на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы экономики


Итак, главный вопрос, касающийся российской промышленной отрасли - это ее конкурентоспособность.

Российская промышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайно монополизированного комплекса. Борьба с монополизмом была одной из основных идей реформы, но анализ данных за 1993-1995 гг. показывает, что степень монополизации не только снижается, но и увеличивается, несмотря на уменьшение количества предприятий-монополистов3.

Как известно, монополизация рынка позволяет завышать цены и добиваться повышенных уровней прибыльности продаж. Объективной же основой монополизации рынков отечественными производителями является чрезвычайно высокая степень концентрации производства в основном на крупных предприятиях.

Конечно, процесс неоднозначен. Так, в условиях концентрированного монополизированного производства в ряде отраслей это ведет к формированию олигопольных рынков, когда практически весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами. Это, прежде всего, относится к некоторым видам химической продукции (полиэтилены, каучуки, масла технические, этиловая жидкость, некоторые соли и т.д.), многим видам машин и оборудования, сталей, рельсов, труб.

Иная ситуация сложилась в отраслях с низкой степенью монополизации и концентрации производства, например в промышленности стройматериалов. Однако в этой отрасли действует иной фактор - транспортный, также ограничивающий конкуренцию. Это обусловливает ориентацию потребителей преимущественно на местных производителей данных видов продукции, делая их более конкурентоспособными практически независимо от качественных параметров.

Однако чем выше степень переработки сырья и требования к его качеству, тем менее важен транспортный фактор. Об этом свидетельствует довольно жесткая, несмотря на очевидную дороговизну их перевозки, конкуренция импортных строительных и отделочных материалов категории "люкс" с продукцией местных предприятий. На российском рынке "евроремонта" импортные строительные и отделочные материалы доминируют.

К отраслям с традиционно низкой степенью конкуренции относятся сырьевой и топливно-энергетический комплексы, где господствуют естественные монополии. Это обусловливает, в частности, сохранившееся и сегодня государственное регулирование цен на электроэнергию.

Заметим, что в последнее время монополия энергетиков разрушается: предприятия приобретают автономные энергетические установки (котельные) зарубежного производства, которые обеспечивают получение более дешевого электричества и тепла, чем при подключении к централизованным сетям.

В военно-промышленном комплексе логика дублирования военных производств создала конкуренцию между изготовителями ряда видов вооружений (самолеты, танки и др.)4. Однако этот опыт мало помог оборонным предприятиям, когда они попытались выйти на рынки гражданской продукции. Конкуренция была не в пользу предприятий ВПК - сказывались как незнание ими рынка гражданской продукции (в то время это были в основном товары народного потребления), так и ее высокая себестоимость. Сейчас началось более успешное освоение предприятиями ВПК рынка высокотехнологичной гражданской продукции, на котором они часто выигрывают конкуренцию у гражданских производителей из-за лучшего качества продукции.

Таким образом, можно утверждать, что и по сей день на рынках многих товаров в России конкуренция либо отсутствует, либо только начинает развертываться. Появляются, правда, сегменты рынка, в которых конкуренция уже достаточно сильна - как между отечественными, так и между отечественными и зарубежными производителями, а в ряде случаев - только между зарубежными фирмами (например, российские рынки аудио- и видеотехники, рынок мониторов для компьютеров и др.).

А к чему же приводит конкуренция в конкретных условиях российского рынка? Обострение конкуренции в России происходит, с одной стороны, в условиях чрезвычайно низкого спроса, а с другой - при практически полном отсутствии у предприятий инвестиционных ресурсов. Такая ситуация в большинстве случаев приводит не к совершенствованию производства, а к "вышибанию" слабейших с рынка, к полной потере ими сбыта. Именно это произошло со многими российскими товарами народного потребления, особенно с продукцией легкой промышленности и бытовой электроники.

В такой ситуации у государства есть только два варианта политики: либо смириться с неизбежностью гибели целых секторов промышленности и перспективой огромной безработицы, либо идти на меры протекционистской защиты отечественных товаров, сознательно ограничивая конкуренцию со стороны более сильных западных производителей до тех пор, пока оздоровление макроэкономической ситуации не начнет, наконец, приносить плоды на микроэкономическом уровне.


