на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


которые охотно выполняют любую работу, но делают её без увлечения, без

интереса, без мысли,

без радости. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей,

чтобы отделаться от упрёков и т.п. такая работа часто очень напоминает

усилия рабочей ло-

шади… Нельзя воспитывать такую лошадиную покорность, ибо у этих людей нет

нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других людей.

Правда, в нашем государстве невозможна эксплуатация человека человеком на

про-

изводстве, но есть ещё очень много охотников, которые могут пользоваться

чужим трудом в домашней обстановке, в быту, в семье.

Воспитание наших детей должно проходить таким образом, чтобы в нашем

общест-

ве не было готовых объектов для эксплуатации, чтобы никакие

эксплуататорские ап-

петиты у нас не могли развиваться даже в домашней обстановке. Поэтому

родители в

особенности должны внимательно следить, чтобы старшие братья не

пользовались тру-

дом младших иначе, как в порядке взаимной помощи, чтобы в семье не было

никакого трудового неравенства.

Нам остаётся сказать несколько слов о качестве труда. Качество труда

должно иметь

самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда,

требовать серь-ёзно. Конечно, ребёнок ещё неопытен, часто он физически не

способен выполнить ра-

боту во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого

качества, которое

для него совершенно посильно, которое доступно и его силам и его

пониманию.

Не нужно при этом поносить ребёнка за плохую работу, стыдить его,

упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана

неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или

сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребёнка

силами самих родителей, только в редких слу-

чаях можно проделать часть такой работы, которая явно не по силам ребёнку,

поправ-ляя в этом случае допущенную нам ошибку в самом назначении работы.

§ 3. Игра

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у

взрос-

лого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит преж-де всего в игре. И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

Этот пе-

реход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок

преимущест-венно играет, его рабочие функции очень незначительны и не

выходят за пределы са-

мого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть,

укрываться одеялом,

надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В

хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются,

ребёнку поруча-ются всё более сложные работы, которые имеют значение для

всей семьи. Но игра в

это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает,

интересует.

Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в

такой

организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются

качества будуще-го работника и гражданина.

Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители

дол-

жны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она

отличается от работы.

Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой

разни-

цы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра

на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая

работа больше

похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и

пускать, а ребё-нок будет целый день смотреть на мышку и радоваться, - в

этой игре не будет ниче-го хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся

пассивным, всё его участие сводится к то-

му, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими

играми, из него

вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый

почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать

трудности. Игра

без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как

видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или

радость по-беды, или радость эстетическая - радость качества. Такую же

радость приносит и хоро-шая работа. И здесь полное сходство.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть

ответствен-ность, а в игре её нет. Это неправильно: в игре есть такая же

большая ответственность,

как в работе - конечно, в игре хорошей, правильной…

Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в

одном: работа есть участие человека в общественном производстве или в

руководстве этим производством, в создании материальных, культурных, иначе

говоря, социальных ценнос-тей. Игра не преследует таких целей, к

общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним

косвенное отношение: она приучает человека к тем физи-ческим и психическим

усилиям, которые необходимы для работы.

Теперь уже ясно, чтo мы должны потребовать от родителей в деле руководства

детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным

стремлени-

ем ребёнка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе -

чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые

необходимы для работы.

Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным вовлечением

ребёнка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену

игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой: выбором

игры, помощью ребёнку в игре.

Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в

руководстве

игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не

интере-

суются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше

играть. У та-

ких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе

игрушки и

сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже

слишком

много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают

игровые

задачи, часто их решают раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких

родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать

им; в сущности, иг-рают больше родители, чем ребёнок.

У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители; они не

привыка-ют преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения

качества и очень

рано привыкают к мысли, что только взрослые умеют делать всё хорошо. У

таких де-

тей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве

игрушек. Они

расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми

разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей

похож на игрушечный

магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и

запол-

няют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае

становятся

коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - безо

всякого инте-

реса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают

игрушки и требуют новых.

Игрушки бывают следующих типов:

Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили,

пароходы, ло-

шадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.

Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные

картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы,

разборные модели.

Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги,

растения, про-

волока, гвозди.

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая

игрушка хо-

роша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она

подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства.

Поэтому такая иг-

рушка вызывает более широкую деятельность воображения. Вообще эти

механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с

ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед

соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движения игрушки, а

организуя это движение в каком-нибудь слож-

ном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька

куда-ни-будь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и

бодрствовать, оде-

ваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную

работу в игрушечном царстве.

Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем

шире и серьёзней развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем

лучше.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребёнком

какая-нибудь

задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением,

которую

сам ребёнок никогда бы не мог поставить. В разрешении этих задач уже

требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о

законном отношении час-

тей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек в том, что

задачи эти

всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый

и са-

мый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к

нормальной че-

ловеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и

культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у

него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура

деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же

время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой

творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки сте-кла или слюды, из них

можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, сле-

довательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли

растений,

возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считаем, что наилучший способ

комбинировать

все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у

мальчика или

девочки есть одна-две механические игрушки, не нужно покупать больше.

