на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Здоровье современных подростков


Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

·                    плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

·                    количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

·                    длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

·                    частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

·                    количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

·                    месту, длительности и условиям применения ТСО;

·                    частоте чередования видов преподавания;

·                    наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно рациональный нерациональный
1. Плотность урока не менее 60% и не более 75-80% 85-90% более 90%
2. Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10мин. 11-15 мин. более 15 мин.
4. Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10 мин. смена через 11-15 мин. смена через 15-20 мин.
5. Количество видов преподавания не менее 3-х 2 1
6. Чередования видов преподавания не позже чем через 10-15 мин. через 15-20 мин. не чередуется
7. Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) 2-3 1 нет
8. Место и длительность применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме
9. Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью отсутствуют
11. Психологический климат преобладают положительные эмоции имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный преобладают отрицательные эмоции
12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее 40 мин. не менее 35-37 мин. до 30 мин.

IV.5.5. Использование в образовательных учреждениях технических и
аудиовизуальных средств обучения

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. При применении ТСО в младших классах от 3 до 4-6 раз в неделю на том или ином уроке расписания занятий должно строиться таким образом, чтобы в течении учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно II сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу I сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). Это способствует сохранению работоспособности. В настоящее время в Америке и Англии принята длительность передач учебного телевидения для старших школьников 30 мин, а для младших школьников 20 мин (от 3 до 6 раз в неделю).

Использование в старших классах приводит к большой утомляемости в основе которой лежит несколько причин: 1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается большой объем информации; 2) хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия. Поэтому необходимо регламентировать время передачи, определять наиболее благоприятный тип передачи и структуры ТВ-урока, а также создавать оптимальные условия просмотра ТВ-передач в школе. Педагоги и психологи считают оптимальным следующее распределение времени на уроке типа телевизионной лекции: 5 мин в начале урока для работы учителя с классом; 25-35-передачи и то 5 до 15 мин – работа учителя с классом по условию материала, его обобщению и дополнению. При телевставке на уроке время можно распределить так: 15 мин – для работы учителя, 15-20 – телевставка и оставшиеся 15-10 мин – работа учителя по просмотренным материалам или дальнейшее изложение курса.

Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием: а) передач длительностью свыше 25 - 35 мин (в зависимости от предмета); б) преобладание в передачи слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; в) однообразной структуры урока при недостаточном контакте «ведущий – учащийся - педагог»; г) неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс, расположение учащихся к  экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте, плохое качество изображения) и т.д.

Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Классы Длительность просмотра (минут)

диафильмов,

диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 – 2

3 – 4

5 – 7

8 – 11

7 – 15

15 – 20

20 – 25

15 – 20

15 – 20

20 – 25

25 – 30

15

20

20 – 25

25 – 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6. При использовании ТСО необходимо также знать, что оптимальным размером объекта восприятия для подростков, на расстоянии 7,3 м непосредственно против экрана, является 40 мм. Потеря информации при считывании ее с экрана на стене будет минимальной, когда горизонтальный размер предъявляемого объекта составляет 60 мм и виден учащимися крайних столов под углом зрения в горизонтальной плоскости 20 минут. Оптимальная плоскость просмотра плоского экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у вершины в 900, а допустимая – в 1100.

IV.5.6. Рациональная организация общего режима дня школьников

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима для учащихся.

В режиме дня учащихся 1-х классов должно быть предусмотрено:

·                       полноценный ночной сон (не менее 10 часов);

·                       активный отдых (прогулка) на воздухе (не менее 2,5 часов);

·                       дневной сон (для ослабленных детей) (1 - 1,5 часа);

·                       свободное время (игры, чтение, любимые занятия, TV, компьютер) (не менее 1,5 часов);

·                       время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);

·                       время на еду (4- 5 раз) (не менее 1,5 часов);

·                       учебные занятия + дорога в школу (4 - 5 часов);

·                       домашнее занятие (до 1 часа);

·                       дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

В режиме дня учащихся 10 - х классов должно быть предусмотрено:

·               полноценный ночной сон (не менее 8 часов);

·               активный отдых на воздухе (не менее 1,5 часов);

·               гигиенические процедуры, самообслуживание, домашние дела (1 - 1,5 часа);

·               еда (около 1 часа);

·               свободное время (чтение, TV, компьютер) (1 - 1,5 часа);

·               учебные занятия + дорога в школу (6 - 7 часов);

·               домашние занятия (3 - 3,5 часа);

·               дополнительные занятия (факультативы, по выбору, музыка, ин. язык, спорт и т.д.) (1 - 1,5 часа).

