на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система


та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с

его предпринимательской деятельностью на территории России.

За последнее время приняты меры по совершенствованию налогового

регулирования деятельности иностранных компаний. Выпущены законодательные и

нормативные акты, которые регламентируют целый ряд вопросов, связанных с

особенностями деятельности иностранных юридических лиц. Прежде всего это

Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня

1995 г. "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"

(зарегистрирована Минюстом России 5 июля 1995 г. № 897) и принятое в

развитие новой Инструкции о порядке учета налогоплательщиков Положение "Об

особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в

соответствии с законодательством иностранных государств, и международных

организаций" от 20 сентября того же года, утвержденное Госналогслужбой

России. Оба эти документа разработаны с учетом более чем четырехлетнего

опыта практической работы по налогообложению иностранных юридических лиц в

условиях новой налоговой системы, изучения международного опыта,

предложений налоговых органов и аудиторских фирм.

Принятое Положение наконец-то установило единообразный порядок учета

иностранных и международных организаций во всех налоговых инспекциях на

основе единых требований и форм учета. При этом сами требования носят более

упрощенный порядок, чем применяемый в настоящее время. Кроме того, введена

специальная оговорка, защищающая права налогоплательщиков и запрещающая

требование налоговыми органами для постановки на учет дополнительных

документов, не предусмотренных Положением.

Один из ключевых пунктов Положения — предусмотренный в нем

дифференцированный подход к постановке на учет в зависимости от активного

или пассивного участия в деятельности на территории Российской Федерации и

степени вовлеченности иностранных юридических лиц в предпринимательскую

деятельность России.

В зависимости от указанных факторов объем требований к иностранному

юридическому лицу при постановке на учет колеблется от максимальных при

осуществлении деятельности, подпадающей под критерии постоянного

представительства, до минимальных для лиц, представляющих интересы

иностранных юридических лиц. В отдельных случаях учет в налоговых органах

может быть осуществлен на основе только лишь уведомлений.

Другой важный момент, связанный со степенью и характером участия

иностранных юридических лиц в деятельности в России, — учет иностранных

организаций в налоговых органах может осуществляться как с присвоением

идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без него.

Еще одним новшеством является предоставленная иностранным юридическим

лицам возможность постановки на учет в целях расчетов по налогу на

добавленную стоимость. В целях неудержания НДС у источника выплаты или

получения возмещения по НДС они могут обратиться в соответствующую

налоговую инспекцию для получения ИНН.

В Положении впервые регламентирован порядок учета дипломатических и

международных организаций, постоянно действующих на территории Российской

Федерации. Учет иностранных юридических лиц может быть осуществлен в связи

с открытием ими счетов в уполномоченных банках на территории Российской

Федерации. При этом данный аспект имеет самостоятельное значение и

рассматривается вне зависимости от аналогичных положений существующих

нормативных актов, не связанных непосредственно с вопросами ведения учета

налогоплательщиков.

Положение определило, что учет иностранных юридических лиц, не имеющих

отделений в России, открывающих рублевые или валютные счета в

уполномоченных банках на территории России, производится на основании

уведомлений, направляемых иностранным юридическим лицом либо уполномоченным

им по доверенности банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете

соответствующий уполномоченный банк. Уведомление должно быть направлено до

открытия счета.

Этот пункт Положения впервые дает возможность иностранным юридическим

лицам открывать счета в банках без регистрации представительств, создание

которых было чисто формальным. Это вело, с одной стороны, к усложнению

процедуры открытия счета, а с другой стороны, — к появлению фиктивных

представительств, которые затем исчезали, создавая проблемы для налоговых

инспекций.

Введение нового Положения позволило создать единый реестр иностранных

юридических лиц, имеющих отделения на территории Российской Федерации, так

как присвоение порядкового номера налогоплательщика, используемого в

структуре идентификационного номера налогоплательщика, будет осуществлять

непосредственно Госналогслужба России.

Важное значение для деятельности филиалов иностранных юридических лиц

в Москве имело сближение толкования термина "постоянное представительство"

в Инструкции № 34 с его толкованием в международных налоговых соглашениях.

