на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.

Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Анализ - мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция - переход от общего к частному.

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна[1], Ф. Тэйлора[2], на макроуровне - с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, - это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения “.. если, то..”. Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 1997 году может быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это - прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: “следует сделать это или то..”. Пример: “Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий.” Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.

В изучении экономической теории большое значение имеет графическая интерпретация экономических явлений, поэтому рассмотрим исходные понятия, необходимые для построения графиков и их чтения.


Приложение. Графики и их значение.

График - наглядное изображение зависимости между двумя переменными.

Зависимость обычно задается в виде таблицы, например:

Точки

Доход

Потребление

A 0 50
B 100 100
C 200 150
D 300 200
E 400 250

Потребление

 

С

 

D

 

E

 

А

 

В

 

400

300

200

100

0

 

100     200     300     400

 
 

Доход (тыс.руб.)

 

Потребление (тыс.руб.)

 

Порядок построения графиков:

1.   Строим оси координат.

2.   Закрепляем за осями конкретную переменную.

3.   Выбираем масштаб.

4.   Для нахождения точек графика восстанавливаем перпендикуляры из точек, соответствующих значениям переменных на осях, находим пересечение этих перпендикуляров.

Прямая (положительная) зависимость - однонаправленное изменение переменных.

Обратная (отрицательная) зависимость - разнонаправленное изменение переменных.

Наклон прямой (тангенс угла) - отношение вертикального изменения к горизонтальному.

Например, для нашей прямой: +50/+100=+1/2

b - наклон прямой;

y - зависимая переменная (функция);

x - независимая переменная (аргумент).

Уравнение прямой: y=a+bx, где а - вертикальное пересечение (при х=0);


Рисунок 1.

Наклон кривой в любой точке - измеряется    наклоном касательной к кривой в этой           точке.


Глава 2.        Экономические системы и экономические ресурсы.

Вопросы:

1.  Экономическая система общества и экономические ресурсы

2.  Ограниченность ресурсов и концепция производственных возможностей

Экономическая система общества: сущность и структура.

Объект исследования экономической теории - экономика, экономические (хозяйственные) системы, хозяйство.

В качестве экономических систем рассматривают и предпринимательскую фирму, и экономику региона, и национальное хозяйство.

Экономические системы включают в себя совокупность экономических субъектов, объектов и систему связей между ними, т. е. систему производственных отношений.

Экономическая система - это упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

Экономические системы отличаются от прочих видов систем своими специфическими функциями: они осуществляют производство, обмен и распределение благ, доводя их до потребителя.

Люди занимаются экономической деятельностью ради создания благ, способных удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности - движущая сила экономической жизни общества. Стремление людей их реализовать заставляет производить разнообразные блага.

Потребность - состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть.

Экономисты, социологи и психологи занимаются изучением и систематизацией потребностей. Существует деление потребностей на абсолютные и относительные, первичные и вторичные, физические и духовные и т.п.

Отметим, что потребности не остаются неизменными, они развиваются по мере развития человеческого общества. Кроме того, они обладают свойством ненасыщаемости (каждая удовлетворенная потребность порождает новую). В соответствии с этими свойствами можно сделать вывод о необходимости постоянного возобновления процесса производства ради удовлетворения изменяющихся и, в принципе, ненасыщаемых потребностей.

Однако, между производством и потреблением в экономических системах лежат связующие их сферы: распределение и обмен. Таким образом, экономические системы включают четыре воспроизводственных сферы:

·   производство - процесс создание материальных и духовных благ, воздействие на объекты природы и произведенные трудом объекты.

·   распределение - определение доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте;

·   обмен - движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей;

·   потребление - использование результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Экономические системы – это единство сфер производства: производства, распределения, обмена и потребления.

Экономика может развиваться прогрессивно при постоянном развитии взаимодействии, взаимопереплетении, сбалансированности всех воспроизводственных сфер. Вместе с тем разные экономические школы часто придают наибольшее, приоритетное значение той или иной сфере воспроизводства.

Марксизм утверждает примат производства. Согласно марксистской теории, производство - исходный пункт экономической деятельности, потребление - конечный пункт, распределение и обмен - опосредующие стадии. Производство служит потреблению, но возникновение самих потребностей обусловлено производством (появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность). Распределение и обмен служат связи между производством и потреблением, но распределять и обменивать можно лишь то, что произведено.

Безусловно, здесь присутствует логика рассуждений. Более того, для экономики европейских стран первой половины XIX века главной проблемой был рост объемов производства ради насыщения рынка. Это же обусловило и положительную оценку Закона Сэя (“Предложение рождает спрос”). Догматическое восприятие тезиса примата производства теоретиками и практиками в нашей стране привело к формированию “самоедской” экономики, в которой производство порой осуществлялось ради производства.

