на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы экономики


Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – комплекс отраслей по заготовке, механической и химической обработке и переработке древесины. Включает лесозаготовительную промышленность, деревообрабатывающую промышленность, мебельную промышленность, целлюлозно-бумажную промышленность.

Промышленность строительных материалов – отрасль промышленности, включающая цементную промышленность, промышленность стеновых материалов, строительной керамики, промышленность по добыче и обработке облицовочных материалов из природного камня, промышленность известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов и изделий из них и т.д.

Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность – отрасль промышленности по производству строительного и технического стекла, фарфорофаянсовой посуды, хозяйственных бытовых изделий, изделий из хрусталя, зеркал, керамической плитки (например, предприятия по производству оконного стекла, бутылок, зеркал, стекла для ламп и фонарей, хрустальной посуды).

Легкая промышленность – отрасль промышленности, производящая товары народного потребления.

Включает в себя текстильную промышленность, швейную промышленность, кожевенную, обувную и меховую промышленность, производство пуговиц и т.д.

Пищевая промышленность – совокупность отраслей промышленности по выпуску продуктов питания, а также мыла и моющих средств, парфюмерно-косметических и табачных изделий. Включает себя в хлебопекарную, ликероводочную, чайную, табачно-махорочную, плодоовощную, мясную и молочную, рыбную промышленность, производство мыла и моющих средств, парфюмерно-косметическую промышленность и т.д.

Микробиологическая промышленность – промышленность, производящая ценные продукты из непищевого сырья (например, производство кормовых дрожжей, аминокислот, витаминов).

Медицинская промышленность – отрасль промышленности, производящая медицинскую технику и лекарственные средства.

Полиграфическая промышленность – промышленность по изготовлению печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.

Промышленность также подразделяется на добывающую и обрабатывающую.

Добывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся добычей различного сырья и топлива из недр земли, вод и лесов.

Обрабатывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся обработкой или переработкой промышленного или сельскохозяйственного сырья.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

13.Отраслевая структура и факторы ее определяющие

Под структурой отрасли понимается, в самом общем виде, состав отраслей или предприятий ее составляющих и удельные веса их производства (или продаж) в общем объеме производства (продаж) отрасли. Так как существуют два подхода к определению отрасли, то существуют разные показатели, характеризующие структуру отрасли в том и другом случаях.

В условиях первого подхода структуру отрасли характеризуют следующие показатели:

1)  удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли);

2)  удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);

3)  удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);

4)  коэффициент опережения Коп, который характеризует насколько более быстрыми или медленными темпами развивается отдельное предприятие (или отдельная отрасль) по отношению к отрасли в целом (или комплексной отрасли):

Коп = Тi / Тотр, (2)

где Тi – темп роста отдельного взятого предприятия (или отрасли), %;

Тотр – темп роста отрасли (или комплексной отрасли), %.

В условиях второго подхода к понятию отрасли используются следующие показатели:

1) доля рынка (Хi), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли:

Хi = Qi / Qотр., (3)

где Qi - объем продаж отдельно взятого предприятия; Qотр – общий объем продаж отрасли.

2) однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа:

·  коэффициента опережения;

·  темпах роста доли рынка.

При этом темп роста доли рынка говорит об изменении доли предприятия на рынке по сравнению с базовым или прошлым периодом. С помощью коэффициента опережения можно оценить положение предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли. Если Коп. < 1, то предприятие наращивает объемы продаж медленнее, чем отрасль в целом, если Коп. > 1, то предприятие наращивает объемы продаж быстрее, чем отрасль в целом.

3)  для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;

4)  для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.

На отраслевую структуру могут оказывать влияние ряд факторов:

1. Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) в долгосрочном периоде времени. В разных отраслях действие положительного эффекта масштабов производства проявляется по-разному.

