![]() |
|
|
Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.Московский Государственный Университет Культуры и Искусств Курсовая работа По теме «Особенности и содержание педагогической системы Макаренко» Написана студентом 343 г. з/о Шевцовым А.В. Для Кафедры Общей Педагогики Заведующая кафедрой Зорилова Л.С. Москва 2004 План: Введение Глава I. Воспитание как общественное явление § 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность § 2 .«Механизм» процесса воспитания § 3. Воспитание и развитие личности Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории воспитательного коллектива. § 1. Дисциплина и режим § 2. Трудовое воспитание § 3. Игра § 4. О родительском авторитете § 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания § 6. Закон параллельного педагогического воздействия § 7. Единство воспитания и жизни детей § 8. Воспитательный коллектив § 9. Основные принципы организации § 10. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива § 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива § 12. Педагогическое руководство Глава III. Цель воспитания Глава IV. Методика организации воспитательного процесса § 1. Перспектива а) близкая б) средняя в) дальняя § 2. Стиль работы с коллективом Глава V. Методика педагогического воздействия § 1. Сущность и основные задачи педагогического воздействия § 2. Эстетика воспитания § 3. Требование § 4. Детская радость § 5. Система перспективных линий § 6. Общественное мнение коллектива § 7. Методика непосредственного воздействия педагога § 8. Наказание Глава I. Воспитание как общественное явление § 1. Воспитание и практическая педагогическая деятельность Исторический материализм учит, что люди - важнейший элемент производительных сил общества. Следовательно, дети, подрастающие поколения в системе общественной жизни есть не что иное, как смена старых, естественно выбывающих из жизни и про- изводства поколений людей, а процесс их воспитания с точки зрения общественного назначения, общественной роли есть не что иное, как процесс подготовки детей к об- щественной деятельности, процесс становления детей людьми как важнейшим элемен- том производительных сил общества. Таким образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих по- колений как общественного явления, отличающего его от других явлений обществен- ной жизни, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно выбыв- ших из жизни и производства поколений людей новыми, способными приводить в движение орудия производства и производить материальные блага, подготовка подрас- тающих поколений (детей) к общественно - производственной деятельности, становле- ние детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества. Эти общественные функции присущи только воспитанию подрастающих поколений, и по- тому оно вызывает потребность в самостоятельной области общественно-практичес- кой деятельности людей - практической педагогической деятельности и является объ- ектом самостоятельной науки - педагогики. Исторический материализм учит далее, что основным качеством людей как важней- шего элемента производительных сил, благодаря которому они способны приводить в движение орудия производства и производить материальные блага, является то, что они владеют определённым производственным опытом и навыками труда. Отсюда следует, что воспитание подрастающих поколений общества есть прежде всего овладение ими этим качеством, т.е. овладение определённым производственным опытом и навыками труда, только благодаря чему подрастающие поколения - дети - и становятся людьми как важнейшим элементом производительных сил, становятся способными приводить в движение орудия производства и производить материальные блага. Но производственный опыт и навыки труда не есть нечто неизменное и раз навсе- гда данное или кем-то произвольно определяемое. Они, как и производительные силы общества в целом, суть продукт деятельности предшествующих поколений и поэтому в ходе исторического процесса изменяются и развиваются вместе с изменением и раз- витием способа производства и всей общественной жизни. Каждое поколение людей в процессе своей производственной деятельности вносит свой вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения в этой области, приобретаемые отдельными поколениями, не уничтожаются и не умирают со смертью создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице производ- ственного опыта общества, да и не только непосредственно производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются (овеществляются) во всех явлениях общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях - в их физичес- ких и духовных качествах, в формах общественных отношений и т.п., являясь исходным началом для производственной и иной общественной деятельности последующих по- колений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою произ- водственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застаёт в наличии, в го- товом виде «определённый материальный результат, определённую сумму производи- тельных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застаёт передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему по- колением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств» как результат де- ятельности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их раз- вивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы общест- ва и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Отсюда следует, что: а) каждое данное подрастающее поколение общества овладевает не каким-то абстракт- ным или кем-то произвольно установленным производственным опытом и навыками труда вообще, а теми конкретными навыками труда, производственным опытом, кото- рые практикуются обществом в тот конкретно-исторический период, когда вступает в жизнь данное подрастающее поколение, и которые являются продуктом деятельности всех предшествующих поколений; б) овладеть производственным опытом и навыками труда, практикуемыми обществом на том историческом этапе, когда вступает в жизнь данное подрастающее поколение, - это значит овладеть всей совокупностью производственного и в целом жизненного опыта, созданного в ходе исторического развития общества и реализованного как не- посредственно в производстве, так и во всех других областях общественной жизни - в науке, культуре и т.п. Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их подго- товки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поко- лениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необ- ходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествую- щими поколениями и реализованным как непосредственно в производстве, так и в обобщённом виде, в науке, культуре, языке, в самих людях - в их духовных и физичес- ких качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т.п. Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной деятельности, помимо необходимости овладения им производственным и в целом жизненным опытом, немыслима без соответствующего развития духовных и физических сил подрастающего поколения. Она с необходимостью предполагает и обуславливает это развитие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее поколение, чтобы стать способным к общественно-производственной деятельности, хотя и представляет собой в известной степени наследство прошлых поколений, передаваемое последующим по- колениям, но отличается от обычного наследства тем, что наследники не могут им распоряжаться по своему усмотрению - принять (полностью или частично) или отверг- нуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время всё то, что застает в готовом виде в области производства (и точно так же и в других областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить материальные блага и жить вообще. Таким образом, оно («наследство») само ими распоряжается. Будучи реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно представляет собой совокуп- ность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуждено жить и к которым вынуж- денно приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по отношению к но- вому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для подрастающего по- коления необходимость жить есть вместе с тем и необходимость «прилаживания» к этим условиям, а следовательно, необходимость овладения ими и заключённым в них опытом прошлых поколений: определёнными нормами и формами отношений людей друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками общественного поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе с этим и для этого - наукой, техникой, культурой и т.п. Необходимость же овладения всем этим, необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застаёт каждый инди- вид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно вызывает и порождает определённые, соответствующие отношения подрастающего поколения с окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определённую деятельность детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно, является тем сред- ством и «механизмом», который с необходимостью вызывает соответсвующие ей раз- витие и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлекаются в деятельность, не упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил подрастающих по- колений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей - необходимое и неиз- бежное следствие их жизнедеятельности, обусловленной и вызванной необходимостью «принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления в жизнь в готовом виде как результат жизни и деятельности прошлых поколений, необходи- мостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений. Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки подрас- тающих поколений к общественно-производственной деятельности по своему содержа- нию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим поколе- нием производственным и в целом жизненным опытом человечества, который оно за- стаёт на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических и ду- ховных сил детей, образования у них определённых духовных и физических качеств, формирования определённого типа людей, что в совокупности и делает подрастающее поколение способным к общественно-производственной деятельности. Надо отметить, что это не два самостоятельных процесса, а лишь две стороны еди- ного процесса исторически обусловленной жизнедеятельности подрастающих поколе- ний, причём определяющей и ведущей является первая сторона - овладение опытом прошлых поколений, в то время как вторая сторона - развитие духовных и физичес- ких сил - является необходимым следствием первой, как бы «параллельным» процес- сом, дополняющим и оформляющим её результаты в определённые человеческие ка- чества. Следовательно, каков опыт прошлых поколений в области производства и всей общественной жизни, который застаёт на момент вступления в жизнь каждое новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить возможность про- изводить материальные блага и жить, - таков процесс развития духовных и физических сил подрастающего поколения, таков и результат этого развития - соответствующий тип людей, способных приводить в движение орудия производства и осуществлять произ- водство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях. Таким образом, по своей природе и по своему характеру воспитание подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся как в своём возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития, общест- венными «потребностями и способом производства» (Маркс). Оно, как общественное явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, - говорит Маркс, - есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений». Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений (де- тей) в процессе их жизнедеятельности как общественное явление с практической пе- дагогической деятельностью воспитателей, школы и других воспитательных учреждений. Воспитание подрастающих поколений - это процесс становления детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда было, есть и будет до тех пор, пока существует общество. Всегда было, есть и будет, что рожда- ющиеся новые поколения людей - дети - растут и развиваются духовно и физически, овладевают производственным и жизненным опытом прошлых поколений и становятся взрослыми людьми, способными к общественно-производственной деятельности в тех конкретно-исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т.е. воспитываются. Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его развития, ибо общество без него не может жить и развиваться. Практическая педагогическая деятельность - это совсем другого рода явление. Это сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей. Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области, есть сознательное вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руководство этим процессом, его частичная или полная организация в соответствии с целями, к дости- жению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу. Смешивать и отождествлять эти два явления - значит подменять одно явление дру- гим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в педагогичес- кую теорию. Марксистская теория общественного развития, основывающаяся на призна- нии общественного бытия как объективной реальности, и марксистская методология познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и практики, требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из при- знания общественного бытия как объективной реальности, марксизм считает и учит, что практическая общественная деятельность должна основываться на изучении закономер- ностей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными мотивами, а практическими выводами из этих законов и, используя действие этих законов, ускорять и улучшать процесс общественного развития, управлять им в соответствии с потреб- ностями общества. Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из об- щественных явлений - воспитании подрастающих поколений общества. Исходя из при- знания воспитания как объективно-закономерного общественного явления, т.е.понимая его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна познать законо-мерности этого явления, его законы и вооружить знанием их практическую педагоги- ческую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла воздействовать на объективный процесс воспитания, ускорять и улучшать его, могла бы управлять им и достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной жизни общества. Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития, с точки зрения марксистской методологии и её важнейшего принципа - единства теории и прак- тики, необходимо строго различать эти два явления - воспитание подрастающих поко- лений общества как объективно-закономерное общественное явление и практическую педагогическую деятельность. Предметом педагогики как науки является воспитание подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заключается, чтобы познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую деятель- ность. Тогда педагогика будет полезной для практической педагогической деятельнос- ти и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной, более ус- пешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой знаний и источником её дальнейшего развития. Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания подрастаю- щих поколений, характеризующие его роль и место в системе общественной жизни, его общественную функцию, его содержание и характер как объективно-закономерного общественного явления. Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются основанием для научного разрешения таких важных проблем, как определение задач и целей прак- тической педагогической деятельности, её содержания, а также позволяют правильно, научно понять процесс воспитания как историческое явление. Если воспитание как общественное явление есть процесс подготовки подрастающих поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, то, следовательно, за- дача практической педагогической деятельности заключается не в том, чтобы «воспиты- вать вообще», для «жизни вообще», как определяется эта задача буржуазной педагоги- кой, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший элемент производительных сил общества, воспитывать, образовывать у детей такие человеческие качества, которые делали бы подрастающее поколение способным приводить в движение орудия произ- водства и производить материальные блага. Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо исходить не из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний и т.п., а из по- требностей производства и всей общественной жизни в тот конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив развития производительных сил общества и других общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих производство. Если основным признаком, качеством людей как важнейшего элемента производитель- ных сил является то, что они владеют определённым производственным опытом и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения производственным опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития про- изводства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастаю- щее поколение, является руководящим принципом во всей педагогической деятельнос- ти и в первую очередь в определении её целей и содержания. Значит, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь подрас- тающему поколению (детям) овладеть теми элементами жизненного опыта прошлых по- колений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них производст- венный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в общественном произ- водстве в данных конкретно-исторических условиях. Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития его духовных и физических сил, процесс образования определённых человеческих качеств, определённого типа людей (типа личности), то задача педагогической деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в овладении соответ- ствующим производственным опытом и навыками труда, но и в воспитании духовных и физических качеств, в формировании определённого типа людей, соответствующих потребностям общества в данный исторический период. Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь де- тей такие элементы из опыта прошлых поколений и так организовать овладение де- тьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением производственного опыта и навы- ков труда, у детей воспитывались бы и нужные физические и духовные качества, фор- мировался бы нужный тип людей. Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше характерных признаков воспитания подрастающих поколений для определения целей и задач педа- гогической деятельности, её содержания и конкретных форм. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |