на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.


ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет

знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать

за него, снять с него ответ-

ственность.

Вот именно линия ответственности является следующей важной линией

родительско-го авторитета. Ни в коем случае ребёнок не должен думать, что

ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие и развлечение.

Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед

обществом. Не нужно бояться откры-то и твёрдо сказать сыну или дочери, что

они воспитываются, что им нужно ещё мно-гому научиться, что они должны

вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми,

что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся

ответственности.

В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и

требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в

самой суровой форме, не

допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование

только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже

создан в пред-

ставлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что

его роди-тели не живут вместе с ним на необитаемом острове.

§ 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это

будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.

Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих

детей. Наши дети

должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и

это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это

наша счастливая

старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это

наша вина

перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности

этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребёнка

правиль-

но и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с

самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим

кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому

отцу и каждой матери. Хоро-

шо воспитать ребёнка может каждый человек, если только он этого

действительно захочет, а кроме того, это - дело приятное, радостное,

счастливое. Совсем другое - пере-

воспитание.

Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало

о нём

думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда уже нужно

многое переде-лывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно.

Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это

зависит от многих причин и прежде всего зависит от применения правильных

методов воспитания.

Но очень важной причиной является и самое устройство семьи, её структура.

В извест-ной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например,

решительно утвер-ждать, что воспитание единственного сына или единственной

дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в

том случае, если семья испы-

тывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним

ребёнком.

Единственный ребёнок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и

матери,

сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают полезную норму.

Любовь

родителей в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого

ребёнка или смерть переносится такой семьёй очень тяжело, и страх такого

несчастья всегда

стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто

единст-

венный ребёнок привыкает к своему исключительному положительному и

становится

настоящим деспотом в семье. Для родителей бывает очень трудно затормозить

свою

любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь

нормаль-ный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой

семье ребёнок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт

взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними

устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь

такой семьи предоставляет ребёнку возможность упражняться в различных

видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи,

которые единственному ребёнку недоступны: любовь

к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные

чувства,

умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы

уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребёнок

привыкает быть в коллективе. Всё это очень важно для воспитания.

Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться

вполне сознательно.

Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как

можно

лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до

разрыва и тем

самым не ставить детей в самое трудное положение.

§ 6. Закон параллельного педагогического воздействия

В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко

исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности

детей, и обязательно

всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в

результате упражне-

ния вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил,

а вме-

сте с тем и образование соответствующих содержанию и характеру

деятельности зна-

ний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в

трудах

А.С.Макаренко название «педагогики параллельного воздействия», и мы

считаем воз-

можным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом

параллельного пе-

дагогического воздействия А.С.Макаренко».

В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или

отно-шения, которые, помимо своего основного значения, не имели бы

значения воспитатель-ного. Так примерно может быть сформулирован «закон

параллельного педагогического

действия А.С.Макаренко». Специальной формулировки этого положения как

определён-ного закона в трудах А.С.Макаренко нет. Поэтому, основываясь на

точном смысле ря-

да его высказываний, мы даём её как приблизительную в несколько обобщённом

ви-

де.

Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической

деятель-

ности исключительно велико.

Прежде всего он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть

единст-

венное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и

образу-ет, воспитывает человеческие качества - духовные и физические.

Других средств нет.

Этот вывод как первоочередной и лёг в основу практической педагогической

деятель-ности А.С.Макаренко, его методики «параллельного педагогического

воздействия». Ма-

каренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг

нужных

ему воспитательных результатов не «перекладыванием» истин из головы

воспитателя в головы воспитанников путём напряжения «голосовых связок»

воспитателе и не «раз-

витием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путём волшебного

«убеж-дения», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие

воспитательным целям

виды деятельности и так организовывал эту деятельность, что результатом

её, ре-

зультатом упражнение в этой деятельности было и соответствующее

воспитатель-ным целям развитие естественных сил детей и образование

духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п.

«Попробуйте, - говорил А.С.Макаренко, - серьёзно, искренне, горячо

задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже

нельзя будет ограничить-ся душеспасительными разговорами. Нельзя будет

закрыть форточки, обложить ребён-

ка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что

результат

для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного

наблюдате-ля, для которого чужой подвиг - только объект для глазения,

развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие

условия,

когда бы он мог проявить мужество, - всё равно в чём: в сдержанности, в

прямом от-крытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».

