на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Здоровье современных подростков


II.2.10. Коэффициент корреляции

Определяется для обнаружения взаимосвязи между двумя определяемыми (изучаемыми) признаками. Для этого в обоих анализируемых вариационных рядах (коррелируемых) определяют среднюю арифметическую величину (М1, М2) и отклонения от неё каждой варианты (а1 и а2). Затем производят расчёт по формуле:

Величина r колеблется от –1 до +1: r=0 говорит об отсутствии связи. Знак перед величиной r указывает на характер корреляции (« + r» - положительная, прямая корреляция, т.е. возрастание одного признака влечёт увеличение другого; « – r» - отрицательная, обратная корреляция, т.е. увеличение значения одного признака ведёт к уменьшению другого.

Значение r оценивается следующим образом:

0 – 0,3 – слабая корреляция;

0,3 – 0,5 – заметная корреляция;

0,5 – 0,7 – выраженная корреляция;

0,7 – 0,8 – тесная корреляция;

0,8 – 0,9 – весьма тесная корреляция;

0,9 – 1 – функциональная, корреляция.

Все уровни корреляции, кроме функционального, говорят о том, что между изучаемыми показателями имеется связь, но на каждый из них оказывают влияние и какие – то иные факторы. Для установления достоверности корреляции (её неслучайности) определяют среднюю ошибку коэффициента корреляции, mr.

Если n < 100, то

Критерий значимости t коэффициента корреляции определяется по формуле: , затем устанавливается уровень значимости p по таблице

(n* = n – 2). 


Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

Как было сказано выше, в нашем исследовании мы изучали соматическое развитие детей, функциональное состояние кардио-респираторной системы, адаптационные возможности и психическое состояние учащихся 1-х классов (48 человек) в 2001 – 2002 учебном году.

Полученные данные были использованы в анализе МОСК (сектор здоровьесберегающих технологий), СКИПКРО (кафедра педагогики и психологии здоровья), СГУ (кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека).

III.1. Физическое развитие учащихся

Физическая работоспособность является интегральным выражением возможностей человека и входит в понятие здоровье. У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности резко отличается. Она зависит от наследственных и внешних условий. На физическую работоспособность оказывают влияние самочувствие и мотивация индивидуума.

Кроме того, анализ физического развития проводится с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности, изучения влияния факторов окружающей среды, а также учебной и спортивной деятельности подростков.

Нами были обследованы 48 учащихся, обучающихся по разным учебным программам («Школа – 2100 (1А класс) и программа Л.В.Занкова (1Б класс) и работающих в условиях различного режима дня. Результаты обследования, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что показатели роста и массы тела у детей 1А класса и 1Б класса не обнаруживают резких достоверных отличий.

Таблица 2

Оценка физического развития обследованных учащихся

возраст

уч-ся

класс на 15.09.01г. на 24. 05.02г.
нормальное отклонения нормальное отклонения
деф-т массы тела изб-к массы тела низкий рост (задержка физ. развития) деф-т массы тела изб-к массы тела низкий рост (общая задержка физ. развития)
7 лет 1 А 81,6% 11% 3,5% 0,4% 98,8% 0,4% 0,8% 0,4%
7 лет 1 Б 82% 10% 3% - 97,8% 1,2% 2% -

В начале учебного года дефицит массы тела у учащихся 1А класса на 1% выше, чем у учащихся 1Б класса, соответственно на 0,5% разница показателя «избыток массы тела».

Нормальное физическое развитие в начале учебного года в1А классе имели 81,6% учащихся, в 1Б классе 82%. На конец года нормальное физическое развитие имели 98,8% учащихся 1А класса, 97,8%  - учащиеся 1Б класса. У 0,4% учащихся (1ученик)  1А класса не отмечено изменений в физическом развитии, т.е. отсутствовала положительная годовая динамика (возможно из – за наличия хронического заболевания желчно – выводящих путей).

Одним из важных критериев физического развития является рост тела в длину.

Анализ данных «рост», «вес», «ОГК» показали, что окружность грудной клетки несколько снижена у учащихся 1Б класса.

Годовой прирост учащихся 1А класса в длине составил 5 – 9см, а 1Б класса – 2 – 5 см. Особенно отмечено увеличение ростовых показателей у девочек 1-х классов.

Изменение антропометрических показателей (M±m) учащихся 7 лет

за 2001-2002 уч. год

возраст класс на 15.09.01г. на 24.05.02г.
рост (см) вес (кг) ОКГ (см) рост (см) вес (кг) ОКГ (см)
7 лет 123,7±0,9 25,2±0,6 58,5±0,8 139,7±1,7 30,4±1,6 63,7±1,4
7 лет 122,7±0,8 23,6±0,8 57,1±0,8 124,9±0,8 25,2±0,6 58,5±0,8

Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1А и 1Б классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и в конце учебного года.