Это привело к изменению статуса филиала инофирм в Москве. До выхода

Инструкции № 34 к ним предъявлялись такие же требования, как и к российским

юридическим лицам со 100%-ными иностранными инвестициями, то есть они были

обязаны вести бухгалтерский учет по методике Министерства финансов России и

отчитываться перед налоговыми инспекциями путем предоставления

бухгалтерского баланса, а не налоговой декларации и на учете они состояли в

территориальных налоговых инспекциях. После выхода новой Инструкции в

вопросах учета и отчетности они приравнены к представительствам.

Положительным моментом, как подтверждает практика, является введение

налогового учета в отделениях инофирм. Как известно, на иностранные

юридические лица не распространяется обязанность вести бухгалтерский учет в

соответствии с действующими нормативными актами Минфина России. Вместе с

тем, как показала практика налогообложения, для обеспечения своевременности

и правильности уплаты налогов, одинакового понимания налогоплательщиками и

налоговыми органами методов расчета налоговых обязательств и единообразного

их применения налоговыми органами требуется определенная формализация

процесса учета хозяйственных операций в отделениях иностранных юридических

лиц и расчета налоговых обязательств.

В связи с этим в Инструкцию введен раздел о налоговом учете в

отделениях иностранных юридических лиц. Были разработаны соответствующие

формы учета доходов и расходов, формы различных ведомостей. Их заполнение

не вызывает трудностей. Значительно упростился процесс документальной

проверки представительств, сократилось время ее проведения.

Впервые в Инструкции введено положение о необходимости представления

уведомления об источниках доходов в налоговые органы иностранным

юридическим лицом, имеющим источник доходов на территории Российской

Федерации, или его уполномоченным представителем.

Иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на

территории Российской Федерации через постоянные представительства,

являются плательщиками налога на прибыль. Под постоянным представительством

понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое

постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению

дохода на территории России или за границей, а также любые организации и

физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами

осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

Эта деятельность может быть связана с разработкой природных ресурсов,

проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке,

обслуживанию оборудования, продажей продукции с расположенных на территории

Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или

арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов

деятельности.

Иностранное юридическое лицо может рассматриваться как имеющее

постоянное представительство, если оно осуществляет предпринимательскую

деятельность через российскую организацию или физическое лицо, которое на

основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляет

его интересы в Российской Федерации, действует от его имени и имеет

полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного

юридического лица.

Если российская организация или физическое лицо осуществляют эту

деятельность в рамках основной деятельности, то они не рассматриваются как

постоянное представительство иностранного юридического лица, а являются, в

терминах международных соглашений об избежании двойного налогообложения

доходов и имущества, агентами с независимым статусом. К таким независимым

агентам относятся внешнеторговые организации, осуществляющие закупки

товаров у иностранных фирм поставщиков от своего имени или от имени

российских предприятий-заказчиков товаров, брокеры, дилеры, другие

специализированные посредники.

Термин "постоянное представительство" применяется только для

определения налогового статуса иностранного юридического лица или его

агента и не имеет организационно-правового значения. Постоянным

представительством может быть филиал иностранного юридического лица,

представительство, любое иное место осуществления деятельности в

зависимости от того, подпадает ли такая деятельность по законам РФ и

международным соглашениям об избежании двойного налогообложения под

определение постоянного представительства.

На иностранных юридических лиц не распространяется обязанность вести

бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами

Министерства финансов Российской Федерации. Налоговые обязательства

иностранных юридических лиц определяются не на основе данных бухгалтерского

баланса и ведомостей бухгалтерских счетов, а расчетным способом на основе

счетов-фактур, инвойсов, расписок, а также сведений из бухгалтерского учета

головного офиса иностранной компании.

Вместе с тем, как показала практика налогообложения, для обеспечения

своевременности и правильности уплаты налогов, одинакового понимания

налогоплательщиками и налоговыми органами методов расчета налоговых

обязательств и единообразного их применения налоговыми органами нужна

формализация учета хозяйственных операций в отделениях иностранных

юридических лиц и расчета налоговых обязательств. В Инструкцию

Росналогслужбы от 16 июня 1995 г. № 34 "О налогообложении прибыли и доходов

иностранных юридических лиц" введен раздел о налоговом учете в отделениях

иностранных юридических лиц.

