на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система


конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот.

Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели.

Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и

сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила

необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить

расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-

едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и

регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как

историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько

миллионов марок.

А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью

роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого

увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе

длительной пропагандистской кампании о вреде курения.

Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую

чистоту двигателя, применяются еще с 70-х годов в США, а теперь практически

повсеместно.

Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики

и через ценообразование. Например, в странах Европейского Союза закупочные

цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только

рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС,

расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень

цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства

продукции. Этим достигаются две цели: поддержка фермеров и эффективность

использования продовольственных продуктов. Благодаря искусственно

поддерживаемым высоким ценам они расходуются экономно, спрос не превышает

реальной потребности, что позволяет образовать даже некоторые излишки, во

всяком случае не допустить дефицита.

Во многих странах местные органы управления регулируют цены и

продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования

цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного

производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам.

Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли

предприятий отраслей общественного пользования до 5— 7% на основной

капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на

подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и пр.,

если норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное

положение в Германии и Японии. Местные органы управления регулируют цены на

коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным

регионам.

Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве. Экономика развитых

стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-

рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает

установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство

товаров и с учетом средней нормы прибыли. Как это происходит? В условиях

конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на

свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими

фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги.

Конкурентный рынок дает потребителю возможность выбора и это его главнейшее

свойство. В ходе борьбы за покупателя цены начинают снижаться до уровня,

приближающегося к издержкам производства.

Однако при возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает,

что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов

и росту цен. Например, Германия до окончания Второй мировой воины была

страной крупных картелей, обладающих огромной экономической и политической

мощью. Монополии ощутимо чувствовались и в хозяйственной жизни США.

Теоретически монополия возникает в том случае, если на рынке

оказывается один поставщик товара. На таком рынке конкуренция отсутствует,

поскольку конкурентов попросту нет. Монополист обеспечивает рынок

полностью, он может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в

любом количестве. Сделать и то, и другое одновременно не получится,

поскольку будет сказываться ограничительное действие спроса при повышении

цен.

Образование монополий может происходить в силу различных причин.

Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка более слабые и менее

эффективно работающие фирмы и этот процесс идет до тех пор, пока в отрасли

не станет доминировать одна компания. Другой путь — последовательные

слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли.

Монополия может быть создана, как широко практиковалось в довоенной

Германии, созданием картеля. Картель создается независимыми ранее

компаниями соглашением о цене и квотах на производимую продукцию. Одним из

видов мирового картеля является Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК).

В Великобритании в настоящее время существует Совет продавцов молока.

Монопольное положение на рынке могут занимать владельцы месторождений

редких природных ресурсов.

В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В

отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на

дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства.

Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи,

газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала

бы прокладки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных дорог и т.

д. Монополистом может стать государственная военная промышленность. Но и

при государственном допущении и даже создании монополий необходимо бороться

с их негативными последствиями.

В США понятие "монополия" применяется к фирме или к группе фирм,

обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять

конкуренцию, регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены,

нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы

не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма

независимо от ее величины является монополией, если ей принадлежит

подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.

Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по

нескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложение доходов

фирм, налоги на сверхприбыль. Во всех практически странах действует

антитрестовское законодательство. Например, законы Германии устанавливают

правила конкуренции и создают благоприятные условия для развития свободной

конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между

предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется

федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой

комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна

лежать свободная конкуренция. К этим же мерам относится повсеместная

поддержка предприятий малого бизнеса.

Жесткое антитрестовское законодательство действует в США, Японии. Но

при этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на

инфраструктурные отрасли: транспорт, банковское дело, коммунальные службы

(снабжение водой и энергией). Зачастую не затрагивают они и добывающую

промышленность — добычу угля, производство стали, в определенной мере

сельское хозяйство (Германия). В этих отраслях государство регулирует

объемы, цены, доступ на рынок. Считается, что здесь конкуренция не может

обеспечить успешного выполнения возложенных на данные отрасли функций. В

этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий, поскольку

главное для них не прибыль, а удовлетворение потребности общества.

3. Распределение налогового бремени

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших

классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе

экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства

соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой

государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так

называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен

быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда

плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и

удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит

казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа

гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует

такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную

часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему

времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично,

что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и

услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства

этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется

главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно

предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог.

Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на

поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными

трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную

выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов

государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в

поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы

обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы

автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой

степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели,

безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением

хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы

облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для

финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого

дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,

выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,

естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на

потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой

степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать

ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не

значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств

жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у

человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и

вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители

действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы

на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые

товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако

проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в

измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика

правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью

государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии,

требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения,

в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Элементы налога и виды ставок

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах

государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и

взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом

возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен

налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому

рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог

(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары

и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет

величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица

земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу

обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или

газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины (например,

действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере

13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по

мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения

налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но

и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по

мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную

сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при

увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя

которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные

налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,

обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с

населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги

в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны

платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:

налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),

акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),

таможенные пошлины.

Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает

валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма

доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового

дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные,

рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые

льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от

налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из

родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы

предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов

сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом,

Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать

оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается

стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога

таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически

доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается

деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную

шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на

практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют

национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например,

считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции -

75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост

производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в

значительной степени был связан со снижением предельных ставок

налогообложения.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и

подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран

прогрессивным налогом.

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько

сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько

преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога

могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается

площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение

перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии

равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты

налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более

равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов.

Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде,

чтобы лучше выявить суть вопроса.

[pic]

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений,

организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая

прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о

налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена

максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень

прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987

г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения

подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

|Облагаемый налогом Ставки налогообложения |

|годовой доход до реформы 1986 г. введены в |

|1988г. |

| первые $25000 15 |

|15 |

| $25001-$50000 18 |

|15 |

| $50001-$75000 30 |

|25 |

| $75001-$100000 40 |

|34 |

| свыше $100000 46 |

|34 |

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл.,

действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые

50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует

максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых

корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций

корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые

инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых

капиталистических странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

| | Ставка налога (в %) на уровне центрального |

|Страна |правительства |

|Аргентина | 33 |

|Бразилия | 35 |

| Великобритания | 35 (для малых компаний - 25) |

|Греция | 40 (по торговым корпорациям - 46) |

|Нидерланды | 42 |

|Египет | 40 |

|Ирландия | 50 (для малых компаний - 40) |

|Португалия | 30 - 35 |

|Франция | 42 |

|ЮАР | 50 (в пром - ти по добыче алмазов - |

| |56) |

|Япония | 35 - 40 |

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но

распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки,

косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость. Впервые введен во Франции в 1954 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.