на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


воспитательное значе-ние и каждое движение её было соответствующим образом

организованно и «инстру-

ментовано», т.е. выражено наиболее чётко, ярко, требовательно и в то же

время доход-чиво и ощутимо для каждого воспитанника и для всего

коллектива.

Наконец, особенностью этой жизни являлось то, что она была в соответствии

с дет-

ской психологией опоэтизирована, выражена в несколько романтическом стиле,

что де-лало её радостной, бодрой, весёлой, увлекательной, а следовательно,

любимой детьми и

поэтому наиболее сильно воздействующей на них в воспитательном отношении.

Таким образом, это была не просто «воспитывающая школа жизни», о какой

говорил

М.И.Калинин. Это была специально с педагогическими целями организованная

воспиты-вающая школа жизни; она более эффективно действовала в

воспитательном отноше-

нии, чем обычная «школа жизни».

§ 9. Основные принципы организации

Что, по Макаренко, значит создать воспитательный коллектив в школе или в

любом

другом воспитательном учреждении?

Кратко на этот вопрос можно ответить так: это значит организовать жизнь

детей данной школы или любого другого воспитательного учреждения во всех

её проявле-

ниях на передовых началах и в передовых формах.

Следовательно, принципы, методы и формы жизни детей должны быть

действитель-

но передовыми, значительно более приближенными к идеалу, чем наша

будничная действительность. Они должны быть такими, какие сегодня ещё не

реализованы пол-

ностью в повседневной жизни и ощущаются нами только в тенденциях , в

назреваю-

щих потребностях общественной практики, являясь типичным только как

зарождение

нового, передового. Ясно, что эти передовые принципы, нормы не

выдумываются педа-

гогом, а берутся из нашей жизни, где они возникают и утверждаются, хотя

ещё и не

стали массовыми, широко распространёнными.

Это одно из важнейших принципиальных положений педагогического опыта А.С.

Макаренко, в нём - суть прогрессивности и целеустремлённости его

практической ра-

боты и теоретических выводов.

Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны

проектировать качества наших воспитанников. Следовательно, мы обязаны

прививать детям самые передовые принципы, отношения, взгляды и привычки,

нормы и навыки.

Одними словами и разговорами мы в детях этих качеств не воспитаем. Поэтому

мы

обязаны организовать детскую жизнь педагогически целеустремлённо, т.е. как

самую передовую.

Организация всей жизни детского коллектива должна быть целиком подчинена

вос-

питательным целям. Таков один из основных макаренковских принципов подхода

к организации воспитательного коллектива.

Коллектив возникает и сплачивается в процессе совместной деятельности

людей, поэтому необходимо прежде всего организовать такую совместную

коллективную дея-

тельность детей (в учёбе, труде, общественной работе), в которой дети,

вступая в отно-

шения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи, сплачиваются в единую,

сильную ор-

ганизацию.

А.С.Макаренко считал необходимым подкреплять жизненное упражнение своих

вос-

питанников овладением ими «теорией поведения», так как наша задача -

организовать сознательное поведение детей. Теория морали на первых порах

подкрепляет поведение

воспитанников, помогает им понять, осознать своё поведение. Когда же жизнь

коллекти-ва налажена, теория морали выступает как организующий фактор

детской жизни, ста-

новится выражением традиций, норм, идеалов коллектива.

Коллектив детей, как указывал Макаренко, является составной частью всего

общества и его место в обществе оформляется в связях с другими

коллективами: коллективами

детскими, производственными и т.д. Эти связи имеют огромное воспитательное

значе-

ние. В жизни коллектива, организованного Антоном Семёновичем, они занимали

боль-

шое место. Достаточно указать на связь горьковцев с коллективами

комсомольцев па-

ровозных мастерских, села, с коллективом чекистов. Коммунары поддерживали

самые

тесные отношения с коллективом Харьковского театра русской драмы, с

рабочими ба-

кинских нефтяных промыслов и др. «Коллектив, - писал Макаренко, - является

частью

советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами».

Все связи детского коллектива необходимо организовать, подчинив их

воспитатель-ным целям. Решающая роль в выборе этих связей, в их

организации (налаживание пе-

реписки, устройство встреч и т.п.) принадлежит педагогу.

Детский коллектив живёт полнокровной, радостной жизнью. Это не бесплодная

тол-

чея на одном месте, а деловое устремление вперёд. «Формы бытия свободного

челове-

ческого коллектива, - делает вывод А.С.Макаренко, - движение вперёд, форма

смерти - остановка».

Кризис горьковцев, назревший к 1926 году, сам Антон Семёнович объяснял

остановкой

в развитии коллектива. Переезд в Куряж, новые цели, расширение перспектив

сделали

возможным дальнейшее развитие коллектива, направили его движение и тем

самым ликвидировали кризис.

