на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система РФ


правовой характер;

. тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться

между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

. взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам

налогоплательщиков;

. способы и время взимания налогов должны быть удобны для

налогоплательщика;

. принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков

перед законом;

. издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

. принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов

экономической деятельности;

. принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

принцип соблюдения налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм

и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с

этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в

течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны

изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен

законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового

законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного

характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в

мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как

основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным

для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах

осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению

законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не

только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах

действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать

длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и

моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может

существовать только в странах, где невозможно издание актов правового

характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями.

В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства

могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо изменения, но силу

закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим

законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает

также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и

государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться

как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на

уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при

построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые

нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от

уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности

в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному

государству в мире.

Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила

бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как

справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы

не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести

налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся

по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не

допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными

доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных

категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не

менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Грубейшим нарушением принципа равномерности распределения тяжести

налогового бремени является уклонение от уплаты налогов. Распространение

массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля

государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков

заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика

должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и

расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды,

а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны

превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает

возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков

является важной задачей государства, стремящегося к экономическому росту.

Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения

налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и

понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и

правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков

является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране

эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой

области можно считать следующие:

> каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение,

установленное законом;

> количество издаваемых законодательных актов не должно быть

чрезмерным;

> законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны

противоречить друг другу;

> тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной

страны уровнем образования;

> при изменении каких–либо норм в законодательных актах,

опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый

измененный текст.

Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является принцип

равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать,

что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых и богатых

стран и практически всегда нарушается в неразвитых и бедных странах. Под

равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и

ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны

предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть

распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика

перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может

выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному

или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся

индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимущества,

предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или

определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот

содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

В налоговых законах некоторых стран можно встретить упоминание о

возможностях предоставления льгот отдельным лицам. Подобное упоминание

содержится в налоговых законах Французской Республики. Правом

предоставления льгот индивидуального характера в этой стране наделены

президент и премьер–министр. Наряду с фиксацией этого права в законе

следует длинный перечень тех случаев, когда даже они не имеют права

предоставлять такие льготы. В отношении всех остальных должностных лиц

действует однозначный и жесткий запрет на предоставление налоговых льгот

индивидуального характера. Важно отметить, что сам факт предоставления

подобной льготы является достаточным основанием для осуждения должностного

лица на длительный срок по статье, предусматривающей получение взятки, при

этом доказательств получения взятки не требуется.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в 1992 г.

завершились многолетние дебаты относительно того, должна ли платить

подоходный налог королева – единственное лицо, прежде освобождавшееся от

уплаты налогов. Одним из основных доводов в пользу привлечения главы

государства к уплате налогов был тезис о том, что освобождение королевы от

уплаты налогов является нарушением принципа равенства налогоплательщиков

перед законом.

Небезынтересными представляются доводы, которые приводятся сторонниками

жесткого соблюдения принципа не дискриминации налогоплательщиков. В

отношении жалования государственных служащих часто возникают вопросы:

«Зачем им нужно платить налоги? Они получают свое жалование из

государственного бюджета. Можно просто заплатить им поменьше, а под

налогообложение должны подпадать только их доходы из других источников.

Зачем нужно перечислять деньги сначала из бюджета на жалование, а затем,

вычитая из жалования, перечислять их в бюджет?» Довод против такого

предложения существует только один: в этом случае государственные служащие

будут подвергнуты дискриминации, т.е. они, не уплачивая налоги, не выполняя

наряду со всеми остальными гражданами этой почетной обязанности, не смогут

быть в полной мере равными в правах с другими гражданами. В этой логике

находит свое проявление давно известная истина: равные права могут быть

только при равной ответственности, а исключительные права в какой–либо

сфере всегда влекут за собой либо исключительную ответственность, либо

ущемление каких–то иных прав.

Равные права при равной ответственности всегда стремятся получить солидные

предприниматели и инвесторы, начиная экономическую деятельность в другой

стране. Наличие особого режима налогообложения для предприятий с

иностранными инвестициями или определенных специфических льгот всегда

настораживает иностранного инвестора. Даже в тех случаях, а часто именно в

тех случаях, когда особый режим налогообложения выглядит более

привлекательным по сравнению с обычным режимом для национальных

предприятий, инвестор ожидает либо особого режима контроля, либо запретов

на определенные виды деятельности или операции, либо того и другого вместе.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за

соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом

рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное

выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по

налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко

возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого

имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации,

обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными

льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому,

что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат.

Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов

физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов

среднего класса.

С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а

также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов

экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов.

Любые налоговые системы всегда влияют на принятие решений в экономике.

