на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы

приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали

и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых содержало за счет своих средств

школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия

семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось

казенное обеспечение.

Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее

ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.

Венцом деятельности Императора было учреждение

сиротских институтов. Война и холерная эпидемия 1830 - 31 года оставили

сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 году при

Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские

отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них

дети обоего пола получали столь основательное образование, что после

латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из

французских классов выходили воспитатели в частные дома.

Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное

образование. Это породило случаи отказа родителей от детей. Обнаружились

факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в

надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец

этому ненормальному явлению. В 1837 году французские и латинские классы

были упразднены, а взамен их были учреждены институты для воспитания сирот

офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на

300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался

Кадетский Корпус с выходом из Ведомства Императрицы Марии.

В 1859 в Санкт-Петербурге было освещено первое в России открытое

женское учебное заведение - женская гимназия, куда принимались девочки всех

сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX века число женских

гимназий в Империи превысило число мужских.

В 1882 году открылось общество призрения бедных и больных детей

"Синий крест", руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна.

Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от

жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы

А.С.Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В

конце XIX века становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и

эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую

благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек

несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-

инвалидов в Санкт-Петербурге. Так же врач психотерапевт И.В.Маляревский

открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей,

преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в

обучении их честной трудовой жизни.

В 1904 году в Петербурге основан Союз борьбы с детской

смертностью в России.

Извлечение из Воззвания Союза:

"... Среди бедствий русского народа есть одно неизмеримое -

это ужасающая детская смертность. Нигде в мире не умирает так много грудных

младенцев, как в России. Главная из причин растущей смертности, по

свидетельству врачей, - это губительные условия, в которых находятся только

что родившиеся младенцы.

Особенно велика смертность в коренном великорусском населении. У

евреев, татар и даже вотяков смертность детей гораздо ниже, так как у

инородцев в силу религиозного закона кормление детей признается как

священный долг. Ни еврейка, ни татарка не заменяет собственного молока

соской. Это исключительно русский обычай и один из самых губительных. По

свидетельству врачей, эта соска (из жеваного хлеба, каши и т. п.) уносит в

России более жизней, чем все неприятельские нашествия. Отказ от кормления

младенцев грудью - главная причина их вымирания. Так в Псковской губернии в

1890 году умерло из 1000 детей до года 829. (в Норвегии - 95). Средствами

снижения детской смертности служат детские ясли (дневные приюты для детей

неумеющих ходить) и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и

санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение

гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения

и нравственного воспитания " [6].

Таким образом, система общественного государственного призрения

детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть

благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно

опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский характер.

Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный

поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение

профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают

организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального

обучения кадров для социальных служб. " Социальная школа" была образована

на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из

кафедр была " кафедра общественного призрения " (октябрь 1911 года). В этом

же году был сделан первый набор студентов по специальности " общественное

призрение ". В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей

социальной сферы.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в

этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-

исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и

образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла

статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из

приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних

преступников; содействовала открытию детских приютов.

Вопросам исправления малолетних преступников путем психического

воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей

русских исправительных заведений для малолетних ( с1881 до 1911 года прошло

8 съездов ).

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность

по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы

по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка,

совершившего правонарушение.

В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские

приюты трудолюбия (в ознаменование рождения Великой княжны Ольги

Николаевны) в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других

городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного

профиля.

В начале XX века в России успешно развивалась система различных

социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных

учреждений , 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход

составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на

создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных

детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и

больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о

необходимости призрения детей, положительное отношение к

благотворительности.

Деятельность различных организаций и учреждений призрения

отражена следующими данными: см. Приложение №2

5 этап. С 1917 года до 90-х годов.

Переломным моментом в развитии системы призрения и

благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года.

Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая

благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности

закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви

от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной

благотворительности.

Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный

комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения

существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на

нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой

помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально

обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов

(первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко

возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков,

проституция несовершеннолетних - острейшие социальные проблемы того

времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти

эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже - на Комиссию по

улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921

года.

По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской

губернии зарегистрировано такое количество беспризорных:

1924 - 1925 гг. - 6790 ч.

1925 - 1926 гг. - 6984 ч.

1926 - 1927 гг. - 7332 ч.

1927 - 1928 гг. - 7477 ч.

Тысячам этих беспризорников дали " путевку в жизнь " организовывающиеся

трудовые коммуны.

Большое значение для развития работы по спасению детей и

повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при

отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по

борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией,

правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье.

Представляет интерес опыт работы самих инспекторов - братьев и

сестер социальной помощи. Это - люди не моложе 21 года, они посещали

мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и

направляли их в детские приемники - распределители, принимали меры по

устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в

другие семьи.

6 февраля 1928 года ВЦИК и СНК приняли постановление " О передаче

воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в

городах и рабочих поселках ". Передача детей осуществлялась на основе

письменного обращения того лица , которое намеревалось принять

несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания.

За первые годы советской власти было издано больше различных

инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за

предшествующих сто лет. Очень многие из них остались практически

неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств

для их выполнения.

