на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Курсовая работа

По теме

«Особенности и содержание педагогической системы Макаренко»

Написана студентом 343 г. з/о

Шевцовым А.В.

Для Кафедры Общей Педагогики

Заведующая кафедрой

Зорилова Л.С.

Москва 2004

План:

Введение

Глава I. Воспитание как общественное явление

§ 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность

§ 2 .«Механизм» процесса воспитания

§ 3. Воспитание и развитие личности

Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории

воспитательного коллектива.

§ 1. Дисциплина и режим

§ 2. Трудовое воспитание

§ 3. Игра

§ 4. О родительском авторитете

§ 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания

§ 6. Закон параллельного педагогического воздействия

§ 7. Единство воспитания и жизни детей

§ 8. Воспитательный коллектив

§ 9. Основные принципы организации

§ 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

§ 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного

коллектива

§ 12. Педагогическое руководство

Глава III. Цель воспитания

Глава IV. Методика организации воспитательного процесса

§ 1. Перспектива

а) близкая

б) средняя

в) дальняя

§ 2. Стиль работы с коллективом

Глава V. Методика педагогического воздействия

§ 1. Сущность и основные задачи педагогического воздействия

§ 2. Эстетика воспитания

§ 3. Требование

§ 4. Детская радость

§ 5. Система перспективных линий

§ 6. Общественное мнение коллектива

§ 7. Методика непосредственного воздействия педагога

§ 8. Наказание

Глава I. Воспитание как общественное явление

§ 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность

Исторический материализм учит, что люди - важнейший элемент

производительных сил общества. Следовательно, дети, подрастающие поколения

в системе общественной жизни есть не что иное, как смена старых,

естественно выбывающих из жизни и про-

изводства поколений людей, а процесс их воспитания с точки зрения

общественного назначения, общественной роли есть не что иное, как процесс

подготовки детей к об-

щественной деятельности, процесс становления детей людьми как важнейшим

элемен-

том производительных сил общества.

Таким образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих

по-

колений как общественного явления, отличающего его от других явлений

обществен-

ной жизни, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно

выбыв-

ших из жизни и производства поколений людей новыми, способными приводить в

движение орудия производства и производить материальные блага, подготовка

подрас-

тающих поколений (детей) к общественно - производственной деятельности,

становле-

ние детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества.

Эти общественные функции присущи только воспитанию подрастающих поколений,

и по-

тому оно вызывает потребность в самостоятельной области

общественно-практичес-

кой деятельности людей - практической педагогической деятельности и

является объ-

ектом самостоятельной науки - педагогики.

Исторический материализм учит далее, что основным качеством людей как

важней-

шего элемента производительных сил, благодаря которому они способны

приводить в

движение орудия производства и производить материальные блага, является

то, что они

владеют определённым производственным опытом и навыками труда. Отсюда

следует,

что воспитание подрастающих поколений общества есть прежде всего овладение

ими

этим качеством, т.е. овладение определённым производственным опытом и

навыками

труда, только благодаря чему подрастающие поколения - дети - и становятся

людьми

как важнейшим элементом производительных сил, становятся способными

приводить в

движение орудия производства и производить материальные блага.

Но производственный опыт и навыки труда не есть нечто неизменное и раз

навсе-

гда данное или кем-то произвольно определяемое. Они, как и

производительные силы

общества в целом, суть продукт деятельности предшествующих поколений и

поэтому в ходе исторического процесса изменяются и развиваются вместе с

изменением и раз-

витием способа производства и всей общественной жизни.

Каждое поколение людей в процессе своей производственной деятельности

вносит

свой вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в

развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения

в этой области,

приобретаемые отдельными поколениями, не уничтожаются и не умирают со

смертью

создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице

производ- ственного опыта общества, да и не только непосредственно

производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются

(овеществляются) во всех явлениях

общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях - в

их физичес-

ких и духовных качествах, в формах общественных отношений и т.п., являясь

исходным

началом для производственной и иной общественной деятельности последующих

по-

колений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою

произ-

водственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застаёт в

наличии, в го-

товом виде «определённый материальный результат, определённую сумму

производи-

тельных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к

другу, застаёт передаваемую каждому последующему поколению предшествующим

ему по-

колением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств» как

результат де-

ятельности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их

раз-

вивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы

общест-

ва и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Отсюда следует, что:

а) каждое данное подрастающее поколение общества овладевает не каким-то

абстракт- ным или кем-то произвольно установленным производственным опытом

и навыками

труда вообще, а теми конкретными навыками труда, производственным опытом,

кото-

рые практикуются обществом в тот конкретно-исторический период, когда

вступает в

жизнь данное подрастающее поколение, и которые являются продуктом

деятельности всех предшествующих поколений;

б) овладеть производственным опытом и навыками труда, практикуемыми

обществом на том историческом этапе, когда вступает в жизнь данное

подрастающее поколение, - это значит овладеть всей совокупностью

производственного и в целом жизненного опыта, созданного в ходе

исторического развития общества и реализованного как не-

посредственно в производстве, так и во всех других областях общественной

жизни - в науке, культуре и т.п.

Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их

подго- товки к общественно-производственной деятельности, овладения

подрастающими поко-

лениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть

необ-

ходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми

предшествую- щими поколениями и реализованным как непосредственно в

производстве, так и в обобщённом виде, в науке, культуре, языке, в самих

людях - в их духовных и физичес-

ких качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и

т.п.

Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной

деятельности,

помимо необходимости овладения им производственным и в целом жизненным

опытом,

немыслима без соответствующего развития духовных и физических сил

подрастающего поколения. Она с необходимостью предполагает и обуславливает

это развитие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее

поколение, чтобы стать способным к общественно-производственной

деятельности, хотя и представляет собой в известной степени наследство

прошлых поколений, передаваемое последующим по-

колениям, но отличается от обычного наследства тем, что наследники не

могут им распоряжаться по своему усмотрению - принять (полностью или

частично) или отверг-

нуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время всё

то, что

застает в готовом виде в области производства (и точно так же и в других

областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить

материальные блага и жить вообще.

Таким образом, оно («наследство») само ими распоряжается. Будучи

реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно

представляет собой совокуп-

ность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуждено жить и к которым

вынуж-

денно приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по

отношению к но-

вому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для

подрастающего по-

коления необходимость жить есть вместе с тем и необходимость

«прилаживания» к

этим условиям, а следовательно, необходимость овладения ими и заключённым

в них

опытом прошлых поколений: определёнными нормами и формами отношений людей

друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками

общественного

поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе с

этим и для этого - наукой, техникой, культурой и т.п. Необходимость же

овладения всем этим,

необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застаёт каждый

инди-

вид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно

вызывает и порождает определённые, соответствующие отношения подрастающего

поколения с

окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определённую

деятельность

детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно,

является тем сред-

ством и «механизмом», который с необходимостью вызывает соответсвующие ей

раз-

витие и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлекаются в

деятельность, не

упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил

подрастающих по-

колений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей -

необходимое и неиз-

бежное следствие их жизнедеятельности, обусловленной и вызванной

необходимостью

«принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления

в жизнь

в готовом виде как результат жизни и деятельности прошлых поколений,

необходи-

мостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых

поколений.

Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки

подрас-

тающих поколений к общественно-производственной деятельности по своему

содержа-

нию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим

поколе- нием производственным и в целом жизненным опытом человечества,

который оно за-

стаёт на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических

и ду-

ховных сил детей, образования у них определённых духовных и физических

качеств,

формирования определённого типа людей, что в совокупности и делает

подрастающее

поколение способным к общественно-производственной деятельности.

Надо отметить, что это не два самостоятельных процесса, а лишь две стороны

еди-

ного процесса исторически обусловленной жизнедеятельности подрастающих

поколе-

ний, причём определяющей и ведущей является первая сторона - овладение

опытом прошлых поколений, в то время как вторая сторона - развитие

духовных и физичес-

ких сил - является необходимым следствием первой, как бы «параллельным»

процес-

сом, дополняющим и оформляющим её результаты в определённые человеческие

ка-

чества. Следовательно, каков опыт прошлых поколений в области производства

и всей

общественной жизни, который застаёт на момент вступления в жизнь каждое

новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить

возможность про-

изводить материальные блага и жить, - таков процесс развития духовных и

физических

сил подрастающего поколения, таков и результат этого развития -

соответствующий тип

людей, способных приводить в движение орудия производства и осуществлять

произ-

водство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях.

Таким образом, по своей природе и по своему характеру воспитание

подрастающих

поколений есть объективно-закономерное общественное явление,

определяющееся как в своём возникновении, так и в ходе исторического

развития не чьей-то сознательной

волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития,

общест-

венными «потребностями и способом производства» (Маркс). Оно, как

общественное

явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, - говорит

Маркс, - есть не

что иное, как последовательная смена отдельных поколений».

Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений

(де-

тей) в процессе их жизнедеятельности как общественное явление с

практической пе-

дагогической деятельностью воспитателей, школы и других воспитательных

учреждений.

