на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


сознательности. У спартанцев воспитание за-

калённых людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у

нас, та-

кой философией жизни».

Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была

организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с

чистоты помещений, соб-

людения правил гигиены и технической безопасности на производстве и кончая

ве-

дением специальной спортивной работы. Основной принцип здесь, как и во

всём, - пе-дагогическая целесообразность.

Физкультурно-спортивная работа в коммуне была поставлена на «широкую

ногу». Коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со

всеми необходимы-ми снарядами и приспособлениями, кроме того, спортивный

элемент сознательно вно-

сился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения:

строй коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т.п.

«Спортивной работе, - говорил Антон Семёнович, - мы придавали большое

значение. Она была поставлена у нас очень серьёзно. Если ты в первом

взводе, ты должен быть

ворошиловским стрелком. Если ты не имеешь ворошиловского значка, переходи

во вто-рой взвод. А там ты будешь выше всех ростом, и тебе будет стыдно.

Во втором взводе все должны иметь значок ГТО. Если не имеешь значка ГТО,

пе-

реходи в третий взвод».

Таким образом, физкультурно-спортивная работа в коммуне являлась также

органи-

ческой составной частью содержания жизни и деятельности коллектива;

общественное

мнение его регулировало эту работу, стимулировало и превращало её для

каждого вос-питанника в сознательное занятие по физической закалке и

развитию своего органи-

зма.

В содержании деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко

включал

и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого

слова.

Организация быта детей в воспитательной работе занимает очень важное

место, тем

более что очень часто именно эта область человеческих отношений совершенно

упус-

кается из виду педагогами. Отсутствие педагогически целесообразной

организации бы-

та детей приводит к тому, что значительная часть повседневных жизненных

отношений

детей протекает стихийно и даже на основе засоренных предрассудками норм.

Отсюда

нередки случаи противоречия между поведением школьников в обществе (в

труде, в общественной деятельности и т.п.) и мещанским - в быту, в так

называемой «личной» жизни, где дети порой руководствуются не нормами

коммунистического общежития, а отсталыми традициями и пережитками. Вполне

понятно, что приобретение привычек и навыков культурного поведения

возможно только в педагогически целесообразно орга-низованной жизни детей

путём упражнения их в различных видах деятельности, вос-

питывающих (образующих) эти навыки и привычки. Поэтому организация

культурного

быта детей в системе воспитательного коллектива приобретает двойное

значение. Культурный, передовой быт, во-первых, создаёт нормальные условия

для успешной учеб-

но-воспитательной работы детского воспитательного учреждения, и,

во-вторых, он, как определённое условие детской жизни, вызывает

соответствующую деятельность детей,

их поведение и настроение, обусловленные всей обстановкой и переходящие в

нужные

нам навыки, привычки, черты характера, традиции.

Поэтому, указывал Макаренко, «цветы, костюмы, чистота комнат, чистота

обуви - это должно быть в детском коллективе…

Всё это очень важно. Вот стол. Можно положить клеёнку - хорошо,

гигиенично, мож-но что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет,

только белая скатерть, только бе-

лая скатерть может научить есть аккуратно, а клеёнка - развращение.

Скатерть в пер-

вые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет

чистая. Невоз-можно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите

белой скатерти…

Или такая мелочь, как носовой платок. Как это не дать человеку чистого

платка и не менять его каждый день! Я видел детские дома, где носовые

платки меняют раз в

месяц, т.е. специально приучают человека вытирать нос грязной тряпкой…

Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та

эстетика

поведения, которая должна быть в коллективе», и, говорит Макаренко,

«конечно, одиноч-ка за ними не уследит, а когда коллектив за этим следит и

знает цену этим мелочам, с этим вполне можно справиться».

Следовательно, организацией культурного быта достигается педагогическая

инстру-

ментовка каждой незаметной, но повседневно сказывающейся в жизни детей

мелочи, превращение всех этих мелочей в воспитательные средства,

помогающие разрешению задач, которые стоят перед педагогом.

Макаренко особенно настаивает на последовательном осуществлении принципа

целе-сообразности в воспитании всех навыков поведения детей в быту. «Мы

должны при-учать воспитанников к упорядоченным, целесообразным движениям.

Извольте двигать-ся целесообразно. Вы идёте по коридору, чтобы выйти на

улицу. Никакой скидки на ваши какие-то детские особые аппетиты к движению.

Проходи спокойно по коридору, спокойно выходи на улицу, а когда выйдешь во

двор, там можешь удовлетворить свои аппетиты.

И оказалось, что никаких особых аппетитов у ребят нет. И потом, может

быть, тор-

можение этих аппетитов даже полезнее, чем их удовлетворение», потому что,

именно

упражняясь в торможении этих «аппетитов», дети воспитывают в себе навыки

культур-ных, целесообразных движений, сообразующихся с обстановкой и с

интересами колле-

ктива. Вот это воспитание правильных «тормозов» в поведении и параллельное

приоб-ретение навыков и привычек культурного поведения человека и является

у Макаренко

важной составной частью содержания жизни детского коллектива.

