на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


требовала безотлагательного решения.

Н. К. Крупская, видный советский государственный деятель, одна из

основоположниц системы народного образования, так описывала ситуацию,

сложившуюся в России в самом начале становления советского государства:

“Сейчас у нас нет недостатка в детях, которые нуждаются в том, чтобы их

содержало государство: вопрос об их воспитании – вопрос крайне острый, и мы

совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет

средств – это само собой, - вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы

работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится

недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о

будущем целой массы ребят” [9].

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная

система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома

различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным

обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также трудовые колонии и

коммуны для трудновоспитуемых детей.

Однако в середине 30-х годов с окончательным утверждением в

стране тоталитарного режима все это многообразие детских учреждений было

заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов-

интернатов, которая сохранилась на протяжении всего советского периода.

В 90-х годах система учреждений оказывающих помощь детям

расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает

разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений

также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико-

психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию

таких детей в общество.

В современных условиях количество детей с проблемами социализации

и интеграции в общество возрастает с каждым годом. К сожалению, в связи с

экономическими и политическими преобразованиями, мы вынуждены все чаще

говорить о детях, чьи родители лишены родительских прав, о брошенных детях,

о бродяжничестве, о детях инвалидах, о детях и подростках, находящихся в

следственных изоляторах и за решеткой. Многим из них не исполнилось и трех

лет. Они попросту родились там у мам, лишенных свободы. К этому

перечню прибавились дети, бежавшие от войны в Чечне. На фоне всех этих

событий увеличилась детская преступность, алкоголизм, токсикомания,

наркомания и проституция.

Все эти несчастные дети нуждаются в безотлагательной помощи

государства и каждого неравнодушного гражданина.

В современных условиях политических, социальных и экономических

преобразований страны, принятие Россией Конвенции ООН о правах ребенка,

вхождение России в мировое сообщество, широкий круг научных исследований в

области социологии, социальной психологии, социальной педагогики,

валеологии и появление новых профессий: социальный работник и социальный

педагог, становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной

системы помощи, защиты и поддержки детства.

Эффективность этой системы зависит, прежде всего, от того, какие

она вобрала в себя источники: подходы, образцы, идеи, технологии и др.

Можно выделить пять таких источников:

1. общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом

социальном заказе общества;

2. достижения всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики,

валеологии, к этому также можно добавить философию, социологию,

социальную работу;

3. теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт;

4. педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи,

школы, учреждений культуры и др.);

5. творческий потенциал работников социальной сферы (социальных

работников, социальных психологов, социальных педагогов и др.).[10]

Современное положение в деле социального призрения детей

своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто

государственной системы к системе, включающей общественную

благотворительность. Т.е. в какой-то степени мы возвращаемся к

дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы,

выработанные в период советской власти.

Используя накопленный в России положительный опыт призрения детей,

подключая к его реализации все общественные организации, а так же привлекая

частных лиц, государство должно взять на себя функции контроля за

деятельностью этих учреждений, и в первую очередь создать единую стройную

систему законов – нормативную базу, через которую будет осуществляться

должное оказание помощи всем нуждающимся детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. Москва. 1993.

2. Беляков В.В. Забота о детях в годы войны (1941-1945). // Воспитание

школьника. 1998.

3. Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной

помощи. // Актуальные проблемы современного детства. Москва. 1993.

4. Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация

социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации

детей и подростков. Москва. 1994.

5. История социальной работы в России. // Учебное пособие для студ. ВУЗ.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.

6. Козлов И.В. Педагогический опыт А.С.Макаренко. // Книга для учителя.

Москва. Просвещение. 1987.

7. Лапин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в

современной России. // Актуальные проблемы современного детства.

Москва. 1993.

8. Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. // Актуальные проблемы

современного детства. Москва. 1993.

9. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России.

Москва. 2001.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961).

Москва. 1998.

11. О положении детей в Российской Федерации. // Государственный доклад.

1994г. Москва. 1995.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.

Москва. 1973.

13. Педагогическая энциклопедия. Т.1. Москва. 1964.

14. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для народа в царской России. //

Советское государство и право. 1991.

