на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


В 1992-1995 гг. обязательное резервирование было основным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. Активное использование этого инструмента было связано с неразвитостью национального рынка ценных бумаг и ограниченностью рефинансирования. В 1992 - 1996 гг. Центральный банк по нескольку раз в год менял резервные требования, то есть порядок и нормы резервных отчислений.

В настоящее время как в отечественной, так и в мировой практике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований. Это связано с чрезмерной жесткостью данного инструмента. Увеличение резервных норм резко снижает объем работающих активов коммерческих банков, их прибыльность. Использование этого инструмента в таких странах как Великобритания, Япония, Голландия и Франция требует одобрения правительства, что создает административные лаги.

Исследованием воздействия резервной политики на динамику денежной массы занимались видные западные ученые, специалисты в этой области, такие как Л. Харрис, М. Фридман. Как сильный фактор регулирования денежного предложения, имеющий прямой характер действия, хотя и чреватый побочными эффектами, минимальные обязательные резервы они относят к мерам долгосрочного характера, то есть к мерам, не подлежащим частым изменениям.

Учитывая указанные особенности нормирования минимальных резервов, в зарубежной практике денежно-кредитного регулирования этот инструмент используется довольно редко и, как правило, в последнюю очередь. Так, Федеральная Резервная Система США с 1980 года не пересматривала свои требования к уровню обязательных резервов, за исключением небольшой корректировки в 1990 году[39].

В современных условиях, увеличивая в целом нормы резервирования, Центральный банк России стимулирует долгосрочные инвестиции, устанавливая для последних минимальные резервные ставки.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцирование в зависимости от видов депозитов. На конец 1996 года действовали следующие нормативы обязательных резервов:

·     по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно – 16%;

·     по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно - 13%;

·     по срочным обязательствам свыше 90 дней -10%;

·     по валютным вкладам - 5%.

Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в распоряжении Центрального банка, который может их использовать по своему усмотрению. Например, перераспределить депонированные коммерческими банками средства на резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей официальной процентной ставке банковским институтам, испытывающим потребность в кредите.

Политика открытого рынка

Политика открытого рынка сводится к купле-продаже государственных ценных бумаг: облигаций и казначейских векселей. Главными контрагентами (покупателями или продавцами) здесь чаще всего выступают коммерческие банки, обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции и с населением непосредственно. Покупка и продажа осуществляются по свободным ценам, формирующимся на основе взаимодействия спроса и предложения.

Расширение продаж ценных бумаг частично “сковывает” денежную массу, находившуюся в обращении, она “не давит” на товарный рынок, тем самым сдерживается инфляция спроса.

Операции с ценными бумагами являются основной формой кредитно-денежного регулирования в современных индустриально развитых странах. У нас рынок ценных бумаг только формируется, вместе с тем государственные ценные бумаги  на сегодняшний день - наиболее привлекательные ценные бумаги на отечественном фондовом рынке. Масштабы продаж ГКО/ОФЗ возрастают. Так, если на начало 1994 г. было продано ГКО/ОФЗ на сумму менее 0,2 трлн. руб., то к концу 1996 г. – почти на 30 трлн. рублей.   Вместе с тем  операции с государственными ценными бумагами составили не более 1% от активов коммерческих банков.

Следует отметить, что антиинфляционный эффект продажи государственных ценных бумаг достигается лишь в том случае, если собранные Центральным банком средства от продажи ценных бумаг не расходуются. Несмотря на это средство от продажи ГКО/ОФЗ в последние годы направлялись, в основном, на финансирование бюджетного дефицита, что привело к финансовому кризису в августе 1998 года.

Процентная политика.

Процентная политика является важнейшим инструментом кредитного регулирования: она применяется с середины XIX века. Возникновение этого метода денежно-кредитной политики связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства.

Процентная политика проводится путем установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Изменяя ставки по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы, регулирует спрос коммерческих банков на кредит. Повышение официальных учетных ставок затрудняет для коммерческих банков получение кредитных ресурсов, что сдерживает их возможности расширения операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, определяемые коммерческими банками самостоятельно, в соответствии с конъюнктурой рынка кредитных ресурсов.

