на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Здоровье современных подростков


Центральным звеном учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как следует строить урок, с тем, чтобы не допустить возникновения перегрузки учащихся. С этой целью в процессе комплексного исследования обращалось особое внимание на построение урока, его отдельные компоненты, на выявление того, какое влияние они могут оказать на объём домашней нагрузки учащихся.

Для устранения перегрузки учащихся домашней работой путём перенесения центра тяжести учебной нагрузки на урок нужны обоснованные расчёты времени на различные виды учебной работы, выполняемой в ходе приготовления домашнего задания по каждому предмету, с помощью которых учитель может регламентировать учебную нагрузку класса и каждого ученика в отдельности. Необходимо также выяснить, какую долю в утомляемость учащихся может вносить сама учебная работа, а в какую – различные преходящие факторы, сопровождающие процесс обучения: психическое и физиологическое состояние учащихся, которое является следствием несоблюдения физиолого-гигиенических норм в школе и дома, нежелание учиться, страх перед получением неудовлетворительной оценки и т.д.

Разрабатывая совместно с психологами рекомендации по оптимальному объёму, сложности и скорости изучения учебного материала на уроке и дома, планирование учебного процесса и совершенствуя методику обучения, методисты нуждаются в получении со стороны физиологов показателей нормативной работоспособности школьников, данных о том, какую же долю вносит сама учебная деятельность учащихся в их общую нагрузку.

I.4. Типология высшей нервной деятельности

В разные периоды развития общества по-разному решались оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи в отношении подрастающего поколения, но всё же прямо или косвенно затрагивалась проблема работоспособности организма ребёнка.

Стремление поддержать высокую работоспособность ребёнка, охранить его от чрезмерного утомления возникло, видимо, с началом систематического обучения детей (в России – в X-XI веках). (М.В.Антропова, 1968г.).

В древних рукописях упоминаются отдельные элементарные правила гигиены воспитания и обучения – необходимость закаливания и дневного сна, значение пищи, питья, сна и покоя.

Основные положения по гигиене воспитания и обучения  впервые были сформулированы  в законодательном акте – «Духовном регламенте». Здесь указывается на необходимость преподавать предметы в сокращении, давая основы предмета, чтобы не перегружать и не утомлять учащихся.

Начиная с середины XIX  века, ряд врачей, физиологов и педагогов в России и во многих других странах посвящают свои работы изучению режима дня учащихся, их учебной нагрузки, состояния здоровья и динамики работоспособности: Нестеров В.Г. (1882 г.); Быстров Н.И. (1886г.) – врач, профессор; Беляев А.В. (1887 г.); Яковлева А.А. (1889г.) – врач-психиатр.

Они выявили различные отклонения  в состоянии здоровья учащихся, вызванные большой учебной нагрузкой (нервные расстройства, головная боль и др.).

Большинство работ, посвященных изучению работоспособности учащихся под влиянием умственной деятельности, проводились в то время с использованием  одной из частных методик исследования: эргографии, эстезиометрии, дозирования работы – подсчета букв, написания диктантов, записи частоты дыхания и пульса, определения кровяного давления. Однако уже тогда многие авторы указывали на то, что изучение состояния организма с применением только одной методики не дает полной картины работоспособности детей. Не учитывались возрастные психологические особенности детей, факторы внешней среды, режим дня, не уделялось внимание отбору детей по состоянию здоровья, физическому развитию, успеваемости.

С крупнейшими открытиями И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского и А.Д.Ухтомского стало возможным не только иначе вести исследования, но и давать им иную трактовку. Знания основных законов высшей  нервной деятельности вообще и типологических особенностей высшей нервной деятельности ребенка на разных возрастных этапах, в частности, дает возможность правильно подходить к разработке педагогического процесса, толкования фактических результатов наблюдений детей и  экспериментов.

«Темперамент» (от латинского tempetramentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность.

Общая психическая активность характеризует «динамические» особенности личности, ее  тенденции к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т.д., до предельной энергичности, стремительности действий.

Двигательный или моторный компонент определяется его значением как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний.

Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения (часть из них относится к речевой моторике).

Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, эффектов и настроений. Основные моменты «эмоциональности» – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Впечатлительность выражает степень эффективной восприимчивости  субъекта, импульсивность – быстроту, с которой эмоция становится  побудительной силой поступка и действий, эмоциональная лабильность – скорость, с которой данное эмоциональное состояние  прекращается или сменяется другим.

История формирования учения о типах высшей нервной деятельности

Наиболее древнейшими являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Так, Гиппократ считал, что преобладание горячей крови (sangvis) делает человека энергичным и решительным сангвиником, избыток охлаждающей слизи (phlegma) придает ему черты хладнокровного и медлительного флегматика, едкая желчь (chole) обуславливает  вспыльчивость и раздражительность холерика, а черная испорченная желчь (melaiha chole) определяет поведение вялого унылого меланхолика.

