на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основы экономики


В структуре оборотных средств промышленности товарно-материальные ценности составляют примерно 80% и прочие средства - 20%.

Таблица 3. Структура оборотных средств в промышленности.

Группы оборотных средств %
1. Запасы товарно-материальных ценностей 61,6
2. Товары отгруженные и оказанные услуги 18,4
3. Денежные средства 15,2
4. Дебиторы 8,4
5. Другие оборотные средства 1,4
6. Итого 100

Прежде всего оборотные средства делятся по отраслевой принадлежности. Различают оборотные средства промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и т.д. Сравнительно высокая доля оборотных фондов народного хозяйства размещена в промышленности, а в самой промышленности существенная ее часть находится в отраслях перерабатывающей промышленности.

В зависимости от сферы обслуживания оборотные средства, как отмечалось неоднократно, делятся на оборотные фонды и фонды обращения.

По характеру организации оборотных средств они могут быть нормируемыми и ненормируемыми. Нормируются все элементы или группы оборотных фондов и готовая продукция на складе в части фондов обращения. Примерно три четверти оборотных средств подается нормированно и чем выше доля нормируемой части, тем они более управляемы, а значит эффективнее в обороте.

По источникам формирования оборотные средства различаются как собственные и заемные. В промышленности в целом в нормальных, некризисных условиях функционирования соотношение между собственными и заемными оборотными средствами примерно равное. В сезонно работающих отраслях доля заемных средств значительно выше.

56.Оборачиваемость оборотных средств и пути ее ускорения

Эффективность использования оборотных фондов и оборотных средств складывается из экономного расходования оборотных фондов и ускорения оборачиваемости всех элементов оборотных средств на всех стадиях кругооборота (Д - СП - П - Г - Д').

Показателями эффективности использования оборотных средств являются следующие:

1. Коэффициент оборачиваемости:


где:  - коэффициент оборачиваемости, разы;  - объем реализации товаров (услуг, работ), тыс. руб. ; - среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

2. Время оборота (обращения):

3. Коэффициент закрепленных средств (загрузки):

Различают абсолютную и относительную экономию оборотных средств. Абсолютная экономия оборотных средств определяется простой арифметической разницей между фактической и плановой (программной, прогнозной, сравниваемой) их стоимостью. Относительная же экономия (или высвобождение) оборотных средств рассчитывается по формуле:

где:  - относительная экономия ОС, тыс. руб.; - плановая (программная, прогнозная, сравниваемая) стоимость реализации, тыс. руб.;  - базовый коэффициент оборачиваемости;  - фактическая стоимость оборотных средств при их фактической оборачиваемости.

Например: в предыдущем (базовом) году коэффициент оборачиваемости составил 3,0 при объеме реализации 3600 тыс. руб. и 1200 тыс. руб. использованных оборотных средствах. В текущем году при объеме реализации 4800 тыс. руб. и использованных оборотных средств в сумме 1000 тыс. руб. абсолютный эффект (высвобождение) оборотных средств составит 200 тыс. руб. (1200-1000), а относительный эффект - 400 тыс. руб. (1200-4800/3).

При экономии оборотных фондов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.) экономия оборотных средств будет неадекватной и составит:

Пути экономии оборотных фондов и ускорения оборотных средств, то есть повышение эффективности их использования, будут конкретными в отдельных отраслях промышленности. В промышленности в целом к ним относятся следующие.

1. Сокращение норм расходов и всемерная экономия производственных ресурсов. Резервы подобного рода в перерабатывающей промышленности России велики: удельные расходы многих ресурсов в стране в 1,5-2 раза выше аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой.

2. Снижение остатков товарно-материальных ценностей на складах во всех отраслевых структурах. И здесь резервы громадны. В Японии, например, запасы на входе и выходе не превышают пяти процентов используемых ресурсов и производимых товаров, а в России в несколько раз выше и лежат "мертвым капиталом", отягощая и без того небольшие наличные оборотные средства.

Надо научиться работать "с колес", имея минимальные запасы в соответствии с вышеизложенными расчетами по нормам и нормативам оборотных средств.

