия и целый ряд других особенностей требует научной классификации факторов. Она позволяет более углубленно исследовать закономерности формирования и развития платежеспособного спроса, производить качественный отбор системы факторов, общих и конкретных для каждой отраслевой разновидности бытового обслуживания, с тем, чтобы в последующем разработать на их базе методы прогнозирования спроса. Это в итоге дает возможность более обоснованно решать широкий круг вопросов, связанных с управлением отраслью. Существует ряд классификаций факторов, исходящих из различных целевых критериев.1

Классическая схема классификации, построенная по признаку "природа возникновения и социально-экономическое содержание", группирует систему факторов, влияющих на формирование объема и структуры потребления бытовых услуг, по следующим классам:

- социальные факторы: общественно-экономическая формация и присущий ей характер общественного производства, обмена и распределения материальных благ;  социальная структура общества (классовый состав,  структура социальных групп, профессиональный состав и т.п.); занятость населения в общественном производстве; общий уровень культуры; структура бюджета времени населения; национальные традиции, особенности быта и уклада жизни населения; мода и т.п.;

- экономические факторы: доля фонда потребления в национальном доходе; доходы населения, их структура по источникам поступления; распределение населения по уровню совокупного дохода; уровень цен на товары и тарифов на бытовые услуги; степень развития бытового обслуживания населения, включая объем и структуру предложения услуг и достигнутый уровень их потребления;  характеристика источников (каналов) удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах; обеспеченность населения предметами длительного пользования; состав гардероба одежды и обуви; объем накопления белья, подлежащего обработке в прачечной или химчистке; параметры ремонтопригодности бытовой техники; розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли по основным видам непродовольственных товаров; изменение свойств существующих и появление новых изделий в результате технического прогресса и некоторые другие факторы.

- демографические факторы: численность населения; половозрастная структура; число семей, их распределение по составу и размерам; удельный вес городского и сельского населения; плотность населения; миграция населения; размеры населенных пунктов и т.п.

- природно-климатические факторы: среднегодовая температура воздуха, годовая сумма осадков, продолжительность времен года, рельеф местности деление территории на климатические зоны.

Данная классификация охватывает основные факторы. При проведении исследования по конкретной бытовой  услуге из них выделяют те, которые наиболее существенны для данного вида услуг и дополняют технико-технологическими параметрами, существенными для этой услуги.

Факторы, определяющие объем спроса, классифицируются в зависимости от характера их влияния на спрос. По этому признаку все факторы подразделяются на две группы: общие и частные (или специфические). Общие факторы вызывают изменения общего объема и структуры спроса населения. Например, рост денежных доходов в расчете на одного жителя влечет за собой увеличение душевого потребления бытовых услуг и одновременно заметно изменяет его структуру. Этот же процесс происходит, если снижается уровень розничных цен, причем изменения в структуре и объеме спроса в случае снижения розничных цен на товары народного потребления будут гораздо ощутимее, чем при снижении тарифов на бытовые услуги. Это объясняется слишком малой долей расходов на них в общих затратах на потребление. Однако, по отдельным видам бытовых услуг (химчистка, ремонт квартир, изготовление нестандартной мебели и некоторым другим) снижение стоимости работ все же может существенно повысить спрос и, следовательно, изменить долю этих услуг в его общем объеме.

Группу частных факторов образуют те, которые оказывают влияние на потребление только отдельных видов бытовых услуг. Частные факторы действуют на спрос не всегда однонаправлено. Так, рост производства и продажи телевизоров ведет к увеличению затрат населения на их техническое обслуживание и ремонт. Повышение технической надежности снижает спрос на их ремонт.  Рост потребления ряда услуг происходит под влиянием увеличения в общем суточном фонде доли свободного времени. В сторону повышения спроса на отдельные услуги действуют такие факторы, как  создание разветвленной сети ателье, мастерских, комплексных приемных пунктов.

В зависимости от степени воздействия на спрос факторы можно подразделить на следующие три группы: сильно, умеренно и незначительно воздействующие на объем спроса населения на бытовые услуги. Это позволяет выявить  факторы, влияние которых поддается регулированию за счет осуществления комплекса направленных мер, и прогнозировать возможные изменения силы их действия в перспективе.