Прибавьте к

этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких

материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в

нём было всё, чтобы у

ребёнка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему

немного, но

постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом

наблюдайте за

ним, прислушайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он

самостоятельно по-

чувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить.

Самое глав-

ное в этой детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы

дово-дил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего

ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть

полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны

ломаться, а в случае поло-

мок должен производиться ремонт, если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к

игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен

и бесконечно страдать, если она испортилась или сломалась. Эта цель будет

достигнута, если ребё-

нок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится

отдель-ных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и

матери явля- ется всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях,

поддержать его в отчая-нии, доказать ему, что человеческая находчивость и

труд всегда могут поправить по-ложение. Исходя из этого, мы рекомендуем

родителям всегда принимать меры к по-

чинке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать её раньше времени. В

процессе

самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную

свободу

действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок

затруд-

нился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно,

нужно

помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос,

добавить какой-

либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Вы должны

знать,

чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что

плохо в их играх. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет

общение роди-телей между собой, к сожалению, очень незначительное среди

родителей. На этой ста-

дии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень

полезно, если

и их родители так же организованно будут руководить ими.

В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть

перед

собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей

и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы

принесёте на-

ибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь

семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет

видеть в этом пример

для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или

матери по

отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает

злобность ха-

рактера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей,

оно пе-

редано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются

большие во-

зможности для правильного влияния на характер ребёнка.

И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не

поглощала

всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые

навыки.

В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более

ценным

удовлетворениям, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать

мужествен-

ное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на

второй и

третьей стадиях вы должны всегда иметь ввиду, что здесь уже ваш ребёнок

вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но

и умение правильно

относиться к людям.

§ 4. О родительском авторитете

Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитать будущего гражданина

нашего отечества, они отвечают перед обществом. На этом и основываются их

родитель-

ская власть и их авторитет в глазах детей.

Однако будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать

родительс-

кую власть постоянной ссылкой на такое общественное полномочие. Воспитание

детей

начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и

предъявление

общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен

вос-питатель.

Наконец, самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует

никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство

старшего, как его си-ла и ценность, видимая, так сказать, простым детским

взглядом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится

слы-шать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это

самое «не слуша-ется» и есть признак того, что родители в его глазах не

имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что

авторитет

даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и

поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой

талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в

каждой семье, и это даже не очень

трудное дело.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и

работа

родителей, их гражданское лицо, их поведение.

Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и

отве-

чают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.

Если ро-

дители это делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные

и пре-

красные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих

действиях и по-

ступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно

искать ни-

каких иных оснований, и тем более не нужно придумывать ничего

искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает

отец

или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны

узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело

отца или матери

должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважение

дело. Зас-

луги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед

общест-

вом, действительно ценностью, а не только внешностью. Очень важно, если

эти заслу-

ги дети видят не изолированно, а на фоне достижений нашей страны. Не

чванство, а

хорошая гордость должна быть у детей, но в то же время необходимо, чтобы

дети гордились не только отцом, чтобы они знали имена великих и знатных

людей нашего

отечества, чтобы отец или мать, в их представлении, выступали как

участники этого

большого ряда деятелей.

При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть

свои

напряжения и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны

представлять-

ся детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем не сравнимые гении.

Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших

товарищей

отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на

настоящую

высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена

коллектива.

Но вы - не только гражданин. Вы - ещё и отец. И родительское ваше дело вы

дол-

жны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего

авторитета. И

прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не

любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он

дружит, с кем играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он

учится в школе, вам дол-

жно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него

затруднения,

как он ведёт себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых

лет ваше-го ребёнка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных

неприятностях и конфликтах,

вы должны их предугадывать и предупреждать.

Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать

вашего

сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешёвым и назойливым

шпионством.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам

рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они

были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе

товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны

побывать в той семье, где есть эти товарищи,

вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьёй.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только

внимание к детям и к их жизни.

И если у вас будет такое знание и внимание, это не пройдёт незамеченным

для ва-ших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это.

Авторитет знания необходимо приведёт и к авторитету помощи. В жизни

каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно

поступить, когда он нуж-дается в совете и в помощи. Может быть, он не

попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны

прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке,

иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего

ребёнка, вы сами

увидите как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь

нужно ока-

зать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре,

либо по-

знакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с

учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый

случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сёстры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В

некото-рых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому

выбраться из зат-

руднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать

более слож-ные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту

операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда

даже нужно, чтобы ребё-нок видел вашу настороженность, внимание и доверие

к его силам.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо

дополнится

авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.