на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


И, наконец, ещё один вывод для педагогической науки относительно познания

про-

цесса исторического развития воспитания подрастающих поколений. Если

воспитание

подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление,

состав-

ная органическая часть материальной жизни общества (процесс становления

детей лю-

дьми как важнейшим элементом производительных сил общества), то,

следовательно, понять и изучить процесс исторического развития его можно

только в тесной связи с

историей общества, прежде всего, с историей развития производства и его

важнейшего

элемента - производительных сил, в зависимости от изменения и развития

которых из-

менялся и развивался в ходе истории процесс воспитания подрастающих

поколений, обусловленный, конечно, и другими факторами.

Только при этом условии можно понять специфические особенности воспитания

подрастающих поколений в различные исторические эпохи, влияние на характер

вос-

питания классового деления общества и разделения труда в нём, особенности

воспита-

ния в различных странах у различных народов (его национальный характер), а

также понять и объяснить возникновение на разных этапах истории и в разных

странах об-

щих и различных педагогических учений и воспитательной политики и

практики. Та-

ковы, нам думается, с точки зрения исторического материализма, характерные

призна-

ки, особенности воспитания подрастающих поколений общества как

общественного яв-

ления и таковы основные условия и требования исторического материализма к

позна-

нию воспитания как общественного явления в целом, к разрешению таких

проблем педагогической теории, как определение целей и задач

педагогической деятельности, её содержания.

§ 2. «Механизм» процесса воспитания

Исторический материализм позволяет также научно разрешить проблему

развития детей в процессе воспитания и раскрыть, познать, так сказать,

«механизм» самого про-

цесса воспитания подрастающих поколений, или способ его осуществления, и

на осно-

ве этого научно разрешиь проблему методики и «техники» воспитательной

работы. Основанием для разрешения этой проблемы является

марксистско-ленинское учение о

развитии человеческой личности.

Марксизм-ленинизм, как известно, учит, что труд создал человека. В

процессе труда «для того чтобы присвоить вещество природы в форме,

пригодной для его собственной жизни, он (человек) приводит в движение

принадлежащие его телу естест-

венные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого

движения

на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою

собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру

этих сил своей соб-

ственной власти». Вызванные этим «движением» изменения в естественных

силах че-

ловеческого организма и его органах, их усовершенствования передавались по

наследству и умножались от поколения к поколению. И только благодаря

труду, с необходимостью

вызывающему «движение» и изменение естественных сил человека, благодаря

приспо-

соблению человека ко всё новым и новым сложным трудовым операциям и другим

видам общественной деятельности, являющимся следствием развивающегося

обществен-

ного производства, благодаря передаче по наследству достигнутого таким

путём особен-

ного развития человеческих сил, способностей и органов, а также благодаря

всё новому

применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё

более

сложным видам деятельности, только благодаря всему этому человеческий

организм достиг той высокой ступени развития, на которой он смог вызвать к

жизни современ-ные произведения искусства, науки, техники.

Таким образом, источником и средством развития, изменения,

усовершенствования ес-

тественных сил человека (духовных и физических), источником и средством

развития человеческой личности являются не какие-то потусторонние силы

(бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы

- среда, обстоятельства и т.д., а его собственная деятельность как

необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил - рук и ног,

головы и пальцев» (Маркс), с необходимостью вызыва-

емое необходимыми жизненными отношениями его с природой и людьми.

Поскольку

человек живёт, постольку он вынужден определённым образом действовать,

т.е. приво-

дить, как говорит Маркс, в «движение» свои естественные - духовные и

физические - силы и способности. А этот факт «движения» вызывает

соответствующее его характеру

развитие и изменение вовлечённых в это движение сил и способностей

человека, и, наоборот, неразвитие (деградацию) тех сил и способностей,

которые в деятельность не вовлечены и, следовательно, не упражняются.

Следовательно, определённые обстоятельства жизни вызывают и обусловливают

определённую систему деятельности человека, определённую систему движений

опре-

делённых естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с

необходи-

мостью приводит к соответствующему развитию тех сил и способностей,

которые в

неё вовлечены, а следовательно, к соответствующему развитию, формированию

чело-

веческой личности.

Так, например, односторонняя, обуженная деятельность людей, вызванная

разделением

труда, необходимо обуславливает односторонность их развития,

искалеченность челове-

ческой личности.