Рассмотрим три ситуации в условиях равенства общей величины спроса. В первой ситуации на минимальный уровень ATC достигается при значительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны крупные предприятия, их доли рынка значительны, а количество невелико. Примером такой ситуации являются технологически сложные отрасли, фондоемкие отрасли (машиностроение и металлообработка, добывающие отрасли и др.). В ситуации 2 минимальный уровень ATC достигается при незначительных объемах производства, а значит в этой отрасли наиболее эффективны небольшие по размеру предприятия, их доли невелики, а количество значительно. Примером такой ситуации являются бытовое обслуживание населения (жилищно-коммунальное хозяйство, услуги парикмахерских, ремонтных мастерских и др.). И в третьей ситуации на рынке будут эффективны как крупные предприятия, так и небольшие предприятия, так как минимальный уровень АТС достигается и при больших и при небольших объемах производства (при объемах производства от Q1 до Q2). Примером такой ситуации являются большие и маленькие магазины, легкая промышленность и небольшие ателье по пошиву одежды и др.;

2. Характеристики и особенности различных типов рынка также предопределяют, в определенном смысле, структуру отрасли (см. табл. 3). Так характерными чертами таких типов рынка как совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция является небольшой удельный вес отдельно взятого предприятия в общем объеме производства отрасли и невозможность отдельного предприятия взять под контроль ситуацию в отрасли. В условиях олигополии как минимум одно предприятие будет иметь такую возможность, а в условиях монополии отрасль полностью находится во власти одного предприятия;

3. В зависимости от того, какие границы географического рынка рассматриваются может изменяться состав и структура рынка. При разработке конкурентной стратегии этот фактор достаточно важный, так как от географических границ рынка будут зависеть цели предприятия;

4. Сегмент рынка – на разных сегментах рынка предприятия будут иметь разные доли и разных конкурентов, следовательно, при разработке конкурентной стратегии должен учитываться не только фактор географических границ рынка, но и тот сегмент покупателей, на который будет выходить предприятие со своим товаром;

5. Доля импорта/экспорта. Если при анализе структуры рынка не будет учтен факт конкуренции со стороны импортируемых на данный географический рынок товаров, то это означает, что предприятие не учтет при разработке конкурентной стратегии как минимум одного конкурента, на долю которого может приходиться и не такая маленькая часть рынка. Например, доля импортных продуктов питания в структуре потребления таких городов как Москва и Санкт-Петербург составляла в 1997-1998 гг. до 90%, а доля отечественных производителей вместе взятых не превышала 10%. Также, если определять структуру товарного рынка по объемам производства предприятий, то полученные данные могут быть искажены вследствие того, что часть произведенной продукции будет вывозится за пределы географического рынка. Соответственно эта часть продукции не будет представлена на исследуемом географическом рынке и должна быть исключена при анализе структуры рынка;

6. Переплетение личных и финансовых связей. Действие этих факторов можно рассмотреть на следующих примерах. Так, в начале 20-х годов на американском рынке нефти присутствовало 6 крупных производителей, контрольные пакеты акций которых принадлежали одному лицу – семейству Рокфеллеров. Для покупателей нефти эти предприятия выступали как конкурирующие, хотя фактически их следует рассматривать как единого участника рынка. Что касается личных связей, то если на рынке присутствуют два предприятия, во главе которых стоят близкие родственники или друзья, то автоматически их нельзя рассматривать как конкурентов. Кроме того, переплетение личных и финансовых связей может иметь место не только между предприятиями одной отрасли, но и между предприятиями на последовательно расположенных стадиях единого технологического процесса. В результате предприятие, например, имеющее личные связи с поставщиком, имеет больше возможностей в получении более выгодных условий поставок;

7. Стохастические (вероятностные) факторы. Доля предприятия на товарном рынке не является неизменной величиной. Ее изменение зависит от ряда факторов, как зависящих от эффективности управления предприятием в текущий момент времени, так и от факторов окружающей среды (например, стадия жизненного цикла товара, общеэкономическая ситуация в стране, действия конкурентов и др.), на которые зачастую предприятие повлиять не может;

8. Процессы специализации и кооперирования в отрасли. Успешное сочетание специализации и кооперирования способствует снижению средних издержек и увеличению объемов производства, что, в конечном итоге может повлиять и на структуру рынка;

9. Научно-технический прогресс (НТП). НТП рассматривают как фактор, способствующий развитию новых товарных рынков, предприятий, оказывающихся лидерами в инновациях, и ухода с рынка устаревающих товаров и модификаций т.п.


14.Структурная перестройка экономики

Правительство РФ 13 декабря 1996 г. утвердило Концепцию среднесрочной программы на 1997 –2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост", где отмечается, что при всех исключительных трудностях, которые переживает российская экономика, в ней произошли серьезные качественные изменения – она стала преимущественно рыночной.

Тем самым созданы решающие предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований российской экономики, к ее структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста. Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и с/х. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других – снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности.