3. Сокращение длительности производственного цикла на основе внедрения прогрессивных технологий, совершенствования действующих, перехода на непрерывные процессы производства, интенсификации производства. Так, переход на непрерывный метод шампанизации сократил длительность производства шампанских вин с трех лет до двух-трех месяцев с соответствующим высвобождением оборотных средств в незавершенном производстве.

4. Рационализация связей с поставщиками и потребителями с учетом жестких требований рыночной экономики, что сведет к минимуму производственные запасы и остаток продукции на складах.

5. Соблюдение своевременных взаиморасчетов между субъектами рынка по платежам. Ликвидация неплатежей. Оборотные средства буквально оседают в этих неплатежах, что существенно замедляет оборачиваемость оборотных средств.

6. Рационализация размещения предприятий и мощностей отраслей промышленности. Это ускорит доставку ресурсов и реализацию товаров, тем самым повысит эффективность использования оборотных средств, увеличит скорость оборота.

7. Совершенствование организации производства. Переход на непрерывно-поточные производства. Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

8. Выравнивание уровня социально-экономического развития территории страны, комплексное развитие экономики регионов и субъектов федерации.

9. Научно-технический прогресс во всех его направлениях и масштабное использование его достижений в производстве.

10. Диверсификация производства, обеспечивающая в рынке более быстрое продвижение товаров в различных сегментах этого рынка.

Все это способствует экономии ресурсов и ускорению оборота, а значит снижению потребности в оборотных средствах и увеличению скорости оборачиваемости оборотных средств.

11. Комплекс мер по экономическому, в том числе материальному стимулированию повышения эффективности использования оборотных средств. Таким универсальным средством является сам рынок с добросовестной конкуренцией и объективным механизмом ускорения в сфере производства и обращения.

В отдельных конкретных отраслях перерабатывающей и добывающей промышленности будут свои дополнительные специфические факторы, резервы и пути повышения эффективности использования оборотных фондов и оборотных средств. Специфика эта определяется сезонностью, материалоемкостью, длительностью производственного цикла, характером потребления, а значит реализацией производимого промышленного продукта и т.д.

57.Значение и предпосылки инновационной деятельности в условиях рыночной экономики

Инновационный процесс связан вообще со всей экономикой страны и связь эта весьма диалектична: активизация инновационной деятельности приобретает ключевое значение для подъема экономики, для устойчивого экономического роста, и в то же время инновационный процесс невозможен без экономической, социальной, правовой поддержки. Более того, при наличии необходимого научно-технического потенциала социально-экономические факторы в качестве "социально-экономической инфраструктуры" инновационной системы приобретают решающее значение в развертывании инновационной деятельности.

Для определения роли инноваций в деятельности промышленного предприятия необходимо рассмотреть объективную необходимость их внедрения:

- во-первых, создание и использование инноваций, с одной стороны, обусловлено конкурентной борьбой товаропроизводителей, а, с другой стороны, является решающим фактором повышения конкурентоспособности;

- во-вторых, пионеры освоения инноваций имеют возможность получения дополнительной прибыли в результате временной монополии на рынке;

- в-третьих, радикальные инновации являются практически единственным средством, опираясь на которое небольшое промышленное предприятие может превратиться в ведущую корпорацию.

Такого подхода придерживаются и другие авторы. Об этом свидетельствует приводимая в монографии "Стратегия управления инновациями на предприятии" [17, С. 29-30] классификация, в которой выделяются следующие группы инноваций:

- технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологий и материалов, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и их оснащение, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;

- производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношения мощностей отдельных производственных единиц;

- экономические инновации, которые направлены на изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшения конечных хозяйственных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности работников, рационализацию системы калькуляции внутрипроизводственных затрат;

- торговые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, т.е. на использование различных методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в форме кредитов и займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов;

- социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями;

- инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств информации и документации, рационализацию канцелярских работ и т.д.

58.Направления и методы реализации инновационной политики в России

Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

59.Арендные механизмы в предприятии

Эффективное ведение предпринимательской деятельности предполагает широкое внедрение и использование арендных механизмов. Предприятия, испытывающие необходимость в расширении парка оборудования или его замене, имеют две возможности: приобрести оборудование в собственность или взять его в аренду. В первом случае необходимо изыскать значительные денежные ресурсы или изъять из оборота ликвидные средства, что может вызвать ухудшение структуры баланса, или использовать заемные средства, что обусловит появление дополнительных расходов на оплату процентов по кредиту. Аренда позволяет предприятиям вовлекать в хозяйственный оборот необходимое имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, и предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно не используемых объектов, сохраняя право собственности на них.