«Уже первое крупное разделение труда, - писал Энгельс, - отделение города

от дерев-

ни - обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан - на

порабоще-

ние каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного

развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда

разделяется и сам

человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все

прочие

физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той

же ме-

ре, в какой растёт разделение труда, достигающее своего высшего развития в

мануфа-

ктуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции,

отводит

каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и

приковывает

его таким образом на всю жизнь к определённой частичной функции и к

определён-

ному орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя

в нём

одну только одностороннюю сноровку и подавляя мир его производственных

наклон-

ностей и дарований… Сам индивидуум разделяется, превращается в

автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс), - в автоматическое

орудие, которое во мно-

гих случаях достигает своего совершенства лишь путём буквального

физического и духовного уродования рабочего».

Таким образом, жизнедеятельность человека - труд, общественная

деятельность и т.п. - является не только производительной силой и имеет

своим результатом не только

достижение практических жизненных целей, которыми она обусловлена и

вызвана, на

достижение которых она направлена, но вместе с тем одновременно

(параллельно) она

заключает в себе, так сказать, силу воспитательную, педагогическую.

Поскольку она, как определённая деятельность, вызывает и обусловливает

определён-

ное «движение» вовлечённых в неё естественных сил и способностей человека,

постоль-

ку она с необходимостью и неизбежностью является средством, «механизмом»

разви-

тия и изменения этих сил, средством и «механизмом» развития, формирования

личности.

Поэтому её необходимым следствием, наряду с достижением жизненно

практических

результатов, являются и воспитательные результаты: определённое,

соответствующее со-

держанию и характеру деятельности развитие естественных сил человека,

которые были

вовлечены в деятельность, или неразвитие, деградацию тех сил, которые не

были вовле-

чены в деятельнось, не упражнялись, и соответствующее образование

определённых че-

ловеческих качеств, определённого типа личности.

Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности человека

(людей),

таков и процесс его развития, таков и сам человек (люди), или, как говорит

Маркс, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Поэтому,

говорит Маркс, старое «материалистическое учение о том, что люди суть

продукты обстоятельств и

воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных

обстоятельств

и изменённого воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства

изменяются имен-

но людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно

поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых

возвышается над

обществом (например, у Роберта Оуэна)».

Таковы, коротко, основные положения, раскрывающие сущность

марксистско-ленинско-

го учения о развитии человеческой личности. Это учение произвело коренной

переворот

во взглядах на происходящее развитие человека и является подлинной научной

осно-

вой всех наук, изучающих человека, в том числе науки о воспитании

подрастающих поколений людей - педагогики. Применение этих положений к

воспитанию подрастаю-

щих поколений общества (детей), к изучению процесса воспитания детей

позволило совершенно по-новому в сравнении с домарксовой и современной

немарксистской пе-

дагогикой как формулировать общую педагогическую теорию, так и решать ряд

кон-

кретных проблем, позволило впервые в истории поставить педагогику на

подлинно научные основы.

§ 3. Воспитание и развитие личности

Ребёнок - это человек в возможности. Он заключает в себе - в организации,

структу-

ре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности -

весь исто-

рически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие

и пере- данные по наследству от поколения к поколению изменения в этих

органах и организ-ме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в

их способностях стать чело-

веческим организмом, человеческой личностью и в способности дальнейшего

развития

и совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Но никакими силами, которые бы обусловили обязательное развитие всех

получен-

ных по наследству естественных сил и способностей до совершенства

человеческих

качеств, ребёнок от рождения не обладает. Единственным средством и

«механизмом» развития естественных сил и способностей ребёнка и

превращения их в реальные ка-

чества человеческой личности является деятельность, движение вовлечённых в

неё (в

деятельность) принадлежащих ребёнку естественных сил и способностей, их

упражне-

ние.

Поэтому полученные по наследству силы и способности ребёнка, в зависимости

от

обстоятельств его жизни и обуславливаемой этими обстоятельствами

деятельности ре-

бёнка, могут развиваться, превращаться в реальные качества человеческой

личности. Тогда, в зависимости от количества и качества их развития,

ребёнок станет человеком.

Но они могут и не развиться, если не будет вызвана и организована

обусловливаю-

щая их развитие деятельность, или может развиться только часть их. В этом

случае

развитие ребёнка получит неполный, односторонний характер и результатом

его бу-

дет неполно, односторонне развитый человек.

