на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


Действительно, позитивный анализ - основа. Только на этой основе и формируется нормативное направление микроэкономики. Нормативный подход предполагает, например, ответ на вопрос «Нужно ли снижать налоги на доходы населения?» Не владея знаниями экономической ситуации, положения и мотивов деятельности экономических субъектов в данных конкретных условиях, ответить на поставленный вопрос невозможно.

Рекомендуя те или иные меры, экономист должен определить, каким путем их можно реализовать, какие побочные последствия они могут вызвать. Тем самым проблема выбора, возникающая у каждого экономического субъекта, облегчается, а сам выбор становится более ответственным, совершенным «со знанием дела». Нормативный анализ особенно важен для менеджеров, архитекторов государственной политики.

Основным методом исследования, используемым в современной микроэкономике, является моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель - это упрощенное представление об экономической действительности.

Различают детерминистские и стохастические модели. Первые предполагают описание и учет всех внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, влияющих на изучаемое явление. Результат развития экономических процессов, описываемых такими моделями, получается однозначным, предопределенным, детерминированным. Но, поскольку экономическая жизнь крайне стохастична, зависима от случайностей, то прогноз, полученный на основе использования таких моделей, оправдывается далеко не всегда.

Более адекватными экономической жизни являются стохастические (вероятностные) модели. Тем не менее в нашем курсе во избежание излишних сложностей будем использовать преимущественно детерминистские модели. Учет риска и неопределенности при принятии экономических решений на микроуровне будет изучаться вами в курсах «Экономика предприятия (фирмы)», «Корпоративные финансы», «Страховое дело» и др.

Микроэкономические модели можно также классифицировать как оптимизационные и равновесные. Первые используют при исследовании поведения отдельных экономических субъектов, ориентированных на достижение их индивидуальных целей. Вторые применяют для представления результата взаимодействия совокупности субъектов и необходимости согласования целей при этом.

Реальная экономическая жизнь насыщена неравновесными состояниями, однако в силу сложности анализа неравновесных состояний они не излагаются в стандартном курсе микроэкономики. Более того, равновесные состояния - это идеал, норматив, вокруг которых следует искать наилучшие варианты развития экономических процессов.

Еще одна классификация микроэкономических моделей -разбиение их на статические и динамические. Статические модели изучают экономические явления как бы застывшими, вне их развития. Динамические модели учитывают фактор времени и рассматривают экономическую жизнь в ее развитии, как процесс.

Моделирование предполагает формулирование определенных предпосылок, описание условий, переменных, которые принимаются во внимание.

В методологии микроэкономики важнейшую роль играет предпосылка о рациональном поведении экономических субъектов. Экономический человек, действуя рационально, стремится к максимуму результата при заданных средствах и минимуму затрат на получение определенного результата. Так, в моделях потребительского поведения используется предпосылка о стремлении потребителя максимизировать полезность, а при

изучении поведения фирм ключевой является предпосылка о стремлении к максимизации предпринимательской прибыли.

В современных теоретико-экономических исследованиях предпосылка рациональности существенно развита и уточнена. Существует полярные взгляды на природу экономической рациональности, вплоть до ее полного отрицания[19].

При преподавании микроэкономики используют три взаимодополняемых способа изложения: вербальный (словесный), алгебраический и графический.

Глава 2.        Поведение потребителей в рыночной экономике

Вопросы:

1.  Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.

2.  Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия.

1.         Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.

Рассмотрение микроэкономических проблем мы начинаем с изучения поведения потребителя, несмотря на то что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.

В анализе мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, то есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом.

При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) и ординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:

1)  Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):

A предпочтительнее B:          A >B;

А хуже В:                               А< В;

А и В равноценны:                 А ~ В.       

2)  Предпочтения транзитивны: Если А>B, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности).

3)  Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости).

Для примера возьмем следующие комбинации благ.

Таблица I. Наборы потребительских товаров

Ассортиментные

наборы благ

Количество

продуктов питания

Количество

одежды

А 20 30
B 10 55
C 40 20
D 30 45
E 10 20
F 10 45

При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим числом товаров.

Рисунок 13. Кривая безразличия

В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами в заштрихованных областях: в области I более предпочтительные, по сравнению с А наборы, а в области III - менее. По поводу точек в областях II и IV необходимо дополнительное исследование. Сравнение А с наборами B,F, C возможно только на основе информации об их оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор.

Можно соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и С. Полученная линия - кривая безразличия.

Кривая безразличия - кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.

Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия.

Карта безразличия - множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными - на разных.

Рисунок 14. Карта безразличия потребителя

Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности.

Свойства кривых безразличия:

1)  Нисходящий характер. Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.

2)  Кривые безразличия не могут пересекаться.

Рисунок 15. Невозможность пересечения кривых безразличия.

Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об эквивалентности наборов А и С.

3)  Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага.

На следующем рисунке приведена иллюстрация убывающей предельной полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну единицу одежды. Для измерения количества “жертвы” используют меру, названную предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS - Marginal rate of substitution) - максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

Рисунок 16. Убывание предельной нормы замещения.

MRS = - DY / DX           (U=const)

В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”, так как DY< 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия.

Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае - продовольствия).

Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными, показывать на разные степени желательности замены одного товара другим.