Основная задача предприятий в условиях широкого ввоза импортируемых товаров - достижение соответствующего уровня конкурентоспособности продукции, в том числе посредством снижения издержек производства. Это возможно лишь на основе современных технологий, однако переоснащение действующего парка оборудования иногда затрудняется в связи с нехваткой финансовых ресурсов. В данном случае целесообразно прибегнуть к лизингу, который является одной из модификаций арендных отношений и эффективным методом финансирования инвестиционной деятельности.

Аренда - это основанный на договоре имущественный наем, предполагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату.

В договоре аренды участвуют две стороны:

• арендодатель - собственник имущества, сдающий его в аренду (в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду);

• арендатор - получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, зафиксированным в договоре.

В договоре аренды указываются характеристика объекта аренды; размер арендной платы, форма и порядок ее внесения; права и обязанности сторон по хранению и обслуживанию арендуемого имущества; срок договора, права и обязанности сторон по его окончании; возможность сдачи арендованного имущества в субаренду; условия прекращения договора. При нарушении условий договора аренды он может быть расторгнут.

Лизинг - это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. Он также включает компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельности.

Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны:

• лизингодатель (арендодатель) — физическое или юридическое лицо, приобретающее имущество в собственность и передающее его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату и на согласованных в договоре условиях;

• лизингополучатель (арендатор) — физическое или юридическое лицо, принимающее имущество в пользование в соответствии с договором лизинга;

• продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, продающее лизингодателю имущество, являющееся предметом договора лизинга.

Помимо них в лизинговой сделке обычно принимают участие:

• банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования;

• страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя.

Финансовый лизинг - это вид лизинга, при котором лизингодатель (арендодатель) по поручению лизингополучателя (арендатора) приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет его лизингополучателю во временное владение и пользование за плату.



60.Франчайзинговая форма организации бизнеса

На сегодняшний день в отечественной литературе все чаще появляются сообщения о франчайзинге - системе взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса. Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие "франчайзинг" все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности.

Как уже отмечалось, прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок. Однако наименований для обозначения сотрудничества подобного типа в российской бизнес-практике применяется множество: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. Такое разнообразие говорит о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфики нового механизма хозяйствования. В связи с этим представляется необходимым более подробно рассмотреть указанную форму делового взаимодействия широко известных компаний с региональным бизнесом для того, чтобы определить основные характеристики такого типа партнерства, а также его значение и возможные перспективы в условиях современного развития российского предпринимательства.

Прежде всего, остановимся на основных принципах функционирования франчайзинговой системы. Крупное предприятие (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определенном рынке и имеющее известную среди потребителей торговую марку, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и реализацию строго оговоренных видов товаров и услуг, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаст франчайзи право пользования торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований. Отметим, что речь идет прежде всего о так называемом деловом франчайзинге, при котором продавец франшизы предлагает предпринимателям использовать уже проверенную на практике модель организации собственного дела, т. е. полностью скопировать схему ведения бизнеса. Таким образом, экономические преимущества франчайзинга очевидны: для франчайзера - расширение сбыта продукции практически без дополнительных инвестиций, для франчайзи - минимальный риск разорения на первоначальном этапе деятельности, наконец, для потребителей - своевременное удовлетворение спроса с учетом особенностей местного рынка.

Заметим, что франчайзинг по своей сути во многом напоминает создание представительств. С одной стороны, для владельца крупной компании и то, и другое является способом расширения рынка сбыта. С другой - для потребителей предприятие франчайзи, как и представительство, фактически является продолжением ведущей компании: тот же бизнес, та же продукция, те же стандарты, т. е. принципиальной разницы между сетью представительств и сетью франчайзинговых компаний нет. Различия между этими двумя моделями организации бизнеса кроются во внутренних взаимоотношениях владельцев крупного и мелкого предприятия. Для того, чтобы выявить эти различия, проведем сравнительный анализ представительств и франчайзинговых компаний.

