Существует не мало возможностей конструктивного
взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и
укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских
мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить
психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.
Известно, что эффект для здоровья любой медицинской манипуляции в немалой
степени определяется отношением к ней пациента, его ожиданиями. Исследования
показывают, что количество осложнений, гиперреакций на введение вакцины можно
значительно сократить, если предварительно сформировать у детей необходимую установку,
что достигается психолого-педагогическими методами.
Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в
рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается
не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что
освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность
врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства
ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности
заботиться о нём (а значит – и о здоровье других людей). Это не предполагает
запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и
активно используемого сейчас некоторыми врачами – наркологами и другими
специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за
своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве
одной из важнейших задач учреждений образования.
Но перед человеком, который осознал ответственность за
собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос
о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными
средствами – «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по
сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива
истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? И
здесь эстафете технологий здоровьесбережения передаётся от воспитательных
программ – учебным (health
educahion). Научить ребёнка, молодого
человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления
здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за
консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы
с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося
здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту
по вопросам здоровья.
Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры
выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не
болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в
императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз
и владеет педагог, психолог. Недоработка школы в этой сфере сравнима с
исключением из школьных программ всех уроков математики.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном
процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и
задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и
педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её
рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или
потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм
учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное
здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их
воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или
условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом,
могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий
образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения
(организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей,
администрации, сотрудников образовательного учреждения
(психолого-педагогические факторы).
Таким образом, решение задачи-минимум с использованием
здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких
условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного
воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача
аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании,
сложившимся в нашей стране ещё в советское время, охрана труда - это
предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье
производственника. «Производство» школьника – его парта, класс, деятельность –
учёба. Задача руководства управления образования, директора школы, учителя – по
возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно
травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно, путём
кумуляции. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов.
Справедливости ради отметим, что приоритеты в охране труда и здоровьесбережении
разные: в первом случае – сохранение трудовой единицы и повышение
производительности труда (экономическая задача), во втором – забота о человеке,
его здоровье (гуманитарная задача).
Как мы уже говорили, на практике выделяется 3 источника
угроз для здоровья учащихся и педагогов:
1.
Гигиенические, средовые факторы;
2.
Организационно – педагогические факторы;
3.
Психолого-педагогические факторы.
ЗОТ в первую очередь касается третьей группы факторов, что
выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех
работников образовательных учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих
технологий только как характеристики работы учителя было бы методологической
ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех вышеуказанных факторов, особенно в
отношении достигаемого эффекта. Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы
для здоровья учащихся, мы склонны отнести и безграмотность в вопросах
здоровья: не менее половины проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А
это также образовательная проблема. Таким образом, ЗОТ можно рассматривать
как альтернативу угрозам здоровью, исходящим их всех источников, так или иначе
связанных с образовательным процессом.
Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание
тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным «колпаком»,
защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а,
во – вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок
столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду
неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может
служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания»
ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным
желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит
сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической,
психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ – тренируя,
обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те
мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные
знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным
балластом. Это искусство – подготовка ученика к реальной жизни – определяет,
в конечном счёте, профессионализм учителя, является содержанием «педагогической
адаптологии» (Смирнов Н.К., 2000), рассматривающей в определённом аспекте
многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и
составляющей один из теоретических конструктов представления о ЗОТ.
Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных
технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие
или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной
связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас
практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда
когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической
медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией
здравоохранения, согласно которой здоровье – не только отсутствие болезни, но и
состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Если организовать работу школы в сфере охраны здоровья
только задачей-минимум – защитой ученика от вредных воздействий – то лишь
небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной в
интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает
стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей
системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок в школе, о нём
заботятся, за порогом же школы образовательное учреждение снимает с себя всякую
ответственность за здоровье своего воспитанника. Усилия в этой сфере не могут
ограничиваться только фильтрацией воздействий, непосредственно связанных с образовательным
процессом, ролью щита от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим
воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания
школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие
через родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных
ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей
среды – как природной, так и социальной – важнейшая стратегическая задача,
решаемая доступными образовательным учреждениям средствами – обучением, воспитанием,
содействием развитию.
