на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


Еще одной разновидностью психических отклонений являются

нарушения эмоционально-волевой сферы. Как крайние формы этого вида

отклонений выступают аутизм (греч. aytos - сам) состояние психики,

характеризующееся замктностью, отсутствием потребности в общении, и суицид

- попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения

какой-либо деятельности (способности к музыке, к математике, к изучению

иностранных языков и т.д.). Только при благоприятных внешних условиях они

приобретают форму одаренности. И здесь возникает множество вопросов: как

обнаружить способности, как помочь ребенку в реализации этих способностей,

какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Причина физических и психических отклонений у детей весьма

основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что

ограничения на уровне биологической организации человека встречаются не так

часто - лишь у 8 - 10% детей; количество же детей, пострадавших от

неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.[8]

Для диагностики физических и психических недостатков создается

постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из

расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем одна на территории

каждого субъекта РФ.) Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение

возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей,

и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и

удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии

также входит консультирование родителей (или законных их представителей),

педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других

специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения

детьми образования.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят

специалисты разного профиля: психолог, врач - психиатр, невропатолог,

ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав

комиссии обязательно входят представители специального образования -

логопед, олигофренопедагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями

в умственном развитии), сурдопедагог (специалист по работе с глухими

детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми); а также

социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка

влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных

образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения,

психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том

числе со слепо глухотой, для детей подверженных

хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие

специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу, как по

оздоровлению ребенка, так и по их воспитанию и обучению.

Однако изоляция ребенка в специальном учреждении, отделение от

других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его

социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило,

нуждаются в социально-педагогической помощи.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ - такое понятие пока что редко

употребляется. Между тем в социально-педагогической деятельности для

реализации педагогических целей, стимулирования развития личности

используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность

обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими

процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности.

Прежде всего, это касается стандартов, определяющих уровень образования;

затем перспективы, к достижению которых стремится школьник; это могут быть

и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более

высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах

получения или неполучения (что является отклонением) образования. В

последние годы в России становится больше детей, которые в силу

определенных обстоятельств не получили образования. Такие отклонения от

нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой или нормой

образования являются стандарты общего образования, которые приняты в

стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте

должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную,

неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

Согласно закону об образовании РФ обязательным является общее среднее

образование.

Однако есть дети не получившие общего среднего образования. К

этой категории детей относятся такие, которые не посещают школу; окончили

только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин

такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и

неуспеваемость приводят к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает

ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе

на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют

родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на

некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству,

которые также не посещают в школу. Можно назвать еще много причин, по

которым дети не учатся в школе.

Следует отметить и большие трудности в получении образования

детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Для таких

детей, как было показано выше, создаются школы, где они обучаются под

руководством профессионально подготовленных специалистов. Но много зависит

от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он

семьи, например алкоголиков, бомжей, где образование ребенка не интересует

родителей. Если добавить сюда семь переселенцев и беженцев, которые имеют

таких детей, в этом случае проблема не менее глубока.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение

проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются

только основные дисциплины, а такие как музыка, изобразительное искусство,

входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются.

Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей.

Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на

становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении. Главное личностное

затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается

в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении

профессионального образования. Профессиональное самоопределение выступает

ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов и учащихся

старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего

интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами

объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных

заведений начального профессионального образования, среднее и высшее

профессиональное образование можно получить на конкурсной основе,

увеличивается доля платного обучения, для подростков зачастую характерна

неадекватная оценка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование

детей - инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Не следует

сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение

престижности образования (" деньги можно заработать и другим путем ").

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей,

которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной

деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих

этапах. Таких детей объединяет нежелание и неумение реализовать себя в

социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае

появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для

преодоления этого отклонения также нуждаются в социально-педагогической

помощи специалиста.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ связаны с понятием " социальная

норма ". Социальная норма - это правила, образец действия или мера

допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности

людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на

том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают

моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности,

которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные,

т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные,

относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности

или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг

и т.д.). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения

внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию

или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье

поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они

выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение

социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение

социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций

воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является

управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и

поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

В социологической, психологической и педагогической литературе

достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся

поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм,

токсикомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество,

правонарушения и преступность. Для этой категории детей используются

различные термины: " трудный ", " трудновоспитуемый ", " ребенок с

девиантным поведением " и др.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо

изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста,

неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью

развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок

не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные

социальные службы. Дети, совершившие общественно-опасные деяния и достигшие

возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-

медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или

специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует

также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения

родителей. Это дети сироты и так называемые " социальные сироты " - дети,

которые имеют в живых биологических родителей, но в силу разного рода

обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения.

К ним относятся дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-

реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы,

представим их в сводной таблице.

Физические Психические Педагогические

Социальные

Болезнь; Задержка Отклонения в

Сиротство;

Нарушения психического получении

Отклоняю-

зрения; развития; общего

щееся по-

Нарушения Умственная образования;

ведение:

слуха; отсталость; Отклонения в

алкоголизм,

Нарушения речи; получении

токсикомания,

Нарушения

профессионального наркомания,

эмоционально- образования

проституция,

волевой

безнадзорность,

сферы;

беспризорность,

Одаренность

бродяжничество,

правонарушения,

преступность

Следует отметить, что в реальности " чистых " отклонений, как

правило, не бывает. Одно отклонение порождает другое , одна группа

отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно

имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье , психические и

педагогические отклонения. Чтобы эти отклонения не приобрели хронической

формы устойчивой дезодаптации ребенка , необходимо развивать в нем

компенсаторные механизмы , определенные социально-психологические установки

, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

В федеральном законе РФ " Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации " введено понятие " дети , находящиеся в трудной

жизненной ситуации ". Это понятие охватывает фактически всех детей , о

которых шла речь выше: дети , оставшиеся без попечения родителей; дети-

инвалиды; дети , имеющие недостатки в психическом и (или) физическом

развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов ,

экологических и техногенных катастроф , стихийных бедствий; дети ,

оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети ,

отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети

, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети из

малоимущих семей; дети с отклонениями в поведении; дети , жизнедеятельность

которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и

которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с

помощью семьи.

