![]() |
|
|
Реферат: Основы общей экономической теорииВ 1992-1995 гг. обязательное резервирование было основным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Активное использование этого инструмента было связано с неразвитостью национального рынка ценных бумаг и ограниченностью рефинансирования. В 1992 - 1996 гг. Центральный банк по нескольку раз в год менял резервные требования, то есть порядок и нормы резервных отчислений. В настоящее время как в отечественной, так и в мировой практике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований. Это связано с чрезмерной жесткостью данного инструмента. Увеличение резервных норм резко снижает объем работающих активов коммерческих банков, их прибыльность. Использование этого инструмента в таких странах как Великобритания, Япония, Голландия и Франция требует одобрения правительства, что создает административные лаги. Исследованием воздействия резервной политики на динамику денежной массы занимались видные западные ученые, специалисты в этой области, такие как Л. Харрис, М. Фридман. Как сильный фактор регулирования денежного предложения, имеющий прямой характер действия, хотя и чреватый побочными эффектами, минимальные обязательные резервы они относят к мерам долгосрочного характера, то есть к мерам, не подлежащим частым изменениям. Учитывая указанные особенности нормирования минимальных резервов, в зарубежной практике денежно-кредитного регулирования этот инструмент используется довольно редко и, как правило, в последнюю очередь. Так, Федеральная Резервная Система США с 1980 года не пересматривала свои требования к уровню обязательных резервов, за исключением небольшой корректировки в 1990 году[39]. В современных условиях, увеличивая в целом нормы резервирования, Центральный банк России стимулирует долгосрочные инвестиции, устанавливая для последних минимальные резервные ставки. Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцирование в зависимости от видов депозитов. На конец 1996 года действовали следующие нормативы обязательных резервов: · по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно – 16%; · по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно - 13%; · по срочным обязательствам свыше 90 дней -10%; · по валютным вкладам - 5%. Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении Центрального банка, который может их использовать по своему усмотрению. Например, перераспределить депонированные коммерческими банками средства на резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальной процентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите. Политика открытого рынка Политика открытого рынка сводится к купле-продаже государственных ценных бумаг: облигаций и казначейских векселей. Главными контрагентами (покупателями или продавцами) здесь чаще всего выступают коммерческие банки, обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции и с населением непосредственно. Покупка и продажа осуществляются по свободным ценам, формирующимся на основе взаимодействия спроса и предложения. Расширение продаж ценных бумаг частично “сковывает” денежную массу, находившуюся в обращении, она “не давит” на товарный рынок, тем самым сдерживается инфляция спроса. Операции с ценными бумагами являются основной формой кредитно-денежного регулирования в современных индустриально развитых странах. У нас рынок ценных бумаг только формируется, вместе с тем государственные ценные бумаги на сегодняшний день - наиболее привлекательные ценные бумаги на отечественном фондовом рынке. Масштабы продаж ГКО/ОФЗ возрастают. Так, если на начало 1994 г. было продано ГКО/ОФЗ на сумму менее 0,2 трлн. руб., то к концу 1996 г. – почти на 30 трлн. рублей. Вместе с тем операции с государственными ценными бумагами составили не более 1% от активов коммерческих банков. Следует отметить, что антиинфляционный эффект продажи государственных ценных бумаг достигается лишь в том случае, если собранные Центральным банком средства от продажи ценных бумаг не расходуются. Несмотря на это средство от продажи ГКО/ОФЗ в последние годы направлялись, в основном, на финансирование бюджетного дефицита, что привело к финансовому кризису в августе 1998 года. Процентная политика. Процентная политика является важнейшим инструментом кредитного регулирования: она применяется с середины XIX века. Возникновение этого метода денежно-кредитной политики связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Процентная политика проводится путем установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений). Изменяя ставки по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы, регулирует спрос коммерческих банков на кредит. Повышение официальных учетных ставок затрудняет для коммерческих банков получение кредитных ресурсов, что сдерживает их возможности расширения операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, определяемые коммерческими банками самостоятельно, в соответствии с конъюнктурой рынка кредитных ресурсов. Размер процентных ставок Центрального банка не всегда должен изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Возможно отклонение от нее в ту или иную сторону. Наряду с этим установление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных ориентиров, характеризующих основные изменения политики Центрального банка в контроле за динамикой денежной массы. При проведении сдерживающей инфляцию политики Центральный банк поднимает уровень официальной ставки; ужесточает условия учета и переучета векселей: · повышает требования к качеству векселей; · устанавливает ограничения контрагентов переучета; · вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д. Стимулирование конъюнктуры достигается противоположными методами. Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в.в. В 30-х годах нашего столетия Центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику низких процентных ставок и обильного кредитования. Так, в Англии в 1932 - 1951 г.г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 гг. – 1%. В условиях высокой инфляции 90-х годов Центральный банк РФ проводил линию на ужесточение ставок рефинансирования. Учитывая замедление в 1996-1997 гг. темпов инфляции, Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив ее со 160 до 21 процента. В конце 1997 года в условиях высоких инфляционных ожиданий, связанных с предстоящей деноминацией, ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования до 28%. 2 февраля 1998 произошло еще одно повышение ставки рефинансирования - уже до 42%. Текущая ставка рефинансирования (на 12.04.98) установлена на уровне З0% годовых. В современных условиях рефинансирование коммерческих банков Центральный банк РФ осуществляет посредством так называемых ломбардных кредитов, то есть кредитов под залог государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ). Эта мера позволяет поддерживать необходимый уровень ликвидности и стабильности банковской системы. Представим в таблице рекомендации по применению инструментов кредитно-денежной политики.
Интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики может быть представлена следующими графиками Рисунок 70. Меры Центрального банка по увеличению денежного предложения приводят к снижению процентной ставки коммерческих банков. Снижение процентной ставки вызовет рост инвестиционной активности на величину DI=I1-I2 Рисунок 71. Рост инвестиций при снижении процентной ставки Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину Л1, что вызовет мультипликационное увеличение объема национального производства на величину DY=Y2-Y1. Рисунок 72. Рост инвестиций при увеличении совокупного спроса. В условиях финансовой стабилизации, снижения темпов инфляции в Российской Федерации важнейшей задачей денежно-кредитной политики становится преодоление спада, увеличение инвестиций в национальную экономику, стимулирование деловой активности. Значит, следует ожидать применения инструментов политики дешевых денег. Однако она должна применяться гибко, с тем, чтобы не повлечь очередной всплеск инфляционных процессов. БЮЛЛЕТЕНЬ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ № 1(56) Таблица 18. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепцииВопросы: 1. Кривая Филлипса. Стагфляция 2. Современные макроэкономические концепции 1. Кривая Филлипса. СтагфляцияВ конце 50-х годов английский экономист А.Филлипс на основе анализа статистики за 100 лет обобщил связь между нормой безработицы и ставками заработной платы в Великобритании. Он выявил, что, когда безработица опускается ниже естественного уровня, наблюдается быстрый прирост заработной платы и наоборот. В дальнейшем, с учетом сильной корреляционной зависимости между ростом зарплаты и ценами, данная зависимость была переформулирована П.Самуэльсоном и Солоу как обратная зависимость безработицы и темпов роста цен (инфляции). Это совпало с положением кейнсианской теории о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы. Кривая Филлипса хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями 50-х - 60-х годов. По мере роста производства и сокращения безработицы, в большинстве развитых стран наблюдался рост цен, а снижение темпов инфляции сопровождалось увеличением безработицы. Рисунок 73. Кривая Филлипса При разновременном возникновении инфляции и безработицы кейнсианские рекомендации по государственному экономическому регулированию срабатывали достаточно эффективно. Но в 70-е годы экономика капиталистических стран столкнулась с новым явлением - стагфляцией, то есть инфляцией, развивающейся на фоне экономического спада и растущей безработицы. Возникновение стагфляции экономисты связывали с шоковыми срывами предложения, чему содействовали следующие факторы: · шоковый рост цен на энергоносители в результате мер ОПЕК; · снятие контроля над ценами и зарплатой, введенного правительствами демократов; · опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда и др. Задание! К семинарскому занятию продумать причины стагфляции (шокового сокращения предложения) в российской экономике. Было выведено, что традиционные кривые Филлипса справедливы только для краткосрочных периодов. Инфляция предложения обусловливает сдвиг кривой Филлипса вправо. В долгосрочном периоде появляется семейство кривых Филлипса. 2. Современные макроэкономические концепцииКейнсианские макроэкономические принципы господствовали в практике регулирования экономики развитых капиталистических стран до 70-х годов. Модели кейнсианского креста и другие математические интерпретации его теории рассматривались как общепринятые в обучении экономической теории. Для прогнозирования макроэкономических тенденций и выработки мероприятий по государственному регулированию экономики использовались большие макроэкономические модели, концептуально опиравшиеся на подходы Кейнса. Особенности экономического развития западных стран в 70-е годы заставили критически переосмыслить принципы и рекомендации Кейнса и его последователей. Кейнсианская теория и рекомендации оказались неприемлемыми в сложившихся условиях стагфляции. Прежнее единство во взглядах на макроэкономические проблемы было разрушено. Вместе с тем макроэкономика получила новый импульс к развитию. Оформились новые самостоятельные направления научных исследований, были выработаны новые подходы к анализу и предложены полезные рекомендации по преодолению негативных явлений в экономике. Рассмотрим важнейшие, альтернативные кейнсианству, макроэкономические концепции. Главной альтернативой кейнсианству стал монетаризм. Возникновение монетаризма восходит к 50-м годам, когда группа ученых Чикагского университета во главе с Милтоном Фридменом выступила с критикой кейнсианства. Как правило, монетаризм рассматривают как вариант денежной теории. Действительно, исследования в области теории денег - наиболее значимый вклад монетаризма в развитие современной макроэкономической теории. Но принципиальное отличие монетаризма от кейнсианства - в том, что монетаристы, реставрируя классические подходы, утверждают, что государственное регулирование экономики разрушает способность рыночной экономики к саморегулированию. Они считают допустимыми лишь косвенные формы воздействия на экономику, прежде всего, посредством денежно-кредитной политики Центрального банка. Как известно, кейнсианцы рассматривают в качестве наиболее эффективной формы макроэкономического регулирования финансовую (фискальную) политику, а влияние денежно-кредитной политики считают менее эффективным, опосредованным воздействием ставки банковского процента на величину инвестиций. Последние, являясь элементом совокупного спроса порождают изменение равновесного объема национального производства. Рисунок 74. Кейнсианский взгляд на денежно-кредитную политику Монетаристы считают денежное предложение единственным фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен. Они полагают, что рост денежного предложения непосредственно влияет на все составляющие совокупного спроса. Рисунок 75. Монетаристский взгляд на денежно-кредитную политику По мнению монетаристов, если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких колебаний в объеме денежной массы, то стабильность экономического развития будет обеспечена. Рассматривая денежно-кредитную политику в качестве сильного инструмента влияния на макроэкономическое равновесие, М.