на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


Мало этого. Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту

своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или

приказа, чтобы он обла-дал инициативой и творческой волей. Мы надеемся при

этом, что он будет делать только то, что действительно полезно и нужно для

нашего общества, для нашей стра-

ны, что в этом деле он не остановится ни перед какими трудностями и

препятствиями.

Наоборот, мы требуем от человека умения воздержаться от таких поступков

или дей-

ствий, которые принесут пользу только ему одному, а другим людям или всему

обще-

ству могут принести вред. Кроме того, мы всегда требуем от нашего

гражданина, что-

бы он никогда не ограничивался только узким кругом своего дела, своего

участка, сво-

его станка, своей семьи, а умел видеть и дела окружающих людей, их жизнь,

их пове-

дение, умел прийти им на помощь не только словом, но и делом, даже если

для этого

нужно пожертвовать частью личного покоя. Но по отношению к нашим общим

врагам

мы от каждого человека требуем решительного противодействия, постоянной

бдитель-

ности, несмотря ни на какую неприятность или опасность.

Одним словом, дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только

тако-

го, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное

поведение, наибо-

лее полезное для общества, и найдёт в себе твёрдость продолжать такое

поведение до

конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.

Само собой понятно, что нельзя воспитать такого дисциплинированного

человека только при помощи одной дисциплины, то есть упражнений в

послушании. Дисципли-

нированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных

влияний,

среди которых самое видное место должны занимать: широкое политическое

воспита-

ние, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже

такие как буд-

то второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых. Только в совместном

действии

всех этих влияний может быть проведено правильное воспитание, и только в

резуль-

тате его может получиться настоящий дисциплинированный гражданин общества.

Мы в особенности рекомендуем родителям помнить всегда это важное

положение:

дисциплина создаётся не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами,

а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями,

которым подвер-

гаются дети.

В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ

правильного

воспитания, а результат его. Правильная дисциплина - это хороший конец, к

которому

должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех

средств, имеющихся в его распоряжении. Поэтому каждый родитель должен

знать, что, давая сы-

ну или дочери книгу для чтения, знакомя его с новым товарищем, беседуя с

ребёнком

о международном положении, о делах на своём заводе или о своих

стахановских ус-

пехах, он вместе с другими делами добивается и цели большего или меньшего

дис-

циплинирования.

Таким образом, под дисциплиной мы будем понимать широкий общий результат

всей воспитательной работы.

Но есть и более узкий отдел воспитательной работы, который ближе всего

стоит к

воспитанию дисциплины и который часто смешивают с дисциплиной: это режим.

Если

дисциплина есть результат всей воспитательной работы, то режим есть только

сред-

ство, только способ воспитания. Отличия режима от дисциплины - очень

важные отли-

чия, родители должны в них хорошо разбираться. Дисциплина, например,

относится к

числу тех явлений, от которых мы всегда требуем совершенства.

Всякий нормальный человек должен добиваться самой высокой дисциплины, то

есть

самого лучшего результата.

Совсем другое дело - режим. Режим, как мы уже говорили, - это только

средство, а мы вообще знаем, что всякое средство в какой угодно области

жизни нужно употреб-

лять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно.

Поэтому можно представить себе самую лучшую дисциплину, и к ней мы всегда

стремимся, но нель-

зя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних

случаях

один режим будет самым подходящим, в других случаях - другой.

Семейный режим не может быть и не должен быть одинаковым при различных ус-

ловиях. Возраст детей, их способности, окружающая обстановка, соседи,

величина квар-

тиры, её удобства, дорога в школу, оживлённость улиц и многие другие

обстоятельства

определяют и изменяют характер режима. Один режим должен быть в большой

семье,

где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребёнок. Режим,

полезный

по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его

применять к

более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для

девочек, в особенности в старшем возрасте.

Следовательно, нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим.

Режимов

есть много, и нужно из них выбрать один, самый подходящий в данной

обстановке.

Первое, на что мы обращаем внимание родителей, - это следующее: какой бы

вы ни

выбрали режим для вашей семьи, он должен быть прежде всего целесообразен.

Любое

правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то дугой

завёл его у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а

исключительно потому,

что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту

цель вы

и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны

знать её и дети. Во всяком случае и в ваших глазах, и в глазах детей режим

должен иметь

характер разумного правила.

Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если

се-

годня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно

убрать

после себя постель, то нужно сделать это и завтра. Не должно быть так, что

сегодня

мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама не убрала.

Такая не-

определённость лишает режим всякого значения, обращает его в набор

случайных, нес-

вязанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться

опреде-

леностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда

исключе-

ния действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как

прави-ло же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы

малейшее нарушен-ие режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с

самого малого возраста ребёнка, и чем родители строже будут следить за

выполнением режима, тем всё мень-

ше будет нарушений и тем реже впоследствии придётся прибегать к

наказаниям.