III.1.2. Двигательная подготовленность учащихся

Проведение тестов для оценки двигательного развития и двигательной подготовленности учащихся позволяет оценить и их возрастную динамику. Необходимо отметить, что в 1А классе уроки физкультуры проходили 3 раза в неделю, а в 1Б классе – 2 раза в неделю.

Таблица 3

Средние значения двигательной активности учащихся 1-х классов

№ п/п Показатели Девочки Мальчики
1 А 1 Б 1 А 1 Б
На 15.09.2001г. На 24.05.2002г. На 15.09.2001г. На 24.05.2002г. На 15.09.2001г.

На

24.05.2002г.

На

15.09.2001г.

На

24.05.2002г.

1. Бег 30м/с 11,4 7,3 9,8 11,2 9 7 9,4 9,5
2. Челночный бег 3х10м 13,9 9 10,9 14,2 10,9 9,3 11 12
3. Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа 12 20 12 20 20 22 13 22
4. Поднимание туловища из положения лёжа 5 11 6 9 5 8 8 10
5. Наклон туловища вперёд из седа 10 14 16 27 10 14 28 25
6. Бросание набивного мяча из-за головы 158 206 195 146 166 195 206 226

Как видно из таблицы, происходят волнообразные изменения высоких и низких результатов выполнения уровня стандартных программ физической культуры в школе. Уровень быстроты девочек и мальчиков 1А класса к концу года увеличился, а девочек и мальчиков 1Б класса – уменьшился. К концу учебного года значительно возросли силовые возможности и силовая выносливость у детей в обоих классах, так же как и скоростно-силовые возможности учащихся обоих классов. Анализ индивидуальной физической подготовленности учащихся показал, что в начале учебного года низкий уровень физической подготовленности имели 33,3% учащихся в 1А классе и 25% учащихся в 1Б классе. К середине года – 29% учащихся 1А класса, 28% учащихся 1Б класса, а к концу учебного года их число понизилось до 16% в 1А классе и 18% - в 1Б классе. Эти данные показывают стабильное увеличение числа детей, имеющих высокие результаты на уроках физической культуры. Более высокие результаты на уроках физической культуры в 1А классе – 84%, против данных 1Б класса – 82%, обусловлены 3 часами физической культуры в неделю, одного урока ритмики, использованием учителем класса активного двигательного режима учащихся, использованием элементов оздоровительной системы профессора В.Ф. Базарного.

Очевидно, что более благоприятный режим учебно-воспитательного процесса в 1А классе способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся. Об этом же свидетельствует и значительно более низкое количество пропущенных занятий и «Индекс здоровья». Так, в I полугодии процент неболевших детей в 1А классе составил 62%, а в 1Б классе – 54%, во втором полугодии – в 1А классе – 96%, в 1Б классе – 75%.

Классы Кол-во учащихся Пропущено по болезни уроков за

«Индекс здоровья»

(% неболевших детей)

I

полугодие

II

полугодие

I

полугодие

II

полугодие

1А класс 24 120 20 62% 96%
1Б класс 24 200 68 54% 75%

III.1.3.Оценка состояния осанки детей

Состояние осанки у детей представляет собой не только важнейший показатель, отражающий качество физического развития детей, но и качества энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом (Савельева О.Н., 1971; Хрущёв С.В., 1980; Оладо Э.Я., 1988 и др.). И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени, но всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-информационные процессы внутренних органов и систем организма. При этом установлено, что осанка оказалась чрезвычайно чувствительной и подверженной влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды.

Нами были проведены грудино-плечевой тест и грудино-лопаточный тест. Анализ показал, что к концу учебного года наблюдается ухудшение состояния осанки у 12,5% учащихся, у значительной части учащихся просматривается начальное проявление нарушения осанки (41,6%). Наиболее заметно эта проблема вырисовывается в 1А классе. Причинами этого, по всей видимости, является качество состояния освещённости, недостаточное чередование в режиме дня детей умственной и физической активности, несоответствие мебели.

III.2. Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.

Для характеристики состояния кардио-респираторной системы нами были использованы величины окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК), а также величина артериального давления (СД, ДД, ПД), частоты сердечных сокращений (ЧСС) и показатель, характеризующий состояние регуляторных механизмов, адаптационный потенциал (АП).

Анализ окружности грудной клетки (ОГК) и экскурсии грудной клетки (ЭГК) (таблица 4), косвенно свидетельствующих о развитии дыхательной мускулатуры и жизненной ёмкости лёгких, выявил их удовлетворительное состояние.