Создавая коллектив, необходимо организовать его развитие, ставить всё

новые и но-вые цели перед детьми. Методикой организации развития

коллектива является «систе-

ма перспективных линий», разработанная А.С.Макаренко. Направлять развитие

воспи-

тательного коллектива - таков один из принципов его организации,

руководства им.

Сам коллектив на различных этапах своей жизни изменяется. На первом этапе

пе-

дагог как организатор выступает с самым решительным требованием к

коллективу; в

это время он может требовать только одного: точного безоговорочного

исполнения его требований всеми членами коллектива. Уже на первом этапе

педагог должен в своей работе опираться на возникающий актив, создавать

его и сплачивать вокруг се-

бя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновением в нём актива,

не только поддерживающего требования педагога, но и самостоятельно

выступающего с

этими требованиями. На третьем этапе, отмечал Макаренко, «требует сам

коллектив».

Это значит, что детский коллектив стал воспитательным в полном смысле

слова. На

всех этапах его развития меняются соотношения между передовой и отсталой

частью

детского коллектива и соответственно - формы методов педагогического

воздействия.

Следовательно, детский коллектив необходимо рассматривать в развитии,

движении.

Организовать педагогически целесообразно всю жизнь детского коллектива как

ячей-ки общества, руководить его связями с другими коллективами,

направлять его развитие

постановкой перед детьми конкретных целей и задач, всегда и во всём

опираясь на актив, разъяснять детям смысл их передового поведения,

превращая это разъяснение в

нормы общежития, - таковы основные условия организации детского

воспитательного

коллектива.

§ 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически

целесообраз-ная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна

быть организована, каким

содержанием насыщена.

Ставя своей задачей воспитать в ребёнке определённые знания, навыки,

убеждения, привычки, т.е. определённые черты личности, педагог должен

организовать жизнь детей,

а следовательно, и насытить её тем или иным содержанием. Педагогика,

говорил Антон

Семёнович, не может лепить ребёнка из ничего, «материалом будет советская

жизнь во всех её многообразных проявлениях».

По своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение

опытом

всех предшествовавших поколений. А опыт жизни во всех её областях

обобщается, прежде всего, в науке; научное обобщение - это самое

объективное, верное обобщение опыта человечества. Поэтому овладение

основами науки составляет значительнейшую и важнейшую часть содержания

воспитательного процесса в советских воспитательных

учреждениях.

В коммуне имени Ф.Э.Дзержинского (да и в колонии имени А.М.Горького в

последние годы) полное среднее образование было обязательным для каждого

воспитанника. «Я скоро пришёл к убеждению, - отмечал Антон Семёнович, -

что… школа является могу-

чим воспитательным средством. В последние годы я подвергался гонениям за

этот принцип утверждения школы как воспитательного средства…».

В фрагменте работы, задуманной им незадолго до смерти, Макаренко писал:

«Конечно,

на первом плане общая сумма правильных представлений, сумма правильных,

марксист-ски освещённых знаний».

Но Макаренко считал невозможным ограничиться в воспитательной работе

только обучением детей основам науки. Жизненный опыт человечества

обобщается не только в науке, но и во всех других областях человеческой

культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и

привычках человеческих отношений, во всём по-

ведении человека, в его умственных и физических качествах, способностях и

навыках.

Поэтому содержанием организованного воспитательного процесса должна стать

вся человеческая культура в самом широком значении этого слова, в её

наиболее передо-

вых, типичных для нашего общества чертах. В противном случае подрастающее

поко-ление будет овладевать этим опытом и этой культурой стихийно, вне

нашего сознатель-ного регулирования, и тогда общество не будет иметь

гарантий успеха воспитания.

Поэтому Макаренко решительно боролся против такой практики и «теории»,

кото-

рая утверждала, что никакой особенной воспитательной работы с детьми вести

собст-венно и не нужно. Педагог обучает, следовательно, воспитывает, и

какая-то особенная

методика и техника не нужны. В статье «Воля, мужество, целеустремлённость»

Антон

Семёнович справедливо высмеял эту куцую «теорию». «Вместо того, чтобы

честно и

серьёзно работать над вопросами воспитания, сделали умное лицо и заявили:

- Воспитание?А зачем? Учитель - он же преподаёт, вот в это самое время он

и воспи-тывает. История! Вы знаете, одна история сколько может воспитать,

вы себе представить

не можете!..

История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и математика. Но

никакого

права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто

не имел, как не имеет права инженер-строитель утверждать, что при

постройке дома достаточно

заняться только вопросами центрального отопления и конструкции крыши».

