на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы экономики


Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

5.  Формы и методы государственного регулирования рынка

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономики. Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Споры между специалистами идут только по поводу степени вмешательства государства в экономику.

Государственное воздействие на экономику – целенаправленная система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемая соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук.

Для обозначения исследуемой роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: "государственное вмешательство в экономику", "государственное регулирование экономики", "государственная экономическая политика", "государственно-монополистическое регулирование".

Наименее соответствующим сущности явления, по мнению Ходова Л.Г., представляется первый термин, который часто встречается в предвоенных и послевоенных публикациях вплоть до 70-х гг. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую аналогично хирургическому вмешательству в человеческий организм. В действительности, по нашему мнению, государство является не внешней системой, а составной частью, элементом современной экономики. Последний термин также не соответствует сущности явления, так как содержит в себе социально-политическую оценку государственного регулирования.

Таким образом, наиболее соответствующим сущности явления, по нашему мнению, являются термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика". Однако, на первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Но государство не может существовать не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления, не осуществляя закупок и подрядов на строительство, не регулируя денежного обращения и внешнеэкономических связей. В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Поэтому можно сказать, что термины "государственное регулирование экономики" и "государственная экономическая политика" в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

По определению Албеговой И.М.:

"Государственное регулирование экономики – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц". Это определение представляется нам недостаточно полным и отражающим сущность исследуемого явления.

Ходов Л.Г. дает более полное определение: "Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям."

Государственное регулирование имеет место как при централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

Ходов Л.Г. так подразделил методы государственного регулирования: на административные и экономические.

Административные методы, по мнению автора, базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.

По нашему мнению более точное подразделение представлено Елькиным В.А. [19]. Автор считает, что разграничение различного рода отношений в управлении и регулировании позволяет подразделить методы на экономические, социально-психологические, правовые и административные. Между этими методами существует тесная связь, отражающая реальную обусловленность разнообразных отношений в обществе. Также автор считает, что распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно. Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Экономические методы основаны на использовании экономических интересов: общегосударственных, групповых, частных. В связи с этим можно разделить экономические методы на: методы определения перспектив развития (прогнозы планы, программы) и на методы непосредственного экономического воздействия и регулирования. (госзаказ, налоги , кредиты и т.д.).

Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача государственных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Государство должно проводить налоговую политику, учитывая специфические особенности деятельности юридических и физических лиц. Налоговая система осуществляет ведущую роль в мобилизации средств в федеральный бюджет для формирования части национального дохода. На современном этапе повысился удельный вес налогов в ВНП и в национальном доходе до 30–50 %.

Налоги, помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов с трудящихся, включают взносы на социальное страхование, местные налоги и др. Налоги стали не только основным доходом государства, они во все большей мере используются для активного вмешательства государства в процесс воспроизводства. Усиление регулирующей функции налогов произошло после второй мировой войны. Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, на движение товаров и капиталов между странами, на платежеспособный спрос населения. Налоги широко используются правительствами западных стран для сглаживания экономического цикла.

В России преимущества действующей системы налогообложения перед прежней системой платежей состоят в том, что для всех юридических и физических лиц, независимо от видов собственности и ее организационно-правовых форм хозяйствования, установлены единые налоги, после выплаты которых налогоплательщики могут распоряжаться прибылью по своему усмотрению.

Недостатком, к сожалению, является то, что с самого начала построения новой налоговой системы был взят, на наш взгляд, неверный фискальный ориентир. Известно, что у предприятий изымается через различные налоги 85-90% прибыли.

Во всех развитых странах рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношение которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Специфика проводимых реформ в нашей стране состоит, как считает Б. Плышевский, во-первых, в том, что предпринят переход к многоукладной рыночной экономике; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, когда государственное регулирование сведено к минимуму, и, в-третьих, формы и методы регулирования во многом не сложились.

6.  Характеристика рыночной власти

Рыночная власть - способность производителя или потребите ля воздействовать на рыночную цену.