Базисной характеристикой, отличающей эти две формы организации бизнеса друг от друга, является то, что уже само понятие "представительство", согласно ГК РФ, подразумевает действия в чужих интересах и не от собственного имени, в то время, как предприятие франчайзи является самостоятельной компанией, владелец которой действует в своих интересах и от собственного имени. Это расхождение обуславливает принципиально разное построение взаимоотношений партнерства, поэтому при разграничении рассматриваемых моделей первостепенное значение имеют именно те признаки, которые эти отношения определяют.

Для проведения сравнительной характеристики франчайзинговой системы и представительств был сформулирован ряд критериев, которые для удобства мы условно объединим в 3 группы:

·  правовые (юридическая независимость, отношения собственности и управления, право на регулирование и контроль, возможность смещения/назначения руководства);

·  деловые (единая торговая марка, способ ведения бизнеса, предварительное обучение, профессиональная помощь и поддержка, хозяйственная самостоятельность, стандарты качества, ограничение территории);

·  финансовые (инвестиции, текущие отчисления).

Результаты сравнительного анализа франчайзинговой системы и представительств представлены в таблице:

Таким образом, внутренний механизм организации взаимоотношений партнерства при функционировании сети представительств и франчайзинговых компаний имеет существенные различия. Как уже было отмечено, прежде всего это разграничение правового характера, поскольку юридическая независимость предприятия в системе франчайзинга и се отсутствие в случае организации представительств, а также различия в принципах построения отношений управления и собственности обуславливают различную степень хозяйственной самостоятельности мелкого предприятия и разные возможности для вмешательства центрального руководства в его деятельность. Это, в свою очередь, коренным образом меняет весь механизм взаимоотношений крупного и мелкого предприятия.

Во-первых, появляется необходимость согласования всех вопросов, касающихся делового сотрудничества независимых хозяйствующий субъектов, и закрепления договоренностей в специальном соглашении.

Во-вторых, особого внимания заслуживает само содержание договора, в котором фиксируется:

·  право использования единой торговой марки, фирменной услуги, идеи, имиджа и ноу-хау;

·  право на регулирование и контроль;

·  обязательство обеспечить предварительное обучение и деловую поддержку;

·  обязательство соблюдения единых стандартов качества;

·  ограничение хозяйственной территории; порядок взаиморасчетов.

Когда центральное руководство имеет дело с самостоятельной компанией, все эти вопросы имеют большее значение, в то время, как в случае организации представительства они даже не поднимаются: их решение подразумевается само собой и в рассмотрении нет необходимости.

В-третьих, появляется новая форма финансовых расчетов с центральной компанией — текущие отчисление или роялти — способ компенсации в обмен на приобретаемые права, а также за предоставление необходимого оборудования, материалов, профессиональной помощи и поддержки.

Наконец, в-четвертых, отметим различные принципы инвестирования при организации новой компании. Большая часть финансовых вложений осуществляется со стороны подчиненного элемента в системе франчайзинга, а при организации представительств — со стороны ведущего элемента. Как уже было отмечено, в этом и заключается основное преимущество франчайзинга для крупной компании.

Вернемся к российской бизнес-практике. Следует отметить, что сегодня в предпринимательской деятельности зачастую невозможно четко разграничить два рассмотренных механизма хозяйствования — франчайзинг и представительство. С одной стороны, самостоятельная компания, заключившая контракт на право пользования торговой маркой и другими объектами интеллектуальной собственности более крупной фирмы, текущие платежи, принципы инвестирования — все это явно демонстрирует использование элементов франчайзинга. С другой стороны, возможность давать прямые указания по ведению бизнеса, чрезмерно жесткий контроль со стороны ведущей компании, ограничение хозяйственной независимости позволяют говорить о том, что ведущая компания рассматривает более мелкую фирму как представительство. Подтверждение этих слов налицо: центральное руководство зачастую называет такие мелкие компании именно региональными представительствами. Кроме того, неопределенность в отношении вопросов деловой поддержки, предварительного обучения, консультирования, распределения затрат на рекламу и другие маркетинговые мероприятия оставляет их решение на усмотрение центрального руководства, что также является отклонением от принципов франчайзинга.

