на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


На финансовых рынках под капиталом понимают денежный капитал, то есть деньги, приносящие доход в виде процента.

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо осуществлять вложения капитала. Так для начала бизнеса необходим

стартовый капитал, который представляет собой сумму первоначально вложенного физического и денежного капитала и текущих расходов на начальной стадии производства.

Источниками стартового капитала и предпринимательского капитала в общем случае могут быть собственные и заемные средства.

Собственные средства - это уставный капитал, прибыль от основной деятельности,  прибыль  от финансовых  операций, амортизационный фонд, задолженность покупателей за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества и пр.

Уставный капитал - это первоначальная сумма капитала фирм, предусматриваемая уставом или договором об их основании.

Заемные средства - это кредиты и ссуды.

Всякая   национальная  экономическая   система  включает совокупность, с одной стороны, обособленных, с другой -взаимосвязанных    фирм,    осуществляющих    индивидуальное воспроизводство.

Индивидуальное   воспроизводство   -   это   непрерывно повторяющийся процесс производительного соединения экономических ресурсов с целью создания товаров и услуг и получения дохода.

В основе индивидуального воспроизводства лежит кругооборот капитала.

Кругооборот капитала - это последовательная смена капиталом его функциональных форм: денежной, производительной и товарной.

Кругооборот капитала может быть описан следующей формулой:

                          РС

Д-Т                  ............П...........Т'-Д'

                          СП

1 стадия            2 стадия        3 стадия

Каждая из стадии кругооборота выполняет определенную функцию.

На 1 стадии формируются условия производства.

На 2 стадии осуществляется производство товаров и услуг.

На 3 стадии происходит реализация товаров и услуг и получение прибыли.

За один кругооборот, как правило, возвращается не вся стоимость вложенного капитала. В этой связи вводится понятие оборота капитала.

Оборот капитала - это совокупность непрерывно сменяющих друг друга кругооборотов, за которые весь авансированный капитал возвращается предпринимателю в денежной форме.

Оборот различных элементов капитала происходит за разные временные промежутки. По этой причине капитал делится на основной

и оборотный.

Оборотный капитал - это часть хозяйственных средств предприятия, стоимость которого переносится на готовый продукт за один производственный цикл (кругооборот). Оборотный капитал - это

сырье, материалы и затраты на рабочую силу. Затраты на эти элементы капитала окупаются за один производственный цикл.

 Основной капитал - это здания, сооружения и т.п. стоимость

основного капитала переносится на готовый продукт по частям, за несколько кругооборотов капитала (основной капитал только в определенной части потребляется за один производственный цикл).

Понятия основного и оборотного капитала, приведенные выше, отражают понимание этих категорий в отечественной экономике. Они используются и в зарубежной экономической теории и практике, но их трактовка несколько отличается от нашей. Это связано с особенностями бухгалтерской отчетности, принятой в различных странах.

Так, в книге "Экономика фирмы" датских авторов Ворста и Ревентлоу указывается: «Основной капитал - это активы, рассчитанные на использование их предприятием в течение длительного периода времени. .. Оборотным капиталом называют те активы, которые при нормальной хозяйственной деятельности меняют свои формы в относительно короткий срок (менее чем за 1 год)...

основной капитал;

нематериальные активы;

материальные активы;

финансовые активы;

оборотный капитал;

товарные запасы;

дебиторская задолженность;

ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения;
денежные средства»[22].

Процесс переноса стоимости основного капитала по мере его износа в течение срока его службы на готовый продукт называется амортизацией.

Амортизация связана с износом основного капитала. Различают физический и моральный износ.

Физический износ - это процесс, в результате которого основной капитал становится физически непригодным для его дальнейшего использования. Физический износ означает разрушение, поломку и т.п. явления. Он происходит как в результате производительного использования основного капитала, так и во время его простоя.

Моральный износ - это процесс обесценивания основного капитала по причине устаревания. Моральный износ может происходить по двум следующим основным причинам:

1.   из-за создания аналогичных, но более дешевых средств труда;

2.   из-за выпуска более производительных средств труда по той же цене.