Фридмен и другие монетаристы считают, что правительство не должно использовать ее в качестве меры макроэкономической стабилизации. Они считают, что дискретная денежно-кредитная политика неэффективна из-за временных лагов. К примеру, сокращение денежного предложения как антиинфляционная мера, может обусловить снижение совокупного спроса в тот период, когда требуются уже меры противоположного порядка - по стимулированию экономики. Монетаристы предлагают правительствам соблюдать так называемое “монетарное правило” - поддерживать постоянный темп роста денежной массы. Рационально, по их мнению, обеспечивать устойчивый рост денежного предложения на 3-5% в год. Постоянно растущее денежное предложение обусловливает расширение совокупного спроса и стабильный экономический рост. Рекомендации монетаристов стали применяться на практике в капиталистических странах в начале 80-х годов. Наиболее последовательно они использовались в США и Великобритании в системе мер рейганомики и тетчеризма. Результатом явилось сокращение темпов инфляции. Однако с помощью проводившейся политики не удалось решить многие сложные проблемы: справиться с бюджетным дефицитом, обеспечить выполнение социальных программ и т.п. Монетарное регулирование возможно лишь при определенных условиях. Денежно-кредитная политика предполагает наличие развитого финансового рынка и его институтов, таких как банки и финансово-кредитные учреждения; фондовые биржи и внебиржевой рынок ценных бумаг; разнообразные формы кредитных денег: депозиты, векселя; курс национальной валюты, отражающий ее покупательную способность. Учитывая отсутствие или недостаточное развитие вышеперечисленных институтов финансового рынка в отечественной экономике, многие аналитики считают неприемлемыми меры денежно-кредитной политики и другие рекомендации монетаристов для экономической стабилизации в нашей стране. Даже в развитом рыночном хозяйстве монетарная политика имеет ограниченный диапазон применения: в основном, она используется для борьбы с инфляцией при отсутствии глубокого спада в экономике и относительно стабильном курсе национальной валюты. Сокращение денежной массы обусловливает падение покупательского спроса населения. При умеренной инфляции это приводит к стабилизации цен и незначительному спаду производства. Но в условиях галопирующей и, тем более, гиперинфляции сдерживающая монетарная политика грозит глубоким спадом в экономике. Спад производства в России за годы реформ по своим масштабам и продолжительности превысил все известные в истории кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929-1933 г.г. При общем падении производства более чем на 40 % в ведущих отраслях экономики: машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности производство сократилось в 4-5 раз. Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие “сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.”[40] “... действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема падения производства.”[41] В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономический образ мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазон применения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели. Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главу всего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”. В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию в области экономики, но в 80-е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий эффект, что обусловило волну критики со стороны экономистов и политиков. В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическое направление экономическое теории, которое обозначило себя как “теория рациональных ожиданий”. Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основным положениям: · потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика, они способны оценить будущие результаты политических и других изменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобы извлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь); · когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают против проведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики. Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целях увеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличить денежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население о необходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, то экономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры: · рабочие будут требовать повышения заработной платы; · фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию; · кредиторы - поднимать уровень процентной ставки. Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цен и заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся на прежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политики будет близка к нулю. Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетия также рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонники считают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому, что придает ключевое значение совокупному спросу. Действительно, в кейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |