на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система


Налоговая система

Введение 2

1. Роль государственного регулирования экономики 2

2. Налоги как инструмент регулирования. 5

3. Распределение налогового бремени 9

Элементы налога и виды ставок 10

Анализ основных видов налогов 11

Переложение налогового бремени 13

4. Налоговое законодательство зарубежных стран 14

Налог на индивидуальные доходы 18

Налоги с предприятий 18

Система налогов на добавленную стоимость 19

Уровни налоговой компетенции 20

Правила определения налоговой юрисдикции 20

Налоговые права государств в отношении обложения коммерческой

деятельности 21

Правила исчисления облагаемого дохода (прибыли) 22

Учет расходов на сырье и материалы 23

Финансовые расходы 25

Отчисления в амортизационные фонды 26

Другие налоговые льготы 28

Отчетность и права налоговых органов 29

Налогообложение в экономике США 30

5. Налоги Российской Федерации 32

Основы налоговой системы 32

Налог на прибыль 35

Налог на добавленную стоимость 43

Акцизы 47

Подоходный налог 48

Прочие федеральные налоги 54

Налогообложение иностранного капитала 55

Анализ действующей налоговой системы 63

Направления налоговой реформы 64

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе

с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой

системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма

доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый

механизм используется для экономического воздействия государства на

общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-

технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их

появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных

этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков

государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор

налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи

откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть

государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет

часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за

процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими

рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И,

наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все

функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели

выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль

помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

1. Роль государственного регулирования экономики

Когда распалась система тотального планового хозяйства и всеобщего

огосударствления экономики, естественно, возник вопрос о целесообразности,

степени и границах ее регулирования. Среди экономистов появились адепты

свободных, ничем не сдерживаемых рыночных отношений, теоретики,

утверждавшие, что рынок сам отрегулирует все, что требуется, и добьется

сбалансирования хозяйства. Впрочем, бросаться из крайности в крайность

свойственно экономической науке, по принципу: плохо получается так —

сделаем наоборот.

Отсутствие собственного опыта государственного вмешательства именно в

рыночную экономику заставляет нас обратиться к опыту соседних стран.

Нетрудно увидеть, что рыночно ориентированная экономика и свободный рынок

имеют мало общего между собой. Более того, состояние дел таково, что само

понятие "свободный рынок" для последней четверти XX столетия, пожалуй,

можно назвать анахронизмом. Вмешательство государства в экономические

отношения имело место практически при всех способах производства. И уж,

конечно, оно явственно ощущалось тогда, когда таможенные пошлины стали

устанавливать и взимать не только с фискальной целью, но и с целью защиты

интересов своего производителя, когда правительства стали проводить

протекционистскую таможенную политику. А в начальные периоды развития

промышленности Великобритания, США, Япония, другие страны широко

пользовались политикой протекционизма, в первую очередь, чтобы защитить

наиболее слабые отрасли. Еще при великих князьях применяла эту политику и

Россия.

В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень

заработной платы, цены, условия работы, тарифы, защищающие сельское

хозяйство и промышленность, устанавливало запреты на экспорт оборудования и

выезд за пределы страны квалифицированных рабочих. Законы Великобритании

регулировали колониальную торговлю, морские перевозки, многочисленные

налоги определяли внутреннее развитие экономики. Американские экономисты

Джексон Грейсон - младший и Карла 0'Делл в своей книге утверждают, что "в

1815 г. Англия была антиподом свободной экономики"[1]. Напомним, что страна

в этот момент была мировым лидером и продолжала укреплять свои позиции

после сокрушения Наполеона Бонапарта. Впоследствии развивающееся

экономическое могущество позволило отказаться от целого ряда регулирующих

мер и ограничений. Но так продолжалось лишь до тех пор, пока на мировой

рынок не вышли новые могучие конкуренты Великобритании в лице Германии и

США.

Наиболее активное вмешательство государства в экономику относится к

периоду Первой мировой войны. Именно тогда начали создаваться военные

предприятия за счет государственного бюджета, осуществляться контроль над

производством и потреблением, было взято под правительственный контроль

распределение дефицитного сырья. Значительно выросла государственная

собственность в Великобритании и в Германии.