Поэтому в содержание организованного педагогического процесса должна быть

вклю-чена вся текущая творческая жизнь детей. Эта необходимость

обусловливается следу-

ющими обстоятельствами

Во-первых, опыт человеческой жизни не есть нечто застывшее и неизменное; в

ходе

жизни оно непрерывно развивается и совершенствуется. Внешне это не всегда

замет-но, но для воспитательной работы важна не столько констатация

изменений, сколько

складывающаяся тенденция, линии развития и тон жизни, т.е. её творческие

передовые

основы, которые обязательно должны стать содержанием воспитания детей.

Во-вторых, такие элементы человеческой культуры, как нормы и формы быта,

пове-дения и человеческих взаимоотношений, которые реализуются и

совершенствуются только в текущей жизни, также не должны подвергаться

произволу стихийных обстоя-тельств. Следовательно, условия, при которых

воспитываются эти стороны человеческо-го поведения, также должны быть

педагогически целесообразно организованы.

В- третьих, дети - члены нашего общества, и они уже активно живут. Они

связаны с

жизнью тысячами нитей, через которые на них влияют и воздействуют со всех

сторон

различные жизненные явления. Дети воспитываются в процессе и в результате

своей активной деятельности, своего активного отношения к жизненным

явлениям. Эти линии

жизненных отношений детей со всем окружающим миром (людьми, вещами,

явлениями)

также должны быть организованы и направлены в соответствии с

воспитательными це-лями.

Таким образом, в содержание воспитательного процесса Макаренко включал,

как это

видно из его опыта и высказываний, все основные элементы человеческой

жизни, жиз-ненный опыт человечества, обобщённый в его духовной и

материальной культуре: ос-

новные научные положения о жизни и развитии природы, общества и человека,

осно-

вы современного производства, передовые принципы поведения людей, - короче

гово-ря, содержание современной жизни общества во всём разнообразии её

проявлений.

Если воспитание детей - это процесс их становления взрослыми людьми как

важней-шим элементом производительных сил общества, подготовки детей к

общественно-про-

изводительной деятельности через овладение ими всеми теми богатствами,

которые вы-

работало человечество, то для руководства этим процессом в соответствии с

постав-

ленными целями практическая педагогическая деятельность должна сделать все

эти

богатства содержанием организованного воспитательного процесса и

педагогически целесообразно направить разностороннюю деятельность детей,

всю их жизнь.

Все воспитываемые качества: мировоззрение, знания, навыки, умения,

привычки, чер-

ты характера, нормы поведения в обществе и быту, нормы отношений с людьми

и т.д. и т.п. - все решительно качества личности, которыми должен обладать

воспитанник

к моменту его вступления в жизнь, по Макаренко, могут быть воспитаны

преднамеренно,

по заранее намеченному педагогическому плану, в процессе и в результате

педагоги-чески целесообразно организованной деятельности детей, т.е.

специально организован-

ной системы упражнений.

В строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности

А.С.Макарен-ко и делал содержанием жизни руководимого им коллектива детей

те элементы самой

передовой культуры, которые обеспечивали ему получение нужных

воспитательных результатов, нужного типа людей.

На первом месте в этой системе жизненных упражнений детского коллектива

как

главная составная часть коммунистического воспитания у Макаренко было

учение, овладение детьми основами наук. Учебная деятельность есть основной

и решающий

успех воспитания детей школьного возраста вид деятельности.

«У моих коммунаров, - говорил Макаренко, - страсть к учёбе была сильнее,

чем у среднего школьника. И они с помощью этой страсти преодолевали лень и

все труд-

ности на этом пути».

Однако А.С.Макаренко расценивал значение обучения основам наук не только с

точ-ки зрения перспектив воспитанников в плане их будущей профессии. В

учебной дея-

тельности детей, как и во всякой другой, проявляется действие закона

параллельного

педагогического действия: овладевая основами наук, дети не только

приобретают знания

о природе и обществе, но и развивают и совершенствуют (воспитывают) своё

мышление,

приобретают навыки умственной деятельности, развивают свою речь, т.е.

овладевают

богатствами всей материальной и духовной культуры, и, кроме того,

воспитывают в себе ряд ценных качеств, сторон научного мировоззрения,

характера и поведения человека.

Учение - это большой, сложный и систематический труд, требующий от ученика

и во-левых усилий, и настойчивости в борьбе с трудностями, и усидчивости,

и смекалки, и

творческой мысли, и, наконец, умения распределить своё время в

самостоятельной работе и выполнить в установленный срок определённое

задание. И качества личности,

воспитываемые в процессе учебного труда как его «параллельные» результаты,

не ме-

нее важны для педагога, чем непосредственные результаты учения, т.е.