Можно сказать, что, какова деятельность ребёнка, таково и движение

вовлечённых

в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а

каково

движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а

следовательно,

таков и результат этого развития - воспитания определённых человеческих

качеств,

определённый тип личности, его своеобразие.

Идеализм потому и не может понять и разрешить проблему развития человека,

в том числе и в период воспитания, что «вместо того, чтобы понять

своеобразие людей

как следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения

(т.е. удовле-

творения людьми своих потребностей), он объясняет деятельность и

наслаждение «сво-

еобразием человека», чем, конечно, ликвидируется возможность всякой

дальнейшей дискуссии».

Следовательно, процесс деятельности ребёнка и есть процесс развития его

естествен- ных сил и способностей, процесс становления его человеком или,

иначе говоря, процесс

его воспитания.

Деятельность ребёнка, являющаяся источником и процессом развития его

естествен-

ных духовных и физических сил и способностей, процессом образования у него

чело-

веческих качеств, обусловливается и вызывается необходимыми жизненными

потреб-

ностями ребёнка во взаимоотношениях его со всем окружающим миром.

Необходимость

жить вызывает необходимость отношений его с окружающими людьми, вещами,

явления-

ми, т.е. необходимость определённой жизнедеятельности, а эта последняя в

свою оче-

редь необходимо вызывает и определённое, соответствующее её содержанию и

харак-

теру развитие естественных сил и способностей ребёнка (детей).

Таким образом, жизненно необходимая деятельность ребёнка, являющаяся

следствием

его необходимых жизненных отношений с людьми, вещами, явлениями,

составляет одно-

временно и процесс и содержание его жизни, и процесс его воспитания.

В жизни ребёнка, как и в жизни человека вообще, нет ни одного слова, ни

одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего

непосредственного

жизненного значения, не имели бы значения воспитательного: не влияли бы

так или

иначе на физическое, умственное и нравственное развитие его, на

образование навы-

ков, умений, привычек, взглядов, не расширяли бы и не вызывали бы

нарастания жиз-

ненного опыта. Пусть эти изменения в каждый данный момент незаметны или

мало

заметны, но определённое количество и система их как результат

определённой систе-мы жизнедеятельности и составляет процесс физического и

духовного развития ребёнка,

процесс формирования его как определённой личности, т.е. процесс его

воспитания, не-

зависимо от того, стремится кто-либо к этому сознательно или не стремится,

хочет кто-либо этого или не хочет.

Таким образом, ребёнок, живя, а следовательно, действуя, не может не

воспитывать- ся, ибо в процессе всякой его деятельности: бытовой, учебной

и т.п., в результате «при-

ведения в движение» и упражнения вовлечённых в эту деятельность

естественных сил

и способностей неизбежно происходит их развитие, и наоборот, неразвитие,

деградация тех сил и способностей, которые не вовлечены в деятельность, не

упражняются.

Следовательно, ребёнок воспитывается постоянно, в каждый данный момент,

посколь-

ку он в каждый данный момент живёт и действует. И в зависимости от того,

как жи-

вёт и как действует ребёнок, в зависимости от этого он упражняет, а

следовательно,

развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определённые

навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е.

определённым образом воспи-

тывается.

Таким образом, жизнь и воспитание ребёнка есть нечто единое, вернее, две

стороны

процесса его жизнедеятельности, в котором он, необходимо устанавливая

взаимоотно- шения с окружающими людьми , вещами, явлениями, удовлетворяет

свои жизненные потребности и в то же время, поскольку он «приводит в

движение принадлежащие его телу естественные силы», упражняет и развивает

их и приобретает соответствующие

навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.

Следовательно, процесс жизни ребёнка объективно и есть действительный

процесс его воспитания. Какова жизнь ребёнка, каковы характер и содержание

его жизненно

необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определённый этими

от-

ношениями характер и содержание его жизнедеятельности - таков и процесс

его вос-

питания, таков и результат его: определённые, соответствующие содержанию и

характе- ру жизнедеятельности ребёнка физические и духовные качества,

навыки, знания, умения,

взгляды, черты характера и т.п.