Увеличение времени на занятия в школе, и домашние задания неизбежно влечет за собой сокращение времени ночного сна, активного отдыха на воздухе и свободного времени.

Нормативы основных режимных моментов в учебные дни

(продолжительность в часах)

Элементы режима 1 класс 10 класс
Сон (включая дневной сон) 11,5 – 12,5 ч. 8,0 – 9,0 ч.
Прогулки 2,5 – 4,0 ч. 1,5 – 2,5 ч.
Шкала (учебные занятия)

4,0 ч. (6-дневная неделя)-

4,5 (5-дневная неделя) ч.

6,0 ч. (6-дневная неделя)-

7,0 (5-днавная неделя) ч.

Домашнее задания (приготовление уроков) 0,5 – 1,0 ч. 3,0 – 3,5 ч.
Занятия по интересам 0,5 – 1,0 ч. 1,0 – 1,5 ч.

IV.5.7. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная  норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно  превращаются из  «потребителей знаний» в  субъектов действия по их получению и созиданию. Это  такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на  самопознание и развитие  (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения  ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать  их как  возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли  учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии  с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных  моментов на уроке физминутки, динамические  паузы,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия  в классе для проведения  таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из  3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа  безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет  возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

4. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками  на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

15. Момент наступления  утомления учащихся  и снижения их  учебной активности. Определяется в ходе  наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся  имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом  задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).


Заключение

Наше исследование было направлено на изучение психосоматического и физического развития детей, обучающихся в 1-х классах.

В результате исследования были определены следующие тенденции:

1.         Комплекс школа – детский сад создаёт возможность для успешной адаптации учащихся к школе, так как происходит плавный переход от игровой к учебной деятельности, подтверждением чего являются показатели АСО в нашем исследовании.

2.         Введение в учебный план 1А класса трёх уроков физической культуры, урока ритмики, использование активного двигательного режима учащихся, использование элементов оздоровительной системы В.Ф.Базарного способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся, быстрому развитию выносливости, скоростно-силовых возможностей учащихся. Физическое развитие идёт относительно равномерно.

3.         Оценка состояния осанки детей показала, что осанка детей 7 лет чрезвычайно чувствительна и подвержена влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся.

4.         Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1-х классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и конце учебного года. Судя по показателям весоростового индекса, не отмечено дефицита массы тела, а, следовательно, можно говорить об отсутствии загрязнения окружающей среды и других стрессорных факторов, которые могли бы привести к отставанию физического развития.

5.         САД и ДАД, как и ЧСС, показатели МПК указывают на увеличение ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания. Это приводит к тому, что максимальный уровень активности функций практически не снижается. Снижение частоты сокращения сердца и дыхания в покое соответствует возрастным закономерностям этого возраста и определяет, с одной стороны, более экономный режим функционирования, а с другой – расширение функционального диапазона, в котором может поддерживаться активность тех или иных функций.

6.         Приведённые данные явственно отражают зависимость психосоматического развития детей от организации учебно-воспитательного процесса, позволяют относительно объективно оценить педагогические новации, введённые в учебные планы, что даёт нам право рекомендовать их для внедрения в практику общеобразовательной школы.


Список литературы

1.   Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.

2.   Антропова М.В. Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся 7 классов в условиях обучения по усовершенствованным программам: Сборник научных трудов /ред. кол.: В.И.Козлов и М.В.Антропова. М., изд. АПН СССР, 1984. – 148с.

3.   Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.

4.   Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.