10.Промышленная политика России

Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.

Сегодня также существуют противники промышленной политики. Например, на конференции "Крупнейшие компании в России. База экономического роста" 11 ноября 2005 года советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что для успешного развития экономики страны государству необходимо отказаться от промышленной политики как от инструмента, создающего неравные условия ведения бизнеса. По его словам, проводимая нынешним правительством политика перераспределения ресурсов от компаний, регионов, отраслей, создающих добавленную стоимость, к компаниям, регионам, отраслям, приносящим убытки, приводит к падению темпов экономического роста, которые в конце концов могут достичь нуля или даже стать отрицательными.

К числу активных сторонников реализации промышленной политики относится Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), принципиальная позиция которого состоит в том, что "промышленная политика имеет свою собственную, четко определенную сферу приоритетов — содействие повышению конкурентоспособности российского бизнеса. Если макроэкономическая политика призвана создавать благоприятные условия для бизнеса в масштабе всей страны, то в фокусе промышленной политики находятся бизнес-проекты, направленные на повышение конкурентоспособности конкретных отраслей и компаний". По мнению представителей РСПП, несправедлива точка зрения, что промышленная политика охватывает все направления государственной политики, имеющие отношение к деятельности бизнеса — от борьбы с инфляцией до индексации банковских вкладов населения.

Бывший начальник экономического управления Администрации Президента РФ А.В. Данилов-Данильян в своей статье "Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства" аргументирует эту позицию так: "…Меры по развитию фондового рынка, защиты прав собственности, развитию малого предпринимательства и др. практически невозможно увязать только с развитием перерабатывающих отраслей. Другой пример — главным инструментом поддержки экспорта является занижение валютного курса. Однако экспорта любого, в том числе и сырьевого. Даже судебную и административную реформы можно отнести к мерам по созданию благоприятных условий для несырьевого бизнеса. Но ровно этим же стимулируется и предпринимательство в сфере добычи углеводородов и в иных отраслях. Т.е. это также элементы экономической, а не собственно промышленной политики. Универсальность действия — вот то, что отличает меры экономической политики, способствующие в том числе и развитию промышленности, от чисто промышленной политики".

Позиция Торгово-Промышленной Палаты (ТПП) РФ основана на более общем подходе к понятию промышленной политики. Согласно определению ТПП, "промышленная политика — это система законодательных, административных, финансово-экономических решений, мер и действий по управлению развитием промышленности, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Ее энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике". Таким образом, стратегическая цель промышленной политики состоит в достижении устойчивого социально-экономического развития и обеспечении безопасности страны, что достигается за счет глубокой структурной трансформации экономики и технологической модернизации производства.

Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Тем не менее, позиция ТПП основывается на том, что участие государства в экономическом развитии нельзя рассматривать как ограничение рыночной свободы хозяйствующих субъектов и возврат к осуществлению государством планово-командных функций. Напротив, промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов.

Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем. Во-первых, это крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансового, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского. Во-вторых, ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства. В-третьих, структурные диспропорции в экономике.

К задачам российской промышленной политики относятся:

·  создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение "правил игры" и организацию диалога между бизнесом и властью);

·  развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций;

·  создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики.

Согласно Конституции РФ, вопросы основных направлений внешней и внутренней политики (в том числе промышленной) входят в компетенцию Президента РФ. Поэтому уровень внедрения промышленной политики является президентским. РСПП выступает за использование понятия "национальная", а не "государственная" промышленная политика, подразумевающего активное участие представителей всех уровней бизнеса и общественности в обсуждении ее приоритетов и инструментов.

Можно выделить три основных направления промышленной политики:

1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития.

2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.

3. Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.

Существует три уровня разработки и реализации промышленной политики.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.

На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).

Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).

11.Развитие производительных сил как главный фактор общественного разделения труда

Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамическое и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления и планирования народного хозяйства страны.