Отделения иностранных юридических лиц на территории Российской

Федерации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства,

ведут регистры бухгалтерского учета, такие, как журналы, главные книги,

оборотные ведомости, кассовые книги и другие, как самостоятельные

хозяйствующие субъекты.

Прибыль в постоянных представительствах иностранных юридических лиц

определяется либо с использованием метода признания выручки от реализации

продукции по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), либо по мере

оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при

условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в

приемлемые для них сроки. Эти сроки должны определяться исходя из того, что

такие бухгалтерские документы в обязательном порядке имеются в головном

офисе, не требуют дополнительной доработки и время необходимо только для

получения запроса от отделения и доставки документов из-за границы. Если

эти условия не выполняются, налоговые органы могут потребовать от

постоянного представительства вести учет и хранить документы в Российской

Федерации.

В случае, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность

в нескольких местах на территории Российской Федерации, каждое из которых

образует постоянное представительство, бухгалтерские регистры могут вестись

в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления

деятельности. Они должны предоставляться по первому требованию налоговых

органов.

Все записи в бухгалтерских регистрах отделений иностранных юридических

лиц должны подтверждаться документами, в частности контрактами,

заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами-

фактурами и т. п. Наличные выплаты, как в рублях, так и в иностранной

валюте также должны подтверждаться соответствующими первичными документами

(ведомости на выдачу заработной платы, расходные ордера, расписки и т. п.).

Если иностранное юридическое лицо не выполняет требований,

установленных Инструкцией, налоговые органы могут обязать его вести учет в

полном объеме на территории России. Указанное также применяется к

иностранным юридическим лицам — резидентам тех стран, из которых невозможно

получить данные учета для проверки. В таких случаях данные учета должны

храниться в России и быть подготовлены по запросу.

Для отделений иностранных юридических лиц, деятельность которых не

приводит к образованию постоянного представительства, либо в случае, когда

налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения

иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но

иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в России не

будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в

соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета

по упрощенной форме.

Упрощенная форма предполагает ведение только ведомостей учета прихода

и расхода денежных средств.

Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства,

определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ,

услуг) без НДС, специального налога и акцизов, других доходов, и затратами,

непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного

юридического лица в России, включая управленческие и административные

расходы, понесенные как на территории России, так и за границей.

В состав расходов, понесенных за границей, могут включаться только те

расходы, которые связаны с осуществлением деятельности в России, такие, как

расходы на заработную плату иностранных сотрудников, работающих в

постоянном представительстве, командировочные расходы, расходы на

подготовку российских сотрудников отделения, другие расходы, понесенные в

России и оплаченные головным офисом иностранного юридического лица.

Для расчета прибыли иностранного юридического лица в связи с

деятельностью в России основным способом является прямой метод, то есть

определение прибыли как разницы между выручкой от реализации продукции

(работ, услуг) и затратами по ее производству.

В случае невозможности прямо определить прибыль, полученную

иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в России,

предусмотрен ряд последовательно применяемых условных методов, позволяющих

расчетно определить налоги на основании валового дохода или расходов,

связанных с такой деятельностью.

При условном методе расчета прибыли иностранных юридических лиц расчет

производится исходя из нормы рентабельности 25%.

Прибыль, подлежащая налогообложению, рассчитывается следующим образом:

• при определении налогооблагаемой прибыли на основе полученных

доходов применяется коэффициент 0,2;

• при определении налогооблагаемой прибыли на основе понесенных

расходов применяется коэффициент 0,25.

При включении в состав доходов постоянных представительств доходов,

полученных от источников в России и подвергшихся предварительному обложению

налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет

на сумму ранее уплаченных налогов.

Если иностранное юридическое лицо имеет в России несколько постоянных

представительств, декларация о доходах подается в каждый из соответствующих

налоговых органов, на территории которого зарегистрировано постоянное

представительство.