Воспитание подрастающих поколений - это процесс становления детей людьми

как

важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда

было, есть

и будет до тех пор, пока существует общество. Всегда было, есть и будет,

что рожда-

ющиеся новые поколения людей - дети - растут и развиваются духовно и

физически,

овладевают производственным и жизненным опытом прошлых поколений и

становятся

взрослыми людьми, способными к общественно-производственной деятельности в

тех

конкретно-исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т.е.

воспитываются.

Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть

объективно-закономерное

общественное явление, определяющееся «потребностями и способом

производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его развития,

ибо общество без него не

может жить и развиваться.

Практическая педагогическая деятельность - это совсем другого рода

явление. Это

сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а

не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений,

направленная на

осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей.

Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области,

есть сознательное

вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руководство

этим

процессом, его частичная или полная организация в соответствии с целями, к

дости-

жению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу.

Смешивать и отождествлять эти два явления - значит подменять одно явление

дру-

гим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в

педагогичес-

кую теорию. Марксистская теория общественного развития, основывающаяся на

призна-

нии общественного бытия как объективной реальности, и марксистская

методология

познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и

практики,

требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из

при-

знания общественного бытия как объективной реальности, марксизм считает и

учит, что

практическая общественная деятельность должна основываться на изучении

закономер-

ностей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными

мотивами, а практическими выводами из этих законов и, используя действие

этих законов, ускорять

и улучшать процесс общественного развития, управлять им в соответствии с

потреб-

ностями общества.

Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из

об-

щественных явлений - воспитании подрастающих поколений общества. Исходя из

при-

знания воспитания как объективно-закономерного общественного явления,

т.е.понимая

его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна

познать законо-мерности этого явления, его законы и вооружить знанием их

практическую педагоги-

ческую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла

воздействовать на

объективный процесс воспитания, ускорять и улучшать его, могла бы

управлять им и

достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной

жизни общества.

Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития,

с точки

зрения марксистской методологии и её важнейшего принципа - единства теории

и прак-

тики, необходимо строго различать эти два явления - воспитание

подрастающих поко-

лений общества как объективно-закономерное общественное явление и

практическую

педагогическую деятельность. Предметом педагогики как науки является

воспитание

подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заключается,

чтобы

познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую

деятель-

ность. Тогда педагогика будет полезной для практической педагогической

деятельнос-

ти и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной,

более ус-

пешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой

знаний

и источником её дальнейшего развития.

Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания

подрастаю-

щих поколений, характеризующие его роль и место в системе общественной

жизни, его общественную функцию, его содержание и характер как

объективно-закономерного

общественного явления.

Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются

основанием

для научного разрешения таких важных проблем, как определение задач и

целей прак-

тической педагогической деятельности, её содержания, а также позволяют

правильно,

научно понять процесс воспитания как историческое явление.

Если воспитание как общественное явление есть процесс подготовки

подрастающих

поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, то,

следовательно, за-

дача практической педагогической деятельности заключается не в том, чтобы

«воспиты-

вать вообще», для «жизни вообще», как определяется эта задача буржуазной

педагоги-

кой, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший элемент

производительных сил общества, воспитывать, образовывать у детей такие

человеческие качества, которые

делали бы подрастающее поколение способным приводить в движение орудия

произ-

водства и производить материальные блага.

Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо

исходить не

из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний и

т.п., а из по-

требностей производства и всей общественной жизни в тот

конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное

подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив

развития производительных сил общества и других

общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих производство.

Если основным признаком, качеством людей как важнейшего элемента

производитель-

ных сил является то, что они владеют определённым производственным опытом

и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения

производственным

опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития

про-

изводства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное

подрастаю-

щее поколение, является руководящим принципом во всей педагогической

деятельнос-

ти и в первую очередь в определении её целей и содержания.

Значит, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь

подрас-

тающему поколению (детям) овладеть теми элементами жизненного опыта

прошлых по-

колений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них

производст-

венный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в общественном

произ-

водстве в данных конкретно-исторических условиях.

Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом

жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития

его

духовных и физических сил, процесс образования определённых человеческих

качеств,

определённого типа людей (типа личности), то задача педагогической

деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в

овладении соответ- ствующим производственным опытом и навыками труда, но и

в воспитании духовных и физических качеств, в формировании определённого

типа людей, соответствующих потребностям общества в данный исторический

период.

Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь

де-

тей такие элементы из опыта прошлых поколений и так организовать овладение

де-

тьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением производственного опыта и

навы-

ков труда, у детей воспитывались бы и нужные физические и духовные

качества, фор-

мировался бы нужный тип людей.

Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше

характерных

признаков воспитания подрастающих поколений для определения целей и задач

педа-

гогической деятельности, её содержания и конкретных форм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.