Задание! Нарисуйте кривые безразличия:

·     для полностью взаимозаменяемых благ:

·     для абсолютно взаимодополняемых благ;

·     для иллюстрации абсолютного безразличия потребителя к одному из благ.

2.         Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой - уровнем цен.

Предположим:

I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;

X - количество продуктов, которое может быть приобретено им;

Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем;

PX - цена единицы продовольствия;

PY - цена единицы одежды.

Тогда:

PX * X - сумма денег, затраченная на питание;

PY * Y - сумма средств, затраченная на приобретение одежды.

Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением:

I = PX * X + PY * Y (*)

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии.

Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:

(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель;

(I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести потребитель.

Выразим из уравнения (*) Y:

Y = I / PY - (PX / PY )* X;

-(PX/PY ) - угловой коэффициент бюджетной линии,                       отрицательное отношение цен товаров.

Приведем пример.

Предположим, доход потребителя составляет I=40 тыс. ден. ед.;

цена товара X составляет                PX = 1 тыс. ден. ед.;

цена товара Y                                  PY = 2 тыс. ден. ед.

Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность, которую можно описать следующим уравнением:

X +2 Y = 40

Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров.

Таблица J. Доступные потребительские наборы

Ассортиментные

Наборы товаров

Питание (X)

Одежда (Y)

A

0 10

B

10 15

C

20 10

D

30 5

E

40 0

Представим покупательную способность потребителя на диаграмме. Построим по точкам из вышеприведенной таблицы линию. Это и есть бюджетная линия потребителя.

Рисунок 17. Бюджетная линия потребителя.

Бюджетная линия интерпретирует покупательную способность потребителя, его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и существующих ценах.

Изменение дохода и цен изменяют покупательную способность. Проанализируем эти изменения последовательно.

·   Изменение дохода

Увеличение дохода увеличивает покупательную способность, что графически интерпретируется смещением бюджетной линии вправо. Снижение дохода отражается в смещении бюджетной линии влево.

Рисунок 18. Изменение дохода смещает бюджетную линию.

·   Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара, например, продуктов питания, то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси Х: цена растет в 2 раза, значит отрезок будет меньше в 2 раза; при снижении цены в 2 раза отрезок, отсекаемый на горизонтальной оси бюджетной линией будет в 2 раза больше.

Рисунок 19. Изменение цены товара обусловливает вращение бюджетной линии.

Если изменяются обе цены, все зависит от соотношения цен. Если оно неизменно, угол наклона останется прежним, то есть новая бюджетная линия пройдет параллельно старой.

Проанализировав как желания, так и возможности покупателя, совместим результаты наших исследований и выясним, какая комбинация товаров из всех, доступных потребителю, будет для него наиболее предпочтительной.

·     Потребительский выбор.

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

1. Он должен находиться на бюджетной линии (слева от бюджетной линии - область, где доход не расходуется полностью, справа - наборы, не доступные в рамках данного дохода).

2. Набор товаров должен обеспечить наибольшую полезность. Из всех доступных наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.


Рисунок 20. Оптимум потребителя

Потребитель не выберет набор В, так как это - точка пересечения бюджетной линии с кривой безразличия U1 , лежащей ближе к началу координат, чем U2 и U3. Точка С не доступна для потребителя, как недоступна и любая точка на кривой безразличия U3. Оптимальным для потребителя набором будет А, который содержит 20 единиц продуктов питания и 10 единиц одежды.

В точке А наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен -(PX / PY ), а наклон кривой безразличия равен - MRS. Следовательно, в точке оптимума выполняется равенство:

MRS= PX / PY

Условием равновесия потребителя является равенство предельной нормы замещения отношению цен товаров, иными словами:

соотношение, в котором при данных ценах потребитель способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Вспомним, что предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае - продовольствия). Она измеряет количество одежды, от которого отказывается потребитель ради еще одной единицы продовольствия. Отношение цены продовольствия к цене одежды показывает предельные затраты на продовольствие, выраженные в количестве одежды, от которой действительно приходится отказаться ради получения дополнительной единицы продовольствия.

Потребитель, максимизирующий полезность, покупает товары таким образом, что их предельные полезности в расчете на одну денежную единицу, равны.


Глава 3.        Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура предпринимательства.

Вопросы:

1.  Фирма как субъект рыночного хозяйства.

2.  Организационная российского бизнеса;

·   Индивидуально-частное предпринимательство;

·   Товарищества;

·   Общества;

·   Акционерные общества;

·   Производственные кооперативы;

·   Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

1.         Фирма как субъект рыночного хозяйства.

Предпринимательство - особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.

Фирма - это:

·     производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,

·     коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства - средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.

На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.

Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.

Предприятие - это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.

Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес - деятельности.

Фирма самостоятельно:

·   выбирает партнеров по хозяйственным связям,

·   несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

·   определяет ассортимент и объемы производства;

·   осуществляет ценовую политику,

·   ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;

·   осуществляет распределение прибылей и доходов.

В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связи между различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.

Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением.

В работе “Природа фирмы” американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р. Коуз обосновал причину появления фирм в экономике, строящейся на специализации и обмене:

Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки, transactio - сделка(лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости создавать фирмы, объединяющие ряд предприятий.

Однако, рыночные издержки – ненулевые:

·   необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,

·   заключить с ними договор на поставку,

·   потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителям промежуточной продукции, созданной предприятием ...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.