Безусловно, является нормальной ситуация, когда налоги стимулируют приток

капитала в передовые отрасли промышленности, создают барьеры для импорта,

препятствуют перенаселению столиц или сверхкрупных городов, стимулируют

снижение потребления одних видов продукции и в то же время выпуск и

потребление других, становятся преградой для перемещения на территорию

страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. Но налоги

не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение

граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретать

оборудование, сырье, материалы, иностранную валюту, брать кредиты,

создавать новые предприятия, объединения, ассоциации и фонды, проводить

научные исследования, сдавать имущество в аренду или продавать его – все

это и многое другое предприниматели должны делать, руководствуясь

собственными целями и задачами, уровнем своих представлений и прогнозов,

оценкой своих возможностей, но не в силу каких–либо особенностей или

требований налогового законодательства. Выбор между индивидуальным,

семейным предприятием, товариществом, кооперативом или акционерным

обществом предприниматель должен делать на основе анализа собственных

ресурсов и возможностей, преимуществ той или иной формы организации

экономической деятельности, а не на основе того, что законодатель для

разных форм предусмотрел значительные отличия по режимам налогообложения

доходов. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться

распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету

специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того,

сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта

организационной формы предприятия. При составлении условий договора стороны

должны думать о том, чтобы договор помог им впоследствии быстро и

эффективно разрешать те проблемы, которые могут возникнуть, а не о том,

какой вид договора позволит экономить на уплате налогов. При подписании

трудового соглашения (договора найма, контракта, договора подряда) человек

должен думать о своей защищенности, правах, ответственности, о материальных

последствиях для своей семьи в случаях гибели, увечья, временной

нетрудоспособности, о размерах будущей пенсии, о возможностях защищать свои

права и интересы в суде, а не о том, как можно «раздробить» свой доход или

уменьшить размеры отчислений на социальное страхование.

Одним из наиболее ярких свидетельств грубого нарушения принципа

нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности

является быстрое распространение (как правило, в абсурдных количествах)

предприятий со специфическими функциями, особенностями регистрации или

сферами деятельности: банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм,

предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с

иностранными инвестициями».

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в

отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение

данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных

предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок, массовое уклонение от

уплаты налогов. Получая незначительные суммы от регистрации новых

юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а

также возможности по эффективному регулированию предпринимательской

деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы

можно отнести также принцип доступности и открытости информации по

налогообложению, а также информации о расходовании средств

налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам

налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться

неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни

одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен

любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает

обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам

регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. В

развитых странах налоговые органы бесплатно показывают все источники права

по налогам, дают разъяснения и необходимые консультации. Плата может

взиматься лишь при предоставлении таких дополнительных услуг, как перевод

информации на другой носитель, либо при составлении тематических подборок,

однако и эти виды услуг, как правило, тоже бесплатны.

Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью

правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях

по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и

регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых

органов цивилизованной страны. В ряде стран действует категорический запрет

на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным

налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число

плательщиков определенной категории является ограниченным или каким–либо

образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

Доступность информации о расходовании средств налогоплательщиков – это

такое требование, которое не только выполняется, но даже перевыполняется в

тех странах, где правительство ощущает ответственность перед своими

гражданами. Хотя обеспечение доступа к информации о расходовании бюджетных

средств, строго говоря, нельзя отнести к принципам построения собственно

налоговой системы, информированность населения о государственных расходах в

развитых странах всегда считалась одним из основных средств повышения

эффективности работы исполнительной власти по сбору налогов.

В связи с тем, что у правительства не бывает и не может быть собственных

средств, а все бюджетные средства представляют собой средства граждан

страны, планы по расходованию и отчеты об их использовании в правовых

государствах всегда детальны. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении

бюджета. Они содержат многочисленные дополнительные материалы на эту тему,

брошюры, буклеты, и бесплатно рассылаются каждому налогоплательщику

одновременно с рассылкой бланков налоговых деклараций, а в ряде стран

существует практика вывешивания на дверях зданий местных законодательных

органов отчетов об израсходованных средствах.

Раздел 2. Цели и задачи налоговых реформ

Анализ действующих налоговых систем развитых стран подтверждает, что ни

одной стране не удается найти тот вариант налогообложения, который

устраивал бы как государство, так и всех или большинство

налогоплательщиков. Противоречия между возможностями экономической системы,

целями и задачами политических партий, интересами международного

экономического сотрудничества, неизбежно нарастая, приводят к тому, что

прежние системы признаются неудовлетворительными и начинается их пересмотр.

История XX в. показывает, что ни одной стране мира не удается на длительный

период сохранять систему налогообложения в неизменном виде. Налоговые

реформы позволяют снимать наиболее острые противоречия, приспосабливать

налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять структуру

налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов,

перераспределять поступления по звеньям налоговой системы.

К основным недостаткам действующих налоговых систем в развитых странах, в

том числе и России, можно отнести следующие:

> налоговые системы остаются сложными для понимания

налогоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде

стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды

налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие

виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет

собой труд, требующий досконального знания не только норм

налогового права, но и достаточно сложного технического

оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут

заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к

специалистам. В ряде стран профессия налогового адвоката стала

не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и

представление деклараций отнимают не только значительное

время, но и связаны с возможными материальными потерями в

результате ошибок и несоблюдения графиков;

> число налогов, парафискальных сборов, обязательных платежей в

большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей

обязательного характера на региональном и местном уровне,

нередко, превышает сотни. Сочетание сложности норм налогового

права и большого числа налогов и иных платежей обязательного

характера становится фактором, снижающим эффективность

управления налоговой сферой, и вызывают многочисленные

нарекания налогоплательщиков;

> налогообложение доходов во многих странах характеризуется

неравномерностью распределения налогового бремени,

выражающегося в том, что налогоплательщики примерно с одним

уровнем доходов и одного социального статуса платят разные

налоги;

> высокие предельные ставки налогов в налогообложении доходов

приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов теневой

экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие

страны;

> несоблюдение принципов нейтральности налогообложения в

отношении форм и методов экономической деятельности

обусловливает регистрацию значительного числа фиктивных

компаний, усложнение экономических связей, создание

специфических форм экономической деятельности, рост числа

мнимых сделок;

> многочисленные льготы, предоставляемые действующим налоговым

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.