Размер процентных ставок Центрального банка не всегда должен изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Возможно отклонение от нее в ту или иную сторону. Наряду с этим установление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных ориентиров, характеризующих основные изменения политики Центрального банка в контроле за динамикой денежной массы.

При проведении сдерживающей инфляцию политики Центральный банк поднимает уровень официальной ставки; ужесточает условия учета и переучета векселей:

·     повышает требования к качеству векселей;

·     устанавливает ограничения контрагентов переучета;

·     вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д.

Стимулирование конъюнктуры достигается противоположными методами.

Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в.в. В 30-х годах нашего столетия Центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику низких процентных ставок и обильного кредитования. Так, в Англии в 1932 - 1951 г.г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 гг. – 1%.

В условиях высокой инфляции 90-х годов Центральный банк РФ проводил линию на ужесточение ставок рефинансирования. Учитывая замедление в 1996-1997 гг. темпов инфляции, Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив ее со 160 до 21 процента. В конце 1997 года в условиях высоких инфляционных ожиданий, связанных с предстоящей деноминацией, ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования до 28%. 2 февраля 1998 произошло еще одно повышение ставки рефинансирования - уже до 42%. Текущая ставка рефинансирования (на 12.04.98) установлена на уровне З0% годовых.

В современных условиях рефинансирование коммерческих банков Центральный банк РФ осуществляет посредством так называемых ломбардных кредитов, то есть кредитов под залог государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ). Эта мера позволяет поддерживать необходимый уровень ликвидности и стабильности банковской системы.

Представим в таблице рекомендации по применению инструментов кредитно-денежной политики.

Политика дешевых денег

(спад, безработица)

Политика дорогих денег

(инфляция)

1.  Скупка государственных ценных бумаг Центральным банком 1.  Продажа государственных ценных бумаг Центральным банком
2.  Снижение нормы обязательных резервов 2.  Увеличение нормы обязательных резервов
3.  Снижение учетной ставки Центрального банка 3.  Повышение учетной ставки Центрального банка

Интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики может быть представлена следующими графиками

Рисунок 70.  Меры Центрального банка по увеличению денежного предложения приводят к снижению процентной ставки коммерческих банков.

Снижение процентной ставки вызовет рост инвестиционной активности на величину

DI=I1-I2

Рисунок 71.  Рост инвестиций при снижении процентной ставки

Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину Л1, что вызовет мультипликационное увеличение объема национального производства на величину DY=Y2-Y1.

Рисунок 72. Рост инвестиций при увеличении совокупного спроса.

В условиях финансовой стабилизации, снижения темпов инфляции в Российской Федерации важнейшей задачей денежно-кредитной политики становится преодоление спада, увеличение инвестиций в национальную экономику, стимулирование деловой активности. Значит, следует ожидать применения инструментов политики дешевых денег. Однако она должна применяться гибко, с тем, чтобы не повлечь очередной всплеск инфляционных процессов.


БЮЛЛЕТЕНЬ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ № 1(56)

Таблица 18. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Период действия %
1.01.91-09.04.92 20

10.04.92-22.05.92

23.05.92-29.03.93

30.03.93-01.06.93

50

80

100

02.06.93-21.06.93 110
22.06.93-28.06.93 120

29.06.93-14.07.93

15.07.93-22.09.93

140

170

23.09.93-14.10.93 180

15.10.93-28.04.94

29.04.94-16.05.94

17.05.94-1.06.94

2.06.94-21.06.94

22.06.94-29.06.94

210

205

200

185

170

30.06.94-31.07.94 155

1.08.94-22.08.94

23.08.94-11.10.94

150

130

12.10.94-16.11.94 170
17.11.94-5.01.95 180

6.01.95-15.05.95

16.05.95-18.06.95

19.06.95-23.10.95

200

195

180

24.10.95-30.11.95 170
1.12.95-9.02.96 160
10.02.96-23.07.96 120
24.07.96-18.08.96 110
19.08.96-20.10.96 80

21.10.96-1.1296

2.12.96-9.02.97

10.02.97-27.04.97

28.04.97-15.06.97

16.06.97-5.10.97

6.10.97-10.11.97

11.11.97-1.02.98

2.02.98-

60

48

42

36

24

21

28

42

Глава 9.        Современные макроэкономические проблемы и концепции

Вопросы:

1.  Кривая Филлипса. Стагфляция

2.  Современные макроэкономические концепции

1.         Кривая Филлипса. Стагфляция

В конце 50-х годов английский экономист А.Филлипс на основе анализа статистики за 100 лет обобщил связь между нормой безработицы и ставками заработной платы в Великобритании. Он выявил, что, когда безработица опускается ниже естественного уровня, наблюдается быстрый прирост заработной платы и наоборот.

В дальнейшем,  с учетом сильной корреляционной зависимости между ростом зарплаты и ценами, данная зависимость была переформулирована  П.Самуэльсоном и Солоу как обратная зависимость безработицы и темпов роста цен (инфляции). Это совпало с положением кейнсианской теории о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы.

Кривая Филлипса хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями 50-х - 60-х годов. По мере роста производства и сокращения безработицы, в большинстве развитых стран наблюдался рост цен, а снижение темпов инфляции сопровождалось увеличением безработицы.

Рисунок 73. Кривая Филлипса

При разновременном возникновении инфляции и безработицы кейнсианские рекомендации по государственному экономическому регулированию срабатывали  достаточно эффективно.

Но в 70-е годы экономика капиталистических стран столкнулась с новым явлением  - стагфляцией, то есть инфляцией, развивающейся на фоне экономического спада и растущей безработицы. Возникновение стагфляции экономисты связывали с шоковыми срывами предложения, чему содействовали следующие факторы:

·   шоковый рост цен на энергоносители в результате мер ОПЕК;

·   снятие контроля над ценами и зарплатой, введенного правительствами демократов;

·   опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда и др.

Задание! К семинарскому занятию продумать причины стагфляции (шокового сокращения предложения) в российской экономике.

Было выведено,  что традиционные кривые Филлипса справедливы только для краткосрочных периодов. Инфляция предложения обусловливает сдвиг кривой Филлипса вправо. В долгосрочном периоде появляется семейство кривых Филлипса.

2.         Современные макроэкономические концепции

Кейнсианские макроэкономические принципы господствовали в практике регулирования экономики развитых капиталистических стран до 70-х годов. Модели кейнсианского креста и другие математические интерпретации его теории рассматривались как общепринятые в обучении экономической теории.  Для прогнозирования макроэкономических тенденций и выработки мероприятий по государственному регулированию экономики использовались большие макроэкономические модели, концептуально опиравшиеся на подходы Кейнса.

Особенности экономического развития западных стран в 70-е годы заставили критически переосмыслить принципы и  рекомендации Кейнса и его последователей. Кейнсианская  теория и рекомендации оказались неприемлемыми в сложившихся условиях стагфляции. Прежнее единство во взглядах на макроэкономические проблемы было разрушено.

Вместе с тем макроэкономика получила новый импульс к развитию. Оформились новые самостоятельные направления научных исследований, были выработаны новые подходы к анализу и предложены полезные рекомендации по преодолению негативных явлений в экономике.

Рассмотрим важнейшие, альтернативные кейнсианству, макроэкономические концепции. Главной альтернативой кейнсианству стал монетаризм. Возникновение монетаризма  восходит к 50-м годам, когда группа ученых Чикагского университета во главе с Милтоном Фридменом выступила с критикой кейнсианства.

Как правило, монетаризм рассматривают как вариант денежной теории. Действительно, исследования в области теории денег - наиболее значимый         вклад монетаризма в развитие современной макроэкономической теории.

Но принципиальное отличие монетаризма от кейнсианства -  в том, что монетаристы, реставрируя классические подходы, утверждают, что государственное регулирование экономики разрушает способность рыночной экономики к саморегулированию. Они считают допустимыми лишь косвенные формы воздействия на экономику, прежде всего, посредством денежно-кредитной политики Центрального банка.

Как известно, кейнсианцы рассматривают в качестве наиболее эффективной формы макроэкономического регулирования финансовую (фискальную) политику, а влияние денежно-кредитной политики считают менее эффективным, опосредованным воздействием ставки банковского процента на величину инвестиций. Последние, являясь элементом  совокупного спроса порождают изменение равновесного объема национального производства.

