на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальное призрение детей в России


Семья способствует самоутверждению личности, стимулирует его социальную,

творческую активность.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями,

практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет

адаптивных способностей, которые основываются на материальных,

психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам

своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае

возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого

отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные,

например, неполная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих

семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением

своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием

семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько

они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае

необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них

функциями, процесс воспитания ребенка протекает с большими трудностями,

малорезультативно. Такой семье необходима активная и обычно продолжительная

поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера

проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную,

психологическую, посредническую помощь.

Асоциальные семьи – те, где родители ведут аморальный,

противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают

элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто

не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в

развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и др.

граждан того же социального слоя. Работа с этими семьями ведется в тесном

контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и

попечительства.

Социально-педагогическая помощь семье включает: образовательную,

психологическую, посредническую помощь.

Социально-педагогическая помощь семье

Образовательная Психологическая Посредническая

Помощь в обучении Поддержка

Организация

Помощь в воспитании Коррекция

Координация

Информирование

Образовательная помощь в обучении и воспитании направлена на формирование

педагогической культуры родителей, на предотвращение возможных семейных

проблем, связанных с обучением и воспитанием детей. Она предусматривает

широкое просвещение родителей по следующим вопросам : значение личного

примера и авторитета родителей в воспитании детей; взаимоотношения

различных поколений в семье, формирование позитивных отношений между

детьми; воспитание детей с учетом пола и возраста; социально-педагогические

проблемы “трудных” подростков, проблемы отрицательного влияния

безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; поощрение и наказание в

воспитании детей в семье; сущность самовоспитания и его организации и роли

семьи в руководстве процессом самовоспитания; наиболее распространенные

ошибки родителей в воспитании детей; особенности воспитания детей с

отклонениями в физическом и психическом развитии; трудовое воспитание в

семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития

профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима учебы,

труда, отдыха и досуга детей в семье; подготовка детей дошкольного возраста

к школе; причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании,

наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии,

связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает два

компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в

семье в период кратковременного кризиса (различных видов стресса). Наиболее

эффективна эта работа, когда помощь оказывается комплексно: социальный

педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи,

положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог

посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические

изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или

психотерапевт проводят лечение.

Коррекция межличностных отношений требуется, в основном, когда в

семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению

его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия

относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и

достоинства, нарушение доверия. Скорректировать данную ситуацию значит

помочь членам семьи узнать как они взаимодействуют друг с другом, а затем

помочь сделать эти взаимоотношения более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя

три составляющих:

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,

летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств

и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения

конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть:

- Передача ребенка на воспитание в приемную семью. После того, как

принято решение о передаче ребенка, социальный педагог (в идеале)

регулярно патронирует эту семью, говорит с ребенком, родителями, чтобы

убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в

адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги

должны включиться в ее разрешение. Если у ребенка есть настоящие

родители, социальный педагог кроме того, что он взаимодействует с

приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными

родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность

настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к

возвращению ребенка;

- Усыновление ребенка, которое предполагает предоставление усыновителям

прав, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они

наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать

социальный педагог;

- Помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, - место

временного пребывания. За этот срок социальные педагоги обязаны

выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его

безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих,

родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать

коррекции взаимоотношений в семье, помочь в трудоустройстве и решении

материальных и жилищных проблем.

Другой тип приютов – приют для женщин, подвергшихся избиению, и их

детей, а также для несовершеннолетних мам, вынужденных уйти из дома –

“социальная гостиница”. Эти приюты предоставляют место и питание на

короткое время, обеспечивают консультирование.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб,

требующих действенного вмешательства:

• ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители

настаивают на его возвращении;

• ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

• ребенок месяцами живет в больнице – он не сирота, и поэтому не может

быть помещен в детский дом;

• ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распределителя;

• подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и

лишь ограничивают отношения между учреждениями и ребенком словосочетанием

“не имеет права” : приют не имеет права забрать ребенка от избивающих его

родителей, приемник распределитель не имеет права дать убежище уставшему от

скитания по подвалам ребенку, детский дом не имеет права принять ребенка

без документов и т.д.

- Помещение ребенка на институционное попечение, коим является

детский дом, школа-интернат, семейные детские дома, которые могут быть

созданы государственными службами или частными организациями, не

извлекающими из этого прибыли.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи

информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме

консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного,

трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин,

инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям,

с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение

означает нанесение телесных повреждений, насилие или непосильный труд.

Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за

ребенком, включающему питание, медицинскую помощь. Как крайнюю меру этот

вид помощи предусматривает рекомендации на лишение родительских прав,

передачу ребенка в интернатные учреждения.

Однако эта мера должна применяться в исключительных случаях, так

как для эмоционального здоровья ребенка очень важна атмосфера семьи.

Особо следует отметить необходимость помощи тем семьям, где есть

дети-инвалиды.