Всей этой работой по организации культуры быта воспитанников А.С.Макаренко

добивался полной ликвидации противоречий между сознанием и поведением

детей. Ведь,

действительно, осознание правильности или неправильности того или иного

поступка,

той или иной привычки - это не так уж сложно; гораздо сложнее воспитание

привыч-ки поступать всегда правильно, и тогда, подчёркивал Макаренко,

когда поступок совер-шается «по секрету», когда нет свидетелей, которые

могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего

внутреннюю культуру поведения человека. «Между сознанием, как нужно

поступить, и привычным поведением…есть какая-то маленькая канавка, и нужно

эту канавку заполнить опытом», т.е. упражнением в пове-

дении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входит

всё по-

вседневное поведение воспитанника в быту.

§ 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Режим, указывал Макаренко, должен быть точным, общим, определённым и

непреклон-ным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и

основные признаки его педагогической целесообразности. Как и всякая

организационная форма деятельнос-ти детского коллектива, режим служит

интересам коллектива, удовлетворяет потребнос-ти детей; в то же время он

создаёт много полезных привычек, автоматизирует навыки

поведения воспитанников, являясь педагогическим «стереотипом» их

деятельности и в учёбе, и в труде, и в отдыхе, и т.п.

Правильный режим - это одно из условий, при которых вырабатывается

здоровый, устойчивый «динамический стереотип» (И.П.Павлов) человеческого

организма. Учиты-

вая параллельные педагогические результаты режима, Макаренко настаивал на

предель-ном требовании воспитателей к его проведению в жизнь.

Но «ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой.

Шерен-ги, команда, военная субординация, маршировка по зданию, -всё это

наименее полезные

формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько

укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически».

В оформлении жизни и деятельности детского коллектива важное значение

имеют его стиль и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение,

общая культура

поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - всё это

создаёт опреде-лённую физиономию коллектива, определённый стиль и тон его

жизни.

Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль

и тон

воспитательного коллектива. «Стиль детского коллектива бывает просто

возбуждённый,

наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный.

Можно без

конца называть стили. Стиль создаётся очень медленно потому, что он

немыслим без накопления традиций».

Следовательно, правильный стиль и тон детского коллектива не возникает сам

по се-бе, стихийно, а воспитывается в коллективе при определённых условиях

и достигается

определёнными воспитательными средствами. Педагогически целесообразная

организа-ция всеё жизни детей, таким образом, является основным условием

воспитания всех нужных качеств коллектива и каждого из воспитанников.

Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное

мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе.

Организованное пе-

дагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд

требований к

поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в

стиле и то-не коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в

традициях и привыч-ках.

Так, например, в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского был установлен ряд

конкретных

требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за

перила; не

шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как

говорил

Антон Семёнович, «надеяться на свою талию»; и сами требования эти стали

традициями - так редки были случаи их невыполнения.

Воспитание правильного стиля и тона - длительный процесс, который должен

плани-

роваться педагогами на большой срок. Ясно, что нельзя сразу «завалить»

воспитанни-

ков множеством таких требований, внедрять их в порядке воспитательной

«кампании».

На первых порах требований к стилю и тону коллектива не может быть много и

они

обязательно должны быть конкретными, реально выполнимыми, и, главное,

должны вы-

зываться определёнными потребностями жизни самого коллектива. Раз

возникнув, эти

требования должны быть доведены до конца, до того момента, когда требуемое

поведе-ние станет привычным, традиционным.

Характерными признаками правильного стиля и тона являются: постоянная

бодрость и подтянутость (то, что Антон Семёнович называл «мажором», а его

воспитанники хо-

рошо выразили в лозунге: «Не пищать!» ), деловитость и точность в работе,

спокойная

уверенность в своих силах, основанная на вере в силы коллектива,

радостное, оптими-стическое отношение к жизни. Упражнение детей в

деятельности, воспитывающей эти

качества, - такова одна из задач воспитательной работы, ведь стиль и тон

воспитатель-

ного коллектива также вырабатываются системой специальных упражнений в

поведении.

Примером упражнения детей в точности и деловитости в практике

А.С.Макаренко может служить организация выступлений коммунаров на

собраниях, когда полагается

говорить не более двух минут. Точность, говорил Макаренко, «можно

воспитать ещё при помощи, главным образом, персональных поручений… Это

значит - в каждом слу-

чае поручается кому-нибудь что-нибудь сделать с обязательным отчётом на

общем собрании и с обязательной проверкой; не сделал - получи взыскание».

