на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основы общей экономической теории


·     только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они несут ограниченную налоговую обязанность.

Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:

·     организационно-правовая форма предпринимательства. Так, различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.

·     форма собственности. В силу декларированного Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым предоставляются налоговые льготы.

·     по численности работающих. При соответствии по численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.

·     по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования производства, структурной перестройки. Это - одна из форм селективной поддержки.

Объект налогообложения - это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.

Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.

Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как уже было указано, - право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.  

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.

По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная сумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения прибыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).

Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример пропорционального налогообложения - налог на прибыль. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц (граждан).

Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных людей они составляют меньшую долю.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.

Скидки - это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997 г. исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное строительство.

Налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие формы налогового кредита, как:

·     снижение ставки налога. Например, для предприятий, в штате которых не менее 50 % составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на 1997 г. снижена в 2 раза.

·     сокращение суммарного (валового) налога. Сокращение может быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно. Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период (налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностью освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

·     Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например, подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочку до 1 года уплатой процентов.

В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять следующие функции:

1.   фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами для финансирования государственных социально-экономических функций . Эта задача была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;

2.   социальную, то есть налоговая система должна способствовать реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.

3.   регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством налогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской деятельности;

Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной структуры производства.

Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны в целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система, соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной системы и федеративного государственного устройства.

В 1991 году был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные; субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены Указом Президента РФ № 2268 от 22 декабря 1993 г. Современная налоговая система и перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской Федерации[37].

Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.

·     Подоходный налог с физических лиц (граждан) - прямой прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. В Российской Федерации с 1999 года основная ставка - 12 %. При доходах свыше 50 тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог является регулирующим налогом.

·     Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций - прямой пропорциональный налог. Налоговая ставка распределена между бюджетами.

·     Налог на добавленную стоимость - косвенный, следовательно, регрессивный налог. (Добавленная стоимость - цена продажи за вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.) Регулирующий налог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многих случаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее влияние на экономический рост.

·     Акцизы - сборы, взимаемые при продаже особых (подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются на табачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это -косвенный, регрессивный, регулирующий налог, устанавливаемый на товары с неэластичным спросом. Ставки дифференцированы.

·     Поимущественные налоги - на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это - прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные) налоги.

Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации налоговой системы:

1.        Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на предпринимательский сектор)

2.        Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3.        Односторонняя направленность налогообложения на изъятие доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.

4.        Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.

В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системе предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления налоговой реформы:

·     упрощение налоговой системы Российской Федерации;

·     уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующей налоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональном и местном уровне);

·     сокращение налогового бремени на предпринимательский сектор, усиление стимулирующей функции;

·     отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких как налог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержание социальной сферы);

·     сокращение и упорядочение налоговых льгот;

·     существенное расширение прав местных администраций в области льготного налогообложения малого бизнеса;

·     установление стабильных нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.

Глава 8.        Банковская система и денежно-кредитная политика государства

Вопросы:

1.  Кредит в рыночной экономике

2.  Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки

3.  Денежный рынок

4.  Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

Говорят, Ленин считал, что разложение системы денежного обращения – лучший способ уничтожения капиталистического строя Ленин был безусловно прав. Нет более верного и действенного способа ниспровержения основ существующего общественного устройства, чем подрыв денежной системы.

Дж .М. Кейнс

Наряду с финансовым регулированием немаловажным направлением макроэкономической политики является денежно-кредитная политика государства. Инструментом денежно-кредитной политики является изменение величины денежной массы, обращающейся в стране, и изменение «цены кредита», то есть ссудного процента. Следовательно, рассмотрение денежно-кредитной политики требует предварительного ознакомления с кредитными отношениями и условиями формирования ссудного процента на денежном рынке, а также анализа структуры и механизма функционирования современных банковских систем.

1.         Кредит в рыночной экономике

Кредит в дословном переводе означает доверию (credo - верю).

Понятие кредит в экономических отношениях берет начало от латинского creditum и означает «ссуда, долг».

Кредит - это система экономических отношений, выражающаяся в движении денежного капитала между кредитором и заемщиком. Кредит предоставляется на условиях: возвратности,      срочности, обеспеченности и платности.

Лицо, предоставляющее капитал в кредит – кредитор, а берущее – заемщик.

Необходимость и возможность кредита связана с тем, что у одних экономических субъектов появляются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, а у других возникает потребность в них.

В условиях развитого рыночного хозяйства основным содержанием кредитных отношений становится движение ссудного капитала, то есть предоставление денежного капитала в долг, во временное пользование за плату.

Возвратность является неотъемлемой чертой кредита и отличает кредит от других форм движения капитала. Возвратность связана с временным характером высвобождения средств кредиторами.

Срочность кредитования - необходимая форма достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок.

Принцип обеспеченности кредита чаще всего понимается как материальная обеспеченность. Это означает, что ссуды обычно выдаются под конкретные материальные ценности, что гарантирует реальность возврата кредита. В современных условиях в качестве обеспечения кредита принимаются залоговые обязательства, гарантии и поручительства платежеспособных юридических и физических лиц, а также страховые полисы.

Платность означает, что каждый заемщик вносит определенную плату за право пользования ссудой. Реализация этого принципа на практике осуществляется главным образом через уплату банковского процента, который устанавливается в виде определенной доли от величины ссуженного капитала.

