|
Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответ- ственность. Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительско-го авторитета. Ни в коем случае ребёнок не должен думать, что ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие и развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться откры-то и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё мно-гому научиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в пред- ставлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его роди-тели не живут вместе с ним на необитаемом острове. § 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него. Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребёнка правиль- но и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хоро- шо воспитать ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это - дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое - пере- воспитание. Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нём думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда уже нужно многое переде-лывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно. Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин и прежде всего зависит от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семьи, её структура. В извест-ной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утвер-ждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испы- тывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком. Единственный ребёнок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родителей в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребёнка или смерть переносится такой семьёй очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единст- венный ребёнок привыкает к своему исключительному положительному и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей бывает очень трудно затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормаль-ный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребёнок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи предоставляет ребёнку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребёнку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребёнок привыкает быть в коллективе. Всё это очень важно для воспитания. Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем самым не ставить детей в самое трудное положение. § 6. Закон параллельного педагогического воздействия В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражне- ния вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вме- сте с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности зна- ний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом. Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А.С.Макаренко название «педагогики параллельного воздействия», и мы считаем воз- можным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом параллельного пе- дагогического воздействия А.С.Макаренко». В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отно-шения, которые, помимо своего основного значения, не имели бы значения воспитатель-ного. Так примерно может быть сформулирован «закон параллельного педагогического действия А.С.Макаренко». Специальной формулировки этого положения как определён-ного закона в трудах А.С.Макаренко нет. Поэтому, основываясь на точном смысле ря- да его высказываний, мы даём её как приблизительную в несколько обобщённом ви- де. Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической деятель- ности исключительно велико. Прежде всего он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть единст- венное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образу-ет, воспитывает человеческие качества - духовные и физические. Других средств нет. Этот вывод как первоочередной и лёг в основу практической педагогической деятель-ности А.С.Макаренко, его методики «параллельного педагогического воздействия». Ма- каренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг нужных ему воспитательных результатов не «перекладыванием» истин из головы воспитателя в головы воспитанников путём напряжения «голосовых связок» воспитателе и не «раз- витием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путём волшебного «убеж-дения», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие воспитательным целям виды деятельности и так организовывал эту деятельность, что результатом её, ре- зультатом упражнение в этой деятельности было и соответствующее воспитатель-ным целям развитие естественных сил детей и образование духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п. «Попробуйте, - говорил А.С.Макаренко, - серьёзно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничить-ся душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребён- ка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдате-ля, для которого чужой подвиг - только объект для глазения, развлекательный момент. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - всё равно в чём: в сдержанности, в прямом от-крытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого качества - и духовного и физичес-кого. Нельзя воспитать грамотного человека без упражнения его в грамотном письме, нельзя воспитать коллективиста без упражнения его в коллективных движениях и т.д. и т.п., и в этом смысле воспитание есть упражнение в жизни. Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей и воспитания у них определённых человеческих качеств является деятельность воспиты-вающихся, то единственным средством овладения процессом воспитания детей, управле-ния этим процессом в соответствии с поставленными целями, т.е. практической педаго-гической деятельностью, является такая специально организованная система детской жизнедеятельности, в результате упражнения детей в которой, вместе с удовлетворени-ем их жизненных потребностей, «параллельно», образовывались, воспитывались бы ка- чества личности, требуемые нашей эпохой. Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании детей», А.С.Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в наших разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организа-тора». В этом суть макаренковской методики параллельного воздействия как основы всей воспитательной работы. Нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, ко- торые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек». Далее, закое параллельного педагогического воздействия показывает, что не сущест- вует «воспитательных» и «невоспитательных» средств. Каждый элемент детской жизни, каждый шаг ребёнка является обязательно воспитательным средством, поскольку он обязательно вызывает к действию и, следовательно, упражняет естественные силы и совершенствует те или иные человеческие качества, знания, умения, и т.п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый данный момент, поскольку в каждый данный мо- мент они живут и действуют. Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нуж- ные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результа-ты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды дея-тельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю дет- скую жизнедеятельность так, чтобы её результатом с необходимостью было воспита- ние нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям нашей жизни. Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С.