Государственная социально-экономическая политика должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики в четырех взаимосвязанных направлениях:

· совершенствование организационной и управленческой структур в реальном секторе экономики, обусловленное необходимостью повышения качества менеджмента на всех уровнях управления, предполагающее проведение реформы предприятий и государственного сектора экономики;

· улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса (рост объемов инвестиций, включая иностранные с предоставлением государственных гарантий, сокращение сроков их окупаемости, увеличение доли инвестиций, реализуемых в современные технологии, прежде всего в наукоемких отраслях;)

· изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки (высокой добавленной стоимостью);

· развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важных отраслей, как транспорт и связь.

С учетом современного состояния транспортного комплекса и нового этапа преобразований главная цель транспортной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности российской перевозчиков на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема.

В соответствии с этим формируются стратегия и приоритеты транспортной политики.

Приоритеты транспортной политики должны строится на следующих принципах:

· ускорение включения россии в существующую систему международного разделения труда путем поощрения отраслей и предприятий, производящих реально и потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;

· поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;

· поощрение вывода и конверсии мощностей, сокращение производства, ликвидации предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;

· гармонизация государственных стандартов РФ с международными стандартами, и, прежде всего, стандартами Европейского Союза;

· совершенствование нормативно-правовой базы транспортной политики;

· регулирование цен (тарифов) на продукцию(услугу) естественных монополий.

Важная роль отводится развитию инфраструктуры транспортного комплекса, обеспечивающей повышение качества услуги.

Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы.

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко дифференциация выражена в промышленности, где выделяются 11 укрупненных отраслей, 150 простых производств и свыше 300 подотраслей.

Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи – совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира. В связи с эти необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Основным содержанием нового периода преобразования является структурная перестройка экономики.

15.Межотраслевые комплексы: принципы их формирования

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, различных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают внутри отдельных отраслей экономики и между различными отраслями. Например, в составе промышленности функционируют такие комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и др. Более сложной структурой отличаются строительный и агропромышленный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы подразделяются на целевые и функциональные.

Основу целевых комплексов составляют воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта, например, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, транспортный комплекс и др. В основу функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции (инвестиционный, научно-технический, экологический комплексы).

Комплексность, т. е. единение растущего многообразия, является следствием качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Отрасли промышленности России объединены в следующие комплексы!:

1) топливно-энергетический;

2) металлургический;

3) машиностроительный;

4) химико-лесной;

5) агропромышленный;

6) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

7) строительный комплекс (промышленность стройматериалов).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных комплексов. Топливно-энергетический комплекс представляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энергетики, отраслей по производству энергетического и других видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. В него входят более 2000 предприятий и акционерных обществ. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значительных объемах. Доля экспорта продукции ТЭК составляет около 50 % от экспортного потенциала страны, налоговые поступления от структур ТЭК достигают 55–65 % суммарного сбора налогов, хотя в объеме валового продукта их доля около 15 %. Однако и в нашей стране наиболее экономное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, как и всех других видов материальных ресурсов, приобретает особое народно-хозяйственное значение. Это необходимо учитывать при рассмотрении резервов повышения эффективности деятельности предприятий.

Агропромышленный комплекс отличается от других межотраслевых комплексов тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК включает сельское хозяйство, отрасли перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, производство минеральных удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов; строительство объектов производственного назначения, включая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Входящие в АПК отрасли объединены общей конечной функцией – снабжением страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Обеспечение продовольственной безопасности – главная задача АПК.

В практике планирования и учета определяется отраслевая структура, т. е. нахождение удельного веса отдельных отраслей в общем объеме производства продукции или в общей стоимости основных производственных фондов, или в общей численности работающих.

16.Малый бизнес - составная часть рыночной экономики

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и мелким бизнесом.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений в России.

Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к мелким являются численность работающих и объем продаж. Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп: наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые — 25—99 человек, промежуточные — 100— 499 человек, крупные — 500—999 человек и крупнейшие — свыше 1000 человек. К малым предприятиям относятся предприятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.

Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малого бизнеса, если его годовой оборот находится в пределах 3-18 млн долл., в розничной торговле и сфере обслуживания этот предел равен 1-5 млн долл.

Согласно Закону США о малом бизнесе (1953 г.) малая фирма существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малым относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле и сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" к малым относились предприятия с численностью:

в промышленности и строительстве - до 200 человек;

в науке и научном обслуживании - до 100 человек;

в других отраслях производственной сферы — до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле - до 15 человек.

Затем согласно Закону РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.