Для работы со всеми этими категориями детей очень важное значение

имеет " пограничная зона " между нормой и отклонением. Так , если говорить

о социальных отклонениях , то между нормальным типом поведения и

отклоняющимся , отмеченным такими чертами как безволие , чрезмерная

активность , гнев и страх , резко выраженная внушаемость и др. ,

располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к

отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между

естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому , с одной стороны , работа должна быть направлена на

профилактику отклонений , с другой - на реабилитацию детей , в развитии

которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая

работа: как помочь детям, " выпавшим из социальной колеи ", вернуться в

общество; кто окажет им профессиональную помощь.

2.2 Функции социального работника и социального педагога в системе

призрения детей

Социальный работник и социальный педагог - специальности

появившиеся в начале 90-х гг. и явившиеся ответом на реальную

действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать

профессиональную помощь социально-незащищенным слоям населения.

Основными функциями социального работника являются следующие:

- диагностическая ( постановка социального диагноза " заболевания " ребенка

, семьи или группы ) ;

- терапевтическая ( определение возможных средств " лечения " : исправление

ситуаций , условий , непосредственное оказание помощи , консультирование ,

психотерапия , коррекция ) ;

- диспетчерская (в случае , требующем вмешательства других специалистов:

психолога , психотерапевта , сексолога , экономиста , юриста и т.д. или

содействия органов власти , обеспечение их дальнейшего участия в судьбе

ребенка);

- информационная (сбор информации о ребенке , семье или группе семей ,

проблемах и условиях социума для обеспечения результативности социального)

" вмешательства "; и вместе с тем обеспечение клиентов информацией о

социальных услугах , предоставляемых конкретной службой или учреждением.

Социальные работники и социальные педагоги занимаются решением

одних и тех же проблем , их задачи реализуются в одной и той же плоскости.

Социальный работник в области образования помогает ребенку справиться с

социальными и психологическими проблемами в процессе социализации . В связи

с этим функции социального работника конкретизируются применительно к этой

задаче:

- деятельность социального работника направлена на оказание помощи и

поддержки ребенку в ситуациях дезодаптации ;

- социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и

стандартов социального обеспечения лиц , пользующихся льготами ,

социальными пособиями , пенсиями;

- защищает ребенка от жизненных рисков , семейных бедствий , связанных с

нетрудоспособностью , несостоятельностью родителей исполнять родительские

обязанности;

- выступает посредником между ребенком и социальным окружением - школой ,

семьей , социальными институтами;

- организует и проводит консультации для детей , педагогического коллектива

, родителей , общественных и государственных служб по проблемам охраны и

защиты детства , образования;

- осуществляет работу по трудоустройству , патронажу , обеспечению жильем ,

оформлению сберегательных вкладов , использованию ценных бумаг

воспитанников , детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социальные работники , социальные педагоги

осуществляют свою деятельность на основе системного подхода , что позволяет

включить в социальное призрение детей различные государственные и

общественные структуры , семью , школьные коллективы и, прежде всего самого

ребенка. А именно, ребенка, у которого есть проблемы.

2.3 Технологии социально – педагогической деятельности

Итак, в нашем поле зрения находится ребенок с его проблемами и

окружающая его социальная среда, а социальный работник и социальный педагог

помогают решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный

педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно -

через семью , друзей , детский коллектив - воздействуя на ребенка. Он может

решать какие-то частные , кратковременные задачи , а может работать с

ребенком в течение длительного времени , оказывая целенаправленное

воздействие на сознание , поведение , чувства ребенка , а также на

окружающую его социальную среду.

Следует отметить , что поскольку социальная педагогика - молодая

отрасль науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно

оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности

, поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко

применяет методы , используемые в социальной работе , психологии ,

педагогике.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального

педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального

опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка (убеждение и

упражнение, требование, поощрение и наказание, методы коррекции,

переубеждение).

А рациональная последовательность использования этих методов и

средств с целью достижения качественных результатов (в практической

деятельности социального педагога) есть ни что иное, как социально-

педагогическая технология.

ТЕХНОЛОГИЯ предполагает наличие программы деятельности

специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, т.е.

ребенка, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного

результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.

Цели и задачи, которые необходимо решить специалисту определяют содержание

деятельности, методы ее реализации и формы организации.

Применение технологий в работе социального педагога позволяет

поэтапно реализовать выделенные структурные компоненты его деятельности.

Общая схема технологически организованной социально-педагогической

деятельности представлена на схеме Приложения №4.

Вооружившись знаниями обо всех существующих социально-

педагогических технологиях, специалист выбирает ту, которая необходима в

данном конкретном случае: технологии работы с семьей; с детьми, оставшимися

без попечения родителей; с детьми девиантного поведения; и т.д.

Рассмотрим подробнее социально - педагогическую деятельность в

этих направлениях.

Деятельность социального педагога по работе с семьей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими

другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и

развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями,

необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в

семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы

поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.