на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


1.  Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.

2.  Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.

3.  Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.

4.  Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.

Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).

Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса

Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов (неценовых детерминант):

·   изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;         

·   изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;

·   изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;

·   перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;

·   ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;

·   изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.

3.         Анализ рыночного предложения

Предложение - готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на другое благо, обычно, - деньги.

Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицу времени по каждой данной цене.

Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара.

Таблица F. Предложение яблок на рынке

Цена за 1 ц

(усл. ед.)

Объем предложения (ц/мес.)

1 10
2 25
3 40
4 45
5 50

Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая предложения.

Рисунок 6. Кривая предложения

Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке.

Кривая предложения имеет положительный наклон.

Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.

Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).

Рисунок 7. Смещение кривой предложения - изменение предложения

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов (неценовых детерминант), таких как:

·   изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;

·   внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

·   перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;

·   изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

·   перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

·   изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

4.          Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие

Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос и предложение на рынке яблок.

Таблица G. Цена, спрос и предложение

Объем предложения в месяц (ц/мес.)

Цена за 1 ц. (усл. ед.)

Объем спроса в месяц (ц/мес.)

Избыток (+)

или дефицит (-)

(ц/мес.)

50 5 10 +40
45 4 20 +25
40 3 40 0
25 2 70 -45
10 1 120 -110

 

Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим кривые спроса и предложения на одном графике.

Рисунок 8. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем примере 3 усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние. Доказано, и это подтверждает экономическая жизнь, что рыночное равновесие устойчиво.

Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж, а снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке.

5.         Эластичность спроса и предложения

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

         

          процентное изменение объема спроса

ED = ------------------------------------------------------

          процентное изменение цены

В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления эластичности:

ED=(DQ/Q) : (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

DQ - прирост объема спроса;

DР - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности. Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную формулу для вычисления эластичности:

ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки (дохода).

Таблица H. Эластичность спроса по цене

Цена

Объем спроса

Эластичность спроса

Величина дохода

А

5 3 15

B

4 6 3 24

C

3 9 1,4 27

D

2 12 0,71 24

E

1 16 0,43 16

Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса

Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности:

1.Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар.

2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот.

3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.

Факторы эластичности спроса:

·   Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

·   Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него

·   Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.

·   Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.

В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= (DQ/DI) * (I/Q),

где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса. Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной практике:

·   в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;

·   в антимонопольной политике государства;

·   в налоговой политика;

·   в государственной политике ценообразования.

Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того, насколько чутки производители к изменению цены.

Эластичность предложения по цене (Es ) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

          процентное изменение объема предложения

Es = -----------------------------------------------------------------

          процентное изменение цены

Формула для исчисления эластичности предложения:

Es=(DQs/Qs) : (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).

В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности предложения является фактор времени. Предложение не может измениться мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки. Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от увеличения спроса.

Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0).

Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0).

Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает положительные значения.

Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можно дополнительно произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение рыночной цены и увеличение предложения. Эластичность предложения при этом принимает положительное значения.

Рисунок 12. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к бесконечности (Es=¥).

В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет расширения производственных мощностей, создания новых производств. Рост спроса приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к бесконечности (Es=¥).


РАЗДЕЛ III. МИКРОЭКОНОМИКА

Глава 1.        Микроэкономика как часть экономической теории

Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части: микро- и макроэкономику.

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Создание микроэкономики связано с именами крупных зарубежных экономистов: Леона Вальраса (швейцарского математика-экономиста), Карла Менгера и других представителей австрийской школы политической экономии, англичанина У. Ст. Джевонса. С их именами связывают «маржиналистскую революцию»[17], в результате которой неоклассическое направление стало доминирующим в экономической науке.

«Принципы экономике» кембриджского профессора Альфреда Маршалла и монография американского экономиста Дж. Б. Кларка «Распределение богатства» окончательно оформили неоклассическую парадигму.

Неоклассики очертили целостную концепцию функционирования рыночного хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно внушительных успехов они достигли в исследовании проблем экономического равновесия, формирующегося на основе механизма свободного ценообразования. В целом уже в первой трети XX века микроэкономический анализ приобрел практически современный вид.

Вклад русских и советских экономистов в микроэкономику не мог быть очень крупным, поскольку отечественная экономическая наука XX века была заметно оторвана от мировой. Вместе с тем в мировой науке признан немаловажным вклад выдающегося русского математика и экономиста Е. Слуцкого (1880-1948 гг.), который при исследовании потребительского спроса впервые получил выражение, которое в современной экономической литературе называют показателем эффекта замещения. Позднее Аллен и Хикс, используя анализ Слуцкого, сформулировали условия потребительского равновесия. Микроэкономическим исследованиям были посвящены работы В. Войтинского, А. Билимовича и др. русских экономистов начала XX в. Можно утверждать, что по качеству и глубине исследований российская экономико-математическая мысль того времени была на мировом уровне. Этот задел позволил советским экономистам в 20-х - 30-х гг. иметь приоритет в создании моделей межотраслевого баланса народного хозяйства.

В начале 90-х годов Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов одним из первых в стране ввел в учебные планы подготовки экономистов всех направлений преподавание современной общей экономической теории и продвинутых курсов микро- и макроэкономики. Преподавателями СП6ГУЭФ были выпущены первые отечественные книги по микроэкономике:

·     Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. / СПб, 1996.

·     Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика / СПб, 1996.

Микроэкономика[18] занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.

Экономические субъекты (агенты) - это потребители

(покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, как влияют изменения цен и доходов на приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства, почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.

Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.

Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены. Логическая структура курса «Микроэкономика» включает рассмотрение вопросов, детально и всесторонне описывающих

механизмы рыночного ценообразования. Как известно из курса «ОЭТ», факторами, определяющими рыночную цену, являются:

·     потребительский спрос (и, следовательно, поведение потребителей);

·     предложение предпринимательских фирм (и поведение последних);

·     поведение владельцев факторов производства на рынках ресурсов;

·     экономическая политика государства.

Микроэкономика подробно исследует все эти ценообразующие факторы.

Рабочая программа курса Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов предусматривает изучение микроэкономики в следующей последовательности: сначала излагается теория поведения потребителей, затем - производителей (фирм), после этого дается анализ рынков ресурсов. В заключительных темах исследуется общее экономическое равновесие и несовершенства рынка (внешние эффекты). Данная последовательность изложения принята в зарубежной практике преподавания микроэкономики.

Учебник Гребенникова и др. первые две темы переменяет местами. В этом отражена позиция авторов, считающих необходимым сделать акцент на значении производительного сектора экономики (традиционная для отечественных экономистов точка зрения). Западные экономисты считают, что современная экономика должна строиться «от потребителя», поскольку имеет место не только «суверенитет потребителя», но и доминирование «рынка покупателя».

1.         Методология и основные понятия микроэкономики

Как и любая наука, микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений.

Экономисты, специализирующиеся на микроэкономическом анализе, наблюдают экономические процессы, систематизируют полученные знания, то есть развивают позитивное направление. Экономическая наука в основном является позитивной. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. Например, правительство расширило валютный коридор. Что произойдет с ценами на ГСМ внутри страны? Как скажется на их сбыте? Какое влияние это окажет на положение потребителей, их поведение, как скажется на рынках труда? Ответы на эти вопросы дает позитивное направление экономической теории. Позитивный (положительный) анализ актуален. Дж. М. Кейнс подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий (в современной терминологии -закономерностей - Т.П.) независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.