В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам
как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование
у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья,
воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового
образа жизни. Тогда более правильным представляется определение
здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех
используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только
оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия
факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся
культуры здоровья. «Рядовой» признак ЗОТ, как и всех образовательных технологий,
определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль
методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии,
приёмы и методы. Поэтому и противопоставление условий организации
образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение
максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи
с вопросами здоровья, весьма условно.
Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не
только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том,
чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой
без достаточного уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить
выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья,
тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую
самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого
человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других
людей.
IV.2. Принципы и отличительные особенности
здоровьесберегающих образовательных технологий
В числе главных недостатков современной системы образования
в России, российской школы – её авторитарность, доходящая в некоторых
учебных заведениях и у некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается
особенностей системы образования не только нашей страны. В попытках выстроить
дисциплину, организовать учебный процесс, учителя и администрация школ
неоправданно часто и интенсивно используют «административный ресурс». Понятие
«заставить ученика» – из числа самых распространённых. Оно не всегда
проговаривается вслух, но отношения учителя с учеником по большей части определяются
именно этим глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне,
необходимом для проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам,
которые хотят этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким
арсеналом педагогических приёмов и коммуникативных техник. Иногда у педагога
недостаточно профессионализма, технологической оспособленности, чтобы
преодолеть отсутствие у школьников интереса к учёбе, низкий культурный уровень,
особенно в сочетании с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением
безнаказанности, неумением держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п.
В некоторых случаях неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная
расторможенность, эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими
мозговыми или функциональными нервно – психическими отклонениями, в отношении
которых педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не
один и не два…И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не
одно и то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения
учащегося и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя».
Именно авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма,
энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.
Негативные стороны авторитарной позиции известны:
сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития
креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса,
как и во всех случаях, когда человек ощущает зависимость от другого. Длительное
пребывание в такой ситуации приводит к формированию протестных реакций,
энергетика которых, постепенно накапливаясь, может стать причиной неожиданного
всплеска агрессивности («немотивированная агрессия»). Воспитательное же
воздействие психологического давления извне – формирование таких черт характера
как неискренность, безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.
Негативное воздействие на здоровье так же обусловлено и
жестко навязанными извне ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено,
что чем более авторитарен учитель, тем более скованными чувствуют себя на его
уроке ученики. А это ограничивает возможности эмоционально – двигательных
противовесов «монотонии», ускоряет наступление утомления и переутомления.
Поэтому можно утверждать, что чем больше в школе и на уроках отдельных учителей
проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени эта педагогическая технология
может быть названа здоровьесберегающей.
С авторитарностью обычно сопряжены и другие характерные
особенности педагогической деятельности. В частности, это дидактоцентрическая
ориентация педагогического процесса, противостоящая антропоцентрической. Когда
приоритетом деятельности учителя, ориентиром ее совершенствования становится
методика обучения, страдает главное действующее лицо образовательного процесса
– ребенок. В этом случае он превращается из субъекта в объект.
Именно учителям авторитарного стиля, в значительно большей
степени, чем другим, присуще стремление к назидательности. А её избыток
обуславливает снижение интереса к поступающей информации. Кроме того,
назидательность – подчёркивание своей приоритетной позиции («подстройка
сверху») со всеми нежелательными последствиями такой коммуникации.
Для самого учителя, директора, руководителя управления
излишняя авторитарность значима как признак принадлежности к «типу А», т.е. к
людям «стресс – коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск
заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности риск инфарктов.
Замечательный пример неавторитарной педагогики –
педагогическая система Александра Нила, описанная в его книге «Саммерхилл –
воспитание свободой» (М.:Педагогика – Пресс, 2000). Блестящий, афористичный
язык, которым она написана и который в полной мере сохранён переводчиками –
мудрыми педагогами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой – позволяет рекомендовать эту
книгу не только как образец педагогической классики, но и как руководство по
здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин в ней, понятно, не используется).