Факторы следует различать  еще и по продолжительности действия. Некоторые сохраняют силу своего действия на спрос на протяжении длительного периода, другие со временем либо снижают, либо полностью утрачивают свое действие и значение. Сильное воздействие на спрос оказывают доходы населения, обеспеченность семей предметами длительного пользования, размер и состав гардероба одежды, обуви, белья. Высокой устойчивостью отличаются климатические факторы. И наоборот, существуют факторы, которые со временем перестают влиять на спрос. Завершение охвата телевизионными программами всей территории приводит к тому, что этот фактор полностью утрачивает свое воздействие на объем и структуру услуг в группе ремонта аппаратуры.

Необходимо также различать факторы по скорости их изменения. Одни из них более мобильны, другие меняются относительно медленно, а третьи с определенной условностью можно считать неизменными. Наибольшей мобильностью отличаются экономические факторы, они же оказывают и самое существенное влияние на объем и структуру потребления бытовых услуг, причем их действие проявляется довольно быстро, а в ряде случаев незамедлительно. Из социальных факторов высокой мобильностью обладает мода.

Следует учитывать масштабность распространения действия факторов формирования потребительского спроса. По этому признаку все факторы можно подразделить на общетерриториальные и региональные. Общетерриториальные факторы действуют одинаково и оказывают одинаковое влияние по всей стране. Большинство же факторов действуют лишь в отдельном регионе, что приводит к объемным и структурным различиям в потреблении.

Важное значение для практического применения имеет разделение факторов по критерию управляемости на регулируемые на данном уровне управления и нерегулируемые. Первая группа факторов фиксируется в виде определенных показателей, что обеспечивает целенаправленное управление процессом спроса населения на бытовые услуги. В нее входят экономические и  практически все социальные и демографические факторы. К нерегулируемым факторам относятся некоторые традиции и национальные обычаи, потребительские привычки, половозрастной состав и некоторые другие.

Очень важна классификация факторов по признаку количественной определенности1. Это первоочередное требование, которое должно обязательно выполняться при анализе и прогнозировании спроса. Существуют количественно измеримые факторы и факторы, не имеющие количественной оценки. Нужно иметь в виду, что отдельные факторы поддаются количественному измерению только в отчетном периоде, и не всегда могут быть оценены в прогнозируемом. Если не представляется совершенно никаких возможностей для объективной оценки их значений в перспективе, то такие факторы должны быть сразу отсеяны из рассмотрения. В ином случае фактор оценивают с помощью специальных расчетов, экспертизы и учитывают в прогнозе. Количественно измеримыми являются практически все экономические и демографические факторы, а также ряд социальных факторов.

Не поддаются количественной оценке на современном этапе изменение моды, национальные традиции, бытовые особенности и некоторые другие особенности. Тем не менее, данные факторы оказывают значительное влияние на формирование текущего спроса населения. Основным источником получения информации о поведении потребителей при изменении качественных факторов следует считать социологические обследования населения. Такие исследования позволяют распределить намерения потребителей, их оценки качественных признаков обслуживания и на этой основе построить структурные ряды мотивов поведения населения. Достигается это исчислением удельных весов каждой группы совпадающих мотивов, намерений в общем числе ответов, по которым в дальнейшем устанавливаются соответствующие коэффициенты1. Опираясь на такую информацию, можно рассчитывать объем спроса, который будет предъявлен населением при условии изменения, например, цвета ткани, фасона изделия и т.д. Количественная определенность указанных факторов в виде коэффициентов, баллов и других измерителей позволит включить их в уравнения экономико-статистической зависимости и, следовательно, учесть их влияние на объем и структуру спроса конкретного вида бытовых услуг.

Далее рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на процесс изменения спроса на конкретной территории.

Наибольшее влияние на объем и структуру спроса оказывают реальные доходы населения. Методологически более правильно при анализе развития потребления товаров и услуг в целом по стране, отдельным регионам, выявлении связи этого процесса с доходами населения использовать не частные показатели уровня жизни, такие, как заработная плата, а интегральную его характеристику в виде реального дохода в расчете на душу населения или семью. С ростом материального достатка происходит не только количественное изменение в потреблении бытовых услуг, но одновременно усиливается требовательность населения по отношению к качеству обслуживания, стоимости выполнения работ, каналам удовлетворения спроса. В объеме потребления происходит сокращение доли традиционных и повседневных бытовых услуг первой необходимости и увеличение спроса на новые услуги.