Сегодня далеко не все экономисты придерживаются мнения о примате производства. Есть сторонники постановки в центр экономических систем сферы обмена, рынка, в частности, С.В.Брагинский, Я.А.Певзнер пишут: “Экономическая наука как наука начинается не с производства, а с обмена, с торговли, c рынка...”[3]. Ряд исследователей считают приоритетной сферу потребления.

Представляется, что все сферы экономических систем равнозначны, недоразвитие и дисбаланс каждой из них обусловливает сбои во всей экономике.

Экономические системы можно охарактеризовать как постоянно развивающиеся. Это связано с тем, что они постоянно сталкиваются с необходимостью преодоления большого спектра внутренних и внешних противоречий. Среди последних можно выделить основное.

Основное противоречие экономических систем состоит в том, что потребности людей в товарах и хозяйствующих субъектов в производственных ресурсах, в принципе, не ограничены, способны бесконечно расширяться. Вместе с тем ресурсы, с помощью которых удовлетворяются эти потребности, то есть средства, с помощью которых производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей, ограничены, зачастую редки и даже невоспроизводимы.

Экономические ресурсы: типы, виды, ограниченность.

Экономические ресурсы (факторы производства) - средства для производства товаров и услуг, условия и необходимые составляющие экономической деятельности.

Анализ состава и свойств экономических ресурсов может быть облегчен при использовании классификации экономических ресурсов, представленной в виде схемы на рисунке 2.

Все материальные ресурсы, как естественные, так и произведенные человеком, ограничены. Действительно, когда речь идет о тех ресурсах, которые могут быть вовлечены в производство, встает проблема ограниченности пахотных земель, залежей полезных ископаемых, лесных угодий, пригодных к разведению рыб озер и рек. Лимитировано и использование в производстве станков и инструментов нужного ассортимента и качества, адекватных потребностям производства технологических характеристик, компьютеров необходимой производительности, программных средств, способных эффективно заменить человека на производстве. Несмотря на широкое развитие транспортных средств, всякий предприниматель ощущает определенную недостаточность их для целей своей деятельности.

Рисунок 2. Классификация экономических ресурсов

Фактор ограниченности имеет место и в отношении человеческих ресурсов. В самом деле, несмотря на высокий уровень безработицы, в периодической печати постоянно публикуются объявления о приглашении на работу, о конкурсах на вакантные места. Это значит, что, наряду с проблемой занятости, существует дефицит определенных видов трудовых ресурсов. К примеру, при том, что выпускники педагогического института не трудоустроены, в школах области ощущается острая нехватка педагогических кадров.

Нехватка людей, способных к цивилизованной предпринимательской деятельности, особенно остро ощущается в нашей экономике. Это связано с отсутствием, а точнее, забвением отечественных предпринимательских традиций, недостаточной квалификацией людей, занявшихся бизнесом, неадекватной потребностям современного бизнеса правовой, экономической и социально-политической средой.

Наряду с ограниченными, экономическими ресурсами, существуют и блага, не являющиеся ограниченными, распределяемыми и присваемыми определенными людьми (атмосферный воздух). Такие ресурсы, в отличие от экономических, называют свободными.

Учитывая , что ресурсы общества ограничены, встает вопрос о производственных возможностях,

то есть проблема технологического выбора, решения вопроса о том, какие блага и в каких количествах производить, чтобы в максимальной степени удовлетворить общественные потребности. В этих целях необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы и возможности. Попробуем разобраться в этой проблеме с использованием простой графической модели.

Как предпосылки анализа будем рассматривать следующие:

1)  неизменное количество и качество ресурсов, которыми на данный момент располагает экономическая система;

2)  полную занятость ресурсов, то есть все материальные и людские ресурсы, пригодные для производства, которыми располагает общество, используются на 100 %;

3)  неизменность технологий, то есть будем пренебрегать фактором научно-технического прогресса, который, несомненно, имеет место в реальных экономических системах;

4)  для простоты будем рассматривать экономику, производящую два продукта: пушки и масло.

          Рассмотрим таблицу производственных возможностей:

Таблица A. Производственные возможности

Виды благ и единицы измерения

А

B

C

D

E

F

1

2

3

4

5

6

7

Пушки (тыс.шт.) 15 14 12 9 5 0
Масло (млн.т.) 0 1 2 3 4 5

         

Построим график, соответствующий комбинациям благ, описанным в таблице. Мы получаем кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара.

Рисунок 3.  Кривая производственных возможностей

В экономике полной занятости для увеличения производства одного товара всегда необходимо поступиться производством другого товара. Чтобы произвести больше масла, надо “жертвовать” пушками и наоборот, это графически отражено в нисходящем характере кривой. Таким образом, форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара.

Здесь мы впервые встречаемся с понятием цены в изложении системы категорий и законов экономической теории. Обычно цена - сумма денег, которую необходимо уплатить за товар.

Категория цены связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.