Характер и общая культура поведения воспитанников, стиль и тон коллектива

и всё вообще ценное в его опыте закрепляется в традициях, которые также

играют значитель-ную роль в организации его жизни и являются как бы фондом

коллективных ценнос-тей, создают определённую «индивидуальность»

коллектива.

Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей

его

жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском

коллективе мо-

гут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может

служить

пресловутая «подсказка», «круговая порука» и т.п. В развитии жизни

детского коллекти-ва такие отрицательные традиции не могут быть преодолены

простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на

основе которой они возникают, а

затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. -

Воспитать

традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы».

Это совсем не значит, что педагог должен «выдумать» и навязать коллективу

те или иные

традиции. «Приживётся» в детском коллективе только та традиция, которая

является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая

эту жизнь, педагог

должен видеть её действительные перспективы и потребности и в них найти

условия

для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.

Важно отметить, что традиции - это постоянно действующие формы

деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни

детей, которые всё вре-

мя повторяются, т.е. главным образом в ежедневных коллективных движениях.

Такими

элементами в коммуне были общие собрания, поверка, сдачи рапортов и т.д.

Без таких

традиций, «коллективных привычек», невозможно чётко проводить

общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко,

много.

Традиции - проявление чести детского коллектива, и в этом их особая

красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив. «Такие

традиции, - говорил А.С.Макаренко, - украшают жизнь ребят. Живя в такой

сетке традиций, ребята чувству-ют себя в обстановке своего собственного

коллективного закона, гордятся им и старают-ся его улучшать. Без таких

традиций я считаю невозможным правильное воспитание».

§ 12. Педагогическое руководство

Основная задача педагога - организовать детскую жизнь, а значит, детский

воспита-

тельный коллектив, правильно руководить всей его деятельностью.

«Воспитательная ра-

бота, - говорил Макаренко, - руководит всей жизнью ученика».

Поэтому в условиях воспитательного коллектива вопрос о педагогическом

руковод-

стве и мастерстве, вообще о практической педагогической деятельности,

встаёт совер-

шенно по-новому: в плане научной, педагогически целесообразной организации

воспи-

тательной деятельности педагогов как целого педагогического коллектива.

Поэтому «ни один воспитатель, - говорил Макаренко, - не имеет права

действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную

ответственность. Дол-жен быть коллектив воспитателей, и там, где

воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана

работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть

никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых

воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью,

од-ним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших

воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

Исходя из этого, можно установить и конкретные признаки правильно

организован-ного педагогического коллектива.

Важнейшим признаком такого коллектива является его единство. «Единство

педаго-гического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый

молодой, самый нео-пытный педагог в едином спаянном коллективе,

возглавляемом хорошим мастером-ру-

ководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый

педагог, кото-рый идёт вразрез с педагогическим коллективом».

Совершенно ясно, что там, где педагоги работают по принципу: «кто - в лес,

кто - по дрова», не может быть и педагогического руководства единым

общешкольным детс-ким воспитательным коллективом. Такая практика на каждом

шагу порождает кустар-

ничество в воспитательной работе, и, как следствие этого, стихийность

процесса вос-

питания детей, и педагогический брак (второгодничество, отсев и т.п.).

«Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех (не

показной, а

действительный успех достижения больших воспитательных целей) всей школы

стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем

уже на третьем месте его личный успех как педагога,то в таком коллективе

будет настоящая воспита-

тельная работа».

Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану,

едиными

методами, иметь общую цель и перспективы, необходимо единоначальное

руководство,

«педагогический центр», который направляет, координирует и проверяет

работу каждо-го из педагогов. Таким центром, указывал Антон Семёнович, в

школе может быть толь-ко директор, являющийся уполномоченным

педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко

проходит идея гармонического сочетания единона-чалия и коллегиальности в

руководстве.

Единоначалие необходимо, ибо во всей жизни школы нет и не может быть ни

одного факта, ни одной «мелочи», которые не требовали бы единого подхода в

руководстве, учёте, контроле и оценке. Но для того чтобы осуществлять

такое единоначалие,директор

должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной

работы.

«Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания

хозяй-

ству, а между тем директор должен прежде всего быть… воспитателем школы».

Наз-

начение единоначалия не в утверждении единовластия, а в создании

целеустремлённо-го, творческого коллектива. «Педагогическое мастерство

директора школы не может за-ключаться в простом администрировании.

Мастерство в том именно и состоит,чтобы,

сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор

общественным

силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной

печати,

инициативе отдельных лиц и развёрнутой системе школьного самоуправления».

В таком понимании единоначалия - сущность макаренского стиля руководством

коллектива. Она

проявлялась во всех замыслах, решениях и поступках Макаренко.

Известно, каким строгим, порой суровым бывал Антон Семенович. Вместе с

тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы,

подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями,

он буквально ловил всякое

дельное предложение, интересную мысль, горячо её поддерживал, даже если

она про-тиворечила его собственной.