После войны многие из указанных мер были отменены как мероприятия

чрезвычайного порядка. Но всеобщий экономический кризис 1929—1933 гг. вновь

заставил вернуться к использованию финансовых и экономических ресурсов

государства для поддержания хозяйственной жизни. В США был пущен в ход

государственный кредит, а позднее — правительственные капиталовложения в

промышленность. В Германии был установлен контроль над хозяйством,

включающий принудительное создание картелей. Великобритания провела ряд

государственных мероприятий, способствующих концентрации производства на

технически более совершенных предприятиях. Во Франции в период кризиса

1929—1933 гг. государство начало вкладывать капитал в убыточные

предприятия. Появились смешанные акционерные компании, как, например,

Французская нефтяная компания, Генеральная трансатлантическая компания и

др. В Италии возникла система государственного участия в основных отраслях

экономики и в крупных банках. Были огосударствлены железнодорожный

транспорт, автомобильные дороги, большинство военных заводов,

электроэнергетика.

Во всех этих странах государство приняло на себя функции

экономического исследования конъюнктуры, что дало качественно новые

возможности учета размеров рынка в пределах не только отдельных отраслей,

но и в национальном и в международном масштабах, особенно после внедрения

электронных счетно-решающих устройств.

Еще больше возросла роль государства во время Второй мировой войны. В

гитлеровской Германии были образованы военные акционерные общества, которые

затем превратились в имперские хозяйственные группы, объединявшие под

государственным контролем целые отрасли производства. В США создался

комитет по управлению промышленностью, который распределял сырье и

продукцию, определял в необходимых случаях производственную программу

предприятий и фирм.

После войны меры по государственному регулированию экономики

продолжались и стали постоянными. Послевоенное восстановление и

реконструкция наиболее капиталоемких отраслей западноевропейской

промышленности были осуществлены путем вложения государственных средств. В

Великобритании доля инвестиций в огосударствленные отрасли экономики

составляла 30—40% всей суммы вложений в хозяйство: во Франции и в Австрии —

30, в Италии — 25, в Бельгии, Нидерландах — 10—15%. Для послевоенного

периода характерно огосударствление крупных кредитных учреждений.

В руках государства обычно сосредоточиваются военная промышленность,

атомная промышленность, комплексные предприятия, организации и учреждения,

связанные с развитием фундаментальной науки, исследованиями космоса и т. д.

Нередко в руки государства переходят сырьевые отрасли: угольная,

металлургия и инфраструктура, транспорт, связь.

С помощью государства происходит межотраслевой перелив капитала в

размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях.

Рост государственного участия вплоть до национализации отдельных

отраслей отнюдь не является самоцелью. Это лишь средство, инструмент

проведения экономической политики на конкретном историческом этапе. В

странах с рыночно ориентированной экономикой неоднократно проводилась

приватизация, т.е. передача государственных предприятий частным компаниям.

Регулирование экономики осуществляется и путем роста государственного

потребления. Оно включает в себя прямые государственные заказы и заказы

государственных предприятий, осуществляемые путем обычных

предпринимательских сделок. В Швеции крупнейшими клиентами промышленности

являются правительственные управления: железнодорожное, телеграфное,

гидроресурсов, строительства дорог и гидросооружений. Их заказы доходят до

85% от общего объема заказов металлообрабатывающей промышленности.

Государственные заказы обеспечивают надежный, доходный, имеющий тенденцию к

увеличению рынок, поскольку это крупные концентрированные закупки, не

зависящие от колебаний конъюнктуры, так как государство берет на себя

производственный и торговый риски.

Государственное регулирование экономики привело к подавлению

циклического развития, прежде всего модификации кризисов перепроизводства.

Итак, для современных государств характерно расширяющееся

вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени

этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше. Германия и Япония

находятся в этом отношении где-то посередине. О США, где государственное

регулирование экономики ощущается слабее, чем в европейских странах, авторы

книги "США: государство и рынок" пишут:

Государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной

частью американского хозяйственного механизма"[2].