Налоговый орган исчисляет сумму налога на прибыль и выписывает

платежное извещение в месячный срок с даты представления декларации о

доходах.

Налог на прибыль исчисляется в рублях и уплачивается в безналичном

порядке в рублях или по желанию плательщика в иностранной валюте,

покупаемой банками Российской Федерации и пересчитанной в рубли по курсу,

котируемому Центральным банком Российской Федерации, действующему на день

уплаты налога в сроки, указанные в платежном извещении.

Некоторые особенности уплаты иностранными фирмами налога на имущество

рассмотрены в предыдущей главе. Остальные налоги на юридических лиц,

пожалуй, не имеют сколько-нибудь ярко выраженной специфики, поэтому

остановимся несколько на налогах на физических лиц, являющихся гражданами

других стран, но проживающих в России и имеющих здесь доходы.

Российское законодательство о подоходном налогообложении исходит из

продолжительности пребывания физического лица на территории России в

течение календарного года. Независимо от гражданства люди подразделяются на

имеющих постоянное местожительство в РФ и на не имеющих его.

К первой из этих категорий относятся те, кто проживает в Российской

Федерации более 183 дней в календарном году, хотя бы и с перерывами во

времени. Такие лица обязаны уплачивать подоходный налог по всему

совокупному доходу, который они получили в течение календарного года, будь

то доходы из российских источников или доходы, полученные заграницей или из-

за границы.

Ко второй категории относятся те, кто проживает в России менее 183

дней в календарном году. Эти лица привлекаются к уплате подоходного налога

только по доходам, которые получают из российских источников.

Закон предусматривает и разный механизм налогообложения названных

категорий плательщиков. Лица, имеющие постоянное местожительство,

уплачивают налог в течение года у источников выплаты им доходов, а по

окончании года должны декларировать совокупный годовой доход, полученный из

всех источников, налоговому органу, и последний в зависимости от величины

облагаемого дохода в соответствии с прогрессией ставок налога либо

предлагает лицу доплатить налог сверх тех сумм, которые были уплачены в

течение года, либо возвращает излишне уплаченный налог.

Те, кто не имеет постоянного местожительства в России, не

рассматриваются в качестве налогового резидента нашей страны, уплачивают

налог в течение года у источников выплаты по прогрессивным ставкам, если

это касается заработной платы и подобных выплат, и по твердой ставке 20%,

если это касается других доходов, и по окончании года деклараций о годовых

доходах налоговому органу не представляют.

Эти общие правила имеют исключения, оговариваемые международными

соглашениями об устранении двойного налогообложения. В большинстве случаев

не становятся лицами с постоянным местожительством в чужой стране студенты,

корреспонденты средств массовой информации. Для граждан Финляндии 183 дня

пребывания в России заменены тремя годами и т. д.

Суммы, получаемые иностранным физическим лицом в виде компенсации

расходов на оплату жилья, содержания автомобиля для служебных целей, а

также суммы командировочных расходов не учитываются при исчислении

совокупного дохода. Для расчета налога используются те же ставки, что и для

аналогичных доходов, получаемых гражданами Российской Федерации. Налог

уплачивается на основе декларации по платежному извещению, направляемому

плательщику налоговым органом. Уплата налога за текущий год осуществляется

равными долями к 15 мая, 15 августа и к 15 ноября.

Льготы по подоходному налогу иностранным гражданам предоставляются на

тех же основаниях, что и гражданам России. Не подлежат налогообложению

главы и члены представительств иностранных государств, имеющие

дипломатический и консульский ранг, члены их семей, проживающие вместе с

ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, — по всем

доходам, кроме доходов из источников в России, не связанных с

дипломатической и консульской службой; члены административно-технического

персонала представительств и домашние работники сотрудников, если они не

являются гражданами России или не проживают на ее территории постоянно, —

по всем доходам, полученным ими по своей службе; сотрудники международных

организаций — в соответствии с положениями уставов этих организаций.