Объем и структура спроса существенно зависят от численности, половозрастной структуры населения и его социального состава. Возраст населения, состав семьи и ее размер являются сильнодействующими факторами.

В частности, расходы семей на бытовые услуги сокращаются по мере увеличения числа детей в семьях. Уменьшение абсолютных и относительных расходов на этот вид услуг в расчете на одного человека в больших семьях является общей закономерностью, которая отнюдь не должна расцениваться как проявление низкой материальной обеспеченности и ухудшение удовлетворения соответствующих потребностей. Причина невысоких затрат на отдельные бытовые услуги в большой семье по сравнению с малой объясняется тем, что существуют потребности общесемейного назначения. К ним можно отнести потребности на ремонт радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, автомобилей, ремонт и строительство жилищ и некоторые другие.

Большинство бытовых услуг имеет характерный период пользования, например, для услуг бани он составляет 1-2 недели. Корректно поставленный сбор информации должен учитывать его как  необходимое условие получения достоверной информации. Особенность бытовых услуг как товара состоит в том, что фактический объем предоставляемых услуг определяется не только долей населения, пользующейся данной услугой, но в значительной мере тем, насколько часто происходит пользование, т.е. частотным распределением. При неизменной доле пользователей частотное распределение может значительно изменяться  под влиянием различных факторов – цены услуги,  территориальной доступности, уровня достатка населения в целом и отдельных семей и т.д. Наиболее существенно влияние частотного фактора на бытовые услуги  каждодневного и повседневного спроса (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских и т.п.). 

         С целью прогнозирования спроса на бытовые услуги, необходимо оценить наиболее сильно влияющие на спрос факторы (например, с помощью опроса потребителей). Собирая и анализируя показатели, характеризующие спрос и изменение выбранных факторов, выявляют связь между спросом и каждым из факторов. Далее можно проводить прогнозирование, используя коэффициенты эластичности или строить более сложные экономико- математические модели.

2.2.5. Оценка предложения и факторов, влияющих на него.

Объем предложения определяется как количество услуг, которое производитель с целью максимизации дохода может оказать населению в течение некоторого периода времени при определенной цене товара. Объем оказываемых населению бытовых услуг и, укрупнено, их структуру можно  оценить на основе данных государственной статистики, формируемых  по отчетным данным предприятий. Однако надо иметь в виду, что эти данные могут быть весьма недостоверны, к тому же учет ведется по месту регистрации предприятий, а не по месту фактического оказания услуг.

Для формирования массивов данных, связанных с оценкой  структуры и объемов оказываемых бытовых услуг и обеспеченностью ими населения территории в целом и в разрезе отдельных  групп, особенно социально-уязвимых слоев населения, наиболее целесообразно применять статистические методы исследования конъюнктуры рынка.

Необходимо оценить также факторы, влияющие на предложение, степень их влияния и возможности регулирования. Данные факторы удобнее всего, а иногда и единственно возможно, определить с помощью наблюдения и интервью с производителями бытовых услуг. По каждому виду услуг должна быть индивидуальная анкета, разрабатываемая с учетом его специфики.

Блоки вопросов не зависят от вида бытовых услуг. Предлагается строить исследование по следующему принципу:

1.   Данные, получаемые на основе общего осмотра предприятия: адрес (оценка месторасположения по доступности, что находится рядом); режим работы; легко ли найти; ассортимент; уровень цен;

2.   Собственно интервью с производителями: форма собственности; стаж работы в отрасли; приемный пункт или головной цех; сколько еще приемных пунктов имеется; средняя длительность выполнения услуг по ассортименту и доля данного вида услуг в общем объеме услуг; есть ли другие виды деятельности; численность персонала; сколько клиентов могут обслужить в периоды пика спроса; причины, мешающие расширению деятельности.