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И.Кантом: сангвинистический  характер отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; меланхолический – глубиной и длительностью переживаний; флегматический – медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях И.Кант допустил смешение черт темперамента и характера. Определяющую роль в становлении темперамента И. Кант приписывал качественным особенностям  крови.

Близко к гуморальным теориям стоит идея П.Ф.Лесгафта о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, а именно толщины и широты стенок сосудов у различных людей.

В 1924 году немецкий психопатолог Э.Кречмер в своей книге «Строение тела и характер» излагает морфологическую теорию, в которой определяет темпераменты через основные конституционные типы телосложения. Свои исследования он начинает с душевнобольных и исходит из двух основных форм душевных заболеваний – циклотимии и шизофрении – и устанавливает корреляцию между конституцией человека и его характером в этих случаях. Далее он выходит в своих выводах за пределы психиатрии и включает в круг рассмотрения все разнообразие  черт характера человека. Согласно Кречмеру, для людей  шизотимического (шизоидного) темперамента характерны следующие особенности: астенический тип конституции (длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура) и свойства психастенической шкалы (от чрезмерной ранимости, аффективности до раздражительности и тупого «деревянного» равнодушия). Шизоидам присущи замкнутость, уход в себя, свой  внутренний мир, несоответствие  реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий. К циклоидному (циклотимическому) темпераменту Кречмер относит людей пикнического типа с широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом. Их индивидуальные особенности располагаются вдоль «диастенической шкалы», т.е. от повышенного весёлого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений.

Кречмер утверждал, что в основе всего разнообразия характеров лежат два вышеназванных противоположных типа, которые существенно различаются между собой и в своём крайнем проявлении дают душевную болезнь. Они встречаются в обыденной жизни, но в более или менее разбавленном виде.

Кречмер преувеличивал роль конституционных особенностей как факторов психического развития личности. Он исходил из первостепенного значения желез внутренней секреции для строения тела и образования темперамента.

I.4.1. Основные положения современного
учения о типах высшей нервной деятельности

Теоретическое и экспериментальное обоснование ведущей роли центральной нервной системы (ЦНС) в динамических особенностях поведения впервые дал И.П.Павлов, выделивший три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний он выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

1.         Сильный, уравновешенный, подвижный (живой) тип с сильно выраженными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой замене одного другим.

2.         Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается также сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но они мало подвижны, и получить адекватную реакцию при смене положительного сигнала раздражения на отрицательный (и наоборот) удаётся ему с большим трудом.

3.         Сильный неуравновешенный тип – с сильными процессами возбуждения, преобладающими над торможением. Отрицательные рефлексы вырабатываются с трудом, агрессивен.

4.         Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями, труслив, характерны пассивно-оборонительные реакции.

Проявление этих типов в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией Гиппократа:

Рис. 3. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

При оценке этой типологии надо иметь в виду, что она была построена применительно к ВНД животных и непосредственно к человеку неприложима без существенных оговорок.

Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин предложили, помимо силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, ввести ещё свойство динамичности.

Динамичность характеризует скорость формирования положительных и отрицательных временных связей. Каждым их этих четырёх свойств должно характеризоваться как возбуждение, так и торможение. Например, говоря о силе нервных процессов, следует подразделять это свойство на силу возбуждения и уравновешенность силы возбуждения и торможения. В этом случае можно будет более полно характеризовать типологические особенности человека.

Тип нервной системы врождённый и в целом его изменить нельзя. Однако И.П.Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных его свойств. Так, оказалось возможным путём тренировки у безудержного типа (холерика), у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, добиться силы тормозного процесса и привести его в определённое равновесие с процессом возбуждения. Павлов считал, что путём длительной тренировки можно укрепить нервную систему даже слабого типа, тем более, что, по мнению В.Д. Небылицина, слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он может приспосабливаться к условиям жизни.

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1.         Художественный тип, для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям  чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве  люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2.         Мыслительный  тип, когда хорошо выражено  отвлечение  от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом  срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3.         Средний тип, когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

I.4.2. Психолого-педагогический аспект типологических особенностей ВНД

В психологи издавна описание темперамента охватывало четыре типа, в основу которых положено учение относительно основных типов человеческого поведения.

Американский ученый (психолог) У.Шелдон в своей концепции выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны  мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем. Ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

Мезоморфный тип отличается жесткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой. С ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонности к риску, жаждой мускульных действий, агрессивностью.

Эктоморфному типу свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры. Этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможенностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе и таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной сферы.

Л.С.Выготский, анализируя описанные Н.Н.Корниловым в 1921 году темпераменты детей в книге «Очерки психологии ребенка раннего возраста», выделил основной описываемый автором признак – тип движения органов или готовность движений, угадываемый в чертах тела. Для дальнейшего объяснения классификации Корнилова Выготский подключает ещё одну характеристику реакции (кроме темпа реагирования быстрого или медленного) – динамичность или силу.