Практика налогообложения иностранных компаний позволила выявить не

только недостатки российского налогового законодательства, препятствующие

притоку зарубежных инвестиций, но и ряд других, позволяющих уклоняться от

уплаты налогов в России. Так, на протяжении длительного времени в

законодательных и нормативных актах не был четко установлен порядок

постановки иностранных юридических лиц на налоговый учет. Особенно это

касалось фирм, не имеющих в России постоянных представительств. Лицензии

иностранным компаниям на лицензируемые виды деятельности, например на

строительство, выдавались различными российскими министерствами и

ведомствами без проверки постановки на налоговый учет. Порой иностранцам

давались совершенно беспочвенные и нереальные обещания освободить их от

налогообложения или предоставить им налоговые льготы сверх установленных

законами. Льготы, законодательно определенные предприятиям с иностранными

инвестициями, то вводились, то отменялись, то устанавливались вновь, вводя

в заблуждение предпринимателей или давая им оправдательные мотивы при

установлении фактов неуплаты налогов.

В связи с большой концентрацией иностранного капитала в столице

Государственная налоговая инспекция по г. Москве совместно с Мэрией и

Правительством города приняли энергичные меры для исключения уклонения от

налогового учета и, следовательно, от налогообложения. Были проведены

тематические документальные проверки иностранных плательщиков.

Представители Налоговой инспекции были включены практически во все комиссии

Правительства Москвы, где рассматриваются те или иные вопросы

функционирования в городе иностранного капитала. Такие вопросы, как выдача

лицензий, заявки на привлечение в Москву иностранной рабочей силы как из

ближнего, так и из дальнего зарубежья и прочие подобные, решаются только

после соответствующего заключения Государственной налоговой инспекции по г.

Москве. Наряду с этим развернута широкая разъяснительная работа среди тех,

кто вывозит свой капитал на российский рынок. Они получают самую широкую

консультативную и методологическую помощь со стороны налоговых органов

города. Регулярно проводятся семинары и инструктивные совещания с

плательщиками, встречи налоговых работников Москвы с сотрудниками

посольств, консульств и торговых представительств, а также с

представителями зарубежных аудиторских фирм и юридических компаний,

защищающих интересы своих клиентов, функционирующих на территории

Российской Федерации.

Растут и налоговые поступления в бюджет от платежей инофирм, в том

числе в свободно конвертируемой валюте.

Анализ действующей налоговой системы

Действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система

вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов,

депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых

налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление,

что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут

коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не

оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые

законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а

критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов.

Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все — от

предпринимателей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Минфина?

Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у

критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги

слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство

устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие

полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги:

хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют

Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам

бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный

заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны

сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных

расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер

налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных

производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое

налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при

небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое

налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше;

введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали;

слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;

недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые

изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И

этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения

сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее

"придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во

многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное

зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на

базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в

западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает

собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения,

способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но

предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от

проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России

возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях

экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание

бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного

аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать

неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам

перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко

привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о

реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы,

приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической

политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем

сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового

бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть

налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике

мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения

уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами

финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития

фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой

стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна

определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти

только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е

гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и

доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не

только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги

могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также

может вызвать ряд негативных последствий, как, например, кризис

перепроизводства, оказаться губительным с точки зрения сохранности

окружающей природной среды.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность

российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это

действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество

частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под

влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается

попытка совместить несовместимое, учесть всё те предложения, о которых

говорилось выше. Иначе чем можно объяснить, что в январе 1996 г.

принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с

физических лиц, причем задним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г.

подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже

на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные

стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей

степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной

концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания

научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует

иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей.

Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является

неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает

оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как

тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции.

Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому

кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений,

дополнений, поправок в налоговое законодательство. Налоговая реформа

продолжается. Существенным этапом ее будет введение Налогового Кодекса

Российской Федерации.

Направления налоговой реформы

Основы налоговой системы будут определяться и Налоговым Кодексом РФ, а

не соответствующим Законом РФ. Надо сказать, что ряд принципиальных

положений проекта Налогового Кодекса уже находят практическое воплощение.