Рисунок 74. Кейнсианский взгляд на денежно-кредитную политику

Монетаристы считают денежное предложение единственным фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен. Они полагают, что рост денежного предложения непосредственно влияет на все составляющие совокупного спроса.

Рисунок 75. Монетаристский взгляд на денежно-кредитную политику

По мнению монетаристов, если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких колебаний в объеме денежной массы, то стабильность экономического развития будет обеспечена.

Рассматривая денежно-кредитную политику в качестве сильного инструмента влияния на макроэкономическое равновесие, М.Фридмен и  другие монетаристы считают, что правительство не должно использовать ее в качестве меры макроэкономической стабилизации.  Они считают, что дискретная денежно-кредитная политика неэффективна из-за временных лагов. К примеру, сокращение денежного предложения как антиинфляционная мера,  может обусловить снижение совокупного спроса в тот  период, когда требуются уже меры противоположного порядка  - по стимулированию экономики.

Монетаристы предлагают правительствам соблюдать так называемое

монетарное правило” - поддерживать постоянный темп роста денежной массы.

Рационально, по их мнению, обеспечивать устойчивый рост денежного предложения на 3-5% в год. Постоянно растущее денежное предложение обусловливает расширение совокупного спроса и стабильный экономический рост.

Рекомендации монетаристов стали применяться на практике в капиталистических странах в начале 80-х годов. Наиболее последовательно они использовались в США и Великобритании в системе мер рейганомики и тетчеризма. Результатом явилось сокращение темпов инфляции. Однако с помощью проводившейся политики не удалось решить многие сложные проблемы: справиться с бюджетным дефицитом, обеспечить выполнение социальных программ и т.п.

Монетарное регулирование возможно лишь при определенных условиях. Денежно-кредитная политика предполагает наличие развитого финансового рынка и его институтов, таких как банки и финансово-кредитные учреждения; фондовые биржи и внебиржевой рынок ценных бумаг; разнообразные формы кредитных денег: депозиты, векселя; курс национальной валюты, отражающий ее покупательную способность.

Учитывая отсутствие или недостаточное развитие вышеперечисленных институтов  финансового рынка в отечественной экономике, многие аналитики считают неприемлемыми меры денежно-кредитной политики и другие рекомендации монетаристов для экономической стабилизации в нашей стране.

Даже в развитом рыночном хозяйстве монетарная политика имеет ограниченный диапазон применения: в основном, она используется для борьбы с инфляцией при отсутствии глубокого спада в экономике и относительно стабильном курсе национальной валюты.

Сокращение денежной массы обусловливает падение покупательского спроса населения. При умеренной инфляции это приводит к стабилизации цен и незначительному спаду производства. Но в условиях галопирующей и, тем более, гиперинфляции сдерживающая монетарная политика грозит глубоким спадом в экономике.

Спад производства в России за годы реформ по своим масштабам и продолжительности превысил все известные в истории  кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929-1933 г.г. При общем падении производства более чем на 40 % в ведущих отраслях экономики: машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности производство сократилось в 4-5 раз.

Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие “сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса.  За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в  обороте увеличилось в 230 раз.”[40] “... действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема падения производства.”[41]

В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономический образ мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазон применения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели. Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главу всего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”.

В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию  в области экономики, но в 80-е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий  эффект, что обусловило волну критики со стороны экономистов и политиков.

В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическое направление экономическое теории, которое обозначило себя как “теория рациональных ожиданий”.

Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основным положениям:

·   потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика, они способны оценить будущие результаты политических и других изменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобы извлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь);

·   когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают против  проведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики.

Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целях увеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличить денежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население о необходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, то экономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры:

·   рабочие будут требовать повышения заработной платы;

·   фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию;

·   кредиторы - поднимать уровень процентной ставки.

Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цен и заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся на прежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политики будет близка к нулю.

Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетия также рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонники  считают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому, что придает  ключевое значение совокупному спросу.  Действительно, в кейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.