Функциональным показателем состояния дыхательной системы, в частности, и адаптационных возможностей организма в целом является показатель задержки дыхания (ЗД). Анализ результатов исследования выявил, что в начале учебного года у 79% (19) учащихся 1А класса и у 21% (5) учащихся 1Б класса время задержки дыхания было существенно снижено. К концу учебного года время задержки дыхания снижено у 33% (8) учащихся 1А класса и 16% (4) учащихся 1Б класса.

Сопоставление величин ЧСС у детей двух классов показало, что у детей 1Б класса ЧСС ниже. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе  более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно-сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. В пользу этого предположения свидетельствует и факт более высоких величин систолического давления у детей данного возраста 1Б класса. В совокупности данные измерения допустимо расценивать как показатель направления развития сердечно-сосудистой системы в область ваготонической вегетативной дистонии. В 1А классе отмечается повышение ЧСС. При этом пульсовое давление снижено, что косвенно указывает на уменьшение силы сердечных сокращений и соответственно ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца.

III.2.1. Адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения

Комплексным показателем, отражающим функциональную зрелость и функциональные резервы системы кровообращения, является величина адаптационного потенциала (А.П.Берсенева, 1989, Р.М.Баевский, 1979, 1984г, П.А.Филеши и соавт., 1990).

По величине АП производится оценка степени адаптации организма к условиям повседневной деятельности, физическим нагрузкам; определяется необходимость дополнительного обследования, вероятность отнесения к одной из групп здоровья, характер рекомендаций и мероприятий, тенденция изменения уровня здоровья при повторных обследованиях.

В нашем исследовании мы определяли величину АП по методике П.А.Филеши, Н.Н.Сиваковой. Согласно полученным данным, величина АП у учащихся первых классов (7 лет) колеблется от 0,95 до 1, 66. В соответствии с этими данными учащиеся находятся в зоне удовлетворительной адаптации.

Ни у одного учащегося обоих классов не наблюдалось напряжения механизмов адаптации в течение трёх измерений в 2001 – 2002 учебном году.

Таким образом, состояние сердечно – сосудистой системы по основным показателям (ЧСС, САД, ДАД) находится в пределах возможных норм у учащихся обоих классов. Динамика АП в течение учебного года показывает благоприятные условия функционирования систем жизнеобеспечения учащихся обоих классов, так как на протяжении всего года АП стабильно указывал на удовлетворительный уровень адаптации.

Показатели коэффициента здоровья (КЗ) также удовлетворительные. Об удовлетворительных адаптационных возможностях организма в целом и сердечно – сосудистой и эндокринной систем свидетельствуют показатели величины ИМ – в 1А классе – 1,73 + 0,20; в 1Б классе – 1,70 + 0,1. Исследования ИМ, проведённые в начале учебного года и в конце года, показали, что в начале учебного года все учащиеся показали завышенные результаты по индивидуальной минуте. В конце учебного года продолжительность индивидуальной минуты приблизилась к показателям, указывающим на хорошую способность к адаптации (таблица 4).

Таблица 4

Показатели индивидуальной минуты

Класс

Кол-во

уч-ся

Кол-во уч-ся, имеющих высокие способности к адаптации (> 60c.)

Кол-во уч-ся, имеющих хорошую способность к адаптации

(62,9-69,71с.)

Кол-во уч-ся, имеющих невысокую способность к адаптации

(47,0-6,2с.)

15.09.01г. 24.05.02г. 15.09.01г. 24.05.02г. 15.09.01г. 24.05.02г.
24 13 5 10 18 1 1
24 12 3 10 20 2 1

Данные показатели свидетельствуют о становлении ведущих адаптационных систем организма: сердечно – сосудистой, эндокринной и нервной. Снижение величины ИМ в данный период указывает  на снижение адаптивных возможностей их организма в период адаптации к новым социальным условиям – поступление в школу, а также на рост утомляемости к концу учебного года. (Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995).

III.3. Определение школьной мотивации

Определение школьной мотивации проводили по анкете «Расскажи о школе» (приложение 1). Анализ школьной мотивации проводился трижды в течение года. В конце учебного года был установлен результат.

Анализ исследования школьной мотивации учащихся 1А класса показал, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся, имеющих высокую мотивацию, уменьшилось количество детей, имеющих положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеурочной деятельностью (график 2).

В 1Б классе к концу учебного года увеличилось количество детей, имеющих высокую и хорошую мотивацию, уменьшилось количество детей, имеющих положительное отношение к школе, но школа привлекает их также внеурочной деятельностью (график 2).


Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования

IV.1. Представление о здоровьесберегающих
образовательных технологиях

В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится всё труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А.Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям – педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (an educational technology).

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (В.В.Гусев, 2000), то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.