15. Смоленская Н.Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов.

Москва. 1998.

16. Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред.

д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.:

ИНФРА – М. 2001.

17. Социальная педагогика. // Курс лекций. // Под общ. ред. М.А.

Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.

18. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И.

Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

19. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика

Академии соц-х наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994.

20. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное

пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков.

Первые упоминания о призрении в форме благотворительности можно

найти в " Повести временных лет ". Князь Владимир повелевает: " ... всякому

нищему и убогому приходить на княжеский двор и взимати всякому потребу ,

питье и кушанье , и из казны деньги ".

Полное собрание русских летописей ,

изданное по Высочайшему повелению

Археологической комиссией. Т.1.

Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. с.54.

" Поучение князя Владимира Мономаха (нач. XII в.): "... страх

имейте божий в сердце своем , ... , по силе кормите и подавайте сироте ...

"

Полное собрание русских летописей. Т.1.

Лавр. и Троицк. летописи. СПб., 1846. с.100.

Из " Правил о церковных людях " ( 13 в. ) : " ... нищих кормление

и чад мног, ... , сиротам и убогим промышление , вдовам пособие , ... ,

обидным заступление , в напастех поможение ..."

Русское православие: вехи истории. М.,

1989. с.40.

Дияние на ниве милосердия игумена Волоколамского монастыря Иосифа

Волоцкого ( 15 в. ).

Как следует из " Жития превосходного Иосифа ", во время "великого

голода" начала 15 века он велел: " ... питать всех, а малых детей поместить

в странноприемницу для кормления. Бедные крестьяне приводили " строчат " к

монастырю и оставляли их здесь. Пришлось выстроить за монастырем дом и

питать детей ".

Житие преподобного Иосифа // Смирнов С.И.

Как служили миру подвижники Древней Руси. с.54.

• Судебник государя Иоанна Васильевича ( 1550 г. ) о монастырском

призрении нищих.

• Стоглавый Собор ( 1551 г. ) о социальной помощи нищим и другим

нуждающимся.

• Царская грамота царя Алексея Михайловича от 14 янв. 1651 г. о

ежегодном сборе денег на выкуп пленников.

• Обращение государя Федора Алексеевича (1682 г.) к церковному

Собору и постановление о призрении нищих и вольных.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Из отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 г.

1. Учреждения для постоянного призрения.

- 66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола

;

в них призрением, воспитанием и образованием пользовались 5635 чел.

- 76 богаделен, в коих призревались убогие обоего пола общим числом 214

(включая детей)

...

2. Учреждения для оказания временной помощи.

- 33 медицинских , в которых оказывалась врачебная помощь :

. стационарным больным ( в т.ч. детям ) с полным медицинским

уходом и содержанием ;

. родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев;

. амбулаторным больным, включая бесплатные лекарства. Домовое

призрение пострадавшим от несчастных случаев для бедных - бесплатно

;

. заразным больным в особых больницах.

- 31 благотворительное общество, из коих выданы пособия...

. денежные постоянные;

. денежные единовременные;

. вещественные.

- 3 ночлежных приюта.

- 9 народных, 1 детская и 1 студенческая столовая.

- 7 заведений по трудоустройству.

Ведомство Императрицы Марии:

1. По призрению младенцев.

Оба Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно

принимают на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и

до 1 тыс. законных и призревают в деревнях у воспитателей до 80 тыс.

питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для

питомцев содержится более 100 школ. В некоторых губернских и уездных

приютах Ведомства учреждаются “ясли”: в Вологде, Полтаве, Петрозаводске,

Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и т.д.

2. По призрению детей в детских приютах.

Ежегодно призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в

том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые

обучаются грамоте и разным мастерствам по программе народных училищ.

3. По призрению слепых.

Для детей обоего пола, лишенных зрения, имеется 21 училище, в

которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей.

4. По призрению глухонемых и немых.

В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 –

экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам. Благодаря различным

методам 60% немых начинают говорить.

5. По женскому воспитанию и образованию.

В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно

воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц различных

сословий и вероисповеданий.

Кроме того, в трех Мариинских училищах и в других женских школах,

учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс.

человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах

получают образование еще 10 тыс. девиц.

6. По призрению и воспитанию мальчиков.

В двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте

воспитывалось около 2 тыс. человек.

К 1912 г. в России действовало более 100 учреждений по организации

трудовой помощи детям. Из них 34 находились в ведении благотворительных

обществ, 30 – под опекой попечительских обществ об Ольгинских детских

приютах трудолюбия, 18 местных попечительств о домах трудолюбия, 10

обществ трудовой помощи. В них призревались и овладевали трудовыми

профессиями около 4 тыс. детей обоего пола. Наряду с преподаванием

начальной грамоты в этих заведениях было организовано обучение ремеслам

по 30 специальностям (дети овладевали шитьем и рукоделием, осваивали

столярно-токарное мастерство, переплетное дело, слесарное, кузнецкое и

др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными детьми.

Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения –

колонию им. Горького и коммуну им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи

правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к

жизни, но и воспитал достойных граждан для общества.

За эти годы у Макаренко сложилась целостная педагогическая

концепция, являющаяся образцом творческого соединения теории и практики.

Если схематично представить себе развитие колонии им. Горького,

то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством

Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с

необходимостью вытекающих из них нужд: в колонии мало продуктов – колонисты

распахивают землю и заводят свинарню; в колонии начинается воровство:

украли сало, конфеты и др. продукты – колонисты организуются на борьбу с

воровством, в колонии появляется пьяный – это используется как повод для

борьбы с самогоноварением в соседней деревне, вокруг колонии “пошаливают”

бандиты, мешают нормальной связи колонии с городом, - колонисты выставляют

охрану на дороге.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки

колонии: кулаки рубят государственный лес – колония принимает на себя его

охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии

мало земли, плохие спальни, нет классов – начинается “завоевание” этого

имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.

Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и

радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой

одежде.

Труднее было с учебой. Большинство колонистов когда-то уже

учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные

воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и работали и

учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.

В чем же секрет успеха?

Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в

колонии, что рождало в них чувство ответственности, инициативу и

творчество. Организованная деятельность и творчество приводили к достижению

целей, в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к

новой жизни, давало возможность почувствовать удовлетворение своей

деятельностью. Успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в своих

силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого

Антон Семенович поставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации;

организация и интерес порождали дисциплину, создавали новые чувства и

отношения – чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма. На этой

основе возникла настоящая принципиальная дружба, закладывались основы

коллектива.

Все это происходило не вдруг, не сразу, не легко, но оно приходило

и, в результате постоянного систематического упражнения, развивалось, росло

и крепло, а правильно взятая линия и творческая мысль А.С. открывали новые

“находки” педагогики, новые пути развития коллектива и методы руководства

им. Все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправления в

нем.

В 1925г. в колонии была создана комсомольская организация.

Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют

общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и

культурной жизни.

Вся последующая жизнь в колонии им. Горького, как она показана в

“Педагогической поэме”, есть организация, развитие и конкретизация основной

педагогической линии – линии накопления у воспитанников лучших качеств

человека, воспитание их как передовых людей в процессе их организованной

деятельности.

В дек. 1927г. чекистами была создана коммуна им. Дзержинского.

Она предназначалась для беспризорных детей, подбираемых органами НКВД на

улицах, в поездах и т.д. Организация педагогического процесса в коммуне

была поручена А.С.Макаренко.Коммуна не переживала такого организационного

периода становления и искания новых форм воспитательной работы. Ее путь –

это реализация и совершенствование педагогической системы, сложившейся в

колонии им. Горького.

Центром этой системы была общеобразовательная средняя школа. Сеть

технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра,

различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а

также два первоклассных, с технической точки зрения, завода – завода

электроинструментов и завода фотоаппаратов “ФЭД” – все это, педагогически

целесообразно организованное, создавало неограниченные возможности для

всесторонней деятельности коммунаров.

Организационно-материальный уровень жизни и условий воспитания в

коммуне значительно вырос в сравнении с колонией им. Горького. Постройка

здания, оборудование и прочие материальные ценности коммуны были созданы на

средства, отчисленные от заработной платы работников НКВД. На эти средства

предполагалось содержать воспитанников и педагогический персонал коммуны.

Но в течение следующих семи лет коммуна уже на собственные средства

содержала школу, включая оплату учителей и приобретение всех учебных

пособий, клуб, библиотеку, кино.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами

через общее собрание и совет командиров отрядов.

На место “перековки” вставала проблема воспитания всесторонне

развитой личности, проблема разрешимая в системе педагогически

целесообразной организации жизни детского коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Оценка решения проблемы

Решение проблемы

Разработка технологии

Выбор технологии

решения

решения

Поиск решения

Диагностика проблемы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

В г. Пущино Детский дом впервые был организован в 1989 г. по

решению исполкома городского совета народных депутатов. В течение 5 лет

он функционировал как семейный. В сентябре 1994 г. Детский дом был

реорганизован из семейного в муниципальный и в настоящее время

представляет собой новую форму жизни и социальной защиты детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. Решающий фактор воспитания

здесь – атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением и

заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего хозяйства,

организацией общего быта, досуга, учебы и труда. Детский дом обладает

самостоятельностью в выборе форм организации учебно-воспитательного

процесса, жизни и быта детей в соответствии с их возрастными

психофизиологическими особенностями, требованиями охраны здоровья,

здорового образа жизни, защиты их прав и интересов.

--------------

Семейный детский дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН,

д.8, кв.1,2.

1. Халилова Индира Махмудовна – прибыла их дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.

2. Асангажаева Айгюль Усынбековна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.

3. Ипатко Иван Иванович – прибыл из дома ребенка г. Орехово- Зуево Моск.

обл., родился в г. Павловский посад Моск. обл.

4. Хоанг Лиана Туановна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск.

обл., родилась в городе Ивантеевка Моск. обл.

5. Дьяченко Евгений Стивенсович – прибыл из дома ребенка г. Орехово-

Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.

6. Владимиров Сергей Евгеньевич – прибыл из г. Ногинска, родился в г.

Ногинске Моск. обл.

-----------------

Приемные родители Быховы находятся в постоянном контакте с отделом

образования и органами опеки и попечительства г. Пущино. Они извещают

отдел образования и ОоиП о возникновении в приемной семье неблагоприятных

условий для содержания, воспитания и образования детей, обращаются за

финансовой помощью и т.д. Органы опеки и попечительства в свою очередь

осуществляют контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по

содержанию, воспитанию и образованию детей (проводят обследование жилищно-

бытовых условий). ООиП регулярно предоставляют денежные средства на

питание детей, приобретение одежды, обуви и т.п.; выплачивают

материальную помощь на организацию отдыха детей; производят оплату труда

приемным родителям; предоставляют приемной семье льготы (бесплатный

проезд на внутригородском и пригородном транспорте; бесплатное питание

для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений).

Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное

поведение.

Девиантное поведение связано с нарушением соответствующих

возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для

микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных

социальных групп. Т. е. этот тип поведения можно назвать

антидисциплинарным. Типичными проявлениями являются ситуационно

обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как:

демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от

учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и

бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя

наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные

действия сексуального характера; попытки суицида.

Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется

как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые

складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих

правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их

ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с

которого начинается уголовная ответственность.

Выделяют следующие типы деликвентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои,

поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности

человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны

автотранспорта и др. имущественные посягательства, связанные со

стремлением получить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,

который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием

для возбуждения уголовного дела.

С

-----------------------

[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Москва. 1993.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия.

Москва. 1973. – с.543.

[3] Педагогическая энциклопедия. Москва. 1964. Т.1. с.230.

[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской

губернии // Юридический вестник. 1887. №6.

[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России.// Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр ВЛАДОС. 1999. с.99.

[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История социальной работы в России. //

Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

с. 61-62.

[7] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961).

Москва. 1998. – с. 37.

[8] О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. –

М.1995.

[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. // На путях к новой школе. 1924.

№6. –с. 6-9.

[10] Загвязинская В.И. Методология и методика социально-педагогического

исследования. – М., 1995. – с.11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.