Примеров описанного выше варианта делового партнерства множество. Среди них по ульяновскому региону назовем, например, приложение к газете "Аргументы и факты" и компанию "Гарант-Сервис-Симбирск", занимающуюся изготовлением и распространением компьютерных справочных систем. Основываясь на результатах проведенного выше сравнительного анализа, можно выделить следующие "франчайзинговые" характеристики первой компании:

Правовые: разрешение на использование фирменного наименования; общее наименование независимых хозяйствующих субъектов.

Деловые: обязательное следование единому академическому стилю; разграничение территории распространения по подписке: единая ценовая политика по подписным изданиям: жесткая система контроля, включающая разработку тематического плана, анализ содержания каждого номера с последующим изложением замечаний, детальные требования к оформлению номера (заголовки, колонтитулы, оформление рубрик, шрифты).

Финансовые: особые формы расчета за подписные издания и розничную продажу.

Аналогичными особенностями ведения бизнеса в компании "Гарант-Сервис-Симбирск" являются следующие:

Правовые: специальное разрешение на использование товарного знака "Гарант"; общее наименование независимых хозяйствующих субъектов; право московского руководства осуществлять контроль.

Деловые: соблюдение единых стандартов качества; разграничение сбытовой территории; соблюдение единых правил распространения системы; следование определенной ценовой политике; помощь в ведении бизнеса (ознакомление с. новыми технологиями, разъяснения по вопросам сбыта).

Финансовые: собственные инвестиции; текущие отчисления. Перечисленные особенности организации бизнеса обеих компаний демонстрируют активное использование элементов франчайзинга в деятельности самостоятельных мелких предприятий, в то время, как центральное руководство рассматривает их лишь в качестве представительств, что вносит определенную специфику в построение деловых взаимоотношений.

Такое сочетание принципов обоих механизмов хозяйствования позволяет сделать вывод о том, что перед нами комбинированная модель партнерства. Далее естественно возникает вопрос о причинах реализации в России именно такого варианта делового взаимодействия, а также о возможных перспективах данной модели, сочетающей в себе элементы как франчайзинга, так и представительства. Является ли этот вариант партнерства сегодня наилучшим, или же он представляет собой лишь промежуточную модель в процессе поиска новых форм развития бизнеса? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала проведем сравнительный анализ франчайзинга и новой, комбинированной модели. Будем использовать те же критерии, которые были выделены для проведения сравнительной характеристики франчайзинговой системы и сети представительств. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице:


Сравнительный анализ позволяет разобраться в особенностях российской модели сотрудничества. С одной стороны, в ней реализованы принципиально важные характеристики франчайзинга: юридическая независимость сторон, разрешение использовать торговую марку, фирменную услугу, идею, имидж и ноу-хау; единые стандарты качества, единовременные выплаты и другие формы компенсации в обмен на приобретенные права и за любые услуги, принципы инвестирования. С другой — значительная часть элементов франчайзинга может быть отнесена к рассматриваемой модели лишь с существенными оговорками либо вовсе не реализуется в новой модели сотрудничества, как то:

·  единство права управления и собственности реализуется не всегда;

·  право веющего элемента на регулирование и контроль слабо оговаривается в контракте, реализуется порой в чрезмерно жесткой форме;

·  предварительное обучение по всем аспектам ведения бизнеса не предусматривается контрактом и не реализуется на практике;

·  постоянная деловая поддержка не всегда оговаривается в контракте и слабо реализуется на практике;

·  территория оговаривается не всегда.

Наконец, в некоторых случаях имеют место такие характеристики, которые совершенно не соответствуют принципам франчайзинговой модели сотрудничества:

·  возможность смещения/назначения руководства (управляющего персонала) по инициативе ведущего элемента;

·  возможность давать прямые указания по ведению бизнеса.

Таким образом, анализ помогает увидеть несоответствия сегодняшней "франчайзинговой" модели ее классическому варианту и объединить их в две основные группы. Первую группу составляют те франчайзинговые характеристики, которые в рассмотренной комбинированной модели реализуются лишь отчасти, что указывает на неполное использование потенциала франчайзинга. Вторую группу — те особенности российского варианта партнерства, которые совершенно не соответствуют принципам франчайзинговой модели и, следовательно, представляют собой противоречие интересов сторон, участвующих в соглашении.