Макаренко. Следовательно, методика параллельного педагогического действия как практический вывод из одноимённого закона есть способ управления процессом воспитания детей, который осуществляется путём организации системы упражнений детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитателя (родителей, школы и других воспита- тельных учреждений) и в этом заключается сущность и ценность педагогического мас- терства. Как показывает история педагогической мысли, закон и методика параллельного пе- Дагогического воздействия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в своё время передовые педагоги- ческие идеи - лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци, Ушинс- кого и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми они доби-вались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения естественных сил воспи-танников в процессе специально организованной их жизнедеятельности. Вся практика воспитательной работы в ходе истории человечества складывалась на основе стихий-ного использования это закономерности. § 7. Единство воспитания и жизни детей «Жизнь образует» (Песталоцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашён ещё педагогами-материалистами домарксова периода. Но они, опираясь в основном на пред- ставление о человеке как пассивном продукте обстоятельств, среды, не могли сделать и не сделали из этого «великого и основного принципа» творчески преобразующих выводов. Антон Семёнович всегда и во всём исходил из того, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта лич- ность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в беско- нечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя». Наша жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и во- спитывающую в соответствии с её потребностями силу. Тем не менее, мы не можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно складывающимся процес-сом воспитания детей. Мы должны руководить процессом воспитания детей, управлять им, чтобы изменения в личности ребёнка, которые происходят в «каждый данный мо-мент», были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а соответствовали тем воспитательным целям, к достижению которых мы стремимся. «Наши дети, - писал А. С.Макаренко, - цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яб- лоневый сад…Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но ещё труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вска- пывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки. …Не только аромат, не только «гаммы красок» - плоды, вот что вас должно интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и по-целуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немнож- ко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно… Да, давайте будем садовниками, - продолжает Макаренко. - Это…сравнение позволит нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребёнка - родители или жизнь? Кто выращивает садовое дерево? Из земли и воздуха оно берёт ароматы своего тела, солнце даёт ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья- деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него всегда про- текают сложнейшие химические процессы. Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой ру-кой похитителя сорвать их и сожрать? Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так делают многие родители. Но так не делает настоящий садовник. Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой математически-могучий корректив…» и через это получает нужные ему дары природы. Наша работа, работа воспитателя, говорил Макаренко, - это такой же корректив жизни детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И только поэтому, и только в этом случае возможен её успех. По существу, принципиально-методологически, - это та же творческая и преобразую- щая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой формулой И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё - наша задача». Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания -это продукт своей жизнедеятельности. Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают «меха- низм» процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея един- ства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его содержание. § 8. Воспитательный коллектив Воспитательный коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определённый тип людей, т.е. достигаются определённые воспитательные цели. «…Наш путь единственный,- писал А.С.Макаренко,- упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики». Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчёр- кивают, что организованный детский коллектив в руках педагога является мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общест-венной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае имеется ввиду более или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и эта сплочён-ность класса рассматривается как важный воспитательный фактор. Безусловно, это по- ложительное явление в нашем педагогическом опыте. Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплочённости и ор- ганизованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть ещё воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это - явления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности того вос- питательного коллектива, который имеет в виду Макаренко. Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация воспитательно-го процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевлённый, сложившийся в ходе жизнен-ной деятельности той или иной группы объединённых людей, а специально с педагоги- ческими целями научно-организованный воспитательный коллектив как форма органи-зации детской жизни. О коммуне имени Дзержинского, где была в полной мере развёрнута его воспита- тельная система, Антон Семенович говорил, что её можно сравнить со спортивным залом. Как в специально оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определённое время хорошими спортсменами, точ- но также и коммуна была первоклассно оборудованным «воспитательным спортзалом». Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших «воспитательных снарядах» под руководством пе- дагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения. Это, в известном смысле слова, была та воспитывающая школа жизни, о которой говорил М.И.Калинин, с той лишь разницей, что здесь была специально педагогичес- ки организованная жизнь. Но это не была какая-нибудь надуманная, нереальная, оторванная от действительности жизнь. Это была обобщённая в её типичных прогрессивных тенденциях и освобождён-ная от всего лишнего жизненного «хлама» и «мусора» настоящая жизнь нескольких сот детей, организованная педагогом Макаренко. Но в то же время она отличалась от нашего обычного передового коллектива. Ос- вобождённая от лишнего будничного «мусора» тем, что она создавалась как воспита- тельная жизнь рукой педагога и целеустремлённо направлялась и руководилась им, жизнь коммуны была в определенном смысле идеальным выражением нашей жизни. Именно это имел ввиду А.М.Горький, когда характеризовал коммуну как прообраз жизни будущего. И нет ничего удивительного в том, что ознакомившиеся с жизнью коммуны заявляли, что заглянули в наше будущее. А.С.Макаренко, как он говорил, «проектировал» жизнь своих воспитанников, обобщая прогрессивные тенденции нашей жизни в её идеале, а затем этот идеал реализовывал в виде определённого содержания, интересов, целей, отношений, норм и традиций передо- вой жизни детского коллектива. Отличалась эта жизнь от жизни обычного коллектива ещё и тем, что все установлен-ные в ней нормы, законы и традиции имели целеустремлённое |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |