на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


Социальное призрение детей в России

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 2

Глава I

Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение . . . . . . . . . .

. . . . . . 4

2. История становления и развития социального призрения

детей в России:

1 этап – зарождение призрения в древних славянских общинах . 6

2 этап – X-XVII век . . . . . . . . .

. . . . . . 7

3 этап – с нач. XVII века до реформы 1861 года . . . .

. . 10

4 этап – с 60-х гг. XIX в. до нач. XX века . . . . .

. . . 13

5 этап – с1917 г. до 90-х гг. XX в. . . . . . .

. . . . 19

Глава II

Состояние социального призрения детей в современной России

2.1 Объект социального призрения . . . . . . . .

. . . . 25

2.2 Функции социального работника и социального педагога . . .

35

2.3 Технологии социально-педагогической деятельности:

- деятельность социального педагога по работе с семьей . . .

. 38

- работа с детьми, оставшимися без попечения родителей . .

. 46

- работа с детьми девиантного поведения . . . . . .

. . . 54

Заключение . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 62

Список использованной литературы . . . . . . . .

. . . . 66

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность

мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с

историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний,

традиций и навыков история помогает современному поколению людей не

повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения

сегодняшних социальных проблем. Не случайно еще древние римляне с полным

основанием считали историю " наставницей жизни ". А идущий в настоящее

время процесс реформирования российского общества делает исторические

знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют

важное условие успешных преобразований в стране.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое

общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его

членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное

существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом

или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных

обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от

физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции

их в общество, что определялось характерной для данного общества

аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция, в свою

очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-

экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в

период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного,

сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к

детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в

тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Видение, оказание внимания, милости, забота, присмотр, покровительство,

попечение - вот составляющие этого понятия.

Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию

призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и

помощи нынешним нуждающимся.

Объектом исследования в своей дипломной работе я выбрала

историю и современное состояние детского призрения в России.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества

личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные

нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.

А переходный период развития общества в настоящее время,

углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о

детях и подростках.

В России накоплен богатейший опыт в этой области.

Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям,

апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения

детей и подростков.

Сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки

практически все аспекты проблемы социальной защиты детей России.

"Милосердие не должно следовать слепой чувственности, оно

должно быть столь же просвещенным, как и деятельным"[1] - вот формула,

которая должна быть положена в основу социальной работы с детьми.

ГЛАВА I

Призрение в России как социальное явление

1. Понятие призрение

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков (см.

Приложение № 1).

В словаре Ожегова призрение трактуется следующим образом:

"Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и

пропитание.

Призришь сироту// несов. Призревать, -аю, -аешь. Сущ. призрение - ср.р.[2]

В педагогической энциклопедии под призрением понимается:

( призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно,

милосердно.

"Призирайте на нужды ближнего своего".

( призреть - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой,

озаботиться нуждами ближнего своего.

"Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих".

"Бог призирает сирот".

( призрение или попечение, забота или призиранье неимущих, дряхлых, сирых,

больных.[3]

Современные исследователи уточняют и дополняют это понятие. Под

призрением детей следует понимать разнообразные формы и виды помощи:

- детям инвалидам;

- социальным сиротам;

- детям сиротам оставшимся без попечения родителей;

- безнадзорным;

- детям, бежавшим от войны;

- детям с девиантным поведением и т.д.

Таким образом, далее в своей работе я буду говорить о

существовавших, существующих и возможных (перспективных) формах работы с

детьми, нуждающимися в защите и помощи государства, государственных и

негосударственных учреждений, фондов, организаций и людей, которые решили

посвятить жизнь заботе о них.

1.2 История становления и развития социального призрения детей в России

Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и

развития социального призрения детей в России.

1 этап - этап зарождения социальной помощи, призрения в древних

славянских общинах.

Этому мы находим подтверждение в этнографических материалах.

Внутри родовой общины имело место так называемое "приймачество" [4] -

усыновление. "Приймать в семью сироту", как правило, могли люди позднего

возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у

них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых

родителей, вести хозяйство и т.д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь,

когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали

его на свой прокорм.

Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие

сироты назывались "выхованцами", "годованцами".

Обязательными "помочи" были в семье, где взрослые ее члены были больны. Их

называли " наряды миром". Соседи приходили, чтобы натопить печь, накормить

скот, ухаживать за детьми.

Таким образом, в древнейший период славянской истории

зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой

для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

2 этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные

отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных

форм поддержки и защиты нуждающихся детей.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с

княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают

как бы два этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который

условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII

века - образования удельных княжеств и распространения христианства на

окраинах восточнославянских земель.

И второй период - со второй половины XII века по XIII век

включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с

монастырско-церковными формами призрения.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился

великий князь Владимир, которого в народе называли "красное солнышко".

Будучи от природы человеком широкой души, он призыва и других заботиться о

ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела.

Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян

к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных,

среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных

условий развития государства и духовного становления общества.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году,

учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот

Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: "Всего ж паче

убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите". Сестра

его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не

только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые

не содержали бы больницы, богадельни или приюты.

Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение

Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой

в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др.

Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться

уважительно к людям, заботиться о детях.

Князья, духовенство и лучшие люди земли русской, как

свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только

что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались великим

религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и

любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить

голодного, напоить жаждущего, призреть хоть" единого из малых сирот".

По единогласному утверждению исследователей, призрение в таких

формах было не так вспомогательным средством общественного благоустройства,

как необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнейший русский

благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень

общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень

собственного духовного совершенствования.

Традиции призрения в русском народе не ограничивались

деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и

поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот

период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для

общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не

ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не

оставался равнодушным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о

ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при

скудельницах. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей,

умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах

сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их

призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально

подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения

окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания,

игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру по нитке, а

бедному сироте сорочка", "Живой не без места, а мертвый - не без могилы". В

скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и

несчастное рождение.

При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись

выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед

детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок

передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные

отношения сглаживали остроту детских переживаний.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в

благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся

наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью

государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный

высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех

нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и

больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

3 этап. С нач. XVII века до реформы 1861 года.

В этот период происходит зарождение государственных форм

призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения

детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с

его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей

грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра

I, который в свое правление создал государственную систему призрения

нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с

социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил

законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом

попечения государства.

В 1706 году открываются приюты для " зазорных младенцев", куда

было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности

происхождения, а за " погубление зазорных младенцев " Государь грозил

смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были

предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Число

таких младенцев постоянно возрастало. Так в 1742 году в одной Московской

губернии их числилось 865 человек в возрасте не выше 8 лет. На них

расходовалось 4731 руб. Кормлением младенцев занимались 218 кормилиц. При

этом постановлялось, что когда дети подрастали, то "мальчиков отдавали бы в

учение к какому-нибудь мастеру или в матросы, а девочек помещали к кому-

нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж.

Если в последствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в

помешательство, то могли возвращаться в приюты, как в родительские дома.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством

вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских

воспитательных домов для "зазорных младенцев".

Благотворительная деятельность Российского Императорского двора,

прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму

устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр

благотворительности проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она

пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в

котором, в частности, предлагает "... отдавать младенцев (сирот) на

воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только

когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после

оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до

15". Так было положено начало системе воспитания сирот в семье. А чтобы

воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства

открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские

(пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и

оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских

гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в

1798 году было основано Попечительство о глухонемых детях.

В этот же период начинают создаваться общественные организации,

самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише,

которую государство не охватывало своим вниманием. Так при Екатерине II

(середина XVIII века) в Москве открывается государственно-филантропическое

"Воспитательное общество". В 1842 году, также в Москве, создается

опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня

Н.С.Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на

организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без

присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для

сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его

приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин

Гаюи, который разработал оригинальную методику обучения слепых детей. С

этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в

1807 году открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых

детей.

В этот период в России начинает развиваться определенная

социальная политика и законодательство, складывается система призрения

людей, и в частности - детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно

отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает

специальные институты, которые начинают осуществлять государственную

политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. Динамику роста

институтов призрения и числа самих призреваемых можно увидеть на диаграмме.

Динамика роста институтов

призрения [5]

[pic]

Динамика роста призреваемых

[pic]

Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться

инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится

субъектом права: ему предоставляют ясные жизненные гарантии и тем самым

обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность

соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами,

принципами жизни. Отсюда жесткая детерминация социально-необходимого

поведения и жизненного сценария личности. По отношению к детям помощь

выступает как волюнтаристско-административная система социализации. Причем,

если раньше помощь

детям обосновывалась необходимостью следования христианским заповедям и

требованиям, то в этот исторический период выдвигается тезис о

государственной необходимости.

4 этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века.

После эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии

общественного призрения были благотворительные общества и союзы,

общественные филантропические организации. Среди них особое место занимают

"Учреждения императрицы Марии Федоровны", "Императорское человеколюбивое

общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные

пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и

мещанское училище , приняла по воле Государя главное начальствование и над

Воспитательными домами, сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и

положила основание Ведомству, вследствие названному ее именем.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9

тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома.

За 30 лет из поступивших в них 65 тысяч младенцев в живых осталось 7 тысяч.

Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным

образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге был

пожалован Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на

Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. ( В

этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.) Императрица

реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член "высокого и

знатного рода" сверх участия в общем управлении заведовал отдельным

учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из

любви к Отечеству и человечеству".

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открыла и

новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и

Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св.

Екатерина. В 1807 оду основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817

году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству

предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном

гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить,

печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам

воспитанниц и после выпуска их из заведения.

Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть

благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались

механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с

разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство,

бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.