То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого

качества - и духовного и физичес-кого. Нельзя воспитать грамотного

человека без упражнения его в грамотном письме,

нельзя воспитать коллективиста без упражнения его в коллективных движениях

и т.д. и т.п., и в этом смысле воспитание есть упражнение в жизни.

Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей

и воспитания у них определённых человеческих качеств является деятельность

воспиты-вающихся, то единственным средством овладения процессом воспитания

детей, управле-ния этим процессом в соответствии с поставленными целями,

т.е. практической педаго-гической деятельностью, является такая специально

организованная система детской

жизнедеятельности, в результате упражнения детей в которой, вместе с

удовлетворени-ем их жизненных потребностей, «параллельно», образовывались,

воспитывались бы ка-

чества личности, требуемые нашей эпохой.

Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании детей», А.С.Макаренко

говорил:

«Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже

догадались об этом, заключается вовсе не в наших разговорах с ребёнком, не

в прямом воздействии

на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни

и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего

работа организа-тора».

В этом суть макаренковской методики параллельного воздействия как основы

всей воспитательной работы. Нужно «создать такую цепь упражнений, цепь

трудностей, ко-

торые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».

Далее, закое параллельного педагогического воздействия показывает, что не

сущест-

вует «воспитательных» и «невоспитательных» средств. Каждый элемент детской

жизни,

каждый шаг ребёнка является обязательно воспитательным средством,

поскольку он обязательно вызывает к действию и, следовательно, упражняет

естественные силы и совершенствует те или иные человеческие качества,

знания, умения, и т.п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый

данный момент, поскольку в каждый данный мо-

мент они живут и действуют.

Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нуж-

ные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все

необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут

возникнуть в детской

жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его

результа-ты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы

воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие

воспитательным целям виды дея-тельности и вносить, включать в жизнь детей

такие виды деятельности, которые бы

отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и

всю дет-

скую жизнедеятельность так, чтобы её результатом с необходимостью было

воспита-

ние нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям нашей

жизни.

Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С.Макаренко.

Следовательно, методика параллельного педагогического действия как

практический

вывод из одноимённого закона есть способ управления процессом воспитания

детей,

который осуществляется путём организации системы упражнений детей в

различных

видах деятельности в соответствии с поставленными целями.

В этом и состоит главная задача воспитателя (родителей, школы и других

воспита-

тельных учреждений) и в этом заключается сущность и ценность

педагогического мас-

терства.

Как показывает история педагогической мысли, закон и методика

параллельного пе-

Дагогического воздействия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их

осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в своё время

передовые педагоги-

ческие идеи - лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци,

Ушинс-

кого и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми

они доби-вались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения

естественных сил воспи-танников в процессе специально организованной их

жизнедеятельности. Вся практика

воспитательной работы в ходе истории человечества складывалась на основе

стихий-ного использования это закономерности.

§ 7. Единство воспитания и жизни детей

«Жизнь образует» (Песталоцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашён ещё

педагогами-материалистами домарксова периода. Но они, опираясь в основном

на пред-

ставление о человеке как пассивном продукте обстоятельств, среды, не могли

сделать и не сделали из этого «великого и основного принципа» творчески

преобразующих выводов.

Антон Семёнович всегда и во всём исходил из того, что «человек не может

быть

воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами

эта лич-

ность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком

смысле…

Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в

беско-

нечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается,

переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным

ростом самого ребёнка.

Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он

создаёт

в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка.

Направить это

развитие и руководить им - задача воспитателя».

Наша жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и

во-

спитывающую в соответствии с её потребностями силу. Тем не менее, мы не

можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый

продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно

складывающимся процес-сом воспитания детей. Мы должны руководить процессом

воспитания детей, управлять

им, чтобы изменения в личности ребёнка, которые происходят в «каждый

данный мо-мент», были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а

соответствовали тем

воспитательным целям, к достижению которых мы стремимся. «Наши дети, -

писал А.

С.Макаренко, - цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это

прекрасный яб-

лоневый сад…Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не

радоваться,

но ещё труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим

делом: вска-

пывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.