Известны случаи, когда на общих собраниях, на совете командиров

воспитанники оспаривали те или иные его действия как руководителя. И

Макаренко очень внимательно

вникал в критику, старался взять из неё максимум полезного и, заботливо

отобрав это

полезное, последовательно и неумолимо проводил в жизнь. Такой стиль

руководства - отнюдь не сугубо личная, индивидуальная особенность

Макаренко. Это принципиальная

жизненная установка педагога, глубоко осознавшего, что сочетание

единоначалия и кол-

легиальности в наших условиях - объективная необходимость.

Каждая из областей жизни детского коллектива требует от педагогов

специальных знаний и умений. Антон Семёнович подчёркивал, что наибольшее

уважение и наиболь-шая любовь со стороны ребят проявляются к педагогам, у

которых высокая квалифика-ция, уверенное и чёткое знание, умение,

искусство, золотые руки. А может ли один че-

ловек иметь такую высокую квалификацию во всех областях постоянно

обогащающей-ся школьной жизни? Конечно, нет. Только коллективу педагогов

по плечу роль такого универсального, квалифицированного воспитателя.

В связи с этим особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического

колле-ктива, его комплектовании. «Коллектив педагогов должен быть собран

не случайно, а составлен разумно». Педагогический коллектив не должен быть

односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту,

по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил Антон

Семёнович, что «нужно разрешить

вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом

коллекти-ве… сколько должно быть из педагогов людей весёлых и сколько

угрюмых». Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств

воплощено в педагогичес-ком коллективе, чем он разностороннее, богаче и

жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим

руководителем детского воспитательного коллектива.

Большое внимание уделяет Антон Семенович вопросу о стаже педагогического

кол-лектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным

руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в

кокретных условиях, определённый минимальный «срок жизни». «Если у нас в

коммуне, - говорил он, - жи-

вёт энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5

лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может

быть меньше 5

лет. Это закон, так как если коллектив живёт и сбит по-настоящему, то

каждый новень-кий является новеньким - не только воспитанник, но и

педагог. И воображать, что сегод-ня пришедший педагог может воспитывать,

это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член

коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести

коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива

воспитанников, естественно, что он будет слаб».

Все те, кто знал Макаренко, работал вместе с ним, отмечают, что он всегда

и неуто-мимо учился. Он систематически до последних дней своей жизни

изучал теорию, про-являл глубокий, не ослабевающий никогда интерес ко всем

достижениям человеческой

культуры, он учился у нашей жизни, у своих товарищей и даже у своих

воспитанни-ков. Антон Семёнович не раз говорил, что, создавая

воспитательный коллектив, он сам

изменялся, воспитывался. «Люди думают, что Макаренко был гениальным

учителем, а Макаренко был гениальным учеником у людей…», - писал один из

его воспитанников.

«Я убедился, - писал Макаренко, - что как бы человек успешно ни кончил

педагоги-ческий вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться

на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Макаренко и теоретически, и

практически доказал необ-ходимость и возможность овладения всеми

работниками воспитательных учреждений

педагогическим мастерством.

Рядом с коллективом, говорил Антон Семёнович, нужно поставить и мастерство

пе-

дагога.

Я «очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идёт, неважный я был

учитель.

И воспитатель был неважный.

Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться

каждый,

если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно

сделать-ся только в хорошем педагогическом коллективе».

Итак, создание целеустремлённого, дружного, творческого коллектива

педагогов, их систематичекое самообразование и самосовершенствование -

таковы необходимые условия успешной работы педагогов.

Глава III. Цели воспитания

В специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об

идеале воспитания, как это уместно делать в философских высказываниях. От

педагога-теоре-тика требуется не решение проблемы идеала, а решение

проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна

разработать сложнейший вопрос о цели вос-питания и о методе приближения к

этой цели.

Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть

только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт

воз-можность каждой отдельной личности развивать свои особенности,

сохранять свою

индивидуальность.

Совершенно очевидно, что, приступая к решению нашей частной педагогической

за-дачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять

положе-ние нового человека в новом обществе. В нём не должно быть

уединённой личности,

то выпяченной в виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль.

Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего

коллектива.

На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в

одном общем приёме. В каждый момент вашего воздействия на личность эти

воздействия обязатель-но должны быть и воздействием на коллектив.

И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и

воспита-нием каждой личности, входящей в коллектив.

Коллектив, который должен быть первой целью нашего воспитания, должен

обладать

совершенно определёнными качествами, ясно вытекающими из его характера.

А. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и

в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное

совпадение частных

целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива.

Отношение

общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей, а только

отноше-ние общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только

моим, будет итожить-ся в общее в особом порядке.

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны

расце-

ниваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая

педагоги-ческая логика должна буквально пронизывать каждый школьный день,

каждое движе-ние коллектива.

Б.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.