Если жизнь ребёнка, его жизненные отношения и деятельность скудны, бледны

по содержанию, ограничены, а отсюда - ограничено и слабо «движение» его

естественных

сил, их упражнение, то, следовательно, ограничено и их развитие, а как

результат - сла-

бы и односторонни его знания и навыки, умения, скудны и бледны его

впечатления и представления и все другие человеческие качества. И,

наоборот, чем богаче по содер-

жанию жизнь ребёнка (детей), чем выше она по своему культурному уровню,

шире по

охвату жизненных явлений и отношений, тем разносторонней деятельность его,

тем больше получает он «материала» для упражнения и развития своих

естественных сил и тем культурней, опытней, разносторонней формируется он

как человек.

В этом смысле человек как результат воспитания - это продукт своей

жизнедея-

тельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек, и эта

формула

Маркса в полной мере относится и к детям. Таким образом, изменение

содержания и

характера жизнедеятельности ребёнка (детей) неизбежно достигает и

изменение его (их) духовного и физического развития, а следовательно, и

изменение личности, изме- нение типа людей.

Исходя отсюда, понятны задачи и методы практической педагогической

деятельнос-

ти и задачи педагогической науки. Если развитие духовных и физических сил

детей (ребёнка), образование у них человеческих качеств является

следствием и результатом

их жизнедеятельности, то, следовательно, практическая педагогическая

деятельность, чтобы достигнуть своих целей, должна, с одной стороны,

внести в жизнь детей опре-

делённые, соответствующие воспитательным целям виды деятельности и так

организо-

вать эту деятельность и руководить ею, чтобы в процессе её, наряду с

удовлетворением

своих естественных жизненных потребностей, дети овладевали бы необходимым

жиз-

ненным опытом прошлых поколений, развивали бы в себе соответствующие

духовные

и физические качества, навыки, умения, знания; с другой стороны, задача

практической

педагогической деятельности - исключить из жизни детей те её элементы, те

виды де-

ятельности, воспитательные результаты которых не соответствуют

воспитательным целям.

Короче, практическая педагогическая деятельность должна целесообразно

организо-

вать всю детскую жизнедеятельность, всю жизнь детей так, чтобы каждый

элемент её,

наряду с удовлетворением соответствующих жизненных потребностей детей, был

бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а

вся детская

жизнь в целом, наряду с максимальным удовлетворением жизненных

потребностей де-

тей, была бы в то же время определённой, соответствующей воспитательным

целям системой воспитания детей, была бы определённо воспитывающей школой.

Задачей педагогической науки, исходя отсюда, является разработка и

совершенство- вание, на основе учёта и обобщения практического

педагогического опыта, в том чис-

ле и специального эксперимента, различных видов детской жизнедеятельности,

различ-

ных элементов детской жизни (их содержания, организации, проведения),

чтобы сделать

каждый из них, наряду с тем, что он является средством удовлетворения тех

или иных естественных жизненных потребностей детей, средством воспитания

тех или иных качеств человеческой личности, соответствующих требованиям

современной жизни. Более того, нужна разработка всей системы детской жизни

(её содержания, форм

организации и проведения), чтобы жизнь детей, наряду с полным

удовлетворением всех

их жизненных потребностей, была бы в то же время определённой,

соответствующей воспитательным целям системой их воспитания.

Таковы, с точки зрения исторического материализма, некоторые особенности

воспи- тания подрастающих поколений общества и следующие из них выводы для

практи- ческой педагогической деятельности и для педагогической науки.

Практическое осу- ществление этих выводов является основой и началом

становления на подлинно на-

учный путь и педагогики, и практической педагогической деятельности, а

следователь-

но, основой успеха их развития, о чём свидетельствуют опыт и труды

А.С.Макаренко.

Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории

воспитательного коллектива

§ 1. Дисциплина и режим.

Слово «дисциплина» имеет несколько значений. Одни под дисциплиной понимают

собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся,

воспи-

танные привычки человека, третьи видят в дисциплине только послушание. Все

эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине,

но для

правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление

о са-

мом понятии «дисциплина».

Иногда дисциплинированным называют человека, отличающегося послушанием.

Ко-

нечно, в подавляющем большинстве случаев от каждого человека требуется

точное и

быстрое выполнение приказаний и распоряжений вышестоящих органов и лиц, и

всё

же так называемое послушание является совершенно недостаточным признаком

челове-ка дисциплинированного.

От гражданина мы требуем гораздо более сложной дисциплинированности. Мы

тре-

буем, чтобы он не только понимал, для чего и почему нужно выполнить тот

или иной

приказ, но чтобы он сам активно стремился выполнить его как можно лучше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.