Источники рыночной власти:

1) доля фирмы в отраслевом предложении;

2) эластичность рыночного спроса;

3) степень взаимозаменяемости продукта;

4) характер взаимодействия фирм.

Рыночная власть может явиться результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь согласия в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора. Рыночная власть производителя означает его способность влиять на цену через регулирование объема своего предложения.

Степень рыночной власти фирмы (коэффициент Лернера) определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии.

Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен, конкуренция) и на другие фирмы. В зависимости от этого существуют несколько видов рынка, но самая его крайняя форма - монополия. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, которые являются основными рыночными характеристиками.

Существует несколько показателей рыночной власти.

1. Прямые показатели непосредственно определяют степень влияния фирмы на рынок и тип конкуренции на нем.

2. Косвенные показатели характеризуют в целом рыночную ситуацию, которая складывается из множества показателей.

Рассмотрим индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана как показатели рыночного контроля.

Индекс Лернера.

Принять считать, что самые высокие цены на рынке – это монопольные, они значительно превышают конкурентные и равновесные . Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Однако следует учитывать, что рост стоимости товаров не беспределен, поскольку ограничен спросом, предъявляемым на них потребителем, и его эластичностью. Получается, что монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукцию. Иными словами, индекс Лернера - это разница монопольной цены и предельных издержек по отношению к неконкурентной цене:

IL = [P(m) – MC] / P(m),

где ((i))P(m) ((i)) - цена монопольного рынка; MC-издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию. При этом 0 < IL < 1.

Если индекс Лернера стремится к 0, то на рынке действует совершенная конкуренция, если же к 1, то налицо монополизм. Поскольку олигополистический рынок - это что-то среднее между этими двумя видами, для него харак терна величина IL ≈ 0.6–0.8. Нахождение лернеровского показателя порой затрудняется подсчетом предельных издержек, поэтому на практике их заменяют средними (АС). Следовательно, индекс Лернера имеет вид:

IL = (P – AC) / P.

Умножив и числитель, и знаменатель на количество продукции Q, получаем прибыль и величину валового дохода, т.е.

IL = (P – AC) × Q / P × Q = П / TC.

Это означает, что данный показатель признака монополии показывает высокие прибыли, однако порой он не является абсолютным подтверждением наличия на рынке несовершенной конкуренции.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует степень концентрации рынка и представляет собой сумму долей всех фирм, действующих на рынке.

IHH = Σ (qi)²,

где ((i))qi((i)) - это продукт, произведенный одной из фирм. IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1.


7.  Роль промышленности в развитии экономики и структуре общественного производства

Россия имеет все условия для того, чтобы в самое ближайшее время стать одной из самых развитых стран мира. Жизненное ее пространство составляет 17,1 млн км2; это примерно в 1,5 раза больше территории США, Англии, Германии, Франции, Италии и Японии, вместе взятых.

Население России - 148 млн человек; трудовые ресурсы - почти 87 млн человек, в том числе 70% людей с высшим и средним образованием. Численность научных работников превышает 1 млн человек - почти 70% общесоюзных.

Россия располагает почти всеми природными ресурсами, необходимыми для дальнейшего ее развития. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд м3; на душу населения приходится 5 га леса (в США - 0,8 га, в Канаде - 8,6 га). Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 650 млн га.

Экономика любой страны состоит из множества отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но основой, фундаментом ее является все же промышленность.

Промышленный потенциал России.

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:

1) развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном хозяйстве;

2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России;

3) обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;

4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и основой для повышения эффективности общественного производства.

Работа промышленности характеризуется количественными, качественными, стоимостными и натуральными показателями.