Писать о необходимости индивидуализации воздействий
стало традиционным для педагогической литературы. Однако укажем, что в
интересах здоровья ребёнка «не загонять» его в прокрустово ложе шаблонов
поведения, жёстких временных регламентов, расписанных до минут схем действий и
т.п. Даже учёт только лишь возрастных и темпераментных особенностей учащегося
требует серьёзной «подстройки» психолого-педагогических воздействий. Известно,
насколько травматичным для психики ребёнка с флегматичными чертами является
постоянное напоминание, что он медлит, опаздывает, не успевает, тем более, если
это сопровождается физическим воздействием или педагогическими санкциями.
Формирование невроза в этих случаях – лишь дело времени! Ещё больше шансов
«заработать» невроз от действий неквалифицированного педагога представителя
меланхолического темперамента.
Но темпераментные характеристики – лишь небольшая часть
индивидуальных особенностей ребёнка, которые необходимо учитывать для того,
чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой он оказывается,
не нанесла вреда его здоровью. Дополнительную диагностическую и методическую
сложность представляет то, что черты характера и другие психологические
особенности тесно спаяны с уровнем и качественными показателями состояния
здоровья. Патогенные воздействия умеренной силы приводят сначала к нарушениям
психического здоровья (психолого-педагогический уровень), а затем могут
трансформироваться в патологию медицинского характера – пограничные нервно –
психические и другие функциональные расстройства, психосоматические заболевания.
Из определения здоровьесберегающих образовательных
технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс
является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной
степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе
воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а
воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового
образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность
в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как
не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за
ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю,
специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть
использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание
культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного
инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью.
Раскрывая с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с
неизвестными педагогическими технологиями, напомним, что фундаментальный
принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен
«навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил,
закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у учителя
и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать.
А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию,
обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение
задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение к ЗОТ?» -
спросит читатель. И хорошо, что спросит, что спросит – так бы делали и наши
школьники! А отношение следующее. Во-первых, задание вопросов – это проявление
и тренировка познавательной активности, а она тесно коррелирует с адаптационной
способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в
различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. Во –
вторых, это показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и,
следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления,
безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в – третьих, это
показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый,
«закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в
результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к
переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на
успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество
задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического
состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в
учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задают на
уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о
том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно, или ничего
не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного отношения к
полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня
слушателей. В школе – и то, и другое, и третье – показатель недостаточной
квалификации учителя.
Схематично, модель работы по вышеназванной технологии,
ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа. На первом учитель сообщает
ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме),
построенную с таким расчётом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы
учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем – учитель на них
отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки
ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с
традиционной (в рамках одной программы и при одинаковом временном ресурсе)
показало (Смирнов Н.К., 1999) снижение утомляемости учащихся и лучшее качество
усвоения даже большего объёма материала. Урок проходит на более высоком
эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных
навыков у учащихся и большей удовлетворённостью от урока как у учителя, так и у
учеников. Всё это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта
указанной технологии.
Творческий характер образовательного процесса –
крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий
процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности,
от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует
достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает
вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение
без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени,
является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья,
как через формирование усталости, так и само по себе.
Как правило, возможности для реализации творческих задач
достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов
и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы
можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для
использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка
учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение
традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических
технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет
ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени
реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые
педагогические технологии в здоровьесберегающие.
По нашему убеждению, представленность психологической, и
даже психотерапевтической составляющих в работе современного учителя во многом
определяют её эффективность. Это связано как с бурным развитием прикладной
психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, так и
психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков, недостатком
внимания к их проблемам со стороны родителей. Конечно, учитель не должен
заниматься психотерапией в медицинском значении этого слова –
консультированием, лечением, гипнозом, но подход к ребёнку, ориентированный на
его личностные особенности и проблемы, комплексы, мешающие ему жить и т.п., как
раз и отличает профессионального педагога, Учителя (с большой буквы!), от
«урокодателя», невольно рассматривающего ученика через призму очередной
методики обучения. Именно при таком понимании задач учителя и используемых им
технологий можно рассматривать «педагогическую психотерапию» (Смирнов Н.К.,
1998) как область знаний и практического опыта, тесно корреспондирующую со
здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.