Вернемся к рассмотрению причин реализации в России комбинированного варианта сотрудничества. Очевидно, что этот вопрос можно рассмотреть в несколько иной формулировке: кому выгодна именно такая форма партнерства? Таким образом, следующая задача исследования — выявление преимуществ новой формы хозяйствования, во-первых, с точки зрения центрального руководства, т. е. ведущего элемента. С этой целью по выбранным критериям был проведен сравнительный анализ франчайзинговой системы и сети представительств, который помог выявить достоинства и недостатки обеих моделей для ведущего элемента, а также определить, какие из них имеют место в комбинированной модели. В таблице 3 представлена сравнительная характеристика всех трех моделей по критериям, которые являются их преимуществами или недостатками для центрального руководства.

рыночный труд монополия конкуренция безработица


Обратим внимание на привилегированное положение крупного предприятия по отношению к мелкой компании. Как уже отмечалось, потенциал франчайзинга используется недостаточно активно с точки зрения подчиненного элемента: не предусматривается предварительное обучение всем аспектам ведения бизнеса, слабо реализуется предоставление деловой поддержки, профессиональной помощи и т. д. Кроме того, нередки случаи ограничения хозяйственной независимости мелкой компании. В то же время, с точки зрения центрального руководства используются все возможности франчайзинга: быстрое завоевание рынка сбыта при незначительных инвестициях, возможность получать доход от деятельности самостоятельной компании, "привязка" подчиненного предприятия за счет обязательства пользоваться услугами крупной компании, право осуществлять контроль за соблюдением стандартов качества. Причем привлекательность такого рода сотрудничества увеличивается за счет возможности повышать доходность путем ограничения издержек, необходимых для оказания деловой и профессиональной поддержки подчиненному элементу. Более того, частично реализованы также и преимущества представительства: неограниченное право на регулирование и контроль, возможность вмешательства в процесс внутреннего управления компанией. Таким образом, рассмотренный вариант сотрудничества очень привлекателен для центрального руководства, т. к. позволяет использовать преимущества франчайзинга и представительства одновременно и в то же время нейтрализовать те характеристики обеих моделей, которые являются недостатками с точки зрения руководства крупного предприятия. А поскольку решение о способе расширения рынка сбыта принимает центральное руководство, выбор очевиден.

Вместе с тем привилегированное положение крупного предприятия таит в себе скрытый конфликт деловых взаимоотношений подобного типа. Такая ситуация заставляет задуматься о том, насколько устойчивой в долгосрочном аспекте является рассмотренная форма сотрудничества. Это, в свою очередь, поднимает вопрос о преимуществах комбинированной модели для владельца мелкой компании, поскольку существование нового варианта партнерства не может объясняться выгодами исключительно для одной стороны соглашения. Мы уже успели убедиться, что преимущества распределены в большей степени в пользу ведущего элемента. Однако, несмотря на это, в России налицо факт активного использования данного варианта сотрудничества. В этой связи более правильной будет следующая постановка вопроса; почему потенциальный владелец мелкого предприятия все-таки предпочитает именно эту модель организации бизнеса?

Существуют по крайней мере два способа стать самостоятельным предпринимателем: либо организовать независимое собственное дело, либо использовать потенциал сотрудничества с известной торговой маркой. При этом, как уже было отмечено, возможно несколько путей реализации второго направления: в качестве альтернативы классической франчайзинговой модели в России выдвигается комбинированный вариант сотрудничества. Аналогично описанной выше ситуации с целью выявления преимуществ и недостатков франчайзинговой системы, независимого собственного дела и комбинированной модели с точки зрения потенциального предпринимателя проведен сравнительный анализ всех трех моделей. Результаты анализа представлены в таблице:

Основываясь на результатах проведенного анализа, отметим следующее. С одной стороны, часть преимуществ франчайзинга реализуется и в комбинированной модели делового взаимодействия:

·  ведение бизнеса под хорошо известной торговой маркой;

·  меньшая потребность в капитале, чем при организации независимого собственного дела;

·  использование уже испытанных форм предпринимательства (снижение риска банкротства);

·  возможность получать преимущества и экономию, доступные только крупным компаниям.