Спад промышленного производства был связан с общим кризисом в экономике страны. А он, на наш взгляд, обусловлен следующими факторами:

• распад СССР, что повлекло за собой разрыв кооперированных связей между производителями промышленной продукции бывших республик Союза;

• в России не были созданы условия для перехода экономики на рыночные условия. Переход начал осуществляться в условиях монополизированной экономики, без создания необходимой рыночной инфраструктуры и соответствующего законодательства, без наличия реальной и научно обоснованной программы экономического и социального развития страны;

• слабость государства. В период перехода на рыночные отношения на первом этапе государство практически не вмешивалось в экономику страны и не регулировало ее развитие в необходимом направлении;

• криминализация экономики страны. Несовершенство хозяйственного законодательства, слабый контроль государственных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов привели к развитию в России теневой экономики, у которой совершенно другие цели и задачи;

• социальная и политическая напряженность в обществе, которая была вызвана многими причинами и, естественно, не способствовала нормальному функционированию экономики;

• многие руководители предприятий, государственных учреждений, в том числе и в высших эшелонах власти, не имели опыта и не были способны эффективно управлять в условиях перехода к рыночным отношениям;

• без разработки и осуществления продуманной протекционистской политики Россия настежь открыла свои границы, в результате чего в Россию хлынул поток импортных товаров, в том числе и недоброкачественных, что застало наши предприятия врасплох, и их продукция во многих случаях стала неконкурентоспособной;

• в переходный период в России не были созданы условия для отечественных и иностранных инвесторов для вложения их капитала в развитие национальной экономики;

• несовершенство налогового законодательства, которое усложняет деятельность непосредственных производителей продукции;

• экономический кризис в России сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что значительно усложнило проблему выхода из кризиса.

Естественно, созданию кризисной обстановки в России способствовали и другие причины. Но из всего этого можно сделать основной вывод - государство не разработало цивилизованные правила игры для всех субъектов рыночной экономики, не было должного контроля за их соблюдением.

8.  Промышленность - ведущая отрасль экономики

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам: 1) развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном хозяйстве; 2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России; 3) обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности; 4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и основой для повышения эффективности общественного производства.

Промышленность - ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин.

Промышленный сектор экономики включает добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, энергетику, строительство, газо- и водоснабжение.

9.  Промышленный потенциал России в настоящее время

Промышленность является основой экономики развитых стран. Что же касается промышленного рынка России, то за время реформ промышленность нашей страны испытала небывалое падение производства, подверглась воздействию внутренних и мировых финансовых кризисов1. После кризиса 1998 года начался подъем, который, хотя и с колебаниями, продолжается, однако, в сентябре 2001 года уровень промышленного производства составил только 70,2% уровня января 1993 года. Продолжение устойчивого роста зависит не только от объемов и темпов инвестиций в создание производств новейшей продукции, но и от состояния рынков потребления, причем не только внутренних, но и мировых, учитывая постепенное включение нашей экономики в мировую систему.

Цель промышленной политики России - обеспечить подъем нашей промышленности за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Но хотя с момента начала реформы прошло немало времени, эта задача далека от решения.

Зарубежный опыт показывает, что стратегии решения данной задачи зависят от конкретных экономических особенностей страны. Страны, добившиеся успехов в подъеме промышленности, применяли три типа стратегии развития.

Использование природных ресурсов (страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия, которые имеют богатые запасы нефти). Суть стратегии - в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций: использование полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, эта стратегия применялась небольшими государствами, способными длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива.

"Преследования" (Япония в послевоенный период, Южная Корея, другие страны ЮВА, а также Китай). Суть стратегии в том, что промышленность, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции развитых стран, вытесняя затем эти страны с рынков более дешевыми изделиями. Закрепившись на рынках, компании "преследующих" стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям.

Достижение "передовых рубежей" (США, индустриальные страны Европы, Япония). Суть в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Пример наиболее успешного применения этой стратегии - компьютерные и информационные технологии США.

Однако Россия не может выбрать только одну из этих стратегий в силу огромных различий между секторами экономики и должна комбинировать - выбирать разные стратегии для разных групп производств и отраслей.

Стратегию передовых рубежей - в производстве некоторых видов вооружений, в авиакосмической и атомной промышленности, а также в уникальных наукоемких производствах. В добывающей промышленности (нефть, газ, алмазы, цветные металлы) использовать стратегию использования природных ресурсов для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Стратегия "преследования" подходит для большинства отраслей промышленности, отставших от передового уровня производства, прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.