Режим в самой семье, дома, обязательно должен касаться следующих

частностей:

точно должно быть установлено время вставания и время отхода ко сну - одно

и то-

же как в рабочие дни, так и в дни отдыха; правила аккуратности и

соблюдения чисто-

ты, сроки и правила смены белья, одежды, правила их носки, чистки; дети

должны при-учаться к тому, что все вещи имеют своё место, должны после

работы или игры ос-

тавлять всё в порядке; с самого раннего возраста дети должны уметь

пользоваться уборной, умывальником, ванной; должны следить за

электрическим светом, включать и

выключать его, когда нужно. Особый режим должен быть установлен за столом.

Каждый ребёнок должен знать своё место за столом, приходить к столу

вовремя, должен уметь вести себя за столом, пользоваться ножом и вилкой,

не пачкать скатерть; не набрасы-

вать кусков на столе, съедать всё, положенное на тарелку, и поэтому не

просить лишне-го.

Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьёй, находится почти в

полной влас-ти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ре-

бёнок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на

площад-

ках, катках, иногда на улице. В таком случае для родителей нужно только

одно: более

или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Многие случаи дурного поведения, а тем более явления детской распущенности

не имели бы

места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями

этих товарищей, смотрели иногда игру детей, даже приняли в ней участие,

вместе с ними

совершили бы путешествие, пошли в кино, цирк и т.д. Такое активное

приближение ро-

дителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже

удовольствие. Оно

позволяет отцу и матери ближе узнать сущность товарищеских отношений,

позволяет

родителям помогать друг другу, и, самое главное, оно даёт возможность

поделиться впечатлениями с детьми и во время такой беседы высказать своё

мнение о товари-

щах, об их поведении, о правильности или неправильности того или иного

поступка, о полезности или вредности той или иной детской затеи.

Такова общая методика организации режима в семье. Пользуясь этими

указаниями,

каждый родитель сможет выработать такое устройство семейного быта, которое

наибо-лее соответствует особенностям его семьи.

§ 2. Трудовое воспитание

Правильное воспитание невозможно себе представить как нетрудовое. Труд

всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия

человеческой жизни и культуры. В нашей стране труд перестал быть предметом

эксплуатации, он сделался делом чести, славы, доблести и геройства. Наше

государство есть государство

трудящихся, в нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест».

Поэтому в воспитательной системе труд должен быть одним из самых основных

элементов.

Попробуем проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш

ребё-

нок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом

обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно от

того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном

труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Но от этого будет

зависеть и его благосостояние, материаль-

ный уровень его жизни, ибо в наше время Конституцией также сказано: «От

каждого

по способностям, каждому по труду». Мы хорошо знаем, что от природы все

люди об-

ладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди

умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому

простому труду,

другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти

различные тру-довые качества не даются человеку от природы, они

воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

Каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идёт на создание

общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому

труду - особая задача воспитателя.

…В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но

и под-готовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к

другим людям, - это

уже будет нравственная подготовка.

…Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы

или

внешние качества - зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое

развитие в

труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно

необхо-

димым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в

пси-

хическом, духовном развитии человека.

Конечно, в границах семьи трудно дать ребёнку такое трудовое воспитание,

которое

обычно называется квалификацией.

Но родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет

никакого

отношения к получению квалификации. Именно семейная трудовая практика

имеет са-

мое важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребёнок,

который полу-

чил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим

успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые

не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут

получить хорошей, их

постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на

все усилия государственных учреждений.

Точно также родители не должны думать, что под трудом мы понимаем только

фи-

зический труд, мускульную работу. С развитием машинного производства

физический

труд постепенно теряет своё былое значение в человеческой общественной

жизни. Человек становится всё больше и больше владетелем больших,

организованных меха-

нических сил, от него теперь всё больше и больше требуются не физические,

а умст-

венные силы: распорядительность, внимание, расчёт, изобретательность,

находчивость, ухватка.

Поэтому мы не должны думать, что в воспитании есть какая-либо существенная

раз-ница между трудом физическим и трудом умственным. В том и в другом

труде важ-ной стороной является прежде всего организация трудового усилия,

его настоящая чело-

веческая сторона.

Если мы будем поручать мальчику или девочке всегда одно и то же дело, одну

и ту же физическую работу, требующую от него только расхода мускульной

энергии, воспитательное значение такого труда будет весьма ограниченно,

хотя и нельзя сказать,

что такой труд совершенно бесполезен. Ребёнок будет приучаться к трудовому

усилию,

будет принимать участие в общественном труде, будет нравственно

воспитываться в

трудовом равенстве с другими людьми, но всё же это не будет настоящее

трудовое стахановское воспитание, если мы не прибавим к трудовому

упражнению интересных

организационных задач.

В трудовом воспитании важным является следующая сторона метода. Перед

ребён-

ком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить,

применяя

то или другое средство. Эта задача не обязательно должна стоять на

короткий отрезок

времени, на один или два дня. Она может иметь длительный характер, даже

продолжа-

ться месяцами и годами. Важно то, что ребёнку должна быть предоставлена

некоторая

свобода в выборе средств и он должен нести некоторую ответственность за

выполне-ние работы и за её качество. Меньше будет пользы, если вы скажите

ребёнку:

- Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так.

Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребёнку поддержание чистоты

в определённой комнате, а как он будет это делать - предоставьте решать и

отвечать за

решение ему самому. В первом случае вы поставили ребёнку только мускульную

зада-чу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную;

последняя го-

раздо выше и полезнее. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет

трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Многие

родители не учиты-вают этого обстоятельства. Они поручают детям сделать то

или другое дело, но разбрасы-ваются в слишком мелких трудовых задачах. Они

посылают мальчика или девочку в магазин купить какой-нибудь предмет, а

гораздо лучше будет, если они возложат на него постоянную, определённую

заботу, например всегда заботиться о том, чтобы в семье было мыло или

зубной порошок.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано.

Начинаться оно должно в игре. Ребёнку должно быть указано, что он отвечает

за целость игрушек,

за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту

работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто,

не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли.

Конечно, некоторые приё-

мы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается,

что для

вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если он эту тряпку сам выпросит

у ма-

тери, если он к этой тряпке предъявит определённые санитарные требования,

если он

потребует лучшую тряпку и т.д. Точно так же и починка изломанных игрушек

долж-

на быть предоставлена ему самому в той мере, в какой это ему по силе,

разумеется, с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры.

Мы

перечислим несколько видов детской работы, рассчитывая, что каждая семья в

зависи-мости от условий своей жизни и возраста детей сможет исправить и

дополнить этот список.

1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

2. Вытирать пыль на подоконниках.

3. Накрывать на стол перед обедом.

4. Следить за солонками, горчичницами.

5. Следить за письменным столом отца.

6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке.

7. Получать газеты и складывать их в определённом месте, отделяя новые от

прочитанных.

8. Кормить котёнка или щенка.

22. Помогать матери или сестре в определённых хозяйственных функциях.

Каждая семья найдёт у себя очень много подобных работ, более или менее

интерес-

ных или посильных. Конечно, нельзя ребёнка загружать чрезмерным

количеством рабо-ты, но во всяком случае необходимо, чтобы не бросалась

разница в глаза в трудовой нагрузке родителей и в трудовых нагрузках

детей. Если отцу или матери очень труд-

но в домашнем хозяйстве, дети должны привлекаться к помощи им.

В семье должна чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще

проявлять-ся помощь одних членов семьи по отношению к другим.

Спрашивается, какими мерами можно и должно вызывать у ребёнка то или

другое

усилие. Меры эти могут быть самые разные.

В раннем детстве, конечно, многое ребёнку нужно и подсказать, но вообще

необходи-мо считать идеальной формой, когда ребёнок сам замечает

необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда её

сделать, когда он по собствен-

ной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать

такую

готовность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива -

значит вос-

питать настоящего гражданина.

Очень часто бывает, что ребёнок по своей неопытности, по слабости

ориентировки не может самостоятельно заметить потребности в той или иной

работе. Родители долж-

ны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребёнку выяснить своё

отношение

к этой задаче и принять участие в её разрешении. Это часто лучше всего

делать, вы-

зывая простой технический интерес к работе, но и злоупотреблять этим

способом не-

льзя. Ребёнок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у

него особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными.

Вообще он

должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была

не его заинтересованность, а его польза, его необходимость. Родители

должны воспитывать

у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы

неприятные. По-

том, по мере развития ребёнка, даже самая неприятная работа будет

приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него

очевидна.

В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у

ребён-

ка желание трудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем и

отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребёнку полную

свободу выбора.

Просьба и должна быть такова. Её так нужно произнести, чтобы ребёнку

казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не

побуждаемый к этому

никакими принуждениями. Нужно говорить:

- У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно и у тебя всякие другие дела…

Просьба - самый верный, лучший и мягкий способ обращения, но и

злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять

в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребёнок с удовольствием

выполнит вашу просьбу. Если же у

вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного

поручения

спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего

ребёнка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности

если вы будете возбуждать личную инициативу ребёнка, будете учить его

видеть необходимость ра-

боты самому и по собственному почину выполнять её, в вашем поручении не

будет уже никаких прорывов. Только если вы запустили дело воспитания, вам

иногда придёт-ся прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до

повто-

рения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно

прибегать к фи-

зическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает

у ребёнка отвращение к трудовой задаче.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так

называемыми

ленивыми детьми. Нужно при этом сказать, что лень, то есть отвращение к

трудовому усилию, только в очень редких случаях объясняется плохим

состоянием здоровья, фи-

зической слабостью, вялостью духа. В этом случае, конечно, лучше всего

обратиться к

врачу. Большей же частью лень у ребёнка развивается благодаря

неправильному вос-

питанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка

энергии,

не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к

семей-

ному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем

удоволь-ствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью

единственный: посте-

пенное втягивание ребёнка в область труда, медленное возбуждение у него

трудового

интереса.

Но, борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.