Стоимость износа основного капитала, возмещаемая по частям, накапливается в амортизационном фонде. Амортизационные отчисления предназначены для ремонта или замены изношенных средств труда.

Б условиях современного высокотехнологичного производства чрезвычайно важно нейтрализовать фактор морального износа. Б этой связи в экономически развитых странах применяют политику так называемой ускоренной амортизации.

Прежде чем ввести понятие ускоренной амортизации укажем, что норма амортизации - это отношение годовой суммы амортизации к стоимости основного капитала.

Пример: К осн.=1 млн. руб., А=200 тыс. руб.

             200

А’=------´100=20 %

         1000

Ускоренная амортизация - это повышение норм амортизации и ускоренный перенос стоимости средств труда на производимые товары и услуги в целях быстрейшего обновления производственного аппарата и нейтрализации фактора морального износа.

Ускоренная амортизация является одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Подробнее об ускоренной амортизации следует читать в учебнике "Экономика" под ред. Булатова А.С.. М.: ВЕК, 1996. С.274-277

В заключение рассмотрим важнейшие показатели использования основного и оборотного капитала.

Обобщающим показателем использования основного капитала является фондоотдача (ФО):

          П

ФО=------,где

         К осн.

П - стоимость продукции;

К осн. - стоимость основных производственных фондов (основного капитала).

Желательной является растущая фондоотдача как для отдельной предпринимательской фирмы, так и для национального хозяйства в целом.

Использование оборотного капитала отражает показатель материалоемкости (ME):

         К об.

МЕ= ------- , где

          П

К об. - стоимость оборотных производственных фондов (оборотного капитала).

Желательной как для отдельной предпринимательской фирмы, так и для национального хозяйства в целом является снижающаяся материалоемкость.

Глава 5.        Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка

Вопросы:

1.  Равновесие конкурентной фирмы.

2.  Условие максимизации прибыли монополистом.

3.  Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

1.         Равновесие конкурентной фирмы

·     В анализе поведения фирм мы исходим из их ориентации на получение максимума прибыли.

·     Для фирм, осуществляющих предложение своих товаров в различных рыночных структурах, по-разному складывается характер спроса. От этого существенно зависят условия равновесия фирм, то есть условия максимизации их прибыли.

Рассмотрим сначала рациональное поведение конкурентной фирмы.

Pr - (Profit) -прибыль фирмы;

TR - (Total Revenue) - валовой доход, который зависит от уровня цен и объемов продаж:

TR= P * Q;

MR - (Marginal Revenue) - предельный доход, то есть прирост валового дохода, приходящегося на единицу прироста объема продаж:

MR= D TR / D Q.

Рисунок 25. Формирование спроса на продукцию конкурентной фирмы

Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спрос на их товары представляется как не зависящий от их собственных объемов предложения.

Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товары формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.

Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*) отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции (предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицы товара:

MR = D (P*Q) / D Q = (P * D Q) / D Q = P;

MR = P

Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, который может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для выявления оптимального объема предложения, позволяющего максимизировать прибыль, будем использовать предельный анализ.

Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для разных объемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицу продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, то есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставку продукции.

Рисунок 26. Равновесие в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы. Для этого обратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с рыночной ценой товара. Здесь возможны три варианта решения:

          а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирме покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает максимизацию прибыли.

Рисунок 27. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

          б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то необходимо осуществлять производство в объеме Q0.

Рисунок 28. Минимизация убытков конкурентной фирмой

Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) * Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию убытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой, будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку.

в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет величина постоянных издержек.

Прекращение предложения конкурентной фирмой

Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно и обоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения, обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаем краткосрочную кривую предложения фирмы.

Краткосрочная кривая предложения  фирмы  показывает количество продукции, которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль (минимизировать убытки).

Рисунок 29. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде

Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временной интервал, на котором фирма может изменить производственные мощности, полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.

Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде (разобрать самостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. Т.2, с. 79- 84) показывает, что конкурирующая фирма осуществляет предложение на долговременном интервале в объеме, соответствующем минимуму средних издержек.

Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может быть описано следующим равенством:

P = MC = ATC

Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:

1.  Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственной эффективностью.

Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что конкурентный производитель всегда стремится к производству с минимальными затратами ресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим способом.

2.  Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их в производстве благ в том объеме, который соответствует общественным потребностям.

Издержки, использованные в производстве данного товара, могли бы пойти на изготовление и предложение других благ .

Равенство P=MC указывает на то, что производитель использует на производство данного продукта ресурсы только до тех пор, пока потребители готовы оплачивать его издержки.

Если бы предложение осуществлялось в объемах, соответствующих неравенству P<MC это означало бы избыточное привлечение ресурсов на производство данного товара. Цена, в которой выражена предельная полезность блага для потребителей, ниже предельных издержек, затраченных на это благо.

Аналогично, если бы имело место условие равновесия P>MC, это означало бы недостаточное направление ресурсов на производство данного товара. Цена спроса, отражающая предельную полезность, большая предельных издержек, подсказывает производителю, что потребители готовы платить за дополнительное количество именно этого товара.

2.         Условие максимизации прибыли монополистом

Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны.

Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом.

Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

Рисунок 30. Спрос и предельный доход монополиста

Если новый объем предложения (Q2) только на одну единицу больше прежде предлагавшегося объема (Q1), то дополнительно получаемый доход (MR) будет меньше новой цены товара (P2), так как и весь предыдущий объем предложения придется реализовать по более низкой цене P2..

MR = P2 - (P 1 - P2)*Q1 < P2

Рисунок 31. Кривые спроса и предельного дохода монополиста

Условие равновесия:

MR = МС

Оно сохраняется и для монополиста. Действительно, фирме резонно предлагать дополнительную единицу продукта только при условии получения дополнительного дохода на уровне, не меньшем, чем предельные издержки.

а). Рассмотрим равновесие монополиста, позволяющее ему максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Будем исходить из того, что издержки монополиста не отличаются от издержек конкурентного производителя.

Рисунок 32. Максимизация прибыли монополистом.

Равновесие монополиста интерпретируется точкой Еm. При Qm фирма - монополист максимизирует прибыль. Продукция реализуется по цене Pm. Поскольку в данном случае ATCm < Pm , то прибыль, исчисленная по формуле Pr = (Pm - ATCm) * Qm принимает положительные значения.

б). В краткосрочном периоде может случиться так, что монополист будет вынужден осуществлять предложение товаров, чтобы минимизировать убытки.

Это может произойти в случае, если соотношение между рыночной ценой и издержками в точке равновесия описывается неравенством: AVCm < Pm < ATCm. Если монополист не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит производство, его убытки будут больше на величину (Pm - AVCm) * Qm. Таким образом, фирма - монополист минимизирует убытки, производя в краткосрочном периоде объем Qm.

Рисунок 33. Минимизация убытков монополистом

3.         Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно.

Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие:

·   Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельная полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.

·   При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm > ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

·   расходы на поддержание монополистических барьеров;

·   отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление демпинговых цен[23], которое используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма в масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

·          монополизация рынка явным ооразом;

·          фиксирование цен;

·          слияние компаний, в результате которого возможна монополизация
     рынка;

·          переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут доминировать на рынке;

·          осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не      обусловленной различиями в издержках);

·          связанные и исключительные контракты.

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

·   принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при производстве и реализации продукции;

·   изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен;

·   создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

·   включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

·   отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

·   раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых товаров, либо по кругу продавцов или покупателей

·   другие.

Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ (Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).

В его функции входит:

·   контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

·   выработка рекомендаций органам власти и управления о проведении мероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;

·   разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

·   контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынке определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение предельной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:

·   принудительное разделение хозяйствующих субъектов;

·   применение штрафных санкций;

·   регулирование цен и тарифов естественных монополий[24];

·   уголовная ответственность (в крайних случаях).

Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями. Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественных монополистов рассмотрим рисунок.

Рисунок 35. Регулирование цен естественных монополий

·   R: Установление общественно оптимальной цены: PR=МС. Общественно оптимальная цена вызовет эффективное распределение ресурсов, но может привести к возникновению убытков, покрытие которых должно взять на себя государство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.