Мы имеем в виду Указ Президента Российской Федерации № 685 от 8 мая 1996 г.

"Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах

по укреплению налоговой и платежной дисциплины".

В Указе направления налоговой реформы представлены следующим образом:

• построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство,

непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы

налогов и платежей;

• сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых

налогов, не приносящих значительных поступлений;

• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ,

услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения

налогооблагаемой базы;

• расширение практики установления специфических ставок акцизов,

кратных минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в

ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;

• замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными

платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных

платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения

добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным

ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центробанком

Российской Федерации на дату платежа;

• консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных

фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств

и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

• развитие налогового федерализма, в том числе установление

минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты

разных уровней;

• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

• увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Чрезвычайно важным является содержащееся в данном Указе коренное

изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных

нормативов предполагается введение групповых нормативов, при котором

имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько

категорий. Например, к одной категории будут относиться здания, сооружения

и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и

иное оборудование, к третьей — автотранспорт, информационные системы,

включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой —

нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты

прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и

других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет

способствовать развитию производства, ускорению обновления оборудования.

Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других

развитых странах.

Дальнейшая перспектива основ налоговой системы связана с принятием

Налогового Кодекса. Он должен быть всеобъемлющим документом, полностью

определяющим отношения государства и налогоплательщиков, функции и

полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по

установлению и взиманию налогов и сборов. Он должен также устранить

недостатки существующей налоговой системы, сохранив все то рациональное,

что в ней содержится, накопленный положительный опыт. Налоговым Кодексом

будет создана единая законодательная и нормативная база налогообложения. На

наш взгляд. Налоговый Кодекс призван стабилизировать систему налогов по

крайней мере в пределах финансового (в России это календарный) года, а

впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную

практику принятия налоговых законодательных актов задним числом. Все

изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на

будущий год и заранее становиться известными налогоплательщику. Более того

— готовящиеся изменения следует заранее широко обсуждать со специалистами,

включая и сторону налогоплательщиков. Налоговому Кодексу предстоит создать

единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся

противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко

определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в

проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и

налоговых льгот.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения

государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых

инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые

им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие

сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая

консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских

занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока

проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью

государственной налоговой политики.

Предстоящая замена Закона РФ "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации" Налоговым Кодексом РФ отнюдь не означает коренной

ломки системы. Мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги

базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других

развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей

экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных

инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления

совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России

совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути

экономического развития страны.

Литература :

1. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва,

“Дело”,1997г.

2. Д.Г. Черник “Налоги в рыночной экономике”, Москва, “Финансы”,

1997г.

3. Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная

экономика”, Москва, “Инфра-М”, 1996г.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Общая часть. Проект.

Комментарии С.Д. Шаталова. Москва, “Международный центр финансово-

экономического развития”, 1996г.

5. Справочная правовая система “Гарант” (Законодательство России;

Налогообложение и бухучет), ( 1997 НПП “Гарант-сервис “.

-----------------------

[1] Грейсон Д. -младший, 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI

века. — М.: Экономика, 1991. — С. 113.

[2] США: государство и рынок. — М.: Наука. 1991. — С.З

[3] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации

от 5 августа 1992 г. №552.

[4] Маневич В., Сигиневич А. Актуальные проблемы налоговой реформы

//Вопросы экономики. — М., 1990, № 3, С.80.

[5] При оформлении документов на товары (работы, услуги), не

подлежащие обложению НДС, на них ставится штамп или делается надпись "Без

налога на добавленную стоимость"

[6] Недавно освобождены от налога также стипендии аспирантов.

[7] Напомним, что у любого гражданина облагаемый совокупный годовой доход

ниже совокупного годового дохода.

[8] Иностранные инвестиции в российскую экономику. Проблемы,

перспективы/Под общ. ред. С.Я. Веселовского. — М.: Международный центр

финансово-экономического развития, 1996. — С. 8.

[9] Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт:

COLPI, 1997, - С. 21.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.