Инвалидность значительно ограничивает жизнедеятельность,

приводит детей к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития

и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к

самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой

деятельности в будущем.

Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные

затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков

в развитии, но и неприспособленности социального окружения к их

специальным потребностям, предрассудков общества по отношению к

инвалидам.

Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их

жизненный цикл будет отличаться от жизни обычных семей. Дети с

ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов

жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Этим семьям, начиная с

рождения ребенка и / или получения информации о наличии у ребенка

патологии, предстоит пройти следующий путь: эмоциональное привыкание,

информирование других членов семьи; принятие решения о форме обучения

ребенка, переживание реакций группы сверстников, организация его учебы и

внешкольной деятельности; возникновение проблем, связанных с

пробуждающейся сексуальностью; планирование будущей занятости ребенка; и

т.д. Изменения в любой части этой системы влекут изменения в остальных ее

частях, создавая тем самым потребность в достижении баланса.

Вся сложность и многоаспектность проблем детей-инвалидов и их

семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических

технологиях работы с инвалидами. Остановимся на социально-

реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы –

обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического

развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия

его потенциала для обучения.

Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов,

возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие

первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего

воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и

семьей, вызванного в частности тем, что ожидания родителей (или других

членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Третья цель социально-реабилитационной работы – абилитировать

(приспособит) семьи, имеющие детей-инвалидов, чтобы максимально

эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен

относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования

конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую

потребностям данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг,

оказываемых не только детям, но и их родителям и семье в целом. Все

услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь

индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи.

Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном

окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в

семье.

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших

результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты

становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

С каждым годом в России более полумиллиона детей остаются без

попечения родителей. В настоящее время широко используются в обыденной

речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и

социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в

возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей,

но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не

заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и

государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения

родителей, относятся дети, у которых родители:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- ограничены в родительских правах;

- признаны безвестно отсутствующими;

- недееспособны (ограниченно дееспособны);

- отбывают наказание в исправительных учреждениях;

- обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

- уклоняются от воспитания детей;

- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда

ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство

являются формой устройства таких детей для содержания, воспитания,

образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми,

не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой

категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово

“сирота”, будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и

социального сироту.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это

многоаспектная проблема. Однако, по крайней мере, три причины такого

явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать)

добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще

это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в

родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения

отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается

специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать)

могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из

семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов

ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых

родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни,

недееспособны и т.п. Лишение родителей родительских прав – это также

правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется

специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть

отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных

катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства –

осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка

зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах

ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских

законодательных актах. Так в семейном кодексе в качестве приоритетных и

самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и

воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими

родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным,

предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка

и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы

ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической

группой, местными обычаями и культурными корнями.

В нашей стране создается, развивается и укрепляется система

альтернативных решений, касающихся социального призрения детей. К ним можно

отнести следующие возможные варианты:

- сохранение ребенка в родной семье;

- возвращение в семью;

- усыновление внутри страны;

- усыновление в другой стране;

- передача на воспитание в семью;

- передача в специальные воспитательные учреждения.

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями – усыновлением

или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:

Попечение сирот

Усыновление

Государственное попечение

Приемная семья

Временная приемная семья

Опекунская семья

Приют

Семья усыновителя

Дом ребенка

Детский дом

Школа-интернат

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически

устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или

супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.

Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является

то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо

ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной

власти в лице органов опеки и попечительства, усыновление устанавливается

решением суда.

Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей:

это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними

заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с

которыми он связан родственными узами, во втором - роль семьи выполняют

люди, не имеющие родственных связей с ребенком.

Еще одна разновидность приемной семьи – временная приемная семья.

Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой

приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из

семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной

семье, болезнь или отсутствие родителей и др.

Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в

ряде развитых стран как форма защиты детства. Временную приемную семью

отличает от опекунской или семьи усыновителя то, что это семья

профессиональных специалистов. Если обратиться к зарубежному опыту, то

можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной

профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической

подготовки такой семьи, оплата услуг деятельности такой семьи; время

нахождения ребенка в такой семье учитывается в качестве рабочего стажа

приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном

доме.

Основная цель такой семьи – поддержание контактов с

биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если

невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в

приемной до тех пор, пока не состоится решение суду в отношении дальнейшей

судьбы ребенка. Фактически подобная приемная семья выполняет функции

“скорой” помощи в случае возникновения в биологической семье каких-либо

кризисных условий.

Внедрение института временной приемной семьи требует, прежде

всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный

механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных

родителей к их деятельности, юридических прав и обязанностей приемных

родителей и др.

Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно

выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социального

педагога с приемными семьями. Следует иметь ввиду, что деятельность

социального педагога всегда выступает совместно с деятельностью других

специалистов: социальных работников, медиков, психологов, дефектологов и

др.

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие

выступить в их роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию,

имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей;

предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты

здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе

социальный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими

специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.