Научное обоснование вмешательства государства в экономику дал

выдающийся английский экономист Д. Кейнс. В 1935 г. вышла его книга "Общая

теория занятости, процента и денег". Он предлагал стимулировать деловую

активность, особенно в периоды спада, путем снижения ссудного процента,

увеличения государственных инвестиций в хозяйство, роста объема

общественных работ, регулирования военных расходов. Концепция Д. Кейнса

предполагает расширение емкости рынка, увеличение массового потребления,

смягчение циклических колебаний и в конечном итоге обеспечение стабильно

высоких темпов роста экономики. Регулирование хозяйства осуществлялось

посредством манипулирования спросом с помощью фискальной и кредитно-

денежной политики. Считалось, что государственные расходы служат

действенным рычагом, поскольку сильно влияют на увеличение спроса и

производства.

Несколько позже возникла бюджетная концепция А. Лэффера, также

позволяющая государству регулировать хозяйственную деятельность свободных и

независимых производителей и коммерсантов.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило,

преследует следующие основные цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь

пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти

сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике

государства.

Выше мы сказали о государственном участии в предприятиях и

государственном потреблении. Но основным инструментом государственного

регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на

частное предпринимательство.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному

хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство

побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности,

удовлетворяющие общественные потребности.

2. Налоги как инструмент регулирования.

Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит

механизмом экономического воздействия на общественное производство, его

структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.

Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма

государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

• бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков

сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;

• государственные инвестиции в экономику;

• прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных

ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от

риска и высвобождает собственные средства компаний;

• введение при необходимости денежно-кредитных ограничений. Сюда

относится регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение

кредита, валютный контроль;

• лицензирование. Правительство США в военное время выдавало лицензии

на закупку дефицитного сырья, такого, как легированные стали, медь,

алюминий;

• законодательство о частной торговле: стандартизация продукции,

государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ;

• налоговая политика.

Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит

рестрикционную политику, суть которой — в ограничении выпуска товаров.

Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ,

предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.

В современный период развивается экономическое программирование. Оно

предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их

решению. Основная цель при этом — координация государственных мероприятий:

регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности

бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки

и правил кредитования, политика в области заработной платы и социальных

нужд и т. д. Экономическое программирование приводит к дальнейшему

повышению роли государства. Сколько-нибудь заметная переориентация

национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства

государства в инвестиционную политику.

Диктуемые правительством условия финансовых привилегий позволяют ему

ориентировать развитие отдельных отраслей хозяйства в соответствии с

необходимостью решения поставленных первоочередных задач. Первым этапом

экономического программирования является прогнозирование, т.е. получение

объективной оценки будущего развития экономики без попыток воздействовать

на него.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы

управления. В 80-х годах был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов

США. Среди наиважнейших проблем около 90% мэров выделили экономическое

развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр

поставил задачу увеличения занятости на первое место по значению и

важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач.

Если исходить из этого опроса, приоритеты примерно таковы:

• рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление

налоговой базы);

• сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

• достижение сбалансированного качественного роста экономики;

• развитие индустриальной и коммерческой базы;

• уничтожение трущоб и развалин;

• помощь беднейшим районам.

Местные органы управления заинтересованы в привлечении на свою

территорию частных капиталов и готовы оказывать инвесторам косвенную

помощь. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при

покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие

в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в

промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных

финансовых условиях. Нередко за муниципальный счет осуществляется

строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить

новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам

относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.

Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная

часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не

рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение

прибыли частному капиталу. Прежде всего, это расходы на строительство и

содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного

водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к

промышленной застройке и т. д.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные

регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах

городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения

на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях

выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта

надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо

от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая

субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это

широко практикуется, например, в Германии.

Начиная со второй половины 80-х годов во многих странах применяются

методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств.

Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную

структуру хозяйства. В прошлые годы они относились к числу высокоразвитых,

но под воздействием научно-технической революции бывшие ранее передовыми

отрасли пришли в упадок и не могут более определять экономический рост

регионов.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы

финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в

промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на

электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования

— займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например, в Германии, во Франции, на территориях

ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь

созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные

органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы

для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно

организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и

специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только

стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего

для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и

населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности

ведет к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения,

ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в

Великобритании и во Франции. Здесь сказалась моноцентрическая структура,

где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и

агломераций. В Японии сильно перенаселен район Токайдо, где расположены три

крупнейших муниципалитета: Токио, Нагоя, Осака.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов

управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование

предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких

случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных

налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в

Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следует

рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора.

В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками

земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее

эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.