Корнилов характеризует основные типы человеческого поведения:

1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный тип;

2) мускульно-пассивный тип – лица с природной склонностью к быстрому и слабому реагированию;

3) сенсорно-активный тип – лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования;

4) сенсорно-пассивный тип – люди с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования.

Л.С. Выготский делает вывод о том, что эти четыре типа установлены независимо от  учения о темпераментах и в конечных выводах совпадают с классическим учением.

Английский психолог Ганс Юрген Айзенк предложил диаграмму, характеризующую типы темпераментов следующими качествами и характеристиками (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма типов темперамента по Г.Ю.Айзенку.

Чрезвычайно сложным является вопрос определения границ темперамента, возможен ли переход лиц с природной склонностью к одному типу в результате упражнения в другой тип и т.д. Экспериментальные исследования показали, что правила перевоспитания темпераментов охвачены общим законом, первостепенно значимым для педагогики. Всякий человек легко переходит от ослабленного к усиленному типу реакции, т.е. от пассивного к активному способу реагирования, от замедленного к ускоренному. Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к слабому типу оказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почти невозможным.

Таким образом, легче всего поддаются перевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, труднее всего поддается воспитанию (перевоспитанию) группа мускульно-активного типа (холерического), так как их нельзя приучить к хладнокровию. Решающее значение для педагога имеет точное различение черт, которые определяются нервно-психической организацией ребенка и действуют с рождения, и черт, которые могут быть названы воспитательными. Или: что в характере принадлежит прирожденной конституции и что – воспитанию?

Общий тип нервной системы (темперамент) мало влияет на усвоение теоретических знаний, но имеет немаловажное значение при овладении практическими знаниями, в результате чего успехов достигают быстрее всех представители живого типа (сангвиники), а у слабого типа (меланхолики) процесс обучения значительно замедлен. Это необходимо учитывать при профессиональной подготовке. Однако, человек с любым типом нервной системы может овладеть вершинами культуры и стать полноценным членом общества. Этот вопрос до сих пор является предметом активных споров.

Долгое время учёные придерживались диаметрально противоположных мнений: биологи и физики в большинстве своём были слоны относить особенности характера исключительно к биологическим моментам конституции; психологи социального толка придерживались обратных позиций.

И только учение И.П.Павлова пролило свет на этот вопрос, позволило испытать совершенно новую его постановку и примерило обе крайние точки, определив с точностью экспериментального естествознания истинную роль каждого.

I.4.3. Возрастные особенности ВНД младших школьников

В 1954 году русский физиолог Н.И.Красногорский предложил классификацию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной и включает четыре типа.

Сангвинический тип – оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и легко восстанавливаются. Возбуждение и торможение легко сменяются. Речь быстрая, громкая, отчётливая, с правильными ударениями и интонациями, с богатым запасом слов, выразительной мимикой.

Флегматический тип – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы образуются быстро и прочно, имеются прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе условного раздражителя, примерно ведут себя, хорошо учатся. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики. При трудных заданиях повышают свою активность, стараются их выполнить.

Холерический тип – сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный. Характеризуется сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у первых двух типов. Дети учатся удовлетворительно, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высоко эмоциональны, возбудимы и вспыльчивы, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся избыточной подвижностью. Речь развивается нормально, но бывает нервная, с колеблющимися интонациями.

Меланхолический тип – слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный, отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятельностью сигнальных систем. У таких детей медленно образуются условные рефлексы, они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь слабая, тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД во многом определяется врождёнными свойствами нервной системы, но не является совершенно незыблемым. Павлов, изучая особенности типологических свойств нервной системы, пришёл к выводу, что необходимо различать генотип (наследственную основу ВНД или темперамент) и фенотип – сплав наследственных и приобретённых черт ВНД, что и составляет характер.

Любой ребёнок в процессе развития совершает эволюцию от холерического, художественного (по И.П. Павлову) темперамента к уравновешенному мыслительному. Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые и утомлённые.

На протяжении школьного периода организм ребёнка претерпевает множество перемен в физическом плане, в ЦНС. Для каждого возрастного периода характерны отличительные особенности, знание которых необходимы педагогам, родителям, самим учащимся.

Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет школьников начальной школы. Этот период протекает с сокращением скорости роста в длину (лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса, происходит снижение интенсивности обменных процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в покое, возрастает величина ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания, завершается определённый этап формирования двигательного качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они ещё далеко не достигают максимальных показателей быстроты (частоты повторений) в простейших движениях, их абсолютная и относительная сила сравнительно невелика. Физиологические функции стремительно развиваются, но во многом отличаются от окончательного, взрослого уровня. Объём выполняемой работы до появления признаков утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз больше. У них высоки ежедневные энергозатраты, остаётся недостаточно зрелой система регулирующих механизмов организма (нервных и эндокринных). Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются структура и функции мозга, его адаптационные возможности.

Дети, принадлежащие к данной возрастной категории, отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастно-половых особенностей и индивидуальных свойств ЦНС. 


Глава II. Организация и методы исследования

II.1. Характеристика контингента обследуемых и
организация исследования

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.