Однако отдельные достоинства франчайзинга не всегда находят свое выражение в комбинированной модели, что делает ее менее привлекательной для потенциального предпринимателя:

·  возможность стать самостоятельным предпринимателем реализуется не всегда;

·  обучение, консультации, помощь со стороны ведущего элемента не всегда оговариваются в контракте и слабо реализуются.

Таким образом, для потенциального предпринимателя франчайзинг заведомо предпочтительнее комбинированного варианта сотрудничества. Однако в реальной российской действительности чаще всего остается выбор только между комбинированной моделью партнерства и независимым собственным бизнесом. Очевидно, что в большинстве случаев предпочтение в этой паре будет отдано первому варианту, поскольку в нем все-таки реализованы преимущества франчайзинга, которые не будут иметь места при организации независимого собственного дела.

При этом, несмотря на все сказанное в пользу франчайзинга, все же не следует забывать и об отдельных недостатках, свойственных как франчайзинговой модели, так и комбинированному варианту сотрудничества. Речь идет, в частности, об опасности потерять свою репутацию вследствие плохой работы третьей стороны. Кроме того, на выбор потенциального предпринимателя может повлиять необходимость определенных ограничений его самостоятельности со стороны центрального руководства, реализуемая, как уже отмечалось, с различной степенью жесткости, а также личные мотивы будущего владельца компании. И тем не менее, с учетом всего вышесказанного, можно утверждать, что перечисленные преимущества в большинстве случаев заставляют сделать выбор между независимым собственным бизнесом и комбинированным вариантом сотрудничества в пользу последнего.

Подводя итог, отметим, что во-первых, в России сегодня активно применяется комбинированная модель делового взаимодействия, сочетающая в себе элементы как франчайзинга, так и предпринимательства. На наш взгляд, такой вариант партнерства оправдан для тех российских условий, которые принято называть переходными. Иными словами, комбинированную форму сотрудничества мы предлагаем рассматривать лишь как промежуточный вариант на пути развития российского бизнеса.

Во-вторых, мы убедились, что в рассмотренной модели в неявном виде присутствует проблема "неравноправного партнерства", проявляющаяся в несколько односторонней реализации прав и возможностей. Франчайзинг — это система равноправных партнерских взаимоотношений, предполагающая справедливое взаимовыгодное распределение преимуществ, без ущемления позиции мелкого собственника. В переводе с французского "франчайз" означает "льгота, привилегия". При этом важно то, что каждая сторона договора имеет определенную "порцию" этих привилегий. Поскольку в рассмотренной модели данный баланс нарушен, очевидно, что повышение устойчивости такого типа партнерства должно происходить за счет дополнения блока привилегий подчиненного элемента, т. е. в направлении большего соответствия франчайзинга.

В-третьих, дальнейшему преобразованию данной формы предпринимательства, на наш взгляд, в значительной степени будет способствовать привлечение внимания к юридической стороне вопроса, т. е. заключению договора. Согласно ГК РФ франчайзинговому соглашению полностью соответствует договор коммерческой концессии (2), использование которого пока не получило в нашей стране должного распространения. Сегодня при заключении контрактов приходится всякий раз прибегать к сложной процедуре составления совершенно новой формы договора, что не позволяет учесть всех особенностей ведения бизнеса и допускает возможность столкновения интересов и скрытых противоречий. Очевидно, что такое положение вещей препятствует развитию эффективного делового партнерства. Эта ситуация явно требует пересмотра договорных взаимоотношений, на что мы хотели бы обратить внимание специалистов, способных более компетентно разобраться в данном вопросе.

Безусловно, направления поиска новых форм ведения бизнеса многочисленны, и не могут быть ограничены лишь одной рассмотренной нами моделью. Однако, в сложившихся условиях экономической нестабильности, нехватки инвестиционных средств, а также недостатка предпринимательского опыта рассмотренный вариант организации бизнеса представляется нам наиболее перспективным для дальнейшего развития российского предпринимательства.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.