определённая сумма знаний, которыми овладел ученик. Ученик не есть

одностороннее упражнение отдельных сил и способностей ученика, оно требует

человека целиком и целиком его

воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообразных требований и вызывая

его разностороннюю деятельность. «Человек не воспитывается по частям, он

создаётся синтетически», - говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую

роль играет научное

образование. Поэтому, утверждал А.С.Макаренко, «систематическое

приобретение осно-

вательных знаний в школе и своевременное её окончание определяют путь

человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного

формирования харак-

тера, т.е. в значительной мере этим и судьба человека определяется ».

Совершенно неправильными являются попытки отдельных педагогов представить

учение А.С.Макаренко о воспитательном коллективе как учение, игнорирующее

учеб-

ную работу и так называемую дидактику. Воспитательная система Макаренко,

напро-

тив, немыслима без этого главного её звена. Но в разрешении задач и

трудностей учебной работы он шёл не по пути традиционного нудного

натаскивания детей в по-

рядке постоянного их принуждения к учению непосредственным воздействием

педаго-га (и родителей), как это часто имеет место в нашей школе, а

включал учебную рабо-ту во всю систему средств, гармонически

организованных, и делал её необходимой составной частью содержания жизни и

деятельности воспитательного коллектива детей.

Тем самым полностью разрешалась и попросту снималась проблема дисциплины

на уроках, проблема детского сопротивления в учёбе: коллектив требовал от

каждого из воспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных

обязанностей.

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у

А.С.Ма-каренко занимал производительный труд детей. А.С.Макаренко всегда

боролся против

многочисленных попыток вульгаризаторских педагогических течений «увязать»

обуче-ние основам наук с элементарными трудовыми процессами в некий

надуманный «ком-плекс». Поэтому, говорил Антон Семёнович, «в вопросе об

отношении школы к про-

изводству и производства к школе я был постоянным противником какой бы то

ни было увязки…

В результате получалась самая здоровая и самая естественная увязка.

Выходил чело-век, знающий производство, знающий организацию производства,

процессы производ-ства, и, кроме того, образованный человек, получивший

среднее образование».

Практика А.С.Макаренко по организации детского производительного труда на

совре-менном производстве показала, что дети школьного возраста

поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими

производственными навыками,

причём не только навыками труда на сложных станках, но и организации

производ-

ства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов «ФЭД» в коммуне имени

Ф.Э.Дзержинского производство было налажено так, что, работая ежедневно

четыре часа, воспитанники за время работы в коммуне проходили

технологический процесс - на разных его ступенях - от овладения различными

станками и сборки до руковод-

ства группами, участками и даже цехами.

Именно такой труд является источником той сложной и разносторонней

деятельнос-ти детей, которая одна лишь может воспитать в них требуемые

нашими целями каче-ства личности, и, во-вторых, потому, что такой труд не

встречает никаких фатальных

«физиологических» и «психологических» препятствий для овладения им

детьми.Наобо-рот, сложность и разнообразие трудовых операций и процессов

на производстве позво-ляли воспитанникам проявить свои склонности и

способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в

детях чувство законной гордости за важность

порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный

результат,

закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность

приобретае-

мых детьми навыков и умений, черт характера.

Следовательно, и в трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал

наибольшее

значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям,

знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к

которым эта деятель-

ность приводит, и в соответствии с этим так организовывал производительный

труд

своих воспитанников, что результатом его было и максимальное развитие и

совершен-

ствование их естественных сил и способностей.

Но помимо системы упражнений для «рук и ног,головы и пальцев» (К.Маркс), в

ре-

зультате которых у детей воспитываются точность, трудолюбие,

организаторские спо-

собности и другие качества, производство у Макаренко являлось мощным

воспитатель-ным средством и ещё в целом ряде отношений. Производство

входило необходимой составной частью в цельную систему воспитательного

коллектива: оно также было инструментовано всей сложной системой

воспитательных средств коллектива, и это-то

как раз раскрывало совершенно неоценимые воспитательные возможности

производства.

Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства ответственности

за по-

рученное дело и за доверенные ценности, чувства соревнования,

взаимопомощи, воспи-тание стремления к рацоинализации и совершенствованию

производства, - всё это до-

стигается и воспитывается в детях через участие их в производительном

труде, орга-низованном как органическая составная часть воспитательного

процесса в системе детского коллектива.

В постановке вопросов гигиены и физического воспитания - в организации

физкуль-туры и спорта, как и во всём содержании деятельности детского

коллектива, А.С.Ма-

каренко руководствовался прежде всего целями воспитания. «Какое физическое

воспита-ние? - говорит он. - Спартанское воспитание, например, тоже

неплохое воспитание, но я всегда настаиваю на том, что наше воспитание

должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.