Рассмотрим  влияние некоторых, наиболее важных, социально-экономических и территориальных факторов на предложение ряда видов бытовых услуг в отдельно взятом муниципальном образовании. Влияние дифференцировано как по весомости каждого фактора, так и по набору самих факторов. К ним относятся:

-     уровень налогообложения;

-     инфляция;

-     доступность получения инвестиций и кредитов;

-     административно- управленческая политика органов власти;

-     порядок лицензирования;

-     наличие специалистов и возможность их обучения;

-     уровень конкуренции;

-     наличие и цена на ресурсы ( включая помещения, мощности и др);

-     стоимость аренды (покупки) помещений;

-     стоимость энергоносителей;

-     возможности и стоимость аренды или лизинга оборудования;

-     стоимость материалов

-     другие.

Необходимо оценить значимость каждого фактора и вида ресурсов для предприятия и уровень их изменения, влияющий  на решение.

Для повышения эффективности работы предприятий сферы бытовых услуг решающее значение имеет рациональность размещения. При оценке размещения учитываются специфика отрасли и конкретные условия каждого района. Предприятия должны быть максимально приближены к потребителю, так как услуги нельзя транспортировать, вырабатывать заранее или перераспределять между районами. Исходными требованиями к размещению являются – обеспечение каждого населенного пункта комплексом услуг, минимальные сроки выполнения заказа при высоком качестве услуг и обслуживания, доступность услуг всему населению территории, эффективность производства бытовых услуг. 

При размещении предприятий сферы бытовых услуг учитываются следующие основные факторы:

-     уровень потребления услуг на одного жителя;

-     нормативные затраты времени на посещение предприятия;

-     нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами;

-     транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемой территории.

Оптимальное размещение предприятий сферы бытовых услуг базируется на  следующих принципах1:

1. Принцип доступности, согласно которому размещение предприятий по каждому виду услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение предприятий. Среднее время, затрачиваемое на один контакт с предприятием, должно быть меньше или равно нормативному времени, установленному для каждого типа предприятий. Так при размещении крупных специализированных предприятий по выполнению определенного вида услуг, норматив времени транспортной доступности составляет 30-60 мин (в зависимости от величины города и местных особенностей), для комплексного приемного пункта норматив доступности составляет 3-7 минут, для салона парикмахерских услуг 15-20 минут.

2. Принцип максимальной концентрации обслуживания, предполагающий обеспечение возможно большей концентрации производства услуг путем строительства крупных предприятий с современной техникой и технологией оказания услуг (где это возможно).

3. Принцип рентабельности, исходя из которого выбирается тип, размер, специализация предприятий, обеспечивающие наибольшую рентабельность.

4. Считаю целесообразным дополнить их для современной рыночной ситуации принципом  рыночной конкуренции, т.е. наличие конкурирующих производителей, не допускающее монополию производителя на территории.

При анализе и планировании размещения предприятий сферы бытовых услуг составляется карта территории, на которой отмечаются все предприятия, оказывающие данный вид услуг и их основные характеристики. Полезно указать радиус обслуживания каждого предприятия и выявить места, наиболее подходящие для размещения новых точек обслуживания. На более крупных территориях данная задача решается с помощью математических моделей оптимального размещения.

2.2.6. Методы сбора и анализа информации в системе мониторинга рынка бытовых услуг

Информационное обеспечение системы изучения рынка бытовых услуг и прогнозирование его состояния следует рассматривать комплексно, как  совокупность информации количественного и качественного характера, где в равной степени требуются как отчетные, так и прогнозные оценки.

Источники информации можно подразделить на следующие виды [26]:

-     аналитические материалы;

-     единовременные выборочные исследования и учеты;

-     экспертные оценки;

-     независимые наблюдения;

-     анкетные опросы населения.

Аналитические материалы - это различного рода информация,  характеризующая объем и структуру потребления бытовых услуг  по различным каналам удовлетворения спроса; а также прогнозы изменения различных факторов, влияющих на спрос. Можно привести следующие примеры использования аналитических материалов:

-     демографические характеристики населения можно получить на основании данных участковых избирательных комиссий или в паспортных столах;

-     на основании данных государственной статистической отчетности можно выяснить фактические объемы производимых услуг и их динамику;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.