Важнейшие источники кредита:

1)  средства, предназначенные для восстановления основного капитала (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и т.п.) и накапливаемые по мере перенесения его стоимости в форме отчислений в амортизационные фонды ;

2)  часть оборотного капитала (средства от реализации продукции, идущие на закупку сырья, привлечение рабочей силы и т.п.), высвобождаемая в связи с несовпадением времени продажи товаров и покупки сырья, топлива, выплаты заработной платы;

3)  часть прибыли, предназначенная на расширение производства;

4)  средства бюджетов и других финансовых фондов;

5)  доходы и накопления граждан.

Формы кредита дифференцируют по различным критериям. Одним из важных критериев систематизации является субъектный. По этому признаку различают следующие формы кредита:

1.  Коммерческий кредит - предоставляемый одними предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Такие кредиты оформляются векселем. Его объектом является товарный капитал, а целью - ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли. Коммерческое кредитование в плановой экономике было отменено реформой 1930 - 1933 годов. Возрождение коммерческого кредита в переходной экономике России идет с большими сложностями. Развитие коммерческого кредитования позволяет разрешать проблему взаимной задолженности предпринимательских фирм.

2.  Банковский кредит - предоставляется банками, специальными финансово-кредитными учреждениями предпринимателям и фирмам в форме денежных ссуд. Это - основной вид кредита в рыночной экономике. Границы банковского кредита шире коммерческого, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, что делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

 Банковские кредиты делятся на краткосрочные (сроком до одного года) и долгосрочные, выдаваемые на срок больше года.

3.Потребительский кредит предоставляется населению при покупке потребительских товаров. Широкое развитие потребительского кредита способствует расширению производственных возможностей, так как увеличивает платежеспособный спрос.

3.  Государственный (муниципальный) кредит - особая форма кредитования. Здесь заемщиком выступает государство и местные органы власти по отношению к гражданам или юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита - выпуск государственных (муниципальных) займов.

Роль кредита в рыночной экономике определяется следующими его функциями.

1.  Кредит разрешает противоречие между пребыванием части капиталов в виде праздно лежащих денег и природой капитала, не терпящей отсутствия движения. (Капитал лишь тогда является таковым, если он приносит дополнительный доход.)

2.  Кредит содействует расширению производства, развитию инвестиционных процессов, решает проблему недостатка собственных источников финансирования бизнеса.

3.Кредит способствует развитию процессов накопления и концентрации производства.

4.Благодаря кредиту происходит перераспределение капиталов между отраслями и регионами, структурная перестройка экономики. Производительный капитал закреплен в каждой предпринимательской единице в конкретной материальной форме (вложен в конкретные машины, сырье, оборудование и т.д.) и не может свободно перемещаться из одной фирмы в другую. Денежные капиталы, в соответствии с принципом максимальной выгоды, направляются в те сферы, где они дают наибольшую отдачу.

2.         Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.

Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему кредитных отношений.

Считается, что первые банки возникли на основе меняльного дела - обмена денег различных городов и стран. Это подтверждают этимологические корни слова “банк”, его происхождение от итальянского “banco” (стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты).

Действовавшая у нас до 1986 года банковская система коротко могла быть охарактеризована как одноуровневая. Банковское дело было монополизировано Государственным Банком СССР, наряду с которым существовала сеть специализированных банков: Сбербанк, Промстройбанк и др. Последние были, по существу, филиалами Госбанка.

Активное использование кредитных отношений в рыночном хозяйстве требует развития обширной банковской сети. Для стран с развитой рыночной экономикой характерно построение банковского сектора как двухуровневого.

 Двухуровневая банковская система основывается на взаимоотношениях между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим и контролирующим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками, другими кредитными институтами; по горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня банковской системы - коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование: контроль и целенаправленное воздействие, что требует функционирования особого института в виде Центрального банка.

В 90-х годах в России была создана двухуровневая банковская система, в основном определены и разграничены функции Центрального банка и коммерческих банков.

Рисунок 64. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

Основными функциями Центрального банка являются:

·   денежная эмиссия. (От латинского «emissio”- выпуск). Центральный банк пользуется монопольным правом выпуска национальных денежных знаков в обращение. Центральный банк осуществляет эмиссию в соответствии с потребностями хозяйственного оборота;

·   функция банка правительства. Центральный банк обязан поддерживать государственные экономические программы, обслуживать бюджетные расчеты, способствовать управлению государственным долгом, проведению денежно-кредитной политики;

·   функция банка банков. Центральный банк является кредитором последней инстанции, он предоставляет национальным кредитным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях при временном дефиците у них кредитных ресурсов. Центральный банк является расчетным центром;

·   роль органа надзора за коммерческими банками и финансовыми рынками.

Низовое звено банковской системы состоит из сети коммерческих банков, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентов на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки. Важнейшими их функциями традиционно являются:

·   аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

·   осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

·   кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц;

·   учет векселей и операций с ними;

·   хранение финансовых и материальных ценностей;

·   доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции); и др.

Операции по аккумулированию временно свободных денег называются пассивными, а рамещение средств, коммерчески выгодное их вложение относят к активным операциям. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент по активным операциям как правило превышает размер процента по пассивным операциям, разность между этими процентами (маржа) и составляет основу доходов банков.

Наряду с универсальными коммерческими банками в систему коммерческих банков могут входить и специализированные банки, которые ориентированы на предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов.

Например, инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе, посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.