…Не только аромат, не только «гаммы красок» - плоды, вот что вас должно

интересовать

в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними

вздохами и по-целуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте

лестницу. А когда в вашем

саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте

немнож-

ко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно…

Да, давайте будем садовниками, - продолжает Макаренко. - Это…сравнение

позволит

нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребёнка - родители

или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берёт ароматы своего тела, солнце даёт ему

драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в

борьбе, соседние братья-

деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него

всегда про-

текают сложнейшие химические процессы.

Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли

он

бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и

наглой ру-кой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так

делают многие родители.

Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не

творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой

математически-могучий корректив…» и через это получает нужные ему дары

природы.

Наша работа, работа воспитателя, говорил Макаренко, - это такой же

корректив жизни

детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И

только

поэтому, и только в этом случае возможен её успех.

По существу, принципиально-методологически, - это та же творческая и

преобразую-

щая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой формулой

И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё -

наша задача».

Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей,

таковы

процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат

воспитания -это продукт своей жизнедеятельности.

Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают

«меха-

низм» процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея

един-

ства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его

содержание.

§ 8. Воспитательный коллектив

Воспитательный коллектив - это педагогически целесообразная организация

детской

жизни, в результате которой воспитывается определённый тип людей, т.е.

достигаются

определённые воспитательные цели. «…Наш путь единственный,- писал

А.С.Макаренко,-

упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой

гимнастики».

Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива,

подчёр-

кивают, что организованный детский коллектив в руках педагога является

мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что

он помогает

педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации

общест-венной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае

имеется ввиду более или менее дружный, организованный опытным

руководителем класс, и эта сплочён-ность класса рассматривается как важный

воспитательный фактор. Безусловно, это по-

ложительное явление в нашем педагогическом опыте. Уровень воспитательной

работы

в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы,

сплочённости и ор-

ганизованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть ещё

воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это - явления одного

порядка, но такой классный

коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности

того вос-

питательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.

Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация

воспитательно-го процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли

представлять себе, пусть даже

самый лучший, самый организованный и воодушевлённый, сложившийся в ходе

жизнен-ной деятельности той или иной группы объединённых людей, а

специально с педагоги-

ческими целями научно-организованный воспитательный коллектив как форма

органи-зации детской жизни.

О коммуне имени Дзержинского, где была в полной мере развёрнута его

воспита-

тельная система, Антон Семенович говорил, что её можно сравнить со

спортивным залом. Как в специально оборудованном спортивном зале группа

людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора

занимается на снарядах и благодаря этому становится через определённое

время хорошими спортсменами, точ-

но также и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательным

спортзалом».

Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом

представляли

собой упражнения на сложнейших «воспитательных снарядах» под руководством

пе-

дагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды,

знания,

навыки, традиции, нормы поведения.

Это, в известном смысле слова, была та воспитывающая школа жизни, о

которой

говорил М.И.Калинин, с той лишь разницей, что здесь была специально

педагогичес-

ки организованная жизнь.

Но это не была какая-нибудь надуманная, нереальная, оторванная от

действительности жизнь. Это была обобщённая в её типичных прогрессивных

тенденциях и освобождён-ная от всего лишнего жизненного «хлама» и «мусора»

настоящая жизнь нескольких сот детей, организованная педагогом Макаренко.

Но в то же время она отличалась от нашего обычного передового коллектива.

Ос-

вобождённая от лишнего будничного «мусора» тем, что она создавалась как

воспита-

тельная жизнь рукой педагога и целеустремлённо направлялась и руководилась

им, жизнь коммуны была в определенном смысле идеальным выражением нашей

жизни.

Именно это имел ввиду А.М.Горький, когда характеризовал коммуну как

прообраз жизни будущего. И нет ничего удивительного в том, что

ознакомившиеся с жизнью

коммуны заявляли, что заглянули в наше будущее.

А.С.Макаренко, как он говорил, «проектировал» жизнь своих воспитанников,

обобщая

прогрессивные тенденции нашей жизни в её идеале, а затем этот идеал

реализовывал в

виде определённого содержания, интересов, целей, отношений, норм и

традиций передо-

вой жизни детского коллектива.

Отличалась эта жизнь от жизни обычного коллектива ещё и тем, что все

установлен-ные в ней нормы, законы и традиции имели целеустремлённое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.