В функциональном смысле экономику можно представить как сложную систему, в виде взаимодействия производительных сил и производственных отношений. По составу производительные силы – это система, включающая совокупность способностей трудящихся с их богатым производственным опытом коллективной работы и совокупность способностей потребительной стоимости средств (прежде всего машин), интегрированных в отраслевые и иные подсистемы в рамках страны. Производственные отношения как в процессе производства, так и при распределении, обмене и потреблении являются социальной двигательной и организующей силой развития всей экономики.

Десятилетиями мы повторяли, что производственные отношения социализма прогрессивны по определению и уже поэтому дают полный простор развитию производительных сил. На деле многое происходило не так. Накапливались факты, свидетельствующие о том, что развитие производительных сил тормозится, научно-технический прогресс наталкивается на многочисленные препятствия. Поэтому неоднократно звучали призывы по-новому взглянуть на закономерности соответствия между производительными силами и производственными отношениями, отказаться от представления, будто при социализме такое соответствие обеспечивается автоматически.

В силу исторических судеб социализм родился в одной отдельно взятой и притом технологически отсталой стране. Трудностей не могло не быть, ибо новые производственные отношения стали складываться на базе слабо развитых производительных сил. Это наложило свой отпечаток на развитие экономических и социально-политических структур. Развитие экономики страны шло весьма противоречиво. С одной стороны, в короткие сроки была создана современная материально-техническая база, многократно возросли масштабы производства. С другой стороны, в важнейших направлениях научно-технического прогресса были допущены настоящие провалы, и притом трудновосполнимые. Даже поверхностный анализ причин, порождающих это положение, показывает, что большая их часть обусловлена сложившимися формами производственных отношения, методами хозяйствования и управления. Сегодня они не двигатель, а тормоз развития производительных сил.

Развитие производительных сил является главным фактором общественного разделения труда и формирования отраслей и крупных отраслевых групп. Экономика народного хозяйства имеет много структур. Это обусловлено многообразием процесса производства присвоения производственных благ, общим его прогрессом. Структура отражает строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. Внедрение в широких масштабах достижений науки и техники в производство ведет к изменениям структуры: возникают и ускоренно развиваются все новые виды производства, которые обособляются в отдельные подотрасли и отрасли. Вместе с тем происходит устаревание ранее производимой продукции, и некоторые традиционные отрасли и подотрасли теряют свое значение.

Изучение различных структур связано с выяснением места и роли в народном хозяйстве составляющих его комплексов, определением путей более эффективного функционирования, а следовательно, и оптимизации структур. Организационная структура экономики характеризует соподчиненность и взаимосвязь между различными звеньями общественного производства как по вертикали, так и по горизонтали. В настоящее время эта система структур включает в сотни тысяч объединений, предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Структуру единого народнохозяйственного комплекса страны (производственного комплекса и непроизводственной сферы) можно представить в следующем виде:

· Отраслевые (межотраслевые) народнохозяйственные комплексы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, траснпорт и т.д.)

· Функциональные народнохозяйственные комплексы (машиностроительный, топливно-энергетический, аграрно-промышленный, строительный и др)

· Региональные комплексы (часть единого комплекса страны на определенной территории)

· Территориально-производственные комплексы (ТПК) с их основной отраслью специализации.

· промышленные узлы как звено ТПК (промышленные производства на сравнительно ограниченной территории.

· социально-производственные комплексы (сельский район, город)

Комплексность, т.е. единение растущего многообразия, - следствие качественного роста общественного характера производства, его обобществления. Анализ показывает нарастание черт комплексности у всех составляющих экономики. Так, общественные производительные силы, субъективные и объективные их стороны выступают ныне в основном как единые народнохозяйственные организмы.

Вместе с тем комплексность экономики как народнохозяйственного целого сложилась на современной ступени развития лишь в главном, и это начальная ступень нового качества. Так, велики ведомственные перегородки в экономической системе, неоправданны многие пропорции. Сегодня нельзя говорить о полном соответствии между звеньями экономики. К примеру, между возможностями науки и степенью их использования, потенциалом рабочей силы, основных фондов и эффективностью их функционирования. В целом многие формы общественно-экономических отношений до настоящего времени отстают от уровня развития производительных сил. Значительно несоответствие между спросом и предложением, наличием денег у населения и товарной массы в магазинах. Существенно отстала от потребностей развития социальная сфера. Эти и другие недостатки подчеркивают потребность существенно качественного развития единого народнохозяйственного комплекса.


12.Понятие отрасли и экономическая классификация отрасли

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли.

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Классификация отраслей осуществляется в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства.

Классификатор "Отрасли народного хозяйства" – систематизированный перечень отраслей, подотраслей и других группировок хозяйств, выполняющих различные функции в системе общественного разделения труда.

При помощи классификатора изучается отраслевая структура народного хозяйства, межотраслевые порции и связи.

К сфере материального производства отнесены следующие отрасли народного хозяйства:

промышленность;

сельское хозяйство;

лесное хозяйство;

рыбное хозяйство;

транспорт и связь;

строительство;

торговля и общественное питание;

материально-техническое снабжение и сбыт;

заготовки;

информационно-вычислительное обслуживание;

операции с недвижимым имуществом;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы;

прочие виды деятельности сферы материального производства.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств.

В составе промышленности, например, насчитывается более 15 крупных отраслей:

электроэнергетика;

топливная промышленность;

черная металлургия;

цветная металлургия;

химическая и нефтехимическая промышленность;

машиностроение и металлообработка;

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

промышленность строительных материалов;

стекольная и фарфорофаянсовая промышленность;

легкая промышленность;

пищевая промышленность;

микробиологическая промышленность;

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность;

медицинская промышленность;

полиграфическая промышленность;

другие промышленные производства.

Электроэнергетика – область энергетики, которая охватывает получение, передачу, преобразование и использование электроэнергии (тепловые электростанции, атомные электростанции, гидроэлектростанции и т.д.).

Топливная промышленность – совокупность отраслей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топлива (нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, добыча природного газа, газовая промышленность, угольная промышленность).

Черная металлургия – отрасль тяжелой промышленности по производству сплавов на основе железа.

Включает производства по добыче и обогащению рудного и нерудного сырья, огнеупоров, продуктов коксохимии, чугуна, стали, ферросплавов, стальных и чугунных труб, а также вторичную обработку черных металлов (например, предприятия по добыче железных, марганцевых руд, предприятия по производству чугуна, стали, проката черных металлов, заводы по разделке лома и отходов черных металлов).

Цветная металлургия – отрасль тяжелой промышленности по добыче, обогащению, переработке руд цветных металлов. Включает алюминиевую промышленность, медную промышленность, свинцово-цинковую промышленность, никель кобальтовую промышленностью, промышленность редких металлов и полупроводниковых материалов, промышленность драгоценных металлов и алмазов и т.д. (например, предприятия по добыче бокситов, по добыче и обогащению алмазосодержащего сырья, по производству полупроводниковых материалов, алюминия и т.д.)

Химическая и нефтехимическая промышленность – отрасль тяжелой промышленности, в которой преобладают химические методы переработки сырья и материалов (горнохимическая промышленность, азотная промышленность, производство фосфатных удобрений, содовая промышленность, промышленность синтетических смол, пластмассовых изделий, производство стекловолокна, магнитофонных кассет, лакокрасочная промышленность, промышленность бытовой химии, химико-фотографическая промышленность, производство синтетического каучука, шинная промышленность).

Машиностроение и металлообработка включает в себя такие отрасли как энергетическое машиностроение, подъемно-транспортное машиностроение, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, электронная промышленность, производство металлических изделий производственного и непроизводственного назначения (предприятия по производству паровых котлов, электродвигателей, технологического оборудования и аппаратуры для химической промышленности, станков, металлообрабатывающего инструмента, приборов для измерения температуры, давления и т.д., автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, ножниц, бритв, оборудования детских площадок и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.