В этот период активно начинает развиваться педология, которая

ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и

среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться,

предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать

социальными и профессиональными ролями и т.д.

На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов

и психологов, в числе которых А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий,

Л.С.Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в

практической работе по социальной реабилитации " трудных "детей и

подростков ( Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени

Горького и другие ) получили заслуженное международное признание. ( см.

Приложение №3 )

Однако система социального воспитания и педология развивались

недолго, фактически они прекратили свое существование после печально

известного постановления 1936 года " О педологических извращениях в системе

Наркомпроса ". Педологии была инкриминирована роль " антиленинской теории

отмирания школы ", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие

представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение,

воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального

сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории " великим переломом ",

опустился " железный занавес ", надолго отделивший советских ученых и

практиков от зарубежных коллег.

Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и

утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с

беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план

предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной

беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение

выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной

профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную

жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность.

На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято

решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями,

колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему

трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем.

К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране

тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений

практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов

- интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих

ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого

совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого,

в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и

систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной

войной (1941 - 1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда

тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала

газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта ".

Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним

стали относиться как к жертвам войны.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из

прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые

детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались "

специальные " детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации:

профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых

резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники -

распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на

работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и

определению их в детские дома.

В сентябре 1942 года принято постановление СНК СССР " Об

устройстве детей, оставшихся без родителей ", где государственным

ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось

проявление заботы о детях.

" Комсомольская правда " опубликовала счет специального денежного

фонда, куда поступали средства на содержание детских домов, здравниц,

детских садов в освобожденных от немцев районах; на стипендии студентам, не

имеющим родителей [7].

Широкое распространение приобретает во время войны усыновление.

Некоторые семьи усыновляли десять и более детей.

К концу 1945 года для детей сирот уже было создано 458

суворовских училищ по 500 человек каждое , 23 ремесленных училища по 400

мест , 120 детских домов для детей погибших фронтовиков (в них

воспитывалось 17 тысяч детей) , 29 детских приемников распределителей.

Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. -

534 тысячи. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые

пытались облегчить судьбу детей как могли.

В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько

детских домов для одаренных детей - сирот, которые поступали в музыкальные,

художественные училища и балетные школы.

Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно

сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать

большую часть детских домов в школы – интернаты (Детские дома - 100-150

детей, школы-интернаты - 350-500 мест). Детские дома потеряли свою

первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

В 60 - 70 гг. в призрении детей, в педагогической науке и

практике наметился явный поворот. Возобновились теоретические исследования

в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению,

воспитанию и обучению детей.

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение "О мерах по

улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах ".

В 1987 году учрежден Детских фонд.

В 1988 г. принято постановление " О создании детских домов

семейного типа ". В 1990 г. в 347 созданных детских домах семейного типа

находятся 3,5 тысячи детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом

зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.

В начале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться три

большие социальные программы: " Социально-психологическая поддержка,

обучение и воспитание детей с аномалиями развития ", " Творческое развитие

личности " и " Социальные службы помощи детям и молодежи ". Тогда же были

разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные

программы, как " Дети России ", " Дети Чернобыля ".

В 1991 году в России был официально введен институт социальной

педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических,

теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и

деятельности новых кадров (социальных педагогов).

После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое

образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения,

воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит

активный обмен специалистами.

Россия стоит у истоков нового периода в деле призрения,

воспитания и обучения своих детей. И он начинается не с нуля. Человечество

накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы,

оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем,

современными технологиями работы с различными категориями нуждающихся в

общественном социальном призрении детей.

ГЛАВА II

Состояние социального призрения детей в современной России

2.1 Объект социального призрения

Призрение детей в России, пройдя путь от милосердия и

благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о

человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт,

претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую

разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся детей.

Какие же дети являются объектом социального призрения?

Прежде всего, те дети, у которых есть проблемы, мешающие им быть

успешными, благополучными членами общества, жить полноценной жизнью.

О каких проблемах идет речь?

Проблемы или другими словами отклонения в развитии ребенка и его

социализации можно разделить на 4 группы: физические, психические,

педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ - прежде всего, связаны со здоровьем и

определяются медицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии

могут быть отнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного

аппарата.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным каждый

пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8 % - с наследственными

патологиями и 1-2 % с врожденными аномалиями в развитии.

К школьному возрасту лица с ограниченными возможностями в здоровье

составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в общеобразовательных

учреждениях системы образования. В специальных средствах образования

нуждаются 8% из них, а фактически получает возможность их использования

только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс

социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует

специальной работы.

К детям с "ограниченными возможностями здоровья ", с точки

зрения возможностей обучения, относятся дети, имеющие физический и (или)

психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных

стандартов без создания специальных условий воспитания и образования.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ от нормы, прежде всего, связаны с умственным

развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе относятся:

задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость, или

олигофрения (от греч. oligos - малый и phren - ум). Умственная отсталость

может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться

результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться

различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой -

дебильности